СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-познавательная игра по литературе "Путешествие в Лукоморье"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра может быть проведена как тематический классный час, а также как внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в Лукоморье» предназначена для учащихся 5-х классов средней школы. Такая форма внеклассного мероприятия не только способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, умению работать в команде, но и позволяет повторить и проверить степень усвоения изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра по литературе "Путешествие в Лукоморье"»

МКОУ «Коростинская СШ»

учитель русского языка и литературы Клаузер И.В.


Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе.

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в Лукоморье».

Цель игры:

создание условий для расширения знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина, о взаимодействии различных видов искусства

обучающие:

формирование новых знаний о жизни, творчестве поэта, не входящих в изучаемые темы на уроках литературы;

развивающие:

развитие логического мышления, умений работать в команде;

воспитательные:

привитие любви к русскому слову, к поэтическому наследию А. С. Пушкина


I. Слово учителя.

- Все мы, люди, родом из детства. Люди взрослые вспоминают свое детство как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы мы хотели сейчас оказаться на твоем месте, стать такими же маленькими, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. А сказки – это и есть волшебный мир детства.

«Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

Вы, конечно же, знаете, кому принадлежат эти слова. А.С.Пушкину. Он украсил народную сказку блеском своего таланта.

А начиналось все так же, как и всех, с дороги детства.

II. Дороги детства.

(столик, на нем подсвечник, лист бумаги, перо. Чтецы. Няня усаживается у столика, начинает вязать. Исполняется романс «Буря мглою небо кроет…»).

1-й чтец.

Я сам не рад болтливости своей,

Но с детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…


От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.


- Не старая ли няня, или, как ласково назвал ее сам Пушкин, мамушка, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель? И зазвучала Поэзия…

2-й чтец.

… в вечерней тишине

Являлася веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.


Няня.

- Напиши, дружочек, батюшке моему Александру Сергеевичу.

(мальчик берет перо).

Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую. Арина Родионовна.

3-й чтец.

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой…

А ветер сыпал снежной крупкой,

Пути в деревню заметал.

4-й чтец.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке.

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

5-й чтец.

Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух!

6-й чтец.

Ваш милый образ снится мне.

С пером, бумагой при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.


Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений, в этом спору нет.

III. Путешествие в страну Лукоморье. (карта путешествия)

- Сегодня мы отправимся в страну сказок, которую придумал А.С.Пушкин. Она называется Лукоморье. Все чудесное, сказочное русское царство находится «там» - в заветном «Лукоморье». «Там русский дух – там Русью пахнет!»

- Вам хочется попасть в эту сказочную страну?

Нам понадобится транспорт. Он тоже должен быть сказочным. Давайте вспомним, какие средства передвижения используют герои сказок Пушкина?

- Что мы выберем?

- Приобретайте билеты! Чтобы получить билет, необходимо ответить на вопросы:

1) Назовите сказки А.С.Пушкина.

2) Первая сказка А.С.Пушкина.

3) Откуда Пушкин брал сюжет для своих сказок? (из няниных сказок, из фольклора других стран, из литературных произведений В.Ирвинга)

4) Какие произведения можно считать своеобразным подступом к стихотворным сказкам? (две баллады на народные сюжеты: «Жених» (1825), «Утопленник» (1828))

5) Какое произведение Пушкина напоминает сказку?

6) Кто из композиторов обращался к теме пушкинских сказок? (М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков)

7) Какие страницы пушкинских сказок хранит ваша память?

8) Головоломка. Что говорит рыбка водолазу?

- Молодцы, успешно справились. А теперь все уселись поудобнее. К приключениям готовы? Закройте глаза. Скажем все вместе: «4, 3, 2, 1 – в Лукоморье мы летим!»

(звучит «Полет шмеля»)

IV. В стране сказок.

1) Задачи Русалки.

(выходят Леший и Русалка)

- Эхе-хе-хе! Ну и Русалка! Ну и задачи!

- Что это ты, Леший Лешакович, бормочешь?

- Ах, Русалка! Я уже надцатый годок над твоими задачами бьюсь.

- Как отгадаешь, выйду за тебя замуж!

- Сжалься надо мной. Уж очень трудные задачи! Ну какой из меня интеллектуал?!


- Поможем Лешему?



Задачи.

а) «Жил-был Кузьма Остолоп, по прозванию осиновый лоб…» Откуда взялись эти строки?

(«Сказка о попе…» получилась столь остро сатирической, что нельзя было и думать о печати. Только в 1840 году, после гибели поэта, ее опубликовал, сильно переделав, В.А.Жуковский. Подлинный текст сказки был издан только в 1917 году.)

б) В сказках Пушкина есть постоянные эпитеты. Приведите примеры.

в) Вспомните строчки, которые стали своеобразными пословицами.

2) У Бабы-Яги.

(появляется Баба-Яга)

- Да что это такое? Избушка им моя, видите ли, не .! А я ее совсем недавно модернизировала. Вот к юбилею А.С.Пушкина открыла свою «третьяковку». Вот только художников подзабыла. Склероз старческий. Надо бы Кота ученого найти, спросить, он все знает.

Вот досада. Кота нигде нет. …Фу-фу! Русским духом что-то пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.

- Здравствуйте, бабушка Яга!

- Здравствуйте, коли не шутите. Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете?

- Дето пытаем. Путешествуем мы по Лукоморью и загадки ваши трудные решаем. Вот и тебе сможем помочь вспомнить художников. Что вы, ребята, можете рассказать о самых известных портретах А.С.Пушкина?


1-й экскурсовод. (В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина)

После расправы с декабристами царь Николай I приказал привезти к нему Пушкина. Пушкин уже шесть лет как был в ссылке. Новый царь решил «приручить» поэта. Он объявил, что «прощает» Пушкина и теперь сам будет его первым читателем.

Друзья давно не видели Пушкина и радовались его возвращению. Один из них – Соболевский – очень хотел иметь портрет Пушкина. Он задумал, чтобы Пушкин на портрете был такой, каким бывал, когда они откровенно беседовали наедине. Никто не мог лучше Василия Андреевича Тропинина написать такой портрет.

Тропинин охотно взялся за работу. Пушкин сидел перед ним в коричневом, с синими отворотами халате, свободно положив на стол руку с заветными перстнями на пальцах. Но чем ближе знакомился художник с Пушкиным, тем яснее понимал, что обычный домашний портрет не передаст глубины и богатства его души. Великий поэт сидел перед Тропининым, и художник не мог не передать этого в портрете.

Халат, свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорили и о домашней простоте Пушкина, и о вдохновении, внезапно озарившем его. И с каждым прикосновением кисти к холсту все вдохновеннее становилось запечатленное на нем лица поэта.

2-й экскурсовод. (О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина)

Несколько месяцев спустя в Петербурге портрет Пушкина писал Кипренский. Этот портрет тоже предназначался для друга Пушкина – поэта Дельвига.

Пушкин, написанный Кипренским, как будто спокоен и задумчив. Но эти непослушные волосы, большой светлый лоб, устремленный вдаль взгляд ясных голубых глаз, легкий поворот головы – все говорить о внутренней взволнованности. Сложенные на груди руки, переброшенный через плечо клетчатый плащ, бронзовая фигура Музы, богини-покровительницы поэзии, лирой в руке стоящая за его плечом, делают образ Пушкина еще более возвышенным.

Друзья поэта находили, что Пушкин получился у Кипренского «пасмурен». Один из них сказал, что на лице поэта видны «печали жизни». Наверное, так и есть. «Печали жизни» - это и казнь и каторга декабристов, подавленность и равнодушие, охватившие людей вокруг, неволя, на которую были обречены и художник и поэт. Пушкин и Кипренский, конечно, не раз с горечью беседовали об этих «печалях жизни».

Портрет работы Кипренского очень понравился Пушкину. «Себя как в зеркале я вижу», - написал он в стихах, обращенных к художнику.

Этот портрет Пушкин всю жизнь держал при себе.

3) Бюро находок.

(появляется дядька Черномор)

- Что опечалился, дядька Черномор?

- Заждались меня 33 богатыря. Пора нам в море, отлив скоро, а вещи не на кого оставить. Да и надобно бы хозяев найти.

- Поможем, ребята, отыскать хозяев забытых вещей?

(веревка, грамота, лук, крест, орешки, звезда, месяц, невод, пряжа, корыто, зеркальце, яблоко, петушок)

4) Музыкальная гостиная.

а) - Лукоморье – волшебная страна. И мы с вами тоже можем совершить чудо. Не верите? Давайте попробуем! Если мы найдем ответ на музыкальную загадку, то одна из картинок (рисунки ребят к сказкам Пушкина) оживет.

Итак, слушаем. (звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки)

- Какой это герой?

- Какими средствами музыкальной выразительности пользуется М.И. Глинка?

- Вот и оживает картинка. (танец «Шамаханская царица»)

б) «Во саду ли, в огороде»

- Все сказки Пушкина связаны с русским фольклором. В одной из сказок звучит русская народная песня. Какая? (исполнение песни)

(появляется Белочка с орешками, в них спрятаны вопросы)

Вопросы:

  • - Почему царевну из «Сказки о мертвой царевне» удалось воскресить от смертного сна, а Соколко – нет?

  • - В «Сказке о мертвой царевне» царь потерял любимую жену. «Долго царь был неутешен…» Сколько? Почему только после этого срока царь женился вновь?

  • - И царевна налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

- Что это была за рогатка, которой грозила царица служанке?

  • Как в «Сказке о медведихе» назван еж? Почему?

  • В этой же сказке есть такая строчка «приходила ласточка дворяночка». Что необычного в этой фразе?

5) Налоговая инспекция.

(сидит Кащей Бессмертный)

- Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили!

- Кто же это тебя разорил?

- Да вот… уклоняется от налогов королевич Елисей. Ведь он получил приданое царевны. И какое! Вот вы знаете?

- Надо же, знаете! Ну а считать вы умеете? Вот вам задача. Ни за что не решите.

У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Но вот принял поп на работу Балду, а остальных работников прогнал. Сколько караваев хлеба стал поп экономить ежедневно?

(Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых).

6) У самого синего моря.

(появляется Старуха)

- Вы посмотрите только! Выпросил простофиля избу!

Да не хочу я быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой.

Буду жить в высоком тереме.

А уж наряды-то какие у меня будут!..

- Какие наряды будут у старухи? А что это такое: кичка, душегрейка? А почему красные сапожки?

V. Заключительная часть.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Но сказочный мир Пушкина, мир добра, где царствуют справедливость, дружба, верность в любви, верность слову, где наказаны (но не жестоко!) отвратительные жадность, алчность, обман и злоба, где более всего ценится уважение к человеку, - этот мир будет всегда с вами.

Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сейчас это книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом еще и еще…

Когда станете большими, не забудьте прочитать книгу писем поэта. Это необычайно интересно.

Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра до вечера светит на небе солнце.

Пушкин – это возрожденье

Русской Музы – воплощенье

Наших первых дум и чувств,

Это незапечатленный

Ключ поэзии, священный

В светлой области искусств.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!