Использование дидактических материалов для активизации позновательной деятельности учащихся с ОВЗ педагог-психолог МАОУ «Школа 96 Эврика-Развитие» А.В.Белогура
Актуальная проблема
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья- одна из актуальных проблем современного образования.
Проблемы в организации образования
Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни. При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:
Проблемы в обучении детей с ОВЗ
- Проблемы практики обучения (качества обучения).
- Теоретическое обобщение новых явлений нынешней практики обучения.
- Проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники, дидактические материалы.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Важное условие при организации работы с детьми с ОВЗ!!!
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития.
А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и использование дидактических материалов.
Использование дидактического материала на уроках позволяет :
1.Рационально организовать учебный процесс, повысить его эффективность;
2.Повысить объем выполняемой на занятии работы в полтора - два раза;
3.Поддерживать интерес к изучению учебного материала;
4.Создавать условия для индивидуального развития учащихся, повышения их познавательной активности;
5.Развивать самостоятельность, инициативу, находчивость, изобретательность;
5.Активизировать мышление, внимание
Развитие коммуникативной сферы
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры с правилами
- Соревновательные игры
- Театрализованные игры
- Малые фольклорные жанры
- Регулярное использование разнообразных игр дает положительные результаты: повышает социальную активность, систематическое развитие коммуникативных навыков, инициативность, любознательность, уверенность в свои силы, познавательная активность.
- Обеспечить формирование положительной мотивации учащихся, развитие интереса к данному виду деятельности;
- Усовершенствовать контроль знаний;
- Воспитать уверенность детей в себе и чувство удовлетворенности достигнутым результатом;
- Создавать педагогу творческую и доброжелательную атмосферу на занятии, а ребенку – поверить в свои силы.
При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.)
Важность использования на уроках дидактического материала
Использование дидактического материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Поэтому применения дидактического материала в образовательном процессе является обоснованным: позволяет организовать, овладеть в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминанием, концентрацией внимания.
Включение дидактического материала в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать работу учащихся активной и целенаправленной.
Важность использования на уроках дидактического материала
Учащиеся могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом обстановка способствует развитию каждого учащегося на своем уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля.
Именно дидактический материал как средство обучения учащихся прививает интерес к самостоятельной работе, формирует творческий потенциал учащегося, формирует его ключевые учебно-познавательные компетенции.
Для развития интереса и познавательной активности на уроках можно использовать следующие дидактические материалы:
.
Дидактические материалы
Перфокарты: Перфокарта - представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков, навыков письма;
Перфокарты
сигнальные карточки
Сигнальные карточки
при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание и оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;
вставки на доску (буквы, слова)
Вставки на доску
при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;
Узелки на память
составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Узелки на память
Картинный материал
для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Раздаточные материалы (карточки, таблички, карты-пазлы, таблицы и т. д.), тесты на тренировку памяти и внимания
Презентации и фрагменты презентации
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным .
Презентации.Фрагменты презентаций
На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации
привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Выводы:
Таким образом, дидактический материал, являясь средством развития познавательных способностей учащихся, представляет собой важнейший источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями.
Применение дидактических материалов повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.