Использование инновационных приемов
как способа развития критического мышления
на уроках математики
Мезенцева Н.А.
учитель математики
МАОУ Слобода – Бешкильская СОШ
Искусство и мастерство
обучения и воспитания
заключается в том,
чтобы раскрывать силы
и возможности каждого ребенка,
дать ему радость успеха в умственном труде
В.Сухомлинский
Современному обществу нужна самодостаточная личность, которая способна к саморазвитию, умеющая анализировать жизненные ситуации, искать и находить конструктивные решения в условиях информационного общества; личность, которая самостоятельно добывает знания, учится познавать, учится работать, учится жить. Сегодня именно школа становится первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил.
С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, я как учитель стараюсь найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов.
В нашей школе обучаются дети с разным уровнем образования и познавательной активности. Значит, я, как учитель, должна создать условия для развития и реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе, формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования. И достижение данной цели не сводится только лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования, к успешности в условиях неопределенности современного мира.
Поэтому, работая с детьми я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы помогли мне совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно.
И я пришла к выводу, что формированию ключевых компетентностей способствует именно технология развития критического мышления(ТРКМ).
Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Но основные положения ТРКМ нашли свое развитие и в трудах российских ученых. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав.лабораторией доктор пед.наук, профессор Е.С.Полат).
Концептуальные основы технологии развития критического мышления выражены в таких утверждениях:
Знания имеют ценность лишь тогда, когда они понятны.
Будущее открыто для тех, кто критично проверяет информацию и строит свои собственные убеждения.
Критическое мышление можно развивать в хорошо и специально организованном учебном процессе, потому что обучение — это активная, здравомыслящая деятельность.
Критическое мышление требует время, внимание и цели.
Стратегическим направлением развития у учащихся критического мышления является обучение учащихся задавать вопросы:
Что я думаю об этом?
Как новая информация соответствует тому, что я уже знаю?
Что я могу сделать другим способом после ознакомления с новой информацией?
Как эта информация влияет на мои взгляды?
Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует определённым стадиям урока.
I фаза Вызов | II фаза Осмысление содержания | III фаза Рефлексия |
пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации актуализирует знания учащихся. Именно здесь определяются цели изучения материала. | Получение новой информации (идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя… | осмысление, рождение нового знания, формирование своего личного мнения, отношения к нему. |
Для развития критического мышления я использую следующие методические приемы: групповая и парная работа, моделирование учебного материала, игры, дискуссии, проекты, которые способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. Например, в 6 классе при изучении темы «Длина окружности» использую игру «Верю и не верю»
Вопрос | «+» – верю, «-» – не верю |
1 Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | |
2 Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | |
3 Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? | |
4 Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? | |
5 Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? | |
6 Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»? | |
(Приложение 1)
Существует множество приемов, которые я использую в учебной и внеклассной деятельности с применением технологии развития критического мышления.(Приложение 2)
№ | Приём | Содержание |
1 | Кластер | Графический прием в систематизации материала. Он может быть использован на всех стадиях урока, в том числе и на стадии осмысления |
2 | «П»–«М»–«И»: таблица «Плюс–минус–интересно» | Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу; по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам. |
3 | «Кубик» | Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1 Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики). 2 Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3 Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4 Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5 Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6 Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это). Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. Этот приём: - создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; - создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации. |
4 | «Сводная таблица» или сравнительная таблица | Такие таблицы помогают учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Проделанная работа развивает у ребят следующие умения: - выделять ключевые слова; - систематизировать необходимую информацию; - анализировать, сравнивать и обобщать информацию; - развивать монологическую речь. |
5 | Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов | Способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Толстый | Тонкий | Объясните, почему…? Почему вы думаете..? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете.? | Кто..? Что..? Когда..? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | |
6 | Таблица «ИНСЕРТ» | I – interactive N – noting - самоактивизирующая «V» – уже знал S – system - системная разметка «+» – новое Е – effective для эффективного «-» - думал иначе R – readingand – чтения и Т – thinking - размышления – «?» не понял, есть вопросы. Таблица «Инсерт», имеет вид: «V» – знаю | «+» – новое | «-» - думал иначе | «?» – вопросы | | | | | Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Этот прием делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. |
Например, «Квадратные уравнения», 8 класс учащимся даю задание по ходу объяснения материала: «Составить кластер с ключевым словом «Квадратное уравнение».
О результативности применения ТРКМ при обучении математике могут свидетельствовать итоги олимпиад, конкурсов, требующих от учащихся способности применять свои знания и умения в нестандартной ситуации.
Для меня участие в конкурсе – это продуктивная самореализация личности. принимая участие в конкурсе я получаю большой багаж новых знаний, умений, которые в дальнейшем использую на практике.
Приложение 1
Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной ученической деятельности. Несомненно, решение поставленной проблемы и ее реализация в виде проекта дает более высокий результат качества обучения.
Пример. 5 класс. Тема «Задачи на части»
Ц
ель проекта: Создание сборника задач, построенного по принципу:
Страница оформлена учителем: Страница оформляется учеником:
Пример задачи Задача, которую я сам сочинил
(задача + схема + решение) ( задача + схема + решение).
Наш проект можно охарактеризовать как:
- практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);
-моно-проект (по предметно-содержательной области);
- индивидуальный (по количеству участников проекта);
- долгосрочный (по продолжительности проекта).
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?
Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе)
Вода – 5 частей
Жир – 2 части 1 кг
Сахар – 3 части
А если схему изобразить таким образом?
В
ода
Жир 1000г
Сахар
- Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопросы на обсуждение:
-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.
-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно подкинуть и такую задачу:
В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?
Творческое домашнее задание:
-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.
-Подумайте над усложнением задачи.
Выполнение этого задания и стало началом работы над проектом.
Приложение 2
Приемы технологии развития критического мышления
«плюс-
минус-
интересно»
Сводная таблица
Технология развития
критического мышления
кластер
«Толстые и тонкие» вопросы»
Вопросы Блума
синквейн
Таблица «Инсерт»
Кубик
уголочки
Пазл