СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инфраструктура поддержки малого бизнеса В России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенно неслучайно многие страны мира создают инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Малыш всегда требует особого внимания, равно, как и малое предприятие. Но в будущем малое предприятие вносит в экономику государства огромный вклад, как и взрослеющий человек вкладывает себя в общество.

Просмотр содержимого документа
«Инфраструктура поддержки малого бизнеса В России»

Инфраструктура Поддержки малого бизнеса В России


Зайцева Галина Владимировна

Учитель финансовой грамотности

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


Малый бизнес в современном обществе является мощным двигателем развития современной экономики, поэтому российские структуры развития уделяют малому бизнесу много внимания.

Совершенно неслучайно многие страны мира создают инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Малыш всегда требует особого внимания, равно, как и малое предприятие. Но в будущем малое предприятие вносит в экономику государства огромный вклад, как и взрослеющий человек вкладывает себя в общество.

С 2007 года действует законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса в Российской Федерации [1]. В 2015 году издан Указ Президента, усиливающий меры по развитию малого бизнеса в России. Хотя поддержка малого предпринимательства осуществляется, совершенствование мер поддержки не бывает лишним.

В России поддержка малого бизнеса организована на уровне местных, региональных и федеральных программ. Значимость разрабатываемых программ, стратегий развития, как непосредственно малого бизнеса, так и отведение значительной роли малого бизнеса в стратегическом развитии экономики и безопасности государства, подтверждает интерес к развитию малых предпринимательских субъектов, который отражен в различных нормативных актах государственных органов.

Максим Орешкин, выступая перед членами государственной думы, заявил: «Учитывая стоящие перед нашей экономикой вызовы, мы ориентируемся на решение двух ключевых задач:

Первая — активизация инвестиций в технологическое обновление и новую инфраструктуру;

Вторая — бережное отношение к людям и максимальное развитие талантов и способностей каждого гражданина нашей страны.

Сквозной задачей для достижения этих двух целей является задача по цифровизации экономики.» [14].

Очевидно, цифровизация экономики для развития малого бизнеса — это и есть создание инфраструктуры взаимодействия граждан и государства, в том числе в системе развития малого предпринимательства в условиях развития цифрового обеспечения взаимодействия и деятельности, которое дает возможность повышения скорости организации бизнеса.

Именно государство подтверждает ценность малого бизнеса: «Малое и среднее предпринимательство (МСП) является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Современный динамично развивающийся малый бизнес обеспечивает поддержание конкурентных начал в экономике, что в свою очередь способствует созданию новых (более эффективных и производительных) рабочих мест. Государственный прогноз Минэкономразвития предполагает: Улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности даст дополнительный импульс развитию малого и среднего бизнеса. Путем реализации институциональных преобразований будут преодолены существующие барьеры для развития малого и среднего предпринимательства [7].

Для развития малого бизнеса в среднесрочной перспективе создается стратегия, миссия которой «…создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.». Целью стратегии является «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, — социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.» [6].

В области государственной безопасности планируется «поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса» [5]. Необходимо отметить, что практически с первых дней формирования новейшей истории Российской Федерации законы о продвижении малого предпринимательства принимались и, в общем действовали.

Но все течет, все изменяется. Современное общество пронизано информационными потоками. Начиная с малого возраста, человек связан с мировой информационной паутиной, называемой сеть Интернет, объединяющей огромное количество информации в Интернет-ресурсах. Мы общаемся со всем миром, стираются границы взаимосвязей не только между людьми, но и между субъектами общества. Развитие малого бизнеса Интернет не обходит стороной: формируются Интернет-ресурсы поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Новые, взаимосвязанные ресурсы Интернет, прежде всего, информационные, позволяют пойти дальше в развитии малого бизнеса, использовать реально предлагаемую поддержку разного уровня.

Основным документом, определяющим пути развития малого предпринимательства, является Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [6], которой планируется основные виды поддержки осуществлять через Корпорацию МСП.

Для поддержки малого бизнеса на основании Стратегии развития создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорации) основными целями деятельности Корпорации являются следующие:

— оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

— привлечение денежных средств российских, иностранных и международных, организаций в целях поддержки субъектов МСП;

— организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

— организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, которые определяются Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также в годовом объеме закупки инновационной и высокотехнологичной продукции;

— обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

— подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере [10].

Проведение исследований о развитии малого и среднего бизнеса с использованием разного рода материалов возможно с использованием материалов Ресурсного центра малого предпринимательства, который выступает как российская самостоятельная некоммерческая организация, занимающаяся проведением аналитических исследований, сбором и распространением информации. Тематика — статистика и экономика, финансы, региональное развитие, в том числе, малое и среднее предпринимательство.

Ресурсный центр мог бы стать центром информационно- маркетинговой поддержки. Начинающему предпринимателю сложно провести маркетинговые исследования – они весьма дорогостоящие. Было бы интересно получить готовые материалы исследований по регионам. Возможно, материалы реального маркетинга, маркетинговых исследований, определяющие возможные коммуникации, конкурентов в регионе, могут быть сформированы и представлены в платном сегменте библиотеки сайта. В данный момент в библиотеке имеются учебники, но реальные исследования включают единственное последних лет от 2015 года. Возможно, деятельность ресурсного центра малого бизнеса стоит систематизировать в целях поддержки малого бизнеса [19].

Активно поддерживаются основные направления развития малого бизнеса, которые связаны с развитием промышленности и сельского хозяйства в целях обеспечения безопасности российского государства. Поэтому небезынтересно исследовать материалы сайтов Российского союза промышленников и предпринимателей. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России так и на международном уровне. Российский союз осуществляет свою деятельность посредством двух юридических лиц, обладающих различным правовым статусом – общероссийского объединения работодателей (ООР «РСПП») и общероссийской общественной организации (РСПП) [20].

Существуют организации, которые объединяют представителей малого бизнеса России. К ним относятся «ОПОРА РОССИИ» и НП «ОПОРА», которые существуют на средства предпринимательских взносов и объединяют около 450 тысяч предпринимателей, создающих более 5 миллионов рабочих мест.

На сайте Опоры России предложены возможности предпринимателей, получаемые при условии участия в качестве членов общественных объединений Опоры России и НП «Опора». Предприниматель-член «Опоры России» получает карту предпринимателя — членский билет, который позволяет ему, как члену «ОПОРЫ РОССИИ»

1) участвовать в законотворческом процессе,

2) быть в сообществе активных и амбициозных предпринимателей,

3) принимать участие в деловых и обучающих мероприятия организации

4) пользоваться пакетом с эксклюзивными скидками и предположениями от партнеров

Первичное вступление для участия может быть осуществлено через региональные структуры Опоры России [12].

Современные Интернет-ресурсы взаимосвязаны между собой. В частности, разработан и действует сайт государственных услуг, который работает в качестве официального портала государственных услуг, через который предприниматели могут провести начальные организационные мероприятия по созданию бизнеса: подать документы на регистрацию бизнеса в электронном виде, экономя свое время, минуя очереди в налоговую инспекцию.

Налоговые органы представляют малый бизнес реестром малого бизнеса, который позволяет получить актуальные данные статистики сектора МСП (количество микро-, малых и средних предприятий, юридических лиц и ИП)  — по России в целом, по федеральным округам, субъектам федерации. Кроме того, используя материалы сайта, можно пройти электронную регистрацию в качестве владельца предприятия или индивидуального предпринимателя, используя ресурс госуслуг и Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба предоставляет материалы, разъясняющие систему налогообложения РФ, используя которые представитель малого бизнеса, может самостоятельно сделать выбор о применении налогового режима, о взаимодействии с налоговыми органами. Существует и возможность проверки контрагента на предмет определения фирмы-однодневки и реальности ведения бизнеса во избежание наказаний, связанных с недостаточной осмотрительностью [21].

Для развития предпринимательства в Челябинской области создан сайт, который действует по принципу одного окна. На сайте представлены предложения по поддержке предпринимателей в открытии бизнеса, предложения имущественной, финансовой, информационной поддержки. Гражданин, проживающий в Челябинской области, решивший открыть бизнес, может обратиться на сайт с заявкой, в которой будут отмечены его пожелания, и в дальнейшем можно взаимодействовать непосредственно с работниками Фонда поддержки малого бизнеса [22].

Вообще, все разработанные Интернет-ресурсы дают возможность предпринимателю обучаться, расширять знания, без которых предприниматель не может развивать и продвигать свой бизнес. Часто бывает, что предприниматель имеет интересную идею, имеет возможности воплощения идеи в жизнь, но отсутствие своевременной и соответствующей поддержки не дает предпринимателю реальной организации и деятельности в малом бизнесе.

Немаловажным фактором для открытия и развития бизнеса является наличие знаний, экономической, финансовой и правовой грамотности, обязательных для ведения бизнеса. На вышеперечисленных сайтах предпринимателям малого бизнеса предлагается участие в разного рода семинарах, вебинарах, предоставляемых на льготных условиях.

Если учесть, что жизнь современного члена общества связана с непрерывным, в течение всей жизни повышением уровня образования, то ресурсы обучения приобретают значимую роль в развитии предпринимательства вообще. Образование в интересах устойчивого развития (формулировка ЮНЭСКО) позволяет каждому человеку приобрести знания и умения и сформировать компетенции, точки зрения и ценности, необходимые для построения устойчивого будущего, в том числе в качестве предпринимателя-профессионала. Профессиональный предприниматель должен сегодня обладать обширным кругозором, знаниями, которые позволят ему развивать и продвигать свой бизнес [18].

Подготовка предпринимателя, обладающего знаниями, умениями компетенциями профессионально делать бизнес, дает возможность развития экономики государства в целом. Неслучайно Концепция образования в течение всей жизни ЮНЕСКО имеет некоторые отличительные черты:

1) Системный взгляд. Концепция образования в течение всей жизни рассматривает спрос и предложение возможностей для обучения как часть связной системы, охватывающей весь жизненный цикл и состоящий из всех видов формального и неформального обучения.

2) Центрированность на обучаемом. Это требует смещения акцентов с поставляющей стороны на потребляющую сторону – на удовлетворение потребностей обучаемых.

3) Мотивация к учебе. Мотивация является основой для обучения, которое продолжается в течение всей жизни.

4) Различные задачи образовательной политики. Должны быть признаны самые различные цели: цели личностного развития, развития знаний, экономические, социальные и культурные запросы [11].

Основные способы поддержки предпринимателя вышеперечисленные ресурсы дают возможность непрерывного обучения через информационную поддержку, правовую поддержку с привлечением для обучения потенциального предпринимателя.

Современному начинающему предпринимателю, или предпринимателю, который попадает в сложную ситуацию, требуется защита. Поэтому создан институт Уполномоченного по правам предпринимателя [3]. : «В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. Института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ.» [15].

В Челябинской области с учетом мнения бизнес-сообщества региона кандидатура Гончарова Александра Николаевича была предложена Губернатором Челябинской области, по согласованию с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [16].

Законодательство РФ и Челябинской области определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области, как и структуру и компетенции государственного органа, обеспечивающего его деятельность. Должность регионального Уполномоченного – это государственная должность субъекта РФ (Челябинской области). В своей деятельности Уполномоченный независим от каких-либо иных государственных и муниципальных органов власти региона, имеет свой аппарат и отдельное финансирование, что является дополнительной гарантией его независимой деятельности.

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Челябинской области;

2) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

3)взаимодействие с предпринимательским сообществом;

4)участие в формировании и реализации государственной политики Челябинской области в сфере развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности [4].

Очевидно, проблемы, рождаемые в процессе организации малого предпринимательства сегодня на лицо. Пока нельзя сказать о том, что возникающие вопросы получают быстрое решение. К примеру, много говорится о снижении контроля в малом предпринимательстве, начиная с 2008 года, когда Президент Дмитрий Медведев сказал «Хватит кошмарить бизнес». Но и сегодня необходима защита бизнеса с целью формирования соответствующей налоговой нагрузки.

В. В. Путин на заседании Совета 21 сентября 2016 года сказал: «Мы неоднократно говорили — о необходимости на определенный период, скажем, года на два, освободить самозанятых вообще от уплаты налогов и обязательных взносов с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, и чтобы это не было для них обременительным. И, конечно, необходимо исключить возможность обвинения самозанятых граждан в незаконном предпринимательстве. Если это необходимо, нужно внести соответствующие поправки в законодательство» [17].

«Уровень налоговой нагрузки в России повышаться не должен. Это позиция Минэкономразвития», заявил в интервью Business FM в кулуарах Петербургского международного экономического форума глава министерства Максим Орешкин в начале июня 2017 года [13].

Но мало что меняется. Президент РФ Владимир Путин по итогам съезда Торгов-Промышленной Палаты Российской Федерации (ТПП РФ), дал поручение Правительству РФ  (Пр-532) рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями субъектам официального статистического учета, в налоговые органы и в органы, осуществляющие контроль за уплатой иных обязательных платежей, а также об установлении периодичности утверждения новых форм и форматов такой отчётности и внесения изменений в действующие формы и форматы не чаще одного раза в год.

По поручению Президента Торгово-промышленная палата проводит различные экспертизы, в частности была проведена экспертиза отчетности, по результатам которые представлены в презентации:

1) Количество запросов (по налогам) увеличилось в разы;

2) «Статистика «озверела»: штрафы огромные, количество отчетов увеличилось, формы (отчетности) меняются постоянно»;

3) «Без конца новые отчеты — не успеваешь привыкнуть к старым, как опять новые. Бухгалтеры не выдерживают такой нагрузки и убегают со своих должностей»;

4) «Форма 6-НДФЛ неудобная, сложная, много разночтений в инструкции по заполнению»

5) «Если нет деятельности, сдаешь все (!) формы с нулевыми показателями. Бессмысленность некоторых показателей отчетов (СЗВ-М, 6-НДФЛ, статотчетность)»

6) «Отчет СЗВ-М сдается ежемесячно, главный бухгалтер не должен болеть» [8].

На основании вышеизложенного, можно сделать заключение о том, что желания руководства страны являются положительными для малого предпринимательства и его развития, однако, реальные вещи часто оказываются противоположными мнению руководящих лиц страны.

Возможно, внедрение системы поддержки малого бизнеса на условиях «цифровизации», взаимодействие разработанных электронных ресурсов поддержки на принципах «одного окна», позволит решить проблемы поддержки малого предпринимательства, и избавит предпринимателей от излишних чиновничьих претензий.

Предпринимательская деятельность – это деятельность высокого риска, особенно для начинающих, для тех, кто не видит пути прохождения всех чиновничьих претензий. Возможно, применение новых подходов цифровизации, даст возможность активного подключения к деятельности новых потенциальных предпринимателей.


Список литературы:


1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [ федер. закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

2. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства [ Указ Президента Российской Федерации N 287 от 5 июня 2015 года по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации [ федер. закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

4. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области [ Закон Челябинской области от 29 августа 2013 г. N 519-ЗО: принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 августа 2013 г. № 1572 по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

5. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [ Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

6. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : [ Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года : [ Прогноз разработан Минэкономразвития России по состоянию на 15.05.2023 г. ] : [ Электронный ресурс ] : Консультант Плюс, 2023 г.

8. Бизнес-экспертиза Торгово-промышленной палаты РФ URL: http://tpprf.ru/ru/news/175479/ Дата обращения 15.05.2023 г.

9. Госуслуги URL: https://www.gosuslugi.ru/: Дата обращения 15.05.2023г.

10. Деятельность : материалы сайта © АО «Корпорация МСП», 2017 г. URL: http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/: Дата обращения 15.05.2023 г.

11. Образование в интересах устойчивого развития : URL: http://www.unesco.org/new/ru/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-sustainable-development/ : Дата обращения 15.05.2023 г.

12. Опора России : URL : http://www.opora.ru/projects/karta-predprinimatelya/ : Дата обращения 15.05.2023 г.

13. Орешкин, М: Максим Орешкин: Уровень налоговой нагрузки в российской экономике повышаться не должен URL: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/2017020622 : Дата обращения Дата обращения 15.05.2023 г.

14. Орешкин М.: Максим Орешкин: Российская экономика начала новую фазу экономического роста: URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2017070601 : Дата обращения Дата обращения 15.05.2023 г.

15. Отчет о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области за 2016 г. : URL: http://ombudsman174.eps74.ru/Upload/files/@.indd(1).pdf : Дата обращения 15.05.2023 г.

16. Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Челябинской области http://ombudsman174.eps74.ru/Upload/files.pdf : Дата обращения 15.05.2023 г.

17. Путин предложил освободить малый бизнес от налогов на два года : URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2801444: Видеоматериал : Путин «Самозанятых граждан освободят от налогов» : URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2801444#/video/: Дата обращения 15.05.2023 г.

18. Реализация концепции обучения в течение всей жизни URL: http://www.novsu.ru/file/788901 : Дата обращения 15.05.2023 г.

19. О ресурсном центре материалы с сайта © 1998-2023 Ресурсный центр малого предпринимательства:  http://rcsme.ru/ru/about

20. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) http://рспп.рф/about Дата обращения 15.05.2023 г.

21. Федеральная налоговая служба URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html: Дата обращения 15.05.2023 г.

22. Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области URL: http://территориябизнеса74.рф/ : Дата обращения 15.05.2023 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!