СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "История парламентаризма в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интеллектуальной игры по обществознанию на тему "История парламентаризма в России" в 8-9 классах. Игру можно посвятить очередной годовщине Государственной Думы в России.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "История парламентаризма в России"»

Интеллектуальная игра

«История парламентаризма в России»

Цель:

- сформировать у учащихся целостное представление об этапах развития парламентаризма в России, помочь понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина .

Задачи:

- в игровой форме проверить знания по истории;

- дать представление о деятельности Первой Государственной Думы;

- дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, - заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы и других источников информации;

- патриотическое воспитание молодежи;



Условия игры.

Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания по различным конкурсным вопросам и повторяют определенные темы и разделы. Ученики и преподаватель организуют создание команд для проведения конкурса.

Игру проводит учитель истории. Он же является ведущим мероприятия. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей.

Структура мероприятия:

1. Вступительная часть.

- Ведущий разъясняет цели, последовательность и формы проведения игры, представляет команды.

2. Основная (игровая) часть. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команды-победительницы.

Оборудование. Игра проводится в актовом зале. В помещении расставляются удобно игровые столы, оборудуются места для жюри и зрителей. На стендах размещены портреты исторических деятелей, историческая карта, но доске - название игры и эпиграф мероприятия, карточки с заданиями, таблицы «Органы государственной власти Российской империи XIX века» и «Органы государственной власти Российской Федерации. 2018 год»

Ход игры

Вступительное слово ведущего. В апреле этого года исполнилось 112 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В ходе нашей игры мы с вами увидим этапы становления российского парламентаризма. За все эти годы пройден огромный путь развития органов парламента и это развитие продолжается. Чтобы выявить истину, историкам необходимо разоблачать заблуждения, вымыслы, ошибки. Похожий путь познания истины пройдем сегодня и мы с вами.

Ведущий. Представление команд.

1 команда – «Либералы» - 9 класс; 2 команда – «Консерваторы» - 8 класс.

Прошу команды занять свои игровые места.

1 конкурс «Удачный старт» ( 1 минута для ответа на один вопрос).

Ведущий. Любой знает, насколько трудно начать новое дело. Преодолеть трудности вам поможет удачный старт. Именно так называется наш первый конкурс.

Задания для команд.

1. Первые республики появились в Древней Греции в V веке до нашей эры. Назовите республику, которая находилась на территории Древнерусского государства в XII – XIII веках. ( Новгородская)

2. Кому принадлежала верховная власть в Новгородской земле? (Вече, в его состав входили самые знатные бояре, 400-500 человек).

3 Кто выбрал в 1613 году главой Российского государства Михаила Романова? (Земский собор)

4. Первый президент Российской Федерации? (Б.Н.Ельцин)

5. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. (Референдум)

6. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах? (Суверенитет)

7. Когда была принята Конституция РФ? ( 12 декабря 1993 года)

8. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция РФ)

9. Кто был председателем Первой Государственной Думы Российской империи? (С. А. Муромцев)

10. Назовите председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва ... (Б.В.Грызлов)

2 конкурс «Кто, где, когда?»

Ведущий. История – это не только факты и события, но и великие личности, деятельность которых оставила свой глубокий след в развитии нашего государства. Наш следующий конкурс «Кто, где, когда?» посвящен именно таким людям.

Капитаны команд вытягивают карточку с номером одного из двух заданий. Участник конкурса должен по наводящим вопросам ведущего определить, о ком идет речь. По мере постановки последующих вопросов цена ответов снижается на один балл, также как при подсказке болельщиков.

I. 1. Примерный муж и отец. Имя его жены Александра Федоровна. В семье было четыре дочери и один сын. (10 баллов – при помощи болельщиков – 9 баллов)

2. С его именем связаны трагические события на Ходынском поле в Москве в 1896 году (8/7)

3. Он был убежденным сторонником самодержавной, ничем не ограниченной власти, считал, что только она подходит для России. (6/5)

4. Годы его жизни 1868 – 1918. (4/3)

5. В анкете писал «Хозяин земли русской». (2/1)

Ответ: Николай II Романов – последний император Российской империи.



II 1. В августе 1999 года был назначен на пост премьер-министра в правительстве Российской Федерации. (10/9)

2. Родился в городе Ленинграде в 1952 году. (8/7)

3. Много лет работал в силовых структурах. (6/5

4. Является лидером политической партии «Единая Россия». (4/3)

5. Второй президент Российской Федерации.

Ответ: В.В. Путин.

3 конкурс – пантомима.

Ведущий. Каждый народ или государство имеет свои обряды, обычаи, ритуалы, церемонии. Они тоже являются объектами пристального изучения исследователей, поэтому знать их – очень важная часть деятельности историков. А знаете ли вы эти историко-культурные традиции? Проверить это поможет конкурс пантомим.

Командам раздаются одинаковые задания исторической тематики. С помощью жестов, мимики, телодвижений участники должны представить на суд жюри данное событие. Побеждает команда правильнее и более выразительно выполнившая задание. Максимальная оценка за каждое задание – 2 балла.

Задания для команд:

1. Изобразить процесс голосования новгородского вече (голосом и дракой)

2. Показать заседание Боярской Думы в XVII веке («Сидение великого государя с боярами о делах)

4 конкурс капитанов команд «Капитаны, капитаны...».

Ведущий. История – свидетель того, что в трудную минуту, когда решается судьба государства, многое зависит от того, кто способен повести за собой, от настоящего лидера, капитана. Следующий конкурс так и называется «Капитаны, капитаны...».

Укажите верный вариант продолжения фразы

1. I Государственная Дума начала свою работу в ... А. октябре 1905 года.

Б. декабре 1905 года. В. апреле 1906 года.

2. В выборах в I Государственную Думу не участвовали

А. кадеты Б. меньшевики В. эсеры

3. Право избирать и быть избранным имели ...

А. все сословия без ограничений

Б. все мужчины в возрасте от25 лет

В. все мужчины и женщины, кроме солдат и студентов

4. Выборы проводились по ...

А. куриям Б. сословиям В. классам

5. Председателем I Государственной Думы был избран ...

А.М.В. Родзянко Б. С.А. Муромцев В. Ф.А. Головин

5 конкурс «Историческое расследование»

Ведущий. Порой ученым-историкам приходится проводить кропотливый анализ документов. Здесь их работа сродни труду экспертов-криминалистов или детективов. Освоили ли наши команды данные методы работы? Это покажет следующий конкурс «Историческое расследование». Командам дается на печатном листе одинаковое задание, требующее наличия у учащихся исторических знаний. Команды обсуждают, анализируют исторический текст, выявляя верные исторические названия и вписывая их в документ. Затем сдают жюри лист с ответами. Команда получает количество баллов, равное числу правильных ответов (максимально – 7, по баллу за каждый правильный ответ).

Задание для конкурса – заполнить пропуски в тексте.

Великий Новгород располагался на реке __________________1. Город делился на ___________________2 и _________________________3 стороны. Улицы Новгорода мостились ___________________4. Хотя во главе Новгорода стоял князь, его власть не была наследственной, он приглашался и изгонялся по решению ________________5. Небоярское население представлял в городском управлении __________________6, а новгородское ополчение возглавлял __________7.

(ответы: 1- Волхов; 2 –Софийская; 3- Торговая;4-бревнами;5- вече;6- тысяцкий; 7- посадник)

6 конкурс болельщиков «Кто больше?»

проводится во время выполнения командами задания конкурса «Историческое расследование»

Ведущий. Всем исследователям приходилось преодолевать множество трудностей на своем пути к истине. Гораздо легче это было сделать тем, кто имел прочный тыл – поддержку друзей, родных, близких людей. Таковыми у нас являются преданные болельщики команд. Пока участники выполняют свое задание, у группы поддержки есть шанс оказать им не только моральную, но и реальную помощь, а для этого необходимо мобилизоваться на участие в конкурсе болельщиков под названием «Кто больше». Болельщики обеих команд, за отведенное время, должны ответить на как можно большее количество вопросов викторины. Правильные ответы заносятся в копилки команд под строгим контролем жюри.

«Подбери верный термин»

1. Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. (Демократия)

2. Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат)

3. Высший выборный орган представительной власти. (Парламент)

4. Официальное заявление, обычно от лица государства, партии, правительства, организации; торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены. (Декларация)

5. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. (Референдум)

6. Организованная группа членов какой-либо партии, проводящая ее политическую линию в парламенте. (Фракция)

7. Организованная группа лиц внутри общества, партии, организации, ведущая линию сопротивления господствующим взглядам, политике и практике большинства. (Оппозиция)

8. Крупное независимое государство, обладающее большим военным и экономическим потенциалом и играющее важную роль в мировой политике. (Держава)

9. Принцип устройства общественно-политической жизни, при котором существует многообразие идейных, политических течений, организаций, партий, взаимодействующих и конкурирующих между собой. (Плюрализм).

10. Один из признаков политической культуры, означающий терпимость по отношению к инакомыслию, чужим верованиям и взглядам. (Толерантность)

7 конкурс «Стремительный финиш» (максимально 1 минута для ответа на один вопрос)



Ведущий. Наша интеллектуальная игра приближается к завершению. Осталось сделать последний рывок для достижения победы. У какой команды осталось больше сил на «Стремительный финиш»? Так называется наш заключительный конкурс. Команды должны раньше соперников дать ответ на вопрос ведущего. Капитан извещает ведущего о готовности ответить поднятием руки. Если команды не дают знак готовности в отведенный период времени, ведущий может «снять» данный вопрос или предложить ответить на него болельщикам. За правильный ответ команда получает два балла. В том случае, если опередившая команда дает неверный ответ, то вторая может предложить свой вариант. Если он правильный, то второй команде начисляется один балл, при ответе на вопрос болельщиками команда получает один балл.

Задания для конкурса «Стремительный финиш».

1. В какую палату Российского парламента избираются депутаты? (Государственная Дума Российской Федерации)

2. Как называется Парламент Российской Федерации? (Федеральное собрание Российской Федерации)

3. Сколько депутатов работает в Нижней палате Парламента Российской Федерации? (450 депутатов)

4. Как часто проходят выборы депутатов Парламента? (один раз в четыре года)

5. Кто руководит избирательной кампанией в масштабе всей страны? (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации – ЦИК РФ)

6. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (18 лет)

7. Что такое пассивное избирательное право? (Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления)

8. С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания? (21 год)

9. В каком году в Российской Федерации был введен институт Президента? (1991 год)

10. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации? ( 35 лет)

11. Дайте определение понятию «государства». ( Форма организации общества, основной институт политической системы)

12. Исполнительная власть в Российской Федерации принадлежит ... (Правительству Российской Федерации)

13 На какой срок избирается президент РФ? (6 лет)

14. Кто является верховным главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации? (Президент Российской Федерации)

15. Каковы 3 ветви государственной власти? (законодательная, исполнительная, судебная)

16. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает ... (старейший по возрасту депутат)

17. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет ... (Счетная палата РФ)

18. Федеральный закон принимается Государственной Думой, если за него проголосовало ... (более 50 % от общего числа)

19. Президент Российской Федерации издает ... (указы)

20. В случае отставки Президента РФ следующие выборы должны состояться ... (не позднее 3-х месяцев с момента отставки)



Жюри подводит итоги по результатам последнего конкурса, подсчитывает общие баллы и награждает победителей игры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!