СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование опорных конспектов при изучении математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При освоении программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» на первый план выходит цель развития логического, алгоритмического и математического мышления, позволяющего овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Одним из приемов развития мышления может стать использование технологии опорных конспектов.

Просмотр содержимого документа
«Использование опорных конспектов при изучении математики»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Использование опорных конспектов при изучении учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»





























2016 г.

Содержание



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА 5

2 ВИДЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ 8

3 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ» 10

4 СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ 11

5 ПРИМЕРЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПО ДИСЦИЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ» 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования является построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей студентов. А изучение учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» на современном этапе развития профессионального образования направлено, в первую очередь, на формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Таким образом, при освоении программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» на первый план выходит цель развития логического, алгоритмического и математического мышления, позволяющего овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Одним из приемов развития мышления может стать использование технологии опорных конспектов.

Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым.




1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА



Виктор Федорович Шаталов – российский и украинский педагог-новатор; разработал систему обучения с использованием опорных сигналов. 

Опорный сигнал – это ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию [1].

Опорный конспект – системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов [1].

Методика использования опорных сигналов и конспектов при работе над новым материалом описана Виктором Фёдоровичем в его статье «Учить всех, учить каждого» в 1987 году: «Первый этап – развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов. Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы. Четвертый – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой – ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д.). Седьмой – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» – не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами). Таким образом, семь этапов работы над теоретическим материалом».

В.Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

  • лаконичность – предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400; в конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций;

  • структурность – предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами; материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок; структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки;

  • унификация – предполагает использование условных знаков, аббревиатур, используемых при изучении конкретного предмета; это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;

  • автономность блоков – обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль, все блоки должны иметь между собой логическую связь;

  • использование привычных ассоциаций и стереотипов;

  • непохожесть;

  • простота.




2 ВИДЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ



Идея составления и использования опорных конспектов, предложенная В.Ф. Шаталовым встречает много противоречивых мнений. Одни педагоги считают, что опорный конспект – оптимальное и универсальное средство, которое необходимо использовать регулярно, другие – что работа с конспектами ведет к схематизации знаний и представлений, тормозит развитие речи студентов.

Однако, по мнению многих педагогов, «опорный конспект совсем не обязательно должен выглядеть именно так, как у В. Ф. Шаталова» [2]. Глазунов С.А. в своей статье предлагает преодолеть противоречия и сделать работу с опорным конспектом приемлемой и эффективной для каждого преподавателя.

«Опорный конспект нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать определенное содержание. Поэтому единого алгоритма работы с опорным конспектом при изучении различных тем, при преподавании в различных группах на разных специальностях быть не может. Варианты использования опорного конспекта определяются склонностями преподавателя, уровнем подготовки группы, а так же задачами, которые ставит преподаватель» [2].

По определению С.А. Глазунова, опорный конспект – любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т.д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [3].

Опорный конспект может быть представлен в одной из следующих форм:

1. Опорный конспект в виде таблицы. Такой вид конспекта удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.

2. Опорный конспект в виде схемы. С помощью схемы легко запомнить факты, события, действия, даты, исторических деятелей и т. д.

3. Тезисный план. Его можно составить, записывая основные мысли разделов большой темы.

4. Развернутый план.

5. Цитатный план. При составлении такого плана текст или целая тема разбивается на смысловые части, из которых выделяются ключевые фразы (цитаты). Эти фразы, записанные в необходимом порядке, помогут при ответе на уроке.

6. Опорный конспект – карта памяти – имеет свою структуру, составляется по определенным правилам. При создании карты памяти используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы.

Правила составления карты памяти (для студентов):

  • Расположите лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально.

  • Начните работу с цветного рисунка и названия темы в центре.

  • Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы.

  • Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные факты.

  • Слова пишите печатными буквами и сопровождайте схематичными рисунками; не заключайте слова в рамки.



3 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»



Главная цель использования опорных конспектов – более простое запоминание большого объема теоретического материала за счет его структурирования и визуализации с помощью условных обозначений, блок схем, рисунков.

Чтобы составить опорный конспект или сигнал самостоятельно, студенту необходимо обладать некоторым опытом, умениями выделять главное, дробить материал на тематические фрагменты, планировать, систематизировать. Не каждый студент техникума обладает подобными умениями и навыками в начале своего обучения. Поэтому я предлагаю следующую методику использования опорных конспектов при изучении дисциплины «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия».

1. Совместное со студентами составление плана урока, фрагмента изученного теоретического материала.

2. Составление тезисов по изученному теоретическому материалу.

3. Составление опорного конспекта после изучения теоретического материала в конце урока.

4. Сопровождение лекционного материала соответствующими опорными сигналами.

5. Воспроизведение теоретического материала студентами по готовым предложенным опорным конспектам.

6. Самостоятельное создание опорных сигналов предложенного фрагмента теоретического материала.

7. Соединение опорных сигналов в опорный конспект.

8. Использование самостоятельно созданных опорных конспектов при выполнении контрольных и проверочных работ, на зачетных уроках.




4 СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ



1. При сопровождении лекций удобно использовать опорные конспекты, сконструированные с помощью специальных программ для создания и демонстрации презентаций в виде последовательности слайдов, которые могут содержать блок-схемы, условные символы, формулы, таблицы, рисунки.

Рисунок 1. Prezi.com — это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой

Рисунок 2. Microsoft PowerPoint - программа для создания и просмотра презентаций



2. В начале обучения студентам лучше предложить создание опорных конспектов вручную – использовать большие листы бумаги (например, формата А4), маркеры или фломастеры, цветные карандаши или ручки.

Рисунок 3. Пример опорного конспекта, созданного вручную

3. Создание опорных конспектов в виде карт памяти (Mind Map) проще всего реализовать с помощью специализированных программ, например, XMind или MindMeister.

Рисунок 4. Окно программы XMind

Рисунок 5. MindMeister - веб-сервис для создания карт памяти





5 ПРИМЕРЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПО ДИСЦИЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»


1. Опорный сигнал по теме «Целые и рациональные числа. Действительные числа». Выполнен с помощью инструментов Microsoft Office Word: Вставка → Фигуры; Вставка → Надпись.

2. Опорный сигнал по теме «Рациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения», созданный в программе XMind.

3. Опорный конспект в виде таблицы по теме «Иррациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения».

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

ЕГО РЕШЕНИЕ


4. Опорный конспект – карта памяти по теме «Многогранники и круглые тела», созданная с помощью веб-сервиса MindMeister.

5. Опорный сигнал по теме «Призма».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации [Текст] / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева // Молодой ученый. – 2015. - №11.1. – С. 53-58.

2. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. – М., 1987. – С. 159–167.

3. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования [Электронный ресурс] / С. А. Глазунов. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya. –Загл. с экрана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя