II. Актуализация изученного материала Цель: актуализация знаний | Ребята, сегодня мы продолжим работать со стихотворением Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Кстати, Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях»? Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на | Составляют ассоциативный ряд слов к ключевому слову Размышляют, ищут ответы на вопросы. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; | кластер «Детство», |
V. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока VI.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации VII.Работа с текстом произведения VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | И.В. - Какую работу выполняли крестьянские дети? (я) И.В ( о труде) Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей, их труд и забавы. Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник? Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления. Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети» Послушайте фрагмент стихотворения (от слов «О, милые плуты! до слов «Не ведают в жизни они» - Как же поэт называет крестьянских детей? Можно ли говорить ,что автор их любит? - А какие забавы были у крестьянских детей? Зачитайте отдельные фрагменты. Какие картины забав крестьянских детей можно нарисовать? Ирина Вячеславовна - А сейчас ребята я предлагаю поговорить о труде крестьянских детей Рассказ учителя ( показ картин Крестьянской жизни детей. Итак, ребята, мы продолжаем рисовать картину по стихотворению «Крестьянские дети». Послушайте фрагмент стихотворения ( со слов «-Довольно ,Ванюша!..» до слов « Зато ему рано знакомы труды....»,отметьте карандашом незнакомые слова и выражения. Словарная работа: Серп- Сноп- Рига – Постреленок «въезжать царем»- - Какую же деревенскую работу выполняют дети? Вы обратили внимание, как автор подробно описывает процесс изготовления хлеба. Чем являлся хлеб для крестьянина? А чем является для человека сегодня? А как вы поняли выражение «нарядная сторона»? А теперь послушаем рассказ о «другой стороне медали» Ролевое чтение отрывка «Однажды в студеную зимнюю пору».( инсценирование) - Чем же удивил автора «мужичок-с- ноготок»?Почему автору показалось, что он попал в детский театр? Рассмотрите иллюстрацию художника Д. Шмаринова на с.184 учебника. Совпало ли ваше представление о мальчике Власе? Объясни свою точку зрения. Прочитайте выразительно строчки стихотворения на .185 учебника со слов «Играйте же, дети!» до слов «Проводит вас в недра землицы родной» Как вы их понимаете? Итак, давайте подведем итог. У нас получилось написать картину стихотворения? Что же это за картина? Опишите ее. Так вы теперь можете объяснить,почему же Некрасов назвал свое произведение «Крестьянские дети»? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова? Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»? Что же за тайну хранит это стихотворение? Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. Отметки за урок. (жетончики за полные ответы) | Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)
Строят устное монологическое высказывание. Работают с художественным текстом произведения. Объясняют незнакомые слова. Рисуют словесную картину, делают вывод.
Внимательно слушают выразительное чтение учителя, следят по учебнику и отмечают непонятные ,незнакомые слова и выражения.
Находят значение слов в толковых словарях, объясняют. (Сделать слайд со словами) | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
| |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: развитие читательских умений | В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой) Анализ 1 части стихотворения. Выделим микротемы; (к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора). Каково значение слова «умиление»? Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма? Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор? Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины» Делаем вывод, который заносим на «картину» Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть. Анализ 2 части 1.Выделим микротемы данной части стихотворения. К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик? Какое настроение этой части стихотворения? А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства? Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения) Работа с примерами изобразительного искусства. Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта. Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей? | Работа с технологической картой урока. Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы Выделяют микротемы (рассказ, встреча) Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям) Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы Работают с толковыми словарями Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям. Зрители оценивают выступления Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста. Обсуждение в группах. Заполнение таблицы Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова, Корзухина, Перова делают вывод | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Заполненная таблица Инсценировка Элементы на «картине» |
V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока | Итак, давайте подведем итог. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова? Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»? Что же за тайну хранит это стихотворение? Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине? Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. -
| Составляют кластер Сравнивают кластеры Делают вывод, об идеи стихотворения | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова» «Картина» стихотворения. |