СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических материалов при обучении детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены материалы и рекомендации по применению дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических материалов при обучении детей с ОВЗ»

      Использование дидактических материалов для активизации позновательной деятельности учащихся с ОВЗ  педагог-психолог МАОУ «Школа 96 Эврика-Развитие» А.В.Белогура

Использование дидактических материалов для активизации позновательной деятельности учащихся с ОВЗ педагог-психолог МАОУ «Школа 96 Эврика-Развитие» А.В.Белогура

Актуальная проблема Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья- одна из актуальных проблем современного образования. Проблемы в организации образования Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни.  При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:

Актуальная проблема

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья- одна из актуальных проблем современного образования.

Проблемы в организации образования

Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни.  При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:

Проблемы в обучении детей с ОВЗ Проблемы практики обучения (качества обучения). Теоретическое обобщение новых явлений нынешней практики обучения. Проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники, дидактические материалы.

Проблемы в обучении детей с ОВЗ

  • Проблемы практики обучения (качества обучения).
  • Теоретическое обобщение новых явлений нынешней практики обучения.
  • Проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники, дидактические материалы.
Общими правилами коррекционной работы являются:   Индивидуальный подход к каждому ученику Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общими правилами коррекционной работы являются:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Важное условие при организации работы с детьми с ОВЗ!!!   Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и использование дидактических материалов.

Важное условие при организации работы с детьми с ОВЗ!!!

Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития.

А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и использование дидактических материалов.

Использование дидактического материала на уроках позволяет :   1.Рационально организовать учебный процесс, повысить его эффективность; 2.Повысить объем выполняемой на занятии работы в полтора - два раза; 3.Поддерживать интерес к изучению учебного материала; 4.Создавать условия для индивидуального развития учащихся, повышения их познавательной активности; 5.Развивать самостоятельность, инициативу, находчивость, изобретательность; 5.Активизировать мышление, внимание

Использование дидактического материала на уроках позволяет :

1.Рационально организовать учебный процесс, повысить его эффективность;

2.Повысить объем выполняемой на занятии работы в полтора - два раза;

3.Поддерживать интерес к изучению учебного материала;

4.Создавать условия для индивидуального развития учащихся, повышения их познавательной активности;

5.Развивать самостоятельность, инициативу, находчивость, изобретательность;

5.Активизировать мышление, внимание

Развитие коммуникативной сферы Сюжетно-ролевые игры Игры с правилами Соревновательные игры Театрализованные игры Малые фольклорные жанры Регулярное использование разнообразных игр дает положительные результаты: повышает социальную активность, систематическое развитие коммуникативных навыков, инициативность, любознательность, уверенность в свои силы, познавательная активность. Обеспечить формирование положительной мотивации учащихся, развитие интереса к данному виду деятельности; Усовершенствовать контроль знаний; Воспитать уверенность детей в себе и чувство удовлетворенности достигнутым результатом; Создавать педагогу творческую и доброжелательную атмосферу на занятии, а ребенку – поверить в свои силы.

Развитие коммуникативной сферы

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игры с правилами
  • Соревновательные игры
  • Театрализованные игры
  • Малые фольклорные жанры
  • Регулярное использование разнообразных игр дает положительные результаты: повышает социальную активность, систематическое развитие коммуникативных навыков, инициативность, любознательность, уверенность в свои силы, познавательная активность.
  • Обеспечить формирование положительной мотивации учащихся, развитие интереса к данному виду деятельности;
  • Усовершенствовать контроль знаний;
  • Воспитать уверенность детей в себе и чувство удовлетворенности достигнутым результатом;
  • Создавать педагогу творческую и доброжелательную атмосферу на занятии, а ребенку – поверить в свои силы.
При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.)

При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.)

Важность использования на уроках дидактического материала Использование дидактического материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Поэтому применения дидактического материала в образовательном процессе является обоснованным: позволяет организовать, овладеть в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминанием, концентрацией внимания. Включение дидактического материала в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать работу учащихся активной и целенаправленной.

Важность использования на уроках дидактического материала

Использование дидактического материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Поэтому применения дидактического материала в образовательном процессе является обоснованным: позволяет организовать, овладеть в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминанием, концентрацией внимания.

Включение дидактического материала в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать работу учащихся активной и целенаправленной.

Важность использования на уроках дидактического материала Учащиеся могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом обстановка способствует развитию каждого учащегося на своем уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля. Именно дидактический материал как средство обучения учащихся прививает интерес к самостоятельной работе, формирует творческий потенциал учащегося, формирует его ключевые учебно-познавательные компетенции. Для развития интереса и познавательной активности на уроках можно использовать следующие дидактические материалы: .

Важность использования на уроках дидактического материала

Учащиеся могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом обстановка способствует развитию каждого учащегося на своем уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля.

Именно дидактический материал как средство обучения учащихся прививает интерес к самостоятельной работе, формирует творческий потенциал учащегося, формирует его ключевые учебно-познавательные компетенции.

Для развития интереса и познавательной активности на уроках можно использовать следующие дидактические материалы:

.

Дидактические материалы   Перфокарты:   Перфокарта - представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или   учитель диктует  задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков, навыков письма;

Дидактические материалы

Перфокарты:   Перфокарта - представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или   учитель диктует  задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков, навыков письма;

Перфокарты

Перфокарты

 сигнальные карточки  

сигнальные карточки  

Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание и оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;

Сигнальные карточки

при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание и оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;

вставки на доску  (буквы, слова)

вставки на доску  (буквы, слова)

Вставки на доску при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;

Вставки на доску

при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;

   Узелки на память   составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).   Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

   Узелки на память  

составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Узелки на память

Узелки на память

 Картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Картинный материал

для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

 Раздаточные материалы (карточки, таблички, карты-пазлы, таблицы и т. д.), тесты на тренировку памяти и внимания

Раздаточные материалы (карточки, таблички, карты-пазлы, таблицы и т. д.), тесты на тренировку памяти и внимания

Презентации и фрагменты презентации Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным .

Презентации и фрагменты презентации

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным .

Презентации.Фрагменты презентаций На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Презентации.Фрагменты презентаций

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Мультимедийные презентации

привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Выводы: Таким образом, дидактический материал, являясь средством развития познавательных способностей учащихся, представляет собой важнейший источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями. Применение дидактических материалов повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.    

Выводы:

Таким образом, дидактический материал, являясь средством развития познавательных способностей учащихся, представляет собой важнейший источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями.

Применение дидактических материалов повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!