СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие по внеклассному чтению и ИЗО по творчеству Е. Чарушина

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.  Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным.

2. Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.

3. Расширить представление детей о художественных произведениях и иллюстрациях писателя и художника Е.И.Чарушина.

4. Научить рисовать  животных в нетрадиционной  графической технике «тычком» жесткой полусухой кистью.

5. Развивать чувство фактурности и объемности.

6. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по внеклассному чтению и ИЗО по творчеству Е. Чарушина»

Ход мероприятия


Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом.


Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Е.Чарушин писал: " Я приучился с детства понимать животное- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".
Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.


Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

Викторина


1.Из какого щенка получится лентяй?
(Из щенка, который ест, да спит)


2.Как определить злого и сердитого щенка?
(Он рычит, со всеми лезет драться)


3.Как определить щенка-охотника?
(Спрятать палочку, и если он будет обнюхивать все, будет искать-он будет настоящим охотником)


4.Почему Томка в первый раз выскочил из воды?
(Видно он дышать в воде вздумал-вода попала ему в нос, да в рот. Он и выскочил)


5.какая любимая игрушка была у Томки?
(Мячик)


6. Как Томка поплыл в первый раз?
(Побежал в воду за мячом и не заметил как поплыл)
7.Кого Томка испугался на первой охоте?
(Он испугался коровы)


8.Какие сны видит Томка?
(Он видит собачьи сны: про охоту, про зверей, про птиц)
9.С кем Томка во сне хотел подраться?
(Он хотел подраться с медведем)


10.Из-за чего Томка обижается?
(Он не любит, когда над ним смеются)
11.Кто забрался Томке на спину и поехал на нем?
(Курица)


12.Кто стал играть с Томкой в больного?
(Мальчик Никита)
13.Как выглядел доктор?
(Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)


14.Как повел себя Томка, когда Никита стал его слушать?
(Он схватил Никиту за ухо)
15.Как измеряли температуру?
(Никита поставил Томке карандаш-градусник, а Томка стал барахтаться)


16. Что Томка сделал с зубной щеткой, которой ему стали чистить зубы?
(Он утащил ее и разгрыз на мелкие кусочки)


17.Понравилось ли Томке играть в больного?
(Нет, не понравилось)


Игра "завершите фразу"
1.Будущий писатель полюбил природу, потому что...
(Вся жизнь писателя была связана с животными и природой)
2.Е.Чарушин правдиво изображал животных , потому что...
(Потому что много наблюдал за ними)
3.Из его книг можно узнать о...
(Можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных)
4.Художник, который рисует животных называется...
(Называется анималистом)
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...





































Интегрированное занятие по внеклассному чтению и ИЗО по творчеству Е. Чарушина



Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е.Чарушина,  совершенствовать навыки работы с книгой, воспитывать интерес к чтению. Познакомить детей с особым способом изображения животных: методом Чарушина.

Задачи:

1. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.  Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным.

2. Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.

3. Расширить представление детей о художественных произведениях и иллюстрациях писателя и художника Е.И.Чарушина.

4. Научить рисовать  животных в нетрадиционной  графической технике «тычком» жесткой полусухой кистью.

5. Развивать чувство фактурности и объемности.

6. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов.

Оформление:

1. Книжная выставка Е. И. Чаруши

2. Презентация по рассказам  Е. И. Чарушина.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и цели занятия.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим занятие по внеклассному чтению, посвященное детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Мы с вами прочитали много рассказов этого замечательного писателя, поэтому мы надеемся на ваше активное участие в выполнении предложенных заданий. 

II. Знакомство с биографией Е.И.Чарушина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».

Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»

Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери»



А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал  о своих детских огорчениях».

Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа».

«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), — вспоминал товарищ.  Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Давайте вспомним о каких животных писал Чарушин, а для этого мы с вами разгадаем кроссворд «Лесной дом».

III. Работа с викториной

 Читая книги Е. Чарушина, мы узнали о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними. Рассказанные истории – смешные и грустные, героические, забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у нас первые глубокие чувства: дружественное внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых.
        Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы.
Слайд 23-24. Чарушин – художник – анималист. Художник, который рисует животных, называется анималист. Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Е. Чарушин иллюстрирует книги других писателей. Одной из работ художника были иллюстрации к "Деткам в клетке" Маршака. За нее он получил Золотую медаль.

Чтобы зверята получались такими же мохнатыми и пушистыми, как в жизни, Евгений Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина. Рисовать надо тычком жесткой полусухой кистью.

Особенно любил Евгений Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных. Вот олененок – слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встает. Но в некоторых зверятах художник подмечал будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.

Читая книги Е. И. Чарушина и рассматривая его иллюстрации, мы узнаем много нового и интересного о животных. А сегодня вы сами будете художниками и нарисуете своих замечательных зверят. Сегодня я познакомлю вас интересной техникой изображения животных,чтобы они получались такими же мохнатыми и пушистыми,как в жизни.Этот способ использовал Е.Чарушин для иллюстрации своих рассказов.Он так и называется:метод Чарушина.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

1.Кисть надо держать вертикально.

2. При работе тычком кисть в воду не опускают

- Возьмите в правую руку кисть вертикально. Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать способом тычка. Таким образом заполняется весь контур вашей фигуры (упражнения в воздухе).

IV. Самостоятельная работа детей.

Звучит тихая музыка.

Во время рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть. 

V. Анализ детских работ.

При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

- Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

VI. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

Назовите способ рисования, который мы использовали сегодня.

(Мы рисовали тычком жесткой полусухой кистью.)

Учитель ИЗО:

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием. Работы получились аккуратные, зверята на них как живые. Наши рисунки мы разместим на выставке










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!