Транслит презентации Верещагиной М.Е. - педагога дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол, руководителя объединения «Живая струна»
«Использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов при обучении игре на гитаре»
Слайд 1 Использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов при обучении игре на гитаре.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию презентацию работы на тему: «Использование электронно-образовательных ресурсов при обучении игре на гитаре».
Слайд 2 Стратегия развития и совершенствования Российского образования.
Важнейшей стратегической задачей современного Российского образования является повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Слайд 3 Приоритетная цель педагога.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков приоритетной целью педагога становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Слайд 4 Использование электронно-образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Решение этой задачи не представляется возможным без использования в процессе обучения информационных, электронно-образовательных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим достижение нового качества образования.
Слайд 5 Электронно- образовательные ресурсы (ЭОР)
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий для организации учебного процесса. По версии авторов национального проекта «Образование» электронно- образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Слайд 6. Эффективность использования ЭОР в образовательном процессе.
Применение ЭОР в современной школе повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе обучающихся. Этот эффект в полной мере можно отнести и к результатам использования современных электронных информационных ресурсов при обучении игре на музыкальном инструменте (в частности, на шестиструнной гитаре)
Слайд 7. Многофункциональные электронные программы-приложения для операционной системы Андроид
Но, учреждения дополнительного образования, ставшие в недавнем прошлом структурными подразделениями общеобразовательных школ, имея общую с ними цель, – получение нового образовательного результата, – к сожалению, не всегда демонстрируют наличие достойной материально-технической базы – высокоскоростных современных компьютеров, ноутбуков, необходимых обучающих программ, электронно-методических комплектов для проведения занятий. В этом случае, на помощь педагогу приходят многофункциональные электронные программы-приложения, которые устанавливаются на смартфоны обучающихся из Плей-маркета – магазина мобильных приложений, разработанных специально для операционной системы Андроид. Ребятам, из объединения «Живая струна» данные программы знакомы достаточно давно. Об опыте использования электронных ресурсов подобного рода в образовательном процессе мне и хотелось бы сегодня рассказать.
Слайд 8. Базовое содержание электронных программ-приложений по обучению игре на гитаре на плаформе Андроид
Актуальность использования электронных программ-приложений при обучении игре на гитаре заключается в том, что в большинстве своём они, как правило, достаточно просты в использовании, многофункциональны, и имеют в своём содержании:
- электронную базу аккордов (необходимую, например, при изучении разделов «Аккорды первой позиции», «Приём баррэ» программы «Шестиструнная гитара», по которой ведётся обучение);
- тюнер для настройки гитары (необходимый на каждом учебном занятии);
- электронную базу разножанровых песен с аккордовой системой обозначения, ссылкой на видео-уроки в ютуб (незаменимую при работе с исполнительским репертуаром на практико-ориентированных занятиях);
Некоторые из приложений имеют встроенный:
- метроном (для развития чувства ритма, используемый на наших занятиях при изучении различных видов аккомпанемента), музыкально-игровой тренажёр для развития музыкального слуха и другие функциональные особенности, о которых речь пойдёт далее.
Слайд 9. Содержание электронной программы - приложения «Гитар-тьютор»
(электронная база песен)
А я хочу представить первую обучающую электронную программу - «Гитар-тьютор» и познакомить вас с её функциональным содержанием.
База песен с аккордовой системой обозначения представлена в русскоязычном текстовом формате. В этом разделе каждый пользователь имеет возможность просмотра исполнения любой выбранной музыкальной композиции на канале Ютуб.
Слайд 10. Обучающие видеоуроки «Гитар-тьютор»
Раздел «Новичкам» также даёт возможность выбрать интересующую тему в представленных видео-уроках и также воспользоваться услугами Ютуба;
Слайд 11. Тюнер и метром «Гитар-тьютор»
В программном меню также представлены тюнер и метроном;
Слайд 12. Электронная база аккордов «Гитар-тьютор»
Электронная база аккордов «Гитар-тьютор» позволяет осуществлять поиск необходимого варианта аккорда в зависимости от его типа. Графическое изображение представлено в аппликатурной сетке с понятными и известными обучающимся условными обозначениями.
Также приложение предоставляет возможность создать собственный плей-лист из любимых композиций в «Избранном».
Слайд 13. Содержание электронной программы - приложения «Песни под гитару»
Вашему вниманию предлагается ещё одно электронное приложение - программа «Песни под гитару». На слайде представлено её контекстное меню содержащее:
- электронную базу песен и исполнителей в алфавитном порядке;
- электронную базу аккордов, которая в отличие от «Гитар-тьютер» гораздо полнее и функциональнее (т.е. в этом варианте представлены все виды и типы аккордов включая нестандартные, модифицированные). В программе также предусмотрена возможность использования метронома и проведения операции транспонирования непосредственно при работе с песенно-текстовым материалом.
К недостаткам данного электронного приложения можно отнести отсутствие тюнера и обучающих видео-уроков. Выход на ресурсы ютуб – только со страницы справочных материалов (FQA) в англоязычном формате.
Слайд 14. Содержание электронной программы -приложения «НМ-Песенник»
(генератор аккордов)
Более подробно мне хотелось бы остановиться на программе «HM Песенник» - наиболее функциональном электронном приложении, используемом на занятиях в объединении «Живая струна». На экране – представлено функциональное меню, из которого предлагаю переместиться в раздел «Аккорды». Функция генератора аккордов даёт возможность набора (конструирования) любого вида и типа аккордов из предложенных составных элементов и просмотра готового варианта (как в открытой позиции, так и взятых с помощью приёма баррэ).
Слайд 15. «НМ-Песенник» (электронная база аккордов)
Также в данном разделе можно найти любой аккорд и посмотреть полноценное видео по правильной его постановке на канале Ютуб.
Слайд 16. «НМ-Песенник» (электронная база песен)
Электронная база песен представлена в меню категориями «Песни» и «Исполнители» с аккордовой системой обозначения и возможностью перевода в необходимую тональность.
Слайд 17. «НМ-Песенник» (обучающие видео-уроки)
Раздел «Уроки» представляет собой - обучающие видео-уроки игры на гитаре, ранжированные по категориям - «Гитара с нуля», «Уроки мастера для начинающих», «Виды аккомпанемента – различные типы боя, переборов» «Аккорды» и т.д.;
В программе есть тюнер, метроном. Пользователям предоставлена возможность создать собственный плей-лист из любимых композиций в «Избранном».
Слайд 18. Универсальные учебные действия
Применение электронно-образовательных ресурсов на занятиях в объединении «Живая струна» решает и ещё одну стратегическую задачу в свете требований ФГОС
Слайд 19. Виды УУД
– создаёт возможность для формирования учебно-универсальных действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Слайд 20. Результат формирования познавательных УУД при использовании ЭОР в учебной деятельности:
Умение ориентироваться в информационном пространстве, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (т.е. поиск дополнительного материала по изучаемой теме, информации об определённом музыканте, исполнительском коллективе; пополнение исполнительского репертуара разножанровыми композициями; просмотр обучающих видео-уроков на закрепление определённого вида аккомпанемента, типа аккордов, приёма звукоизвлечения);
Умение самостоятельно найти способ решения задач творческого и поискового характера (сюда можно отнести процесс транспонирования – перевода изучаемого репертуарного материала в удобную для исполнения тональность; разбор различных видов табулатур для сольного исполнения и музицирования в малых формах ансамбля – дуэте, трио; создание авторских стихов и песен).
Знаково-символическое моделирование (чтение аппликатурных схем изучаемых типов аккордов и различных видов аккомпанемента с применением полученных знаний в практической деятельности; чтение и исполнение табулатур – произведений в упрощённой записи нотного письма).
Удовлетворение потребности в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Слайд 21. Результаты формирования регулятивных УУД при использовании ЭОР в учебной деятельности:
Умение принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
Опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции при решении задач поискового и творческого характера в информационной среде.
Навыки адекватной оценки своих реальных и потенциальных способностей в умении использовать ЭОР в учебной деятельности.
Слайд 22. Результаты формирования коммуникативных УУД при использовании ЭОР в учебной деятельности
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности с применением электронно-образовательных ресурсов.
Слайд 23. Результаты формирования личностных УУД при использовании ЭОР в учебной деятельности:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Позитивная самооценка своих возможностей в самостоятельной работе с электронными программами-приложениями.
Развитие музыкальных способностей (чувства ритма, звуко-высотного слуха) и исполнительских умений в овладении инструментом.
Слайд 24. Результат применения ЭОР при обучении игре на гитаре
Таким образом, применение электронно-образовательных ресурсов (обучающих программ – приложений на платформе Андроид) при обучении игре на гитаре в системе дополнительного образования актуально и целесообразно, так как создаёт возможность более эффективного образовательного процесса как при групповой форме обучения, , так при проведении индивидуальных занятий, обеспечивая:
- доступность необходимых информационных ресурсов и экономию времени на учебном занятии, как следствие более продуктивное его проведение с использованием различных видов музыкально-исполнительской деятельности;
- развитию самостоятельных навыков обучающихся в поиске и выделении необходимой информации, применении её в практической деятельности;
- глубину погружения в учебный материал и возможность самообразования обучающихся;
Слайд 25. Результат применения ЭОР при обучении игре на гитаре.
- активизацию познавательной деятельности детей за счёт использования современных форм обучения с возможностью одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- развитие музыкальных способностей юных гитаристов (чувства ритма; звуко-высотного и ладотонального слуха; вокальных данных) и исполнительской техники в овладении инструментом;
Применение электронных программ-приложений на занятиях в объединении «Живая струна» способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся, (сфера метапредметных результатов), реализуя принципы системно-деятельностного подхода и лично-ориентированного обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 26. У меня – всё! Спасибо за внимание!
4