СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра: "Конституция РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игре проверяются знание каждой главы конституции Российской Федерации. Основные органы государственной власти и их полномочия. Президент РФ и его функции. Есть задания оцените ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра: "Конституция РФ"»


Учитель истории, обществознания

МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской
Байдин Александр Иванович

Интеллектуальная игра «Конституция РФ»

( 9 класс – внеклассное мероприятие).

Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2.Формировать умение - полученные на уроках права знания, применять на практике,

в конкретных ситуациях.

3.Воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свою страну.


Форма проведения: игра-конкурс

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.


Ход занятия: Вступительное слово учителя.

«Конституция – основной закон страны. Важно знать конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».


Класс заранее делится на 2 группы. Во время игры работает жюри (старшеклассники).


1. Каждая группа, к игре готовит презентацию о конституции – 4 мин.

2. Конкурс «Моё слово о конституции» - 1 мин.

В конкурсе принимают участие по одному участнику от команды. В течение одной минуты они должны литературно и правильно с обществоведческой точки зрения рассказать о конституции.


3. 3 конкурс «Кто быстрее!» - 2 мин.

Каждой команде задаются в течение 2 минут вопросы Команда должна успеть ответить правильно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.


Вопросы: Ответы:

- Сколько конституций принято в нашей стране? 5

- Когда принята первая конституция? 1918 г.

- Когда принята последняя? 12 декабря 1993г.

- Как называется парламент РФ? Федеральное собрание

- Как называется верхняя палата парламента? Совет федерации

- Как называется нижняя палата парламента? Государственная Дума

- На сколько лет избирается президент? 6 лет

- Какая форма правления в РФ? президентская

республика

- Кто является верховным главнокомандующим? президент

- Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы

балатироваться в президенты? 10 лет

- Сколько республик входит в состав РФ? 21

- Почему конституция называется основным законом

государства? обладает высшей

юридической силой.

- Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Главная цель Конституции РФ – соблюдение и защита

………. и свобод человека» прав

- Конституция 1993 года провозгласила Россию социальным обеспечение достойной

государством. Что это предполагает? жизни граждан.

- Каким органом утверждаются судьи конституционного суда? Советом Федерации.

- Из скольких судей состоит конституционный суд? 19

- Федеральное собрание – законодательный орган или

исполнительный? законодательный

- Кто согласно конституции РФ определяет основные

направления внутренней и внешней политики государства? президент

- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ,

достигший…….. 35 лет

- Статус субъекта РФ может быть изменён по…… по взаимному согласию

РФ и её субъектов.

- Кто в РФ осуществляет помилование? президент

- Носитель суверенитета и единственный источник

власти в РФ? народ

- Какой государственный орган РФ разрабатывает

государственный бюджет и обеспечивает его

исполнение? правительство

- Самостоятельно ли местное самоуправление в пределах

своих полномочий? да

- С какого момента своей жизни человек обладает

гражданством? с рождения

- Что конституция провозглашает высшей ценностью? права и свободы

человека

- Каким органом власти назначается Генеральный

прокурор РФ? Советом Федерации

- Высший судебный орган по гражданским, уголовным,

административным и иным делам? Верховный Суд РФ.

- К какой группе прав относится право избирать и быть

избранным? к политическим правам

- Назвать одну из обязанностей граждан РФ любую из 6

4 конкурс «Ты мне – я тебе».

Одна команда задаёт вопросы другой.

От каждой команды по 4 вопроса.


5 конкурс «Найди ошибку»

Командам выдаётся текст. В тексте надо найти ошибки. (2 мин.)


«Конституция РФ принята 11 декабря 1993 года. Она состоит из краткой вступительной статьи и трёх разделов.

Конституцию принято называть основным законам. Однако это не означает, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве должны ориентироваться на Конституцию.

Конституция базируется на таких ценностях, как нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности социального мира. Конституция провозглашает главной ценностью – международное сотрудничество.

РФ – социальное государство, конфедерация.

В РФ признаётся идеологическое и политическое многообразие. Однако государственной идеологией, по- прежнему остаётся марксизм – ленинизм.

Граждане РФ обладают многочисленными правами и свободами. В то же время у них есть обязанности. Соблюдать законы РФ, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, любить Отечество и другие.

Граждане РФ должны знать и соблюдать Конституцию РФ».


6 конкурс. «Кто больше»

Кто больше напишет слов, связанных с понятием «Выборы» (2 мин.)

Например – бюллетень, голосование, агитация, урна и т.д.

(слова пишутся на листочках и сдаются жюри)


7 конкурс. Конкурс капитанов.

Представьте, что вы кандидат в президенты России.

Составьте вашу предвыборную программу (5 мин).


8 конкурс. «Наши права»


Задание первой команде.

Оцените ситуацию и скажите кто прав.

«В одном из 10 классов произошло неприятное событие.

Олег Смирнов, фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного класса и повредил ему глаза.

Директор школы созвал собрание класса.

Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!»

«Правильно! - подхватил директор. – Вот и высказывайтесь»

(Действия директора – нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.

Моральные нормы требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в сфере права).


Задание второй команде

Оцените ситуацию. Допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил использование права на свободу слова?

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.

(«Жадина», «ни к чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека. Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он действительности

Выражение «балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)


9 конкурс. «Выборы»


Задание первой команде.


Оцените ситуацию.

Нарушен ли в данном случае принцип прямого участия в выборах?

«На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса. Она сказала, что девочка может проголосовать за свою 93 – летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии разъяснила, что в таком случае члены избирательной комиссии приглашаются домой к избирателю. Елена Ивановна разъяснила, что поскольку её мать не видит и плохо слышит, то и дома за неё придётся голосовать. Член избирательной комиссии уступила и выдала бюллетень по предъявлении паспорта старушки».

(В данном случае член избирательной комиссии нарушила принцип прямого участия в выборах. Неспособность гражданина по тем или иным причинам голосовать не означает, что за него могут проголосовать его родственники. На выборах имеет значение воля избирателя, а не его родственников).


Задание второй команде.


Оцените ситуацию.

Какие нарушения избирательных норм вы заметили?

Оказался ли здесь нарушен принцип равенства?

«На избирательный участок приехал директор металлургического комбината. Директора, благодаря телевидению, знали в лицо все.

Люди, стоящие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились.

Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашёл ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для голосования».

(Принцип равного голосования нарушен не был, поскольку голос директора предприятия имеет такой же вес, как и голоса других граждан. Член избирательной комиссии нарушила процедуру голосования. Не проверила личность избирателя, место его регистрации, не проверила, включён ли он в список избирателей, не сделала в нём отметку, удостоверяющую, что данный избиратель реализовал своё право голоса.)

10 конкурс. «Заморочки из бочки»

Задание – объяснить по 5 терминов.

Первой команде – Конституция;

- Гражданин;

- Выборы;

- Многопартийность;

- Мораль.

Второй команде – Закон;

- Государство;

- Налог;

- Общество;

- Президент


Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

«Игра удалась. Он показала хорошее знание учениками основного закона страны, уважительное отношение участников игры к Конституции. Умение применять полученные на уроках знания в конкретных ситуациях»


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!