СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интерактивные формы работы на занятиях и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, Одна из целей организации учебного процесса состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.  Все: и педагог, и ученики участвуют в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
««Интерактивные формы работы на занятиях и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся»»

Сл. 1

«Интерактивные формы работы на занятиях и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся».


Сл. 2

«Интерактивный» (ИНТЕРАКЦИЯ)

В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых:

1) «интер» - между ;

2)«акция» - усиленная деятельность (активный – развивающийся, усиленно действующий – словарь).

Интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо.


Сл. 3

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, Одна из целей организации учебного процесса состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Все: и педагог, и ученики участвуют в образовательном процессе. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует их дальнейшему саморазвитию, самообразованию. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе. Развитие этих способностей во взаимодействии участников образовательного процесса и называется интерактивным обучением, целью которого является общее развитие детей, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации. Для интерактивного обучения характерны: высокая мотивация, творчество и фантазия, свобода самовыражения, активная жизненная позиция, коммуникабельность, демократичность и взаимоуважение. 


сл. 4

Педагогический рисунок. Особое значение в учебно-воспитательном процессе имеет педагогический рисунок — показ учителем хода выполнения рисунка, объяснение того или иного при­ема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения изображаемого объекта. Обычно педагогический рисунок выполняется мелом на классной доске или акварелью, гуашью на больших листах бумаги.

В практике преподавания рисунка и живописи наглядный показ того или иного способа, приема работы всегда считался важным фактором успешного обучения, что не раз отмечали известные художники и педагоги.


сл. 5

Педагогический рисунок как метод наглядного обучения.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед слушателями процесс работы над рисунком, усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Демонстрируя собственными действиями тот или иной способ ведения работы, методы выражения формы средствами рисунка, и др. педагог ускоряет процесс освоения новых технологических и теоретических знаний по предмету. Кроме того пед. рисунок влияет на умственное развитие ребенка, на формирование правильности его суждений.

Используя педагогический рисунок, необходимо следить за методикой изложения учебного материала. Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач, соответствующих методике преподавания данного предмета. Процесс построения рисунка должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала, поясняя и дополняя теоретические сведения освещаемые педагогом. Его задача: сопровождать, объяснять рассказ педагога, выражаясь языком графического символа.

- рисунок мелом на классной доске,

- поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаге,

- исправление работы ученика рукой педагога.


Сл. 6 - 14


Первый вид педагогического рисунка — рисунок на классной доске — является общедоступным методом наглядного обучения и широко применяется в учебном процессе. Указывая на «золотое правило обучения», Я. А. Коменский писал: «… о том, что надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, будет полезно, чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображалось наглядно на доске.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, его простота и ясность. Рисунок на классной доске должен отражать ведущую мысль объяснения учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего задачами данного учебного материала и выделением приоритетных в первый ряд восприятия, а также необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. Такой рисунок выполним в течении одной-двух минут. Более длительный (10-15 минут) рисунок на классной доске не целесообразен, т.к. приведет к необоснованной потере и без того ограниченного учебного времени.

Рисунок на классной доске может представлять собой (чаще всего) негативное изображение(светлая графика на темной доске), преследуя цель повторить движение графита на листе бумаги. В некоторых случаях уместно использовать белизну мела чтобы подчеркнуть, например, распределение света на форме предмета. Таким образом изображение может быть в «негативе» или в «позитиве».

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и его спецификой, необходимо репетировать сценарии построения изображения на доске. При должной настойчивости рисунки будут все более лаконичными и доступными для восприятия школьной аудиторией.


Второй вид рисунка это зарисовка учителя на полях рисунка ученика. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников. В данном случае нет смысла отвлекать внимание всего класса. Многие ошибки целесообразно анализировать и исправлять в близком контакте с учащимися, на уровне конкретной личности и особенностей ее восприятия и развития изобразительных навыков.


Третий вид педагогического рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против собственноручных поправок рисунков учащихся, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные выше формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как учитель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как это показал учитель. Академик В. Н. Яковлев по этому поводу писал: «Такой метод показа я лично считаю и самым трудным и самым доходчивым. Ничто так не раскрывает глаза, как наглядный показ. А все эти разговоры, что поправлять ученику рисунок это значит лишать его индивидуальности, ведутся теми педагогами, которые не умеют так делать. Мы же все и теперь с благодарностью вспоминаем эти чудесные часы».

 





Список литературы:


  1. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – М.: Знание, 1968. – 22 с.

  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Коменский Я. А. – М.: Педагогика, 1982.

  3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В.С Кузин - 2-е изд. исп. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

  4. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.

  5. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 30-37.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!