ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЛАКАТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Е.Н. Удовик
МАОУ «СОШ №16» г. Губкина
Эффективность любого урока зависит от того, как преподносится учебный материал и какие электронно-образовательные ресурсы при этом были использованы, в результате от этого зависит и учебная мотивация учащихся и развитие интереса к предмету. Информационные технологии позволяют новый большой объем информации преподнести красочно, визуально, доступно, наглядно, а главное понятно для восприятия.
В сети Интернет огромное разнообразие цифровых образовательных ресурсов и поэтому только современный учитель, проявляя творчество, индивидуальность, выбирает тот или иной нужный ресурс для данного урока. Это могут быть презентации, видеоролики, демонстрационные эксперименты, анимации и многое другое.
Интерактивный плакат – это наглядное пособие, включающий в себя различные виды информации (графику, текст, звук, анимацию), является многофункциональным современным средством обучения, классифицируются в зависимости от представленной информации [2].
Разновидности интерактивных плакатов:
Интерактивный закон
Интерактивная схема
Интерактивная анимация
Интерактивная таблица физического процесса
Интерактивное задание или упражнение
Плакат с музыкальным сопровождением
Использование интерактивного плаката на уроках физики повышает качество получения информации. В интерактивном режиме можно не только видеть физические процессы и законы, но и проводить исследование этих процессов, изменяя параметры и исходные данные. Исследования, с помощью интерактивного плаката, позволяют более нагляднее и точнее получить информацию об изучаемом явлении, которое невозможно наблюдать, используя школьное оборудование кабинета физики.
Особенность любого интерактивного плаката, это простата его использования и визуальность восприятия материала, за счет использования интерактивных элементов (ссылок, переходов, 3D моделей, гиперактивных зон и т.д.).
Интерактивный плакат легко демонстрируется на интерактивной доске, используя ее функциональные возможности. Демонстрация осуществляется значительно проще и функциональнее, чем если это делается просто через компьютер и мультимедийный проектор. Урок при этом становится живым и увлекательны и отвечает основным требованиям введения ФГОС в учебный процесс.
Использование интерактивного плаката на уроках физики позволяет научные знания, физические законы и закономерности окружающего мира осваивать без особых усилий, проявляя творческий интерес к познанию, решению практических заданий, при этом активизируется учебный процесс и повышается мотивация учебной деятельности учащихся.
При рассмотрении учебного материала на интерактивном плакате учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают изученный материал, а при возникновении проблем или недопонимания, могут вернуться к определенным моментам, могут воспользоваться сразу несколькими наглядными объектами, при этом не используя механического запоминания. Результативность урока при этом повышается, а увлеченность учащимися наукой физикой растет.
Интерактивный плакат можно создать в программе PowerPoint, но это не обычная презентация, которую использует каждый учитель. Отличие плаката от презентации заключается в особом способе подаче материала. Центральная часть плаката разбивается на основные разделы (модули), взаимосвязанные по содержанию. Верхнюю часть оформляют названием и ли темой раздела. Разделы могут содержать, как основной учебный материал (рисунки, схемы, законы), так и дополнительный (исторические сведения, названия физических величин и единицы измерения, интересные факты из жизни ученых и т.д.), с помощью гиперссылок. Интерактивный плакат состоит из 2-3 слайдов, объединенных общей навигацией и управлением. Работа над созданием интерактивного плаката – трудоемкая, но творческая, в результате которой, учитель совершенствует свои навыки владения информационной культуры. Интерактивные плакаты можно создавать и в других электронных ресурсах: SMART Notebook, Веб – сервис LearningApps, Сасоо, Playcast, Prezi – Presentation.
Прекрасные готовые интерактивные плакаты по физике, которыми можно легко пользоваться на уроках, представлены Блиновым Д.М [1]. Его современные плакаты оснащены демонстрациями (движущиеся анимации), определениями физических законов и историческими данными. Интерактивный плакат «Реактивное движение» демонстрирует не только реактивное движение- по команде с кнопки, а направление движения тел, направление системы отсчета, устройство ракеты, законы сохранения импульса. На плакате изображены два основоположника этого вида движения: Циолковский и Королев, с наличием областей автобиографий, которые появляются по клику гиперактивной зоны. Вся информация распределена в конкретных зонах восприятия, красочно оформлена, с практическим применением и четкими формулировками. На слайде прослеживается четкая связь между объектами.
Интерактивные плакаты расширяют возможности учебного урока в передаче сложного материала, являются эффективными для повторения, закрепления материала и проверки знаний учащихся. Электронно-образовательный ресурс в виде интерактивного плаката, одно из современных информационных технологий, эффективный метод в образовательной системе современного школьного образования
Список использованной литературы
Блинов Д. М. Интерактивные плакаты как средство повышения учебной мотивации на уроках физики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4061–4065
Феоктистова, Н. Г. Применение интерактивных плакатов на уроках физики [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/ primenenie_interaktivnyh_plakatov_na_urokah_fiziki-135238.htm (дата обращения 15.10.2017)
Интерактивные плакаты [Электронный ресурс]. – URL: http://interfizika.narod.ru/plakaty.html (дата обращения 15.10.2017)