СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерес читателя – важный элемент при формировании читательской компетентности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес читателя – важный элемент при формировании читательской компетентности

В данной статье представлены фрагменты уроков литературы в 5-11 классах, способствующие познавательного интереса и читательской компетентности

В 5 классе, начиная работу над сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», заранее прошу пятиклассников прочитать произведение дома. Обязательно начинаю урок с вопроса:

  • Понравилась ли вам сказка К.Г. Паустовского?
  • Какое событие в произведении вы бы назвали сказочным?
  • Я тоже прочитала дома сказку и составила вот такой план, чтобы вы смогли легко вспомнить её содержание.

На слайде (на этом уроке лучше использовать интерактивную доску) появляется фабульный план сказки: события, случившиеся 100 лет назад. Пятиклассники понимают, что этот план не соответствует сюжетному плану. Тогда предлагаю поменять местами части плана.

  • Для чего же автор изменил временную последовательность событий?

Этот вопрос помогает выстроить урок и привести ребят к пониманию противоборства добра и зла в авторской сказке.

 

Открывая тематический раздел «Мифы и легенды» в 6 классе, предлагаю шестиклассникам послушать хорошо знакомый всем фрагмент русской народной сказки: «Помните, ребята, мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и…?».

Далее идёт оживлённая беседа: ещё не дослушав вопроса (Что же случилось?), ученики кричат: «Яичко упало и разбилось!»

  • А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в луну?
  • ?? (задумываются)
  • Похожа ли эта концовка на сказку?
  • Нет.
  • Что мы узнаём из такого рассказа? (как правило, шестиклассники всегда чётко понимают, что в измененной концовке рассказывается о «происхождении» луны).
  • Действительно ли так появилась на небе луна? (ответы однозначны).
  • А почему вы думаете, что это не так? (подтверждают свои мысли фактами науки).
  • Кто и кому мог бы рассказать такую историю? (постепенно приходим к понятию миф).
  • А что появилось раньше: сказка или миф? (все единогласно ставят миф на первое место).
  • Так что же такое миф? Чем он отличается от сказки?

Важно подвести детей к пониманию того, что миф – это не просто история, а сознание, мировосприятие человека. Прежде всего, миф – это мысль, которая стремиться объяснить, кем и как созданы мир и человек.

После цикла уроков, посвященных мифам разных народов, представленных в учебнике-хрестоматии, предлагаю шестиклассникам для внеклассного чтения весеннюю пьесу- сказку Н.А. Островского «Снегурочка». Произведение сложно, но в 6 классе обращаю внимание учеников на несколько важных моментов в содержании пьесы: «Спор Весны и Мороза» (Правы ли они, отправляя Снегурочку к людям?); «Снегурочка и берендеи» (Радости и огорчения Снегурочки, живущей среди людей. Не жалеет ли она, что ушла из терема отца-Мороза?); «Законы царства Берендеев» (Почему автор идеализирует царство берендеев?); «Чудесная кончина Снегурочки» (Почему гибель Снегурочки совсем не огорчает берендеев?). Итогом системы уроков может стать письменная работа: «Что объясняет мифологическое сознание предков современному читателю?»

 

Первый урок по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова»(1837)М.Ю. Лермонтова в 7 классе можно начать с такой системы вопросов:

  • Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда он написал «Песню…»?
  • С какой целью обращается молодой поэт к эпохе Ивана Грозного? Что ищет Лермонтов в XVI веке?

 

Работу над первой главой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе можно начать цитатой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840): «Мелькают образы бездушные людей// Приличьем стянутые маски…».

Предлагаю старшеклассникам представить, что лирический герой М.Ю. Лермонтова оказался в салоне Анны Павловны Шерер. Прошу передать еговпечатления от светского приёма, опираясь на конкретные действия (речевые характеристики) и образы. Учитывая, что художественный материал даже в рамках одной главы достаточно объёмен, работу лучше всего стоит организовать в малых группах (3-4 человека). Как правило, старшеклассники легко распределяют между собой задачи деятельности и пространство текста для работы. Итогом работы может стать тезисный план, характеризующий светское общество Петербурга начала XIX века.

 

Работу над повестью М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе начинаю чтением главы «Странное лицо» из романа английского писателя-фантаста Г. Д. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). (Произведение предлагалось старшеклассникам для летнего чтения).

Прочитавшие роман вспоминают (как правило, он оставляет сильные впечатления в памяти юных читателей), как в  научно-фантастическом романе Уэллса потерпевший кораблекрушение мужчина попадает на остров, на котором изгнанный из Лондона доктор Моро создает зверолюдей путем проведения опытов по вивисекции. «Научные» эксперименты рождают существ-мутантов - чудовищную пародию на разум, мысль, речь, антропо-социальное поведение. Живое существо в восприятии Моро является не Божьим творением, а лишь результатом биологического сочетания физических и химических процессов, а разум — результатом деятельности более или менее сложной системы нейронов.

  • Зачем Моро «делает» людей? (вопрос на данном этапе может остаться и без ответа. Главное – зафиксировать его и не забыть впоследствии к нему вернуться).
  • Какую цель ставит перед собой профессор Преображенский в повести «Собачье сердце»?

Итогом урока может стать вывод о провальности идеи «переделывания» человека путём физиологического или же социального эксперимента.

 

На одном из уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе выстраиваем галерею женских образов. Первая встреча с Элен Курагиной в салоне Шерер обычно производит сильное впечатление на десятиклассников, что во многом это объясняется возрастными особенностями читателей: возраст юности всегда полон романтизма, стремления к внешней красоте.

Элен – самая красивая на светском вечере. С «неизменяющейся» улыбкой, она ошеломляет всех присутствующих, в том числе и читателя, своей красотой. Сияние княжны ослепляет.  Курагина не произносит в салоне Шерер ни слова, только улыбается и повторяет выражение лица Анны Павловны.

Предлагаю арабскую пословицу: «В каждой красоте есть изъян» и прошу найти в портрете Элен Курагиной черты, раскрывающие содержание пословицы.

 

 

После изучения рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» в 5 классе (Программа Г.И. Беленького) предлагаю пятиклассникам урок под названием «Мы в ответе за тех, кого приручили…» по произведениям писателей ХХ века: И.С. Шмелёв «Мой Марс», Э.  Сетон-Томпсон «Снап», Э. И. Пашнев «Хромой пёс».

Для 6 класса беру ряд однотематических произведений под общим названием «За гранью реального». Шестиклассников, прочитавших повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» привлекает фантастическая сторона сюжета. Для внеклассного чтения предлагаю рассказ Р.Л. Стивенсона «Сатанинская бутылка». Работу над произведениями выстраиваю в форме «Читательского дневника». Оба произведения рассматриваем одновременно и обобщаем определённые точки соприкосновения.

Шестиклассники знакомятся  с понятием фантастического в литературе и определёнными формами выражения фантастического. Предлагаю разные информационные источники (словари, средства Интернет), из которых ученики смогут извлечь определение фантастика и фантастическое.

Опираясь на читательский и зрительский опыт шестиклассников, выясняю круг произведений (кинематографических версий), в сюжете которых наблюдается соединение фантастического и реального. Так, под общим названием фантастика оказываются тексты, связанные с «хоррором» (литературой ужасов), мистикой (представление потустороннего мира)и фэнтези, который в современной литературе самым предпочтительным жанром фантастики стал жанр фэнтезе, описывающий вымышленные миры. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древним сказаниям и легендам, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Самый знаменитый автор этого жанра вам, конечно же, известен. Это профессор Оксфордского университета Джон Р.Р. Толкин, создавший свой замечательный вымышленный мир Средиземья.

Напоминаю, что во второй половине XIX и начале XX вв. литература была прочно связана с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения. Так, например, скоростные автомобили, войны с массовым применением летательных аппаратов или, скажем, мощные подводные лодки были на практике невозможны для тех времен. Сейчас этим никого не удивишь. Но произведения вековой давности, где все это описано, остаются фантастикой. Признанными авторитетами научной фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн.(произведения этих писателей были предложены в списке для летнего чтения).

Теоретическое вступление можно завершить коллективным заполнением таблицы:

Научная фантастика

Мистическая фантастика

Сказочная фантастика

Фэнтези

 

 

 

 

 

Класс делится на группы, каждая из которых работает в своём текстовом пространстве.

 

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

 

Для группы, которая работает по рассказу Р. Стивенсона «Сатанинская бутылка»

    

 

1.Какую форму фантастического представил Стивенсон в своём рассказе?

________________________________________________________________

 

2.Проследи по тексту, как постепенно создаётся цельный образ сатанинской бутылки?

Сначала мы видим описание бутылки___________________________________________________________

Потом узнаём о её волшебных способностях_________________________________________________

 

Затем о её страшных особенностях______________________________________________________

3.Как объяснить поведение Кэаве, услышавшего историю дьявольской бутылки и не удержавшегося от соблазна испытать её?

__________________________________________________________

4.Составь сюжетный план «путешествия» сатанинской бутылки, после того как Кэаве продал её своему другу Лопаке?

________________________________

________________________________

 

5.Разыскивая бутылку во второй раз, Кэаве говорит о том, что искать её было трудно и одновременно легко. Почему?

_____________________________________________________________

 

6.Почему, заполучив желаемое при помощи волшебной бутылки, люди переставали чувствовать себя счастливыми?

__________________________________________________________

7.Какова же истинная цена сатанинской бутылки?

_____________________________________________________________

 

8.Что рассказал нам Стивенсон о человеческих желаниях при помощи своей дьявольской бутылки?

__________________________________________________________

 

9.Что же символизирует собой сатанинская бутылка? За что она наказывает людей?

__________________________________________________________

 

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

 

Для группы, которая работает по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

 

1.Какие приёмы и образы волшебной сказки встретились тебе в повести Гоголя?

________________________________________________________________

 

2.Как ты думаешь, почему подобная история могла случиться только в ночь перед Рождеством?

_______________________________________________________________

 

3.Чего больше в описании чёрта страшного или смешного?

________________________________________________________________________

4.Из приведённых выше фрагментов повести выпиши приёмы и средства, при помощи которых создаётся образ чёрта?

________________________________________________________________________

5.Почему, несмотря на свою волшебную силу, чёрт подчиняется кузнецу Вакуле – простому смертному человеку?

__________________________________________________________

 

Итоги работы групп можно обобщить следующим образом:

Сравните, как представлен мир фантастического у Н.В. Гоголя и у Р.Л. Стивенсона?

Н.В. Гоголь

Р.Л. Стивенсон

Портрет чёрта -

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия -

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с миром людей -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет чёрта -

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия -

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с миром людей -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вариант можно использовать такую форму обобщения:

Сравни, как представлен мир фантастического у разных писателей? Для анализа используй таблицу.

 

Предмет анализа

писатели

Н.В. Гоголь

Р.Л. Стивенсон

Форма фантастического

 

 

Образы фантастического пространства

 

 

Средства создания фантастического мира

 

 

Способы соединения реального и фантастического пространств

 

 

Общий тон повествования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес читателя – важный элемент при формировании читательской компетентности

В данной статье представлены фрагменты уроков литературы в 5-11 классах, способствующие познавательного интереса и читательской компетентности

В 5 классе, начиная работу над сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», заранее прошу пятиклассников прочитать произведение дома. Обязательно начинаю урок с вопроса:

  • Понравилась ли вам сказка К.Г. Паустовского?
  • Какое событие в произведении вы бы назвали сказочным?
  • Я тоже прочитала дома сказку и составила вот такой план, чтобы вы смогли легко вспомнить её содержание.

На слайде (на этом уроке лучше использовать интерактивную доску) появляется фабульный план сказки: события, случившиеся 100 лет назад. Пятиклассники понимают, что этот план не соответствует сюжетному плану. Тогда предлагаю поменять местами части плана.

  • Для чего же автор изменил временную последовательность событий?

Этот вопрос помогает выстроить урок и привести ребят к пониманию противоборства добра и зла в авторской сказке.

 

Открывая тематический раздел «Мифы и легенды» в 6 классе, предлагаю шестиклассникам послушать хорошо знакомый всем фрагмент русской народной сказки: «Помните, ребята, мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и…?».

Далее идёт оживлённая беседа: ещё не дослушав вопроса (Что же случилось?), ученики кричат: «Яичко упало и разбилось!»

  • А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в луну?
  • ?? (задумываются)
  • Похожа ли эта концовка на сказку?
  • Нет.
  • Что мы узнаём из такого рассказа? (как правило, шестиклассники всегда чётко понимают, что в измененной концовке рассказывается о «происхождении» луны).
  • Действительно ли так появилась на небе луна? (ответы однозначны).
  • А почему вы думаете, что это не так? (подтверждают свои мысли фактами науки).
  • Кто и кому мог бы рассказать такую историю? (постепенно приходим к понятию миф).
  • А что появилось раньше: сказка или миф? (все единогласно ставят миф на первое место).
  • Так что же такое миф? Чем он отличается от сказки?

Важно подвести детей к пониманию того, что миф – это не просто история, а сознание, мировосприятие человека. Прежде всего, миф – это мысль, которая стремиться объяснить, кем и как созданы мир и человек.

После цикла уроков, посвященных мифам разных народов, представленных в учебнике-хрестоматии, предлагаю шестиклассникам для внеклассного чтения весеннюю пьесу- сказку Н.А. Островского «Снегурочка». Произведение сложно, но в 6 классе обращаю внимание учеников на несколько важных моментов в содержании пьесы: «Спор Весны и Мороза» (Правы ли они, отправляя Снегурочку к людям?); «Снегурочка и берендеи» (Радости и огорчения Снегурочки, живущей среди людей. Не жалеет ли она, что ушла из терема отца-Мороза?); «Законы царства Берендеев» (Почему автор идеализирует царство берендеев?); «Чудесная кончина Снегурочки» (Почему гибель Снегурочки совсем не огорчает берендеев?). Итогом системы уроков может стать письменная работа: «Что объясняет мифологическое сознание предков современному читателю?»

 

Первый урок по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова»(1837)М.Ю. Лермонтова в 7 классе можно начать с такой системы вопросов:

  • Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда он написал «Песню…»?
  • С какой целью обращается молодой поэт к эпохе Ивана Грозного? Что ищет Лермонтов в XVI веке?

 

Работу над первой главой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе можно начать цитатой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840): «Мелькают образы бездушные людей// Приличьем стянутые маски…».

Предлагаю старшеклассникам представить, что лирический герой М.Ю. Лермонтова оказался в салоне Анны Павловны Шерер. Прошу передать еговпечатления от светского приёма, опираясь на конкретные действия (речевые характеристики) и образы. Учитывая, что художественный материал даже в рамках одной главы достаточно объёмен, работу лучше всего стоит организовать в малых группах (3-4 человека). Как правило, старшеклассники легко распределяют между собой задачи деятельности и пространство текста для работы. Итогом работы может стать тезисный план, характеризующий светское общество Петербурга начала XIX века.

 

Работу над повестью М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе начинаю чтением главы «Странное лицо» из романа английского писателя-фантаста Г. Д. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). (Произведение предлагалось старшеклассникам для летнего чтения).

Прочитавшие роман вспоминают (как правило, он оставляет сильные впечатления в памяти юных читателей), как в  научно-фантастическом романе Уэллса потерпевший кораблекрушение мужчина попадает на остров, на котором изгнанный из Лондона доктор Моро создает зверолюдей путем проведения опытов по вивисекции. «Научные» эксперименты рождают существ-мутантов - чудовищную пародию на разум, мысль, речь, антропо-социальное поведение. Живое существо в восприятии Моро является не Божьим творением, а лишь результатом биологического сочетания физических и химических процессов, а разум — результатом деятельности более или менее сложной системы нейронов.

  • Зачем Моро «делает» людей? (вопрос на данном этапе может остаться и без ответа. Главное – зафиксировать его и не забыть впоследствии к нему вернуться).
  • Какую цель ставит перед собой профессор Преображенский в повести «Собачье сердце»?

Итогом урока может стать вывод о провальности идеи «переделывания» человека путём физиологического или же социального эксперимента.

 

На одном из уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе выстраиваем галерею женских образов. Первая встреча с Элен Курагиной в салоне Шерер обычно производит сильное впечатление на десятиклассников, что во многом это объясняется возрастными особенностями читателей: возраст юности всегда полон романтизма, стремления к внешней красоте.

Элен – самая красивая на светском вечере. С «неизменяющейся» улыбкой, она ошеломляет всех присутствующих, в том числе и читателя, своей красотой. Сияние княжны ослепляет.  Курагина не произносит в салоне Шерер ни слова, только улыбается и повторяет выражение лица Анны Павловны.

Предлагаю арабскую пословицу: «В каждой красоте есть изъян» и прошу найти в портрете Элен Курагиной черты, раскрывающие содержание пословицы.

 

 

После изучения рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» в 5 классе (Программа Г.И. Беленького) предлагаю пятиклассникам урок под названием «Мы в ответе за тех, кого приручили…» по произведениям писателей ХХ века: И.С. Шмелёв «Мой Марс», Э.  Сетон-Томпсон «Снап», Э. И. Пашнев «Хромой пёс».

Для 6 класса беру ряд однотематических произведений под общим названием «За гранью реального». Шестиклассников, прочитавших повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» привлекает фантастическая сторона сюжета. Для внеклассного чтения предлагаю рассказ Р.Л. Стивенсона «Сатанинская бутылка». Работу над произведениями выстраиваю в форме «Читательского дневника». Оба произведения рассматриваем одновременно и обобщаем определённые точки соприкосновения.

Шестиклассники знакомятся  с понятием фантастического в литературе и определёнными формами выражения фантастического. Предлагаю разные информационные источники (словари, средства Интернет), из которых ученики смогут извлечь определение фантастика и фантастическое.

Опираясь на читательский и зрительский опыт шестиклассников, выясняю круг произведений (кинематографических версий), в сюжете которых наблюдается соединение фантастического и реального. Так, под общим названием фантастика оказываются тексты, связанные с «хоррором» (литературой ужасов), мистикой (представление потустороннего мира)и фэнтези, который в современной литературе самым предпочтительным жанром фантастики стал жанр фэнтезе, описывающий вымышленные миры. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древним сказаниям и легендам, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Самый знаменитый автор этого жанра вам, конечно же, известен. Это профессор Оксфордского университета Джон Р.Р. Толкин, создавший свой замечательный вымышленный мир Средиземья.

Напоминаю, что во второй половине XIX и начале XX вв. литература была прочно связана с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения. Так, например, скоростные автомобили, войны с массовым применением летательных аппаратов или, скажем, мощные подводные лодки были на практике невозможны для тех времен. Сейчас этим никого не удивишь. Но произведения вековой давности, где все это описано, остаются фантастикой. Признанными авторитетами научной фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн.(произведения этих писателей были предложены в списке для летнего чтения).

Теоретическое вступление можно завершить коллективным заполнением таблицы:

Научная фантастика

Мистическая фантастика

Сказочная фантастика

Фэнтези

 

 

 

 

 

Класс делится на группы, каждая из которых работает в своём текстовом пространстве.

 

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

 

Для группы, которая работает по рассказу Р. Стивенсона «Сатанинская бутылка»

    

 

1.Какую форму фантастического представил Стивенсон в своём рассказе?

________________________________________________________________

 

2.Проследи по тексту, как постепенно создаётся цельный образ сатанинской бутылки?

Сначала мы видим описание бутылки___________________________________________________________

Потом узнаём о её волшебных способностях_________________________________________________

 

Затем о её страшных особенностях______________________________________________________

3.Как объяснить поведение Кэаве, услышавшего историю дьявольской бутылки и не удержавшегося от соблазна испытать её?

__________________________________________________________

4.Составь сюжетный план «путешествия» сатанинской бутылки, после того как Кэаве продал её своему другу Лопаке?

________________________________

________________________________

 

5.Разыскивая бутылку во второй раз, Кэаве говорит о том, что искать её было трудно и одновременно легко. Почему?

_____________________________________________________________

 

6.Почему, заполучив желаемое при помощи волшебной бутылки, люди переставали чувствовать себя счастливыми?

__________________________________________________________

7.Какова же истинная цена сатанинской бутылки?

_____________________________________________________________

 

8.Что рассказал нам Стивенсон о человеческих желаниях при помощи своей дьявольской бутылки?

__________________________________________________________

 

9.Что же символизирует собой сатанинская бутылка? За что она наказывает людей?

__________________________________________________________

 

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

 

Для группы, которая работает по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

 

1.Какие приёмы и образы волшебной сказки встретились тебе в повести Гоголя?

________________________________________________________________

 

2.Как ты думаешь, почему подобная история могла случиться только в ночь перед Рождеством?

_______________________________________________________________

 

3.Чего больше в описании чёрта страшного или смешного?

________________________________________________________________________

4.Из приведённых выше фрагментов повести выпиши приёмы и средства, при помощи которых создаётся образ чёрта?

________________________________________________________________________

5.Почему, несмотря на свою волшебную силу, чёрт подчиняется кузнецу Вакуле – простому смертному человеку?

__________________________________________________________

 

Итоги работы групп можно обобщить следующим образом:

Сравните, как представлен мир фантастического у Н.В. Гоголя и у Р.Л. Стивенсона?

Н.В. Гоголь

Р.Л. Стивенсон

Портрет чёрта -

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия -

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с миром людей -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет чёрта -

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия -

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с миром людей -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вариант можно использовать такую форму обобщения:

Сравни, как представлен мир фантастического у разных писателей? Для анализа ис

Просмотр содержимого документа
«Интерес читателя – важный элемент при формировании читательской компетентности»

Интерес читателя – важный элемент при формировании читательской компетентности

В данной статье представлены фрагменты уроков литературы в 5-11 классах, способствующие познавательного интереса и читательской компетентности

В 5 классе, начиная работу над сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», заранее прошу пятиклассников прочитать произведение дома. Обязательно начинаю урок с вопроса:

  • Понравилась ли вам сказка К.Г. Паустовского?

  • Какое событие в произведении вы бы назвали сказочным?

  • Я тоже прочитала дома сказку и составила вот такой план, чтобы вы смогли легко вспомнить её содержание.

На слайде (на этом уроке лучше использовать интерактивную доску) появляется фабульный план сказки: события, случившиеся 100 лет назад. Пятиклассники понимают, что этот план не соответствует сюжетному плану. Тогда предлагаю поменять местами части плана.

  • Для чего же автор изменил временную последовательность событий?

Этот вопрос помогает выстроить урок и привести ребят к пониманию противоборства добра и зла в авторской сказке.


Открывая тематический раздел «Мифы и легенды» в 6 классе, предлагаю шестиклассникам послушать хорошо знакомый всем фрагмент русской народной сказки: «Помните, ребята, мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и…?».

Далее идёт оживлённая беседа: ещё не дослушав вопроса (Что же случилось?), ученики кричат: «Яичко упало и разбилось!»

  • А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в луну?

  • ?? (задумываются)

  • Похожа ли эта концовка на сказку?

  • Нет.

  • Что мы узнаём из такого рассказа? (как правило, шестиклассники всегда чётко понимают, что в измененной концовке рассказывается о «происхождении» луны).

  • Действительно ли так появилась на небе луна? (ответы однозначны).

  • А почему вы думаете, что это не так? (подтверждают свои мысли фактами науки).

  • Кто и кому мог бы рассказать такую историю? (постепенно приходим к понятию миф).

  • А что появилось раньше: сказка или миф? (все единогласно ставят миф на первое место).

  • Так что же такое миф? Чем он отличается от сказки?

Важно подвести детей к пониманию того, что миф – это не просто история, а сознание, мировосприятие человека. Прежде всего, миф – это мысль, которая стремиться объяснить, кем и как созданы мир и человек.

После цикла уроков, посвященных мифам разных народов, представленных в учебнике-хрестоматии, предлагаю шестиклассникам для внеклассного чтения весеннюю пьесу- сказку Н.А. Островского «Снегурочка». Произведение сложно, но в 6 классе обращаю внимание учеников на несколько важных моментов в содержании пьесы: «Спор Весны и Мороза» (Правы ли они, отправляя Снегурочку к людям?); «Снегурочка и берендеи» (Радости и огорчения Снегурочки, живущей среди людей. Не жалеет ли она, что ушла из терема отца-Мороза?); «Законы царства Берендеев» (Почему автор идеализирует царство берендеев?); «Чудесная кончина Снегурочки» (Почему гибель Снегурочки совсем не огорчает берендеев?). Итогом системы уроков может стать письменная работа: «Что объясняет мифологическое сознание предков современному читателю?»


Первый урок по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» (1837) М.Ю. Лермонтова в 7 классе можно начать с такой системы вопросов:

  • Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда он написал «Песню…»?

  • С какой целью обращается молодой поэт к эпохе Ивана Грозного? Что ищет Лермонтов в XVI веке?


Работу над первой главой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе можно начать цитатой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840): «Мелькают образы бездушные людей// Приличьем стянутые маски…».

Предлагаю старшеклассникам представить, что лирический герой М.Ю. Лермонтова оказался в салоне Анны Павловны Шерер. Прошу передать еговпечатления от светского приёма, опираясь на конкретные действия (речевые характеристики) и образы. Учитывая, что художественный материал даже в рамках одной главы достаточно объёмен, работу лучше всего стоит организовать в малых группах (3-4 человека). Как правило, старшеклассники легко распределяют между собой задачи деятельности и пространство текста для работы. Итогом работы может стать тезисный план, характеризующий светское общество Петербурга начала XIX века.


Работу над повестью М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе начинаю чтением главы «Странное лицо» из романа английского писателя-фантаста Г. Д. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). (Произведение предлагалось старшеклассникам для летнего чтения).

Прочитавшие роман вспоминают (как правило, он оставляет сильные впечатления в памяти юных читателей), как в научно-фантастическом романе Уэллса потерпевший кораблекрушение мужчина попадает на остров, на котором изгнанный из Лондона доктор Моро создает зверолюдей путем проведения опытов по вивисекции. «Научные» эксперименты рождают существ-мутантов - чудовищную пародию на разум, мысль, речь, антропо-социальное поведение. Живое существо в восприятии Моро является не Божьим творением, а лишь результатом биологического сочетания физических и химических процессов, а разум — результатом деятельности более или менее сложной системы нейронов.

  • Зачем Моро «делает» людей? (вопрос на данном этапе может остаться и без ответа. Главное – зафиксировать его и не забыть впоследствии к нему вернуться).

  • Какую цель ставит перед собой профессор Преображенский в повести «Собачье сердце»?

Итогом урока может стать вывод о провальности идеи «переделывания» человека путём физиологического или же социального эксперимента.


На одном из уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе выстраиваем галерею женских образов. Первая встреча с Элен Курагиной в салоне Шерер обычно производит сильное впечатление на десятиклассников, что во многом это объясняется возрастными особенностями читателей: возраст юности всегда полон романтизма, стремления к внешней красоте.

Элен – самая красивая на светском вечере. С «неизменяющейся» улыбкой, она ошеломляет всех присутствующих, в том числе и читателя, своей красотой. Сияние княжны ослепляет. Курагина не произносит в салоне Шерер ни слова, только улыбается и повторяет выражение лица Анны Павловны.

Предлагаю арабскую пословицу: «В каждой красоте есть изъян» и прошу найти в портрете Элен Курагиной черты, раскрывающие содержание пословицы.



После изучения рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» в 5 классе (Программа Г.И. Беленького) предлагаю пятиклассникам урок под названием «Мы в ответе за тех, кого приручили…» по произведениям писателей ХХ века: И.С. Шмелёв «Мой Марс», Э. Сетон-Томпсон «Снап», Э. И. Пашнев «Хромой пёс».

Для 6 класса беру ряд однотематических произведений под общим названием «За гранью реального». Шестиклассников, прочитавших повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» привлекает фантастическая сторона сюжета. Для внеклассного чтения предлагаю рассказ Р.Л. Стивенсона «Сатанинская бутылка». Работу над произведениями выстраиваю в форме «Читательского дневника». Оба произведения рассматриваем одновременно и обобщаем определённые точки соприкосновения.

Шестиклассники знакомятся с понятием фантастического в литературе и определёнными формами выражения фантастического. Предлагаю разные информационные источники (словари, средства Интернет), из которых ученики смогут извлечь определение фантастика и фантастическое.

Опираясь на читательский и зрительский опыт шестиклассников, выясняю круг произведений (кинематографических версий), в сюжете которых наблюдается соединение фантастического и реального. Так, под общим названием фантастика оказываются тексты, связанные с «хоррором» (литературой ужасов), мистикой (представление потустороннего мира) и фэнтези, который в современной литературе самым предпочтительным жанром фантастики стал жанр фэнтезе, описывающий вымышленные миры. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древним сказаниям и легендам, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Самый знаменитый автор этого жанра вам, конечно же, известен. Это профессор Оксфордского университета Джон Р.Р. Толкин, создавший свой замечательный вымышленный мир Средиземья.

Напоминаю, что во второй половине XIX и начале XX вв. литература была прочно связана с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения. Так, например, скоростные автомобили, войны с массовым применением летательных аппаратов или, скажем, мощные подводные лодки были на практике невозможны для тех времен. Сейчас этим никого не удивишь. Но произведения вековой давности, где все это описано, остаются фантастикой. Признанными авторитетами научной фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. (произведения этих писателей были предложены в списке для летнего чтения).

Теоретическое вступление можно завершить коллективным заполнением таблицы:

Научная фантастика

Мистическая фантастика

Сказочная фантастика

Фэнтези






Класс делится на группы, каждая из которых работает в своём текстовом пространстве.


ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ


Для группы, которая работает по рассказу Р. Стивенсона «Сатанинская бутылка»


1.Какую форму фантастического представил Стивенсон в своём рассказе?

________________________________________________________________


2.Проследи по тексту, как постепенно создаётся цельный образ сатанинской бутылки?

Сначала мы видим описание бутылки___________________________________________________________

Потом узнаём о её волшебных способностях_________________________________________________


Затем о её страшных особенностях______________________________________________________

3.Как объяснить поведение Кэаве, услышавшего историю дьявольской бутылки и не удержавшегося от соблазна испытать её?

__________________________________________________________

4.Составь сюжетный план «путешествия» сатанинской бутылки, после того как Кэаве продал её своему другу Лопаке?

________________________________

________________________________


5.Разыскивая бутылку во второй раз, Кэаве говорит о том, что искать её было трудно и одновременно легко. Почему?

_____________________________________________________________


6.Почему, заполучив желаемое при помощи волшебной бутылки, люди переставали чувствовать себя счастливыми?

__________________________________________________________

7.Какова же истинная цена сатанинской бутылки?

_____________________________________________________________


8.Что рассказал нам Стивенсон о человеческих желаниях при помощи своей дьявольской бутылки?

__________________________________________________________


9.Что же символизирует собой сатанинская бутылка? За что она наказывает людей?

__________________________________________________________


ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ


Для группы, которая работает по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»


1.Какие приёмы и образы волшебной сказки встретились тебе в повести Гоголя?

________________________________________________________________


2.Как ты думаешь, почему подобная история могла случиться только в ночь перед Рождеством?

_______________________________________________________________


3.Чего больше в описании чёрта страшного или смешного?

________________________________________________________________________

4.Из приведённых выше фрагментов повести выпиши приёмы и средства, при помощи которых создаётся образ чёрта?

________________________________________________________________________

5.Почему, несмотря на свою волшебную силу, чёрт подчиняется кузнецу Вакуле – простому смертному человеку?

__________________________________________________________


Итоги работы групп можно обобщить следующим образом:

Сравните, как представлен мир фантастического у Н.В. Гоголя и у Р.Л. Стивенсона?

Н.В. Гоголь

Р.Л. Стивенсон

Портрет чёрта -









Действия -








Взаимоотношения с миром людей -










Портрет чёрта -









Действия -








Взаимоотношения с миром людей -











Как вариант можно использовать такую форму обобщения:

Сравни, как представлен мир фантастического у разных писателей? Для анализа используй таблицу.


Предмет анализа

писатели

Н.В. Гоголь

Р.Л. Стивенсон

Форма фантастического



Образы фантастического пространства



Средства создания фантастического мира



Способы соединения реального и фантастического пространств



Общий тон повествования






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!