ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. ВКЛАД РИМЛЯН В ИСТОРИЮ АРХИТЕКТУРЫ И РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте
2 класс
Римская империя в I- II вв.
Кто и когда основал Рим
- Рим основал Ромул. Он был первым королем Римской империи (хотя империей она тогда еще не была). Вот как это случилось.
- В древние времена на территории современной Италии обитало племя латинов. В одном из городов-государств латинов Альба-Лонги (в Лации) правил царь Ну́митор Сильвий .
- Желая взойти на престол вместо него, младший брат Ну́митора, Амулий, сверг своего брата.
- С детьми он поступил так: сын Нумитора пропал во время охоты, а дочь Рею сделал весталкой. Амулий боялся, что дети Нумитора вырастут и потребуют вернуть по закону принадлежащее им право управлять государством, поэтому постарался избавиться от них.
- Весталками называли служительниц Весты – богини-покровительницы домашнего очага. Они поселялись в храме, как монахини, и поддерживали огонь. Замуж выходить весталки не имели права приняв 30-летний обет безбрачия и поэтому у них не могло быть детей. Весталка должна была строго соблюдать обет безбрачия и целомудрия, за нарушение которого она осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю.
- Но на четвёртый год служения у Реи родилось двое сыновей.
- Каким же образом весталка Рея Сильвия, которая не должна была иметь детей, родила близнецов?
- Однажды Рея Сильвия спустилась к реке Тибр, который протекал недалеко от храма Весты для того, чтобы набрать воды. Когда же она возвращалась обратно в храм, разразилась очень сильная гроза. Но вокруг храма богини Весты было много пещер, в одной из них и укрылась Рея Сильвия от непогоды. Внезапно в свете молнии появился бог войны Марс и сказал Рее, что сами боги выбрали ее ему в жены. А через девять месяцев Рея Сильвия родила близнецов — Ромула и Рема .
- Узнав об этом, Амулий заключил её под стражу, а детей приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Мать их казнили, а вот мальчиков «позабыли».
- Амулий приказал утопить их, -но корзина в которую положили младенцев не утонула. В своей корзинке, они благополучно доплыли до подножия Палатинского холма.
- На жалобный крик младенцев прибежала волчица
- В няньках же у них были дятел и чибис. Впоследствии волчица, дятел и чибис стали самыми священными животными Рима.
- Мальчики недолго жили у волчицы – их подобрал и отнес к себе домой царский пастух Фаустул, ребёнок которого перед этим умер. Жена Фаустула, Акка Ларентия, взяла близнецов в свой дом. Близнецов назвали Ромул и Рем.
- Они выросли, вернулись в Альба-Лонгу и узнали, кто они такие и как Амулий стал царем. Ромул и Рем убили его и вернули престол Ну́митору, своему дедушке.
- Братья решили основать свой собственный город, но спорили, не зная как его назвать. Каждый хотел стать в нем царем и дать ему свое имя. В конце концов, Ромул убил Рема и положил распрям конец. Город, построенный позже, назвали Рим (Roma по-латыни) и Ромул стал его царем № 1.
- Случилось это в 753 г. до н.э.
РИМ - «СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ
Макет Древнего Рима
- Рим – столица Римской империи и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.
- Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возрастала военная мощь Рима – сначала небольшой олигархической республики, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир.
- Падение Карфагена в 146 г. до н.э. было переломным событием: начиная с этого момента Рим завладел Грецией.
Римский пантеон
- Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны. Они переняли весь пантеон греческих богов, дав им другие имена:
Искусство Рима
- Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Риме ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульптурный портрет, исторический рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в древнеримском искусстве над вымыслом, а повествовательное начало — над философским обобщением. Кроме того, в Риме совершилось чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии, в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта; в римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.
- Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов: в ранний период — этрусков
Этрусский саркофаг в виде ложа
- и греков, позднее — народов эллинистического Востока и покорённых «варваров». Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретические художественные явления.
Архитектура Древнего Рима
- Деревянная архитектура царила в Риме в 3 в. до н.э. и только в 4 в. до н.э. появились каменные постройки. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, т.к. своего мрамора в Италии не было. А из туфа не удавалось вытесать длинные, прочные балки, кроме того, из мягкого туфа нельзя было вытесать подчеркнутые орнаменты, приходилось украшать постройки гипсовой пластикой. Но вот появился обожженный кирпич, и это дало возможность возводить каркас стен, а затем облицовывать их туфом.
Планировка городов
- Для архитектуры этого времени характерны широкие градостроительные мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку военного лагеря планировочные схемы, в основе которых лежат 2 главные магистрали — «кардо» (с севера на юг) и «декуманус» (с востока на запад).
К концу дневного перехода римские легионеры разбивали на ровной местности большой прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам выкапывали глубокий ров и насыпали земляной вал. В центре каждой из образовавшихся таким образом стен устраивали ворота. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги — кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов, служившая административным и религиозным центром лагеря. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь и сооружалось помещение для казны.
Палатки отдельных войсковых соединений располагались с соблюдением строго установленных интервалов. Кроме кардо и декумануса лагерь пересекался рядом взаимно перпендикулярных более узких улиц. Таким образом, римский лагерь приобретал рациональную систему плана, слагавшегося из прямоугольных ячеек разных размеров
Схема римского лагеря (по описанию Полибия)
- Первым известным городом нового типа является римская крепость в Остии , построенная в 340—335 гг. до н.э. Она возникла в устье Тибра, у морских ворот Рима, для защиты этой важной стратегической позиции
Остия. План города.
- По мере формирования композиции форума (от лат. – рыночная площадь; площадь для народного собрания, отправления правосудия) складывались важнейшие принципы планировочного решения древнеримских комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок.
- Первоначально форум располагался вне города между Капитолием, Палатином и Эсквилином (Рим располагался на семи холмах, остальные Римские холмы – Виминал, Квиринал, Авентин, Челий), но постоянно разрастался. С 5 в. до н.э. он украшался храмами, памятниками и триумфальными арками.
Древнеримский дом
- Частные дома были в ту пору очень скромными, продолжая своими формами традиции древнеиталийского сельского дома с атрием . В атрии (от «атер» - черный) разводили очаг, поэтому комната была черной от дыма. Свет падал через отверстие в крыше крытой соломой.
- Позднее очаг из атрия убрали, а на его месте стали делать каменный бассейн для сбора воды, стекавшей с крыши через отверстие. Так из самой темной комнаты в доме атрий превратился в самую светлую и парадную.
Римский атриум с имплювием и комплювием.
Перистиль
Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н.э. Фрагмент сада, реконструкция
- В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома , центром композиции которого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля (от греч. – окруженный колоннами), свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией античного общества.
Схема древнеримского дома
- 1.Вестибул
- 2.Таберна - комната
- 3.Атриум - крытый двор со световым колодцем
- 4.Имплювий – водоём в атриуме
- 5.Таблинум – кабинет хозяина
- 6.Триклиний – пиршественный зал
- 7.Крылья - открытые помещения по бокам от таблинума
- 8.Кубикулы – спальни
- 9.Кукина - кухня
- 10.Вход для слуг
- 11.Перистиль – открытый внутренний двор
- 12.Писцина - водоём в перистиле
- 13.Экседра – гостиная по главной оси дома
- 14.Фауцы – коридоры, соединяющие атриум и перистиль
- 15.Экус – гостиная
- 16.Комплювий — четырехугольное отверстие в крыше внутреннего двора древнеримского жилого дома
16.
Домус - жилище богатого римлянина
Отдельная
комната для гостей.
Атриум – открытый дворик
Сдаваемые помещения
Покатая
крыша атриума.
Жилые комнаты.
Столовая-триклиний.
Кабинет.
Древнеримские коммуналки – инсулы
- В период империи римское жилище претерпело существенные изменения, вызванные коренными преобразованиями социально-экономической природы римского общества. Это было время все более прогрессирующего социального расслоения, быстрого обогащения одних и обнищания других, более многочисленных групп населения. Заметно усилился приток в города людей с периферии Италии и из провинций. Переполнение городов населением с низким прожиточным минимумом вызвало и потребность в ускоренном строительстве дешевых жилищ. Это привело к созданию нового типа жилища — инсулы , многоэтажного жилого дома со сдававшимися внаем квартирами.
Многоэтажные здания Древнего Рима
- Инсула (лат. insula, буквально — остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Древнем Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н.э.
- 3—5-этажные инсулы (помещения которых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал) составляли массовую застройку римских городов.
- Именно они, а не храмы и виллы, определяли облик древнего Рима - в 350 году нашей эры здесь было 1782 индивидуальных дома (домус) и 46020 инсул - последние явно преобладали.
Дорогие инсулы
- Первые инсулы были 3-5-этажными каменными домами на первых этажах которых располагались магазины и мастерские, а остальные этажи были жилыми.
- На первом этаже инсул класса "люкс" были аналоги нынешних фитнес-центров и термы.
Дорогие инсулы
- Инсулы были очень разными, дорогие инсулы по комфорту приближались к современным квартирам, в них были стеклянные окна (или слюдяные), водопровод и канализация, потолки высотой до 3,5 метров, водяные котлы отопления - гипокаустерии , находившиеся в подвале и так далее.
- Аренда такой инсулы могла стоить 10.000 и более сестерциев в год что было явно недёшево (для сравнения рядовой легионер или ремесленник получал около тысячи сестерциев в год).
Дешевые инсулы
- В дешёвых инсулах в окнах не было никаких стёкол и они закрывались ставнями. В холодное время года они поэтому попросту не открывались - чтобы не терять драгоценное тепло.
- Воздух был затхлым и чтобы его сделать как-то лучше, в жаровне сжигали кусочки хлеба и веточки розмарина. Комнаты были разделены стенами, которые были сделаны из сплетённого тростника, обмазанного глиной, а потолки были не выше 2 метров, а в некоторых случаях и вовсе такие низкие, что жители ходили пригнувшись.
- Туалеты в подвалах инсул были лишь начиная от среднего класса (аренда такого жилья стоила около 2000 сестерциев в год), жильцам бедных инсул предлагалось решать проблему самостоятельно (впрочем, как решалось - известно, выливалось через окно на улицу).
Инсулы - городские здания
Комнаты бедноты.
Мусор и помои выбрасывались
на улицу
Комнаты богачей.
Общественные
туалеты.
Таверны.
Комнаты для
знати.
Инсулы
- Для беднейших жителей Рима, которые не могли платить, со времён Цезаря существовали бесплатные инсулы. Но если дешёвые инсулы были ужасными, то внешний вид бесплатных вообще страшно представить.
- Само собой, проблемой было качество строительства инсул - хозяева обычно стремились сэкономить на материалах и строительном растворе, а кроме того возвести как можно более высокую инсулу - рекордными были 9-тиэтаэжки. Случаи, когда инсула развалилась и под руинами погребла жильцов, не были редкими. Поэтому поначалу Август ограничил высоту в 20,7 метров (70 римских футов), а потом Нерон после большого римского пожара в 17,8 метров и наконец Траян в 17 м.
- Исчезать инсулы стали лишь после падения Римской империи в V веке и депопуляции Рима.
Инсулы
- Первая инсула была обнаружена археологами совершенно случайно. В 1930-х годах вознамерились снести ренессансную церковь святой Риты (Санта Рита де Каша) и при работах было обнаружено, что церковь - попросту перестроенная в XI веке древнеримская инсула.
Инсулы – торговые комплексы
- Некоторые инсулы представляли собой настоящие торговые комплексы. Например, рынок Траяна - пятиэтажный торговый комплекс, построенный в 100—112 гг. Апполодором Дамасским в виде террас на склоне холма. В нём находились около 150 лавок, таверны, закусочные, а также пункты бесплатной раздачи продуктов населению. Каждая лавка имела выход (vitrina) на улицу. В лавках продавались специи, фрукты, вино, оливковое масло, рыба, шелк и другие товары с Востока. Посреди рынка располагалась Via Biveratica — улица, названная по находившимся на ней харчевням.
Бетон и кирпич
- Рынок Траяна интересен своей архитектурной конструкцией с применением бетона и кирпича: основу стены составляла смесь из бетона с камнями, что позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей; стены были облицованы кирпичом. Рынок был отделён от римского форума противопожарной стеной.
- Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения.
Базилика
- На протяжении 2 — 1-й половины 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений:
- Базилика (греч. царский дом) – у римлян это был торговый или судебный зал. Прямоугольное помещение, освещенное через оконные отверстия над крышами боковых нефов.
Термы
- Термы (греч. горячие бани) семейные и общественные бани. Термы имели несколько отделений: зал для спорта, раздевалка, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бассейн. Самыми лучшими были императорские термы, например, Термы Каракаллы.
Общественные термы
У входа располага-
лись раздевалки с
камерами для хра-
нения одежды.
Общественные термы
В одной из комнат с высокой температурой, был устроен бассейн. В этой влажной атмосфере посетители парились и потели.
Кальдарий – горячий бассейн.
Общественные термы
В паровую комнату посетители приходили со своими принадлежностями: горшочком с маслом, скребницами для тела, плоским ковшом для обливания.
Общественные термы
В одном из залов находился большой бассейн с прохладной водой, чтобы посетители могли остыть после посещения парной.
Фригидарий-бассейн
с прохладной водой.
Акведуки
- Акведук (от лат. aqua - вода и ductus – веду) – желобочные водопроводы, перекрытые сверху для предохранения от загрязнения и испарения с арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.
Наивысшие достижения древнеримского зодчества
- Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э. — 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени — монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры.
Триумфальные арки
- Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа, конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.). Главенствующим типом архитектурного памятного монумента является триумфальная арка , которая устанавливалась на дорогах и площадях, имела один или три проезда, аттик, на котором в колеснице изображался тот, в честь которого она была установлена. Поводом для ее сооружения были победа в военном походе, избрание кого-либо на высокий пост и т.п.
Триумфальная колонна
Триумфальная колонна – украшенная фризообразным изображением, орнаментом из роз (Трояна, Марка Аврелия).
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны.
На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров
Колонна Трояна
«Хлеба и зрелищ»
Рост могущества империи привел к тому, что бедные жители Рима не хотели работать.
Они требовали от государства бесплатной раздачи хлеба и устройства массовых зрелищ.
Самым любимым зрелищем стали гонки колесниц, собиравшие десятки тысяч зрителей.
Гонки колесниц.
Амфитеатр
- При Флавиях строится крупнейший из древнеримских амфитеатров — Колизей .
- Амфитеатр – архитектурная форма римского театра; ступенчатые ряды располагались не по кругу как в греческом, а эллипсом. Греческий театр – естественный холм, скала, а римский – искусственное сооружение.
Пантеон
- Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме. Высота его 43,3 м., диаметр = 40 м. Толщина его стен составляет 6 м., а купола – 1,5 – 2 м. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, в которых стояли статуи богов. Свет проникает через отверстие в куполе.
Пантеон
- Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.
Пантеон
- В частности, неповторимость архитектуры строения касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет проникает в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола. Диаметр отверстия составляет 9 метров.
- Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.
Пантеон
- На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам — Солнцу и Луне. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.
Пантеон
- В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.
- Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. Здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.
- Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский — великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Здесь же находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой.
- Так языческий храм превратился в усыпальницу выдающихся людей Италии, а слово «пантеон» приобрело нарицательный смысл — со временем появились пантеоны и в других странах.
Вопросы для повторения
олигархия
- Какой вид правления был в Риме?
- В каком году пал Карфаген?
- Что переняли римляне у греков?
- Что из себя представляют частные дома?
- Как назывался в древнем Риме многоэтажный дом для бедных
- Какая планировка была у городов?
- На скольких холмах располагался Рим?
- Почему в Риме греческую стоечно-балочную конструкцию сменила арочная?
- Как переводится слово «базилика»?
- А что такое термы?
- Как в Рим поступала вода?
- В чем разница между греческим театром и римским?
в 146 г. до н.э.
культуру
атриумный дом
инсула
повторяющая разбивку военного лагеря
на семи
у римлян не было мрамора
царский дом
бани
по акведуку с гор
Греческий театр – естественный холм, а римский – искусственное сооружение
Источники
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 97–109;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.46–48;
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990.