СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок географии и биологии по теме "Природные комплексы. Экологические факторы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию и инструктивную карту для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карта урока Природные комплексы. Экологические факторы»

Инструктивная карта урока Природные комплексы. Экологические факторы.

1. Природный комплекс_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните схему природного комплекса

3. Запишите виды природных комплексов, приведите примеры












4. Что такое экологические факторы? На какие группы их разделяют?_____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу

Факторы неживой природы

Свет

Температура

Влажность

Избыток

Недостаток

Избыток

Недостаток

Избыток

Недостаток

Приспособ-ления организмов








6. Что такое природная зона? Каковы причины формирования природных зон?_____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что такое высотный пояс?___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что такое природно-антропогенный комплекс? Приведите примеры_____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое антропогенный комплекс? Приведите примеры______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание

Факторы живой природы это___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры факторов живой природы, заполнив таблицу


Взаимоотношения между организмами

Взаимополезные

Полезно-нейтральные

Полезно-вредные






Просмотр содержимого документа
«Природные комплексы. Экологические факторы»

Интегрированный урок географии и биологии

Тема: Природные комплексы. Экологические факторы, 6 класс

Дата: май

Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование: фоторяд с изображением природных комплексов, презентация «Природные комплексы. Экологические факторы»,

Дидактические цели:

  1. Личностные: формирование у учащихся ценностного и ответственного отношения к природе, проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; стремление к здоровому образу жизни; развитие познавательных интересов к изучению окружающего мира.

  2. Метапредметные:

    1. Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

    2. Регулятивные: формирование способности планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.

    3. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, обмениваться мнениями, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

  3. Предметные: понимать, что такое природный комплекс, уметь выявлять причинно-следственные связи между компонентами в природном комплексе; называть наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации (география). Уметь называть различные экологические факторы; знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; называть основные типы природных сообществ; приводить примеры естественных сообществ; описывать видовой состав природных сообществ(биология).

Структура урока

Деятельность учителя (характеристики)

Деятельность обучающихся (характеристики)

Формируемые УУД

  1. Мотивационный блок

Учитель демонстрирует фоторяд с изображением различных природных комплексов. Предлагает обучающимся определить, что представлено на фотографиях? Почему именно такая комбинация фотографий?


Вводит понятие природного комплекса (Презентация, Приложение 1, слайд 2).




Организует работу со слайдом 2 презентации, объясняя, какие факторы оказывают влияние на формирование природных комплексов.





Организует диалог по формулированию целей и плана урока.

Размышляют, предлагают варианты, такие как «природа», «природные зоны» и т.п.







Знакомятся с понятием, фиксируют его в инструктивной карте (Приложение 2, далее - ИК).



Делают вывод о том, что тема урока – не только природные комплексы, но и факторы, влияющие на них – экологические факторы. Заполняют ИК.

Осознают, что урок будет интегрированный – по географии и биологии.



Намечают цель, которой они хотят достичь и план работы по ее достижению.

Личностные:

Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Познавательные: умение решать учебные задачи.



Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулирование цель.


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Предметные: умение работать с накопленными географическими знаниями и биологическими знаниями.


  1. Информационный блок

Дает характеристику природным комплексам с опорой на слайды презентации (см. Приложение 1, слайды 3-5).





Вводит понятие экологических факторов, дает им характеристику (Приложение 1, слайд 6)



Организует самостоятельную работу по заполнению таблицы (Приложение 1, слайд 7) с опорой на текст учебника.


С опорой на презентацию (Приложение 1, слайды 8-13) дает характеристику зональным природным комплексам и природным зонам.


Анализируют информацию, делают выводы о том, почему формируются природные комплексы и на какие виды они делятся. Заполняют задание 3 ИК (Приложение 2).


Анализируют информацию визуально и на слух, фиксируют данные в ИК (Приложение 2).


Выполняют задание по ИК (Приложение 2, задание 5).




Выполняют задание по ИК (Приложение 2, задание 6-7).










Личностные: формирование интереса к познанию.


Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.


Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении.


Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками.


Предметные: уметь анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе (география). Приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; называть основные типы природных сообществ; приводить примеры естественных сообществ (биология).

  1. Аналитический блок

Предлагает подумать, все ли природные комплексы и природные зоны всегда были такими, какие они сейчас? Останутся ли они такими в будущем? Что и кто оказывает на них влияние? Какое?

Знакомит со слайдами презентации 14-15 (Приложение 1).

Помогает сделать выводы о влиянии человека как одном из важнейших факторов.

Размышляют, делают выводы о том, что не всегда. Делают предположения, что могло повлиять на это.

Приходят к мысли об антропогенном влиянии.

Анализируют информацию и фиксируют ее в ИК (задания 8-9).





Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины.


Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.


Регулятивные:

Умение осуществлять самооценку

на

основе критерия

успешности учебной

деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.


Коммуникативные: вести конструктивный диалог.


Предметные: выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации (география). Приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты (биология).

  1. Рефлексия

Направляет русло работы на завершающий этап





Знакомит с домашним заданием (Приложение 1, слайд 16).

Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.




Определяются с домашним заданием.

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе.


Познавательные: Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

Регулятивные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения географии и биологии, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми

Коммуникативные: формирование готовности формулировать и высказывать собственное мнение, выслушивать и обсуждать разные взгляды мнения, вести конструктивный диалог.


Предметные: приводить примеры факторов живой природы; описывать, как меняются компоненты природного комплекса при изменении одной из составляющих. Понимать, какое воздействие может оказать человек на живые организмы.

Приложение 1. Ссылка на презентацию к уроку

Приложение 2. Инструктивная карта

Просмотр содержимого презентации
«Природные комплексы. Экологические факторы»

Природные комплексы. Экологические факторы. Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе

Природные комплексы. Экологические факторы.

Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что изображено на фотографиях?

Что такое природный комплекс?

Что такое природный комплекс?

  • Устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории.
Почему формируются природные комплексы?

Почему формируются природные комплексы?

  • Все компоненты природного комплекса взаимодействуют друг с другом. Каждый компонент влияет на все остальные, а они, в свою очередь, влияют на него.
  • Если изменить один компонент природного комплекса, то изменятся и все остальные.
Виды природных комплексов

Виды природных комплексов

Особенности формирования природных комплексов

Особенности формирования природных комплексов

Экологические факторы Компоненты окружающей среды, которые оказывают влияние на живой организм Факторы неживой природы Факторы живой природы Деятельность человека

Экологические факторы

  • Компоненты окружающей среды, которые оказывают влияние на живой организм

Факторы неживой природы

Факторы живой природы

Деятельность человека

Приспособления организмов к влиянию факторов неживой природы Факторы неживой природы Свет Избыток Приспособ-ления организмов Температура Недостаток Избыток Влажность Недостаток Избыток Недостаток

Приспособления организмов к влиянию факторов неживой природы

Факторы неживой природы

Свет

Избыток

Приспособ-ления организмов

Температура

Недостаток

Избыток

Влажность

Недостаток

Избыток

Недостаток

Зональные природные комплексы

Зональные природные комплексы

  • Их распространение подчиняется закону широтной зональности
  • Географические пояса
  • Природные зоны
  • Высотные пояса
Географические пояса

Географические пояса

  • Наиболее крупные зональные природные комплексы. Они протягиваются в широтном направлении, совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия
Природные зоны

Природные зоны

  • Обширные территории с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Основной причиной смены природных зон является изменение соотношения тепла и влаги
Природные зоны земли

Природные зоны земли

Высотные пояса

Высотные пояса

  • Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой
Природные комплексы мирового океана

Природные комплексы мирового океана

  • В океане помимо широтных природных комплексов выделяют также вертикальные зоны
Влияние человека на природные комплексы

Влияние человека на природные комплексы

  • Природно-антропогенные комплексы – территории, существенно изменённые человеком
Влияние человека на природные комплексы

Влияние человека на природные комплексы

  • Антропогенные комплексы – территория, на которой природа полностью изменена человеком
Домашнее задание

Домашнее задание

  • География: §54, читать
  • Биология: §24, читать
  • Привести примеры факторов живой природы
  • Описать как изменятся компоненты природного комплекса при изменении одного из компонентов (по выбору учащегося)
  • Подготовить доклад о воздействии человека на живые организмы (1-2 обучающихся по желанию)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!