Конспект интегрированного урока литературы в 6 классе
(литература, музыка, изо, русский язык)
Тема: мир природы в поэзии 19 века.
Цели: - пробуждать интерес к русской поэзии и родной природе;
- понять мысли и чувства русских поэтов, писавших о родной природе;
-повторить литературоведческие термины: троп, эпитет, олицетворение, метафора, тема, идея;
- обучение монологическому аргументированному ответу;
- создание ситуации образного, ассоциативного мышления, рисования;
- учить неспешному выразительному чтению.
Оборудование: учебник литературы под ред. Т.Ф. Курдюмовой, альбомы, цветные карандаши, телевизор для просмотра видео, запись вальсов А.С. Грибоедова ля-бемоль мажор, ми минор.
Оформление доски: эпитет, портреты М. Ю Лермонтова, И. А. Бунина, репродукции пейзажей И. Левитана, А.И. Куинджи, М.В. Нестерова.
Ход урока:
Любовь к родной стране начинается
с любви к родной природе.
К.Г. Паустовский
Звучит аудиозапись Вальс ля-бемоль мажор.
Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Вы любите читать в книгах описания природы, стихи о природе?
Предлагаю посмотреть видео «Что может быть лучше России» и нацеливаю вас на вопрос: какова его тема, идея (главная мысль), чем оно замечательно?
Сегодня мы с вами поговорим о пейзажной лирике двух замечательных, уже знакомых вам поэтов 19 века – М.Ю. Лермонтова и И.А. Бунина. Попытайтесь сформулировать, на что мы должны сегодня на уроке обратить особое внимание и чему научиться.
Да, мы постараемся стать ближе к чувствам, переживаниям этих талантливых людей. Попытаемся понять, при помощи каких средств поэты достигают глубокого проникновения в мысли и чувства людей.
Чтение стихотворений и анализ изобразительно-выразительных средств.
-Ребята, а каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? --Дайте определение пейзажа.
-Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
-Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? Назовите их.
-Обратите внимание на репродукции картин известных русских художников. Какие мысли, ассоциации возникают при их рассматривании?
-Давайте послушаем стихотворение М.Ю. «Когда волнуется желтеющая нива…» и стихотворение И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер… в вашем исполнении.
-Понравилось ли вам чтение ребят? Поделитесь впечатлениями.
-Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании
пейзажа в своих произведениях?
- Для чего используются изобразительно-выразительные средства? Как иначе они называются? (Тропы и синтаксические фигуры). Какие тропы и синтаксические фигуры вам известны, вспомните их определения.
Работа над составлением таблицы.
Задание: выписать из обоих стихотворений тропы.
Эпитеты | Олицетворения | Метафоры |
свежий лес | волнуется нива | звук ветерка |
под тенью сладостной | прячется малиновая слива | души тревога |
росой душистой | ландыш приветливо кивает головой | шёпот зреющих колосьев |
румяным вечером | студёный ключ играет | обвеянный мечтами |
утра в час златой | студёный ключ лепечет сагу | убаюкиванье грёз |
ландыш серебристый | смиряется тревога | волны ржи |
таинственную сагу | волны ходят | шёпот леса |
золотая рожь | воет вьюга | |
Синтаксические средства |
Ряды однородных членов | Восклицания | Обращения |
Полумрак и тишина | 4-я строфа стихотворения Бунина | «Дорогой мой, - шепчет мама,- если хочешь задремать…» |
бодрым и весёлым | 4-ая строфа стихотворения Лермонтова | |
медленно и плавно | | |
шёпот и шум | | |
- А обратили ли вы внимание, сколько предложений содержится в 4-х строфах стихотворения Лермонтова? Посчитайте. Да, там всего одно сложное предложение, но как много оно выражает. Какие знаки препинания разделяют строфы этого стихотворения? Как надо их читать, с какой интонацией?
Иллюстрация одного из стихотворений на выбор.
- Какой может быть композиция вашего рисунка? Это может быть один изображенный предмет, например, серебристый ландыш, кивающий головой из-под листа, или прячущаяся в саду малиновая слива. Также возможен коллаж- несколько миниатюрных пейзажей на листке.
Далее ребята под звуки музыки рисуют пейзаж по мотивам прочитанных стихотворений.
Рефлексия. Я начинаю предложение, а вы продолжаете.
Рефлексия. Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание на выбор:
- выполнить рисунки в цвете и проиллюстрировать их чтением соответствующей строфы;
- создать синквейн по теме урока;
- сочинить своё стихотворение о родной природе.
Здесь заканчивается слайд 1.
Закрепление учебного материала.
Слайд 2.