Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
(приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования
Образование подразделяется на:
- общее образование,
- профессиональное образование,
- дополнительное образование
- профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Уровни общего образования
1) Дошкольное образование ;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Ключевой принцип стандарта
Поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития
Цели введения ФГОС ДО
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
- В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся . Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся .
Базовые ценности российского дошкольного образования
- Поддержка специфики и разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
При разработке Стандарта учтены :
- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Принципы дошкольного образования
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принцип возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Цели стандарта
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Задачи
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Задачи
- Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
Задачи
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
- Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)
Программа направлена на:
- создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей
Условия социализации и развития детей
Пространственно-временные (гибкость в организации режима дня, трансформируемость предметно-пространственной среды);
социальные (формы сотрудничества и общения, отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию и др.);
деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
- Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ ( Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”, ст. 12.6.)
При разработке Программы Организация определяет
- Продолжительность пребывания детей в Организации;
- Режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы. ( Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее - группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп)
- Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 95.)
- Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
- к структуре Программы;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
- Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка .
Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО
1.Требования к психолого-педагогическим условиям
2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3. Требования к кадровым условиям
4.Требования к материально-техническим условиям
5. Требования к финансовым условиям
Педагогическая диагностика (мониторинг)
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения задач:
- индивидуализации образования каждого воспитанника;
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи) – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться:
- для решения задач психологического сопровождения
- проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа
- определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования;
- обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта.
- Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.
- Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области.
Образовательные области
- Социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- Развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- Владение речью как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
- двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательных областей зависит от возраста детей
- Младенческий;
- Ранний возраст;
- Дошкольный возраст
Младенческий возраст
- Эмоциональное общение с взрослым;
- манипулирование с предметами;
- познавательно-исследовательские действия;
- восприятие музыки, детских песен и стихов;
- двигательная активность;
- тактильно-двигательные игры.
Ранний возраст
- Предметная деятельность;
- игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым;
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
- двигательная активность.
Дошкольный возраст
- Игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
Аспекты образовательной среды
- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обязательная часть программы
- Комплексный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений:
- парциальные программы;
- методики;
- формы организации образовательной работы.
Объём программы
- Обязательная часть - 60% от её общего объёма;
- часть, формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40%.
Разделы программы
- Целевой;
- содержательный;
- Организационный.
В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел
- Пояснительная записка;
- планируемые результаты как целевые ориентиры освоения
Пояснительная записка
- Цели и задачи реализации Программы;
- характеристики, значимые для разработки и реализации Программы (возраст, особенности воспитанников, среда, специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности;
- принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты
- Составляются как целевые ориентиры освоения;
- конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержательный раздел включает:
- содержание образовательной работы по пяти образовательным областям;
- описание форм, способов, средств реализации программы;
- содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой ;
В содержательном разделе представлены:
- характеристика жизнедеятельности детей в группах (распорядок и/или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий);
- особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
ориентирована на :
- специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- выбор парциальных программ и форм организации работы с детьми;
- поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
- сложившиеся традиции Организации (группы).
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования
Описание специальных условий образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- использование специальных образовательных программ и методов;
- специальных методических пособий и дидактических материалов;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование
Направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Организационный раздел
- Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий;
- содержание;
- примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы, включая время для:
- непосредственно образовательной деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;
- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы;
- материально-техническое обеспечение;
- обеспеченности методическими материалами и средствами обучения
Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры являются ориентирами для :
- построения образовательной политики в сфере дошкольного образования на всех уровнях;
- создания условий в ДОО;
- анализа профессиональной деятельности педагогов;
- взаимодействия с семьями воспитанников;
- информирования родителей и общественности о целях дошкольного образования, общих для образовательного пространства РФ;
- выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества дошкольного образования;
- оценку итогового и промежуточного уровня развития воспитанников в рамках мониторинга (не подлежат оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей);
- оценку выполнения государственного задания (посредством их включения в показатели);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
2. Использует специфические предметные действия, знает назначение бытовых предметов;
3. Владеет активной речью, включенной в общение;
4. Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях;
5. Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…;
6. Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…;
7. Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения…
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…;
2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….;
3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…;
4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…;
5 . Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями..;
6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ….
Краткая презентация Программы
- Возрастные и иные категории детей;
- реализуемые Примерные программы, в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.
Организация введения ФГОС ДО
«План действий по обеспечению ведения ФГОС дошкольного образования»
(утвержден МОиН РФ от 31.12.2013 года):
- Нормативно-правовое , методическое, аналитическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- Организационное обеспечение реализации ФГОС;
- Кадровое обеспечение;
- Финансово-экономическое обеспечение;
- Информационное сопровождение введения ФГОС.