«Использование информационно-компьютерных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников»
Прокофьева Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ № 9»
Информатизация современного российского общества требует от образовательных учреждений повышения эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время в России идет активный процесс модернизации системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
Слайд 1
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия. Всем известно: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.
Слайд № 2
Работая над темой выступления «Использование информационно-компьютерных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников» я задала себе два вопроса:
- в чём актуальность этого вопроса в наши дни?
- каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?
Слайд № 3
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Слайд №4
С помощью ИКТ можно решить следующие задачи
Слайд №5
Электронные материалы реализуют из компонента учебного процесса, активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся
Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся. Происходит это через:
Внедрение ИКТ в начальных классах проходит по следующим направления:
Слайд № 6-7
1.Создание презентаций к урокам.
2.Работа с ресурсами Интернет.
3.Использование готовых обучающих программ.
4.Разработка и использование собственных авторских программ.
Включение в учебный процесс ЦОР подобранных согласно учебной программе по предметам, позволяет мне успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.
Слайд №8
Направления использования ИКТ в начальной школе:
1. Копилка уроков
2.Внеклассная деятельность
3.Внеурочная деятельность
4.Развитие творческих способностей
5.Работа с родителями
Слайд №9
Результативность:
Система работы с ИКТ позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса у учащихся по каждому предмету и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. По результатам анкетирования учащихся «Какие предметы вам больше нравятся с применением ИКТ?» можно составить следующую диаграмму:
Слайд № 10
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме или создания проблемной ситуации;
При повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний;
На этапе объяснения нового материала, используя таблицы, видеофрагменты, рисунки;
На этапе закрепления для определения уровня усвоения темы( показывается не только задание, но и ответ);
Использование тестового контроля .
Слайд № 11-13 (примеры) Создание проблемной ситуации на уроках математики, русского языка.
Слайд № 14
На этапе повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний
Урок математики (устный счет)- Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»
Слайд № 15
Этап объяснение нового материала
Урок окружающий мир. Тема «Насекомые» - изучение строения тела насекомых с помощью таблицы
Слайд № 16
На этапе закрепления, можно определить уровень усвоения темы
Русский язык. Тема: «Безударные гласные»
Слайд № 17
Использование тестового контроля:
Урок русского языка Тема «Парные согласные на конце слова»
Вывод:
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Внеклассная работа с применением ИКТ
Слайд № 18
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.
Применяя ИКТ, у учащихся формируются творческие способности:
Слайд № 19 Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Слайд № 20 Классный час по ПДД
«Знай правила движения, как таблицу умножения»
Работа с родителями:
В работе же с родителями иногда приходится испытывать затруднения с проведением родительских собраний. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И собрать всех – вот моя задача. Существуют различные методики для решения этой проблемы, и я их часто применяю в свой работе. Одним из них и является использование ИКТ: применяя фото и видеоматериалы из жизни класса, предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, я стараюсь сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.
Слайд №21
Применение информационных технологий в работе учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространств.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
Обеспечить положительную мотивацию обучения; высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
Усовершенствовать контроль знаний;
Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Обеспечить доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурса;
Повысить качество знаний;
Продвинуть ребенка в общем развитии;
Помочь в преодолении трудностей;
Внести радость в жизнь ребенка;
Вести обучение в зоне ближайшего развития;
Создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Таким образом, организация процесса обучения школьников в соответствии с ФГОС НОО происходит на метапредметной основе и предполагает развитие их учебной активности в процессе формирования универсальных учебных действий, реализующих главную цель начальной школы – формирование умения учиться. Интегративное содержание информационных технологий позволяет развивать учебную активность школьников на основе формирования коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.