СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок технологии и литературы . Тема :« Н.А. Некрасов .«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интегрированный урок  литературы и технологии. В рамках формирования интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок технологии и литературы . Тема :« Н.А. Некрасов .«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей»»

Конспект интегрированного урока литературы и технологии в 5б классе по теме « Н.А. Некрасов .«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей»

Учебный предмет

Литература и технология

Тема урока

« Н.А. Некрасов .«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей»


Базовый учебник

Литература 5-й класс. В 2ч. Ч.1/В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,В.И.Коровин.-М.:Просвещение,2017. 303с.

Место урока

Второй урок в теме « Н.А.Некрасов.«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей» (2 часа)


Тип урока

Изучение нового материала

Дата проведения

30.11.2018г

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, старинные рабочие инструменты.

Цель урока

Для учителя:

-познакомить обучающихся со стихотворением «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова, раскрывающими тему детства, а также с репродукциями картин русских художников XIX века, созвучных теме;

- формировать представление об историческом прошлом России;

-показать особенности композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и её роли в реализации художественной идеи произведения;

-формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, работы с иллюстрациями, лексической работы;

Для учащихся:

- познакомиться со стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова;

- узнать о жизни и забавах крестьянских детей;

- принять участие в обсуждении картин русских художников ,изображающих крестьянских детей;

- учиться анализировать произведение;




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Готовность к уроку

II. Актуализация изученного материала

Цель: актуализация знаний















Ребята, сегодня мы продолжим работать со стихотворением Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Кстати, Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях»?

Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на



Составляют ассоциативный ряд слов к ключевому слову











Размышляют, ищут ответы на вопросы.





Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

кластер «Детство»,

































мыслительную деятельность следующим образом:

- составление ассоциативного ряда к ключевому слову «детство»;

Давайте проверим, что у вас получилось?

Подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Выход на забавы. Иллюстрации

И.В.

- Рябята посмотрите на картину В. Маковского « Крестьянские дети»

- А как в думаете какие забавы были у крестьянских детей?

Давайте окунёмся в картин русских художников которые расскажут нам , какие же забавы были у крестьянских детей ( показ картин русских художников)















Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
















III.Определение темы и целей урока







Итак, тема нашего урока –

« Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей». Какие цели учебной деятельности можете поставить?


Определяют цели учебной деятельности.








Регулятивные УУД: ставят цели учебной деятельности.





Сформулированная тема и цель урока.








IV. Планирование этапов урока.



Предлагаем следующую структуру урока.

1.Поработаем с текстом стихотворения ( словарная работа, выразительное чтение, художественное своеобразие ,устные высказывания учащихся)

2.Рассмотрим и обсудим иллюстрации картин известных художников.

3.Сделаем вывод о проделанной работе. Подведем итог.




Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Спланированы этапы работы.

V. Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока


















VI.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
















VII.Работа с текстом произведения
















































VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.


И.В.

- Какую работу выполняли крестьянские дети? (я)


И.В ( о труде)

Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей, их труд и забавы.

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети»

Послушайте фрагмент стихотворения (от слов «О, милые плуты! до слов «Не ведают в жизни они»

- Как же поэт называет крестьянских детей?

Можно ли говорить ,что автор их любит?

- А какие забавы были у крестьянских детей? Зачитайте отдельные фрагменты.

Какие картины забав крестьянских детей можно нарисовать?



Ирина Вячеславовна

- А сейчас ребята я предлагаю поговорить о труде крестьянских детей

Рассказ учителя ( показ картин Крестьянской жизни детей.





Итак, ребята, мы продолжаем рисовать картину по стихотворению «Крестьянские дети».

Послушайте фрагмент стихотворения ( со слов «-Довольно ,Ванюша!..» до слов « Зато ему рано знакомы труды....»,отметьте карандашом незнакомые слова и выражения.


Словарная работа:

Серп-

Сноп-

Рига –

Постреленок

«въезжать царем»-


- Какую же деревенскую работу выполняют дети?

Вы обратили внимание, как автор подробно описывает процесс изготовления хлеба.

Чем являлся хлеб для крестьянина? А чем является для человека сегодня?

А как вы поняли выражение «нарядная сторона»?

А теперь послушаем рассказ о «другой стороне медали»

Ролевое чтение отрывка «Однажды в студеную зимнюю пору».( инсценирование)

- Чем же удивил автора «мужичок-с- ноготок»?Почему автору показалось, что он попал в детский театр? Рассмотрите иллюстрацию художника Д. Шмаринова на с.184 учебника. Совпало ли ваше представление о мальчике Власе? Объясни свою точку зрения.


  1. Прочитайте выразительно строчки стихотворения на .185 учебника со слов «Играйте же, дети!» до слов «Проводит вас в недра землицы родной»

  2. Как вы их понимаете?

  3. Итак, давайте подведем итог.

  4. У нас получилось написать картину стихотворения?

  5. Что же это за картина? Опишите ее.

  6. Так вы теперь можете объяснить,почему же Некрасов назвал свое произведение «Крестьянские дети»?

  7. Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?

  8. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?

  9. Что же за тайну хранит это стихотворение?

Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Отметки за урок. (жетончики за полные ответы)







Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)













Строят устное монологическое высказывание.

Работают с художественным текстом произведения. Объясняют незнакомые слова. Рисуют словесную картину, делают вывод.











Внимательно слушают выразительное чтение учителя, следят по учебнику и отмечают непонятные ,незнакомые слова и выражения.






Находят значение слов в толковых словарях, объясняют. (Сделать слайд со словами)







Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;












































Домашнее задание



Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;












































IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений



В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Анализ 1 части стихотворения.

Выделим микротемы;

(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?

Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма?

Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины»

Делаем вывод, который заносим на «картину»













Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.






Анализ 2 части

1.Выделим микротемы данной части стихотворения.



К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик?

Какое настроение этой части стихотворения?

А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это

В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства?

Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения)

Работа с примерами изобразительного искусства.

Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта.

Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?


Работа с технологической картой урока.

Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы



















Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы


Работают с толковыми словарями




Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге


Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям.

Зрители оценивают выступления


Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям







Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.


Обсуждение в группах. Заполнение таблицы







Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора





Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова, Корзухина, Перова делают вывод


Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Заполненная таблица



































Инсценировка






Элементы на «картине»


Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях».


Анализ 3 части стихотворения


Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».

Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?




Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы








Выразительно читают отрывок



Отвечают на вопросы


Заполняют таблицу



Исследовательская работа группы (творческий проект)

V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока

  1. Итак, давайте подведем итог.

  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?

  3. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?

  4. Что же за тайну хранит это стихотворение?

  5. Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине?

Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Составляют кластер








Сравнивают кластеры






Делают вывод, об идеи стихотворения

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова»













«Картина» стихотворения.

VI. Домашнее задание

Выбери себе задание

1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»

2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…»

3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова»

4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»



Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!