СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллект-карты как средство формирования научной картины мира у студентов СПО в условиях перехода на ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача выступления - объяснить роль интеллект-карт при проведении занятий в колледже

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карты как средство формирования научной картины мира у студентов СПО в условиях перехода на ФГОС»

Интеллект-карты как средство формирования научной картины мира у студентов СПО в условиях перехода на ФГОС

Сойко Зугура Саяховна, преподаватель обществознания и права ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

(0 – фото)

Одной из задач образования является воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания и патриотизма. У подрастающего поколения должна быть сформирована политическая, правовая и духовно-нравственная культура. В век информационных технологий личность должна уметь получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы. Преподаватель содействует студенту формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений. Выпускник колледжа должен применить полученные знания и умения в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения.

Одной из основных компетенций является формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий. Это технология интеллект-карты, или карты ума. Метод интеллект-карт создан американским учёным Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mindmaps». По способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

«Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Моделью такого процесса (он называется радиантное мышление) и является интеллект-карта.

Технология интеллект-карт развивает детские ассоциации, пополняет словарный запас, совершенствует связную речь, фантазию. При помощи интеллектуальных карт можно совершать логические операции, как сравнение, умение анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.

При использовании данной методики у студентов формируются коммуникативные свойства. Подросток учится слушать преподавателя и товарища по группе, у него появляется желание быть активным, инициативным. При создании таких условий у личности формируются лидерские качества, способность уважать окружающих ровесников и взрослых[2]. При создании интеллект-карт используется индивидуальная, парная и коллективная работа.

Интеллект-карты учитывают особенности работы человеческого мозга. При их создании работают оба полушария головного мозга. Информация сохраняется и в виде целостного образа, и в форме ключевых слов. Студент, используя метод интеллект-карт, учится действовать и мыслить организованно, четко и логично.

Какую помощь оказывают интеллект-карты преподавателю? Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» включает комплексе общественных наук, таких, как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение. Студенты на занятиях знакомятся с научными знаниями о различных аспектах жизни, развитием человека и общества, влиянием социальных факторов на жизнь каждого человека. Важными темами при изучении данной дисциплины являются современное российское общество, проблемы мирового сообщества и тенденции развития современных цивилизационных процессов. Студенты на занятиях обсуждают проблемы морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества. Таким образом, при изучении курса уделяется большое внимание ключевым социальным и правовым вопросам, тесно связанным с повседневной жизнью, с научной картиной мира.

Преподаватель может использовать интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах занятия. При подготовке к занятию перед ним возникают вопросы: как быстро подготовиться к теоретическому или практическому занятию, контрольной работе, как успешно справиться с огромным потоком поступающей информации?

Ответ на этот вопрос даёт современная технология интеллект-карты.

При помощи данной технологии информацию можно изобразить в графическом виде, отразить связи между понятиями. Интеллект-карта – это фотография сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей. Они дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. Рисуя ментальные карты, мы как бы изображаем свое мышление на листе бумаги. Например, рисуя карту на тему «Инклюзивное образование», на рисунке располагаем наши мысли о принципах инклюзивного образования, законах, регулирующих отношения при осуществлении инклюзивного образования, результатах инклюзии. Таким образом, при создании интеллект-карты студент получает целостную картину и отыскивает новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что «интеллект-карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли» [1]. Не только субъекты образовательного права, но и предприниматели, ученые, дизайнеры, инженеры при помощи карты ума осмысленно решают любую проблему, раскладывая её элементы по «полочкам».

В современном мире обучающимся при большом потоке информации при выполнении домашних заданий, конспектировании, подготовке сообщений, написании курсовых работ использование ментальных карт просто необходимо. Когда студент фиксирует большой объём информации, ему необходимо много времени. Работая над интеллект-картой, студент креативно мыслит, творчески подходит к работе, уделяет внимание основным понятиям-«крючкам», подбирает к ним другие понятия, раскрывающие свойства, признаки, видовые ряды. Таким образом происходит самостоятельная умственная деятельность, позволяющая студенту разобраться в понятийном аппарате и раскрытии самой проблемы. Например, при изучении темы «Позиции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», составляя интеллект-карту, были выделены элементы: преимущества инклюзивного образования, кадры, пути реализации инклюзивного образования, нормативно-правовое обеспечение, образовательно-развивающая среда для детей с особыми образовательными потребностями. Следующее действие студента – раскрыть каждый элемент, добавив новые ветви к рисунку. Раскрывая ветвь «преимущества инклюзивного образования», студент добавляет 4 ветви: высокая социализация, навыки коммуникации, навыки академических достижений, дружба обычных детей с необыкновенными.

Для работы в команде Тони Бьюзен предлагает использовать коллективные интеллект-карты. Когда нужно сгенерировать идею или разработать творческий проект, принять групповое решение и смоделировать совместное управление проектами, можно использовать метод составления коллективных интеллект-карт [1].

(1 – объяснение об интеллект-карте)

Вот основные правила составителям интеллект-карт (Берётся пример составления интеллект-карты на тему «Инклюзивное образование») [4]:

- разукрасьте центральный образ тремя и более цветами: использованы красный, синий, зелёный, фиолетовый, жёлтый цвета;

- создайте графический образ: схема нарисована в форме ромашки из 6 лепестков;

- используйте разные размеры букв, толщину линий и масштаб графики: тема написана крупными печатными буквами, ключевые слова – прописными, мелкими;

- покажите при помощи стрелок связи между ключевыми словами (позиции обучения детей с ОВЗ – реализация – ресурсные центры инклюзивного сопровождения): цвет стрелки и ключевого слова должен совпадать;

- расположите одно ключевое слово на каждой линии (6 лепестков – 6 ключевых слов: принципы, законодательные ресурсы, результаты инклюзии, включение в инклюзию, правила инклюзивной школы, определение категории детей с ОВЗ);

- соедините линии с другими, главные ветви карты - с центральным образом ( получится цветок ромашка);

- выделите главные линии другим цветом или делайте жирными;

- расположите все слова горизонтально.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, происходит реализация ассоциативного мышления.

Цвет, влияя на восприятие человека, помогает разобраться в предложенной проблеме при составлении интеллект-карты [4]. Роль каждого цвета видна на таблице «Цвета для интеллект-карты».

Цвета для интеллект-карт (читается текст, выделенный курсивом)

№п.п.

Цвета

Значение

Скорость восприятия

1

Красный цвет

Человек быстро воспринимает этот цвет. Внимание сфокусировано на проблему, которую необходимо решить.

высокая

2

Синий цвет

Большинство людей любят этот цвет. Он настраивает на результативную работу.

Средняя


3

Зеленый цвет

Человек позитивно воспринимает этот расслабляющий, умиротворяющий цвет - цвет свободы. Но у него много оттенков и его значение сильно зависит от них.

Низкая


4

Желтый цвет

На этот цвет невозможно не обратить внимание. От него исходит солнечная энергия. Это цвет лидерства.

Высокая


5

Коричневый цвет


Данный цвет даёт человеку тепло, как от земли, чувство надёжности, стабильности, уверенности в себе.


Низкая

6

Оранжевый цвет


Данный яркий цвет провоцирует человека, привлекает его внимание. У человека появляется чувство энтузиазма, новшества, энергии.

Высокая


7

Голубой цвет


Цвет нежности, цвет романтики. Человека этот цвет зовёт к свободе движения: к морю, к небу, к мечте. Отлично служит для фона при создании карты.

Низкая


8

Черный цвет


Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ.


Средняя



Для правильного оформления интеллект–карты составлена памятка [4] (читается текст, выделенный курсивом).

Памятка для составления интеллектуальных карт

1 В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2 Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра разноцветные ответвления

3 Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза

4 Добавляются символы и иллюстрации

5 Пишется разборчиво, заглавными (печатными) буквами

6 Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7 Подчеркиваются слова и используются жирные буквы

8 Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

9 При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

10 Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика

При изучении темы «Инклюзивное образование» студентам в группе ДО-15д (специальность Дошкольное образование) был предложен путь построения интеллект-карты.

(2 – как создавать интеллект-карту)

Например, при создании интеллект-карты на тему «Инклюзивное образование», предлагаются шаги.

Шаг 1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например: «Инклюзивное образование»

Шаг 2. Рисуем (пишем) объёмный и цветной образ темы в середине листа бумаги.

Шаг 3. Записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, например: принципы, правила, законы, учитель, дети и т.д.

Шаг 4. Наводим «порядок» в словах-ассоциациях (группируем по смыслу):

1 детский сад, школа, колледж, институт, послевузовское образование;

2 адаптация, индивидуальная помощь, сотрудничество, активное участие, передача навыков;

3 дружба, поддержка, право на общение, раскрытие каждого, разнообразие жизни;

4 равный доступ к образованию, равные условия, равенство всех;

5 законы, Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», указы Президента РФ, решения образовательной организации.

Шаг 5. Намечаем структуру карты (подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям).

1 образовательные организации

2 результаты инклюзии

3 принципы

4 права

5 нормативные правовые акты

Шаг 6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви - основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. (В данном примере 5 ключевых слов. Значит, рисуем 5 ветвей).

Шаг 7. Заполняем структуру словами - ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

Шаг 8. Оживляем карту рисунками, символами.

Чем полезны интеллект-карты на практике?

(3 – преподаватель комментирует, студенты создают интеллект-карты).

Последний этап занятия – защита обучающимися интеллект-карт.

(4 – защита интеллект-карт студентами).

Практическое применение интеллект-карт:

(5 – фотография группы).

- изучаемый материал хранится в виде интеллект-карт и легко восстанавливается при прочтении;

- при систематической работе над интеллект-картой время создания новой карты сокращается, а значит быстрее запоминается изученный материал;

- интеллект-карты удобно использовать при написании рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ;

- способствует развитию творческого потенциала, который проявляется в научно-исследовательской деятельности студентов.

Следовательно, можно сделать выводы:

- данная технология действительно экономит время и способствует более качественному усвоению изучаемого материала;

- неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний студентов, приобретению учебно-исследовательских умений, проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

- в результате систематической работы по созданию интеллект-карт студенты вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер;

- процесс изучения темы не является скучным, так как студенты сами могут экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

(6 – «Спасибо за внимание!»)

Список использованных источников

  1. Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. : ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

  2. Бершадский, М.Е., Бершадская, Е.А. / Применение методов «MindMaps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

  3. Тимур Василенко. MindMaps - опыт использования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/mindmap

  4. Как рисовать карты (от Сергея Шипунова) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mind-map.ru/?s=33

  5. Интеллект-карта как способ принятия важных решений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.point.ru/news/stories/4658/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!