СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по обучению грамоте " Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а. Письмо строчной и заглавной букв А, а "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по курсу «Обучение грамоте», составленные в соответствии с требованиями ФГОС и ориентированные на работу с учебником В.Г. Горецкий «Азбука. 1 класс» (М.: Просвещение, 2011), входящим в УМК «Школа России».

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по обучению грамоте " Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а. Письмо строчной и заглавной букв А, а "»

Уроки № 10 (чтение) и № 12 (письмо).

Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а].

Буквы А, а; их функции (с. 20—23).

Письмо строчной и заглавной букв А, а (с. 3—4)

Целевые установки уроков

Предметные результаты: учащийся обозначает звук [а] на письме буквами А, а, характеризует его, нахо­дит место буквы А на ленте букв; находит звук [а] в слого­звуковых схемах, словах, предложениях, соотносит слова со слого-звуковыми схемами; пишет строчную и заглав­ную буквы А, а по образцам в прописях; составляет связ­ный рассказ по иллюстрации.

Метапредметные результаты: учащийся форму­лирует вместе с учителем и одноклассниками задачу уро­ков; анализирует, подводит множество под одно понятие при работе со звуками речи; оперирует знаково-символи­ческими средствами представления информации (слого­звуковыми схемами, «лентой букв»).

Личностные результаты: учащийся рассуждает на тему пользы чтения.

Ресурсы и оборудование: см. оборудование к урокам №№ 1; аудиоаппаратура и запись первого куплета и при­пева песни «Школьный вальс» (муз. Д. Б. Кабалевского, сл. Е. А. Долматовского), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, CD с элек­тронным приложением к «Азбуке» В. Г. Горецкого.

Ход уроков

I. Изучение материала уроков

  1. Целеполагание. Во время звучания мелодии песни «Школьный вальс» учитель поздравляет ребят с началом изучения букв. Они рассматривают материалы «Азбуки» на с. 20—23 и «Прописи» № 2 на с. 3—4 и вместе с учите­лем формулируют учебную задачу уроков: «Обсудить роль азбуки в развитии умственных способностей человека, по­знакомиться со звуком [а] и буквами А, а, их ролью в сло­ге, вспомнить русские народные сказки, познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней, научиться писать строчную и заглавную буквы А, а».

  2. Актуализация знаний и умений учащихся. Чтение. Обсуждение темы «Азбука — к мудрости ступенька» пред­варяется настроем учащихся на работу: «Мы не в первый раз обращаемся к теме школы, учёбы. К каким выводам мы пришли раньше? (При затруднениях в ответах учитель возвращает детей к пословицам на с. 4, 16, 18 «Азбуки».) Прочитаем новую пословицу об учёбе. (Читает хорошо чи­тающий ученик.) Почему же, на взгляд русских людей, именно азбука развивает ум человека?» Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что, не изучив грамоту, че­ловек не сможет читать книги, изучать другие предметы в школе, его ум не будет развиваться.

Чтение. Перед изучением звука [а] и букв А, а необ­ходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания: «Вспомним ещё раз народную мудрость «Повторение — мать учения». Для того чтобы хорошо понять материал, надо его повторить». Повторение проводится по вопросам: «На какие группы можно разделить звуки речи? Как об­разуются гласные звуки? Как разделить слова на слоги? Какова роль гласных звуков в образовании слога? Если в слоге только один звук, то какой он — гласный или со­гласный? Что мы называем слогом-слиянием? Какой звук стоит в слиянии первым — гласный или согласный? Мо­гут ли быть согласные вне слияния? Каким цветом изобра­жается на схемах гласный звук?»

  1. Аналитический этап. Изучение новой темы можно начать с проблемного вопроса: «Сегодня мы изучаем звук [а] и буквы А, а. Почему мы разделяем звук и букву? Чем они различаются?» Один из «читающих» детей зачитыва­ет теоретический материал на с. 20 «Азбуки».

Классификацию звука [а] по схеме на с. 21 под заго­ловком темы начинаем с тех аспектов анализа звука, ко­торые уже повторили ранее. Дети легко опознают звук как гласный и приводят довод, что этот звук образуется без преграды во рту. А решение вопроса об ударности/без- ударности предваряется беседой: «Как определить, какой слог ударный? Что такое ударение?» — и работой со сло­го-звуковыми схемами слов астра и арбуз на с. 21 «Аз­буки» по вопросам: «Какой цветок изображён на рисун­ке? Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам. Сколько в этом слове гласных звуков? Каких именно? Как на схеме отражены эти звуки? Первый [а] находится вне слияния или в слиянии? А второй? Под ударением он или безударный? Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?» (Если дети отве­тят, что [а] ударный, то дополнительно можно задать во­прос: «А в слоге -ра- он ударный или нет?») По тем же вопросам проводится анализ схемы слова арбуз и делает­ся общий вывод: звук [а] — гласный, может быть ударным и безударным.

  1. Тренировочные упражнения. Закрепление нового материала проводится при выполнении заданий на с. 21

  2. учебника: учитель или «читающий» ученик медленно чи­тает стихотворение, учащиеся после каждого слова гово­рят, есть ли в слове звук [а], ударный он или безударный; одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах буквы А или а. Затем учащиеся подбирают слова, в которых звук [а] стоит в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в кон­це слова (лиса, сова, белка).

  3. Знакомство с графическим обликом буквы А жела­тельно провести с помощью электронного приложения. Можно также использовать материалы на с. 21 «Азбу­ки» и на с. 3—4 «Прописи» № 2. Необходимо акцентиро­вать внимание учащихся на графических различиях букв: есть строчные буквы, а есть прописные. С прописных (за­главных) начинается предложение. Учитель задаёт вопрос «Как это отражается на схемах предложений?» и обраща­ет внимание учащихся на выступ слева первого прямо­угольника в схеме на с. 20 «Азбуки». Кроме того, с за­главной буквы пишутся имена.

  4. Закрепить материал поможет задание: найти буквы А, а в текстах пословиц на с. 20 «Азбуки» (хорошо читаю­щий ученик зачитывает текст, остальные дети следят за чтением и находят буквы А, а в тексте первой пословицы). Учитель: «Какая из пословиц имеет отношение к теме «Азбука — к мудрости ступенька»?» Затем выполняется задание из электронного приложения, сходное с заданием о цветах на с. 22 «Азбуки», в котором в названиях цве­тов буква А выделена красным цветом, а после него зада­ние со схемами на с. 22 «Азбуки». При этом дети, работая в парах, находят ошибку в расположениях схем, а затем, работая совместно с учителем, определяют, к чему отно­сятся схемы: к звукам или к буквам. Чтобы с самого нача­ла учащиеся научились различать звуки и буквы, целесо­образно на доске записать названия цветов и дать ребятам задание выучить формулировку «буква А обозначает на письме звук [а]». По окончании этого этапа дети оценива­ют выполнение задачи уроков.

  5. Письмо. Перед началом работы в «Прописи» № 2 (с. 3) проводится пальчиковая гимнастика, затем учитель гово­рит: «Мы прочитали пословицу «Аккуратность человека красит». Сейчас мы будем писать строчную букву а. Име­ет ли эта пословица отношение к нашей работе?» Учитель может продемонстрировать выполнение кинем на доске или воспользоваться электронным приложением с аними­рованными прописями, комментируя: «Между верхней

  6. и нижней линией рабочей строки пишем овал, рядом с ним справа пишем маленькую палочку с закруглением вправо».

  7. После обводки и написания элементов буквы а и самой буквы а проводится работа над заданием: вставить буквы а в слова (хорошо читающий ученик читает слово, рассма­тривается схема, учитель опять подчёркивает, что эта схе­ма звуковая и буква а обозначает на письме звук [а] и твёр­дость предшествующего согласного — [ма], [па], [ба]).

  8. Чтение. Работа над звуком (буквой) — словом и пред­ложением вначале проводится по сюжетной картинке на с. 20 «Азбуки»: дети называют, какие дикие животные изображены на рисунке (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц), и определяют, есть ли в названиях звук [а]; затем составляют предложение из трёх слов по этой кар­тинке («Зверюшки изучают азбуку», «Хорошо изучать аз­буку», «Надо изучать азбуку» и т. д.).

  9. Переход от знакомства с буквой-словом к знакомству со звуком-предложением может быть следующим: «Оказыва­ется, один звук [а], а на письме, в книгах буква А может быть даже целым отдельным предложением». Далее анали­зируются иллюстрации на с. 22: «Что просит сказать доктор Айболит, чтобы проверить, не болит ли горло? Как плачет Алёнушка, увидев, что Иванушка превратился в козлёноч­ка? Обратите внимание, что буква А в сказке написана за­главной. Значит, это предложение, а не просто буква».

  10. Письмо. Переход к освоению написания заглавной буквы А по «Прописи» № 2 (с. 4) может быть следую­щим: «Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся её пи­сать. Это очень трудная буква, надо постараться». Учи­тель показывает выполнение кинем на доске или с помо­щью анимированных прописей электронного приложения, комментируя: «От верхней дополнительной строки пишем длинную палочку с закруглением влево. Потом от верх­ней дополнительной линии проводим длинную палочку до нижней линии рабочей строки. Затем выписываем петель­ку, заходящую за обе эти линии, и выводим её вправо». Перед работой и после неё выполняется пальчиковая гим­настика. Во время письма учитель следит за посадкой уча­щихся, положением их тетрадей и пальцев руки, поощря­ет и мягко поправляет ребят.

  11. Чтение. Знакомство с лентой букв на с. 23 «Азбуки» и местом буквы А на ней проходит в виде объяснений учи­теля: «Табличка называется лентой букв и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые распо­лагаются на розовой части ленты, отражают гласные зву­ки, а буквы, расположенные на голубой части, — соглас­ные звуки. Первой изученной буквой является А. По мере изучения букв табличка будет заполняться».

В оставшееся время можно провести работу по разви­тию устной монологической речи по заданиям на с. 22—23 учебника.

  1. Итоги уроков учитель подводит с помощью бесе­ды: «Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выво­ду пришли? Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге- слиянии? Может ли буква А одна составлять целое сло­во? Приведите примеры. Может ли одна буква (звук) А со­ставлять целое предложение? Приведите примеры».

  2. Этап рефлексии. При оценивании работы в пропи­си учащиеся ставят на её страницах условное обозначение. Учитель напоминает, что учащиеся, недовольные своей работой, могут потренироваться дома дополнительно и по­ставить себе новый оценочный значок.

  3. Характер физкультминуток зависит от класса. Если дети уже научились соблюдать дисциплину, то можно про­вести физкультминутки активизирующего типа под музы­ку (например, «Чему учат в школе», муз. В. Я. Шаинско- го, сл. М. С. Пляцковского). Если класс шумный, следует продолжать проводить релаксирующие физкультминутки.

  4. Рекомендации для занятий в семье. Потрениро­ваться в написании букв А, а, дописывая строки в «Про­писи» № 2 (с. 3—4), прочитать с родителями сказку «Лиса и волк», обсудить её. Ребята нерусской национальности могут попросить родителей рассказать о появлении нацио­нальной письменности, показать национальный алфавит.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!