СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных приемов как способа развития критического мышления на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных приемов как способа развития критического мышления на уроках математики»

Использование инновационных приемов

как способа развития критического мышления

на уроках математики

Мезенцева Н.А.

учитель математики

МАОУ Слобода – Бешкильская СОШ

Искусство и мастерство

обучения и воспитания

заключается в том,

чтобы раскрывать силы

и возможности каждого ребенка,

дать ему радость успеха в умственном труде

В.Сухомлинский

Современному обществу нужна самодостаточная личность, которая способна к саморазвитию, умеющая анализировать жизненные ситуации, искать и находить конструктивные решения в условиях информационного общества; личность, которая самостоятельно добывает знания, учится познавать, учится работать, учится жить. Сегодня именно школа становится первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил.

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, я как учитель стараюсь найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов.

В нашей школе обучаются дети с разным уровнем образования и познавательной активности. Значит, я, как учитель, должна создать условия для развития и реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе, формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования. И достижение данной цели не сводится только лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования, к успешности в условиях неопределенности современного мира.

Поэтому, работая с детьми я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы помогли мне совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно.

И я пришла к выводу, что формированию ключевых компетентностей способствует именно технология развития критического мышления(ТРКМ).

Что принципиально нового несет технология критического мышления? 

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат.

ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Но основные положения ТРКМ нашли свое развитие и в трудах российских ученых. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав.лабораторией доктор пед.наук, профессор Е.С.Полат).

Концептуальные основы технологии развития критического мышления выражены в таких утверждениях:

  1. Знания имеют ценность лишь тогда, когда они понятны.

  2. Будущее открыто для тех, кто критично проверяет информацию и строит свои собственные убеждения.

  3. Критическое мышление можно развивать в хорошо и специально организованном учебном процессе, потому что обучение — это активная, здравомыслящая деятельность.

  4. Критическое мышление требует время, внимание и цели.

  5. Стратегическим направлением развития у учащихся критического мышления является обучение учащихся задавать вопросы:

  • Что я думаю об этом?

  • Как новая информация соответствует тому, что я уже знаю?

  • Что я могу сделать другим способом после ознакомления с новой информацией?

  • Как эта информация влияет на мои взгляды?

Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует определённым стадиям урока.

I фаза

Вызов

II фаза

Осмысление содержания

III фаза

Рефлексия

пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации актуализирует знания учащихся. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Получение новой информации (идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

осмысление, рождение нового знания, формирование своего личного мнения, отношения к нему.

Для развития критического мышления я использую следующие методические приемы: групповая и парная работа, моделирование учебного материала, игры, дискуссии, проекты, которые способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. Например, в 6 классе при изучении темы «Длина окружности» использую игру «Верю и не верю»

Вопрос

«+» – верю,

«-» – не верю

1    Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2    Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3    Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?

 

4    Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?

 

5    Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?

 

6    Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?

 

(Приложение 1)

Существует множество приемов, которые я использую в учебной и внеклассной деятельности с применением технологии развития критического мышления.(Приложение 2)


Приём

Содержание

1

Кластер

Графический прием в систематизации материала. Он может быть использован на всех стадиях урока, в том числе и на стадии осмысления

2

«П»–«М»–«И»: таблица

«Плюс–минус–интересно»

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу; по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы.

Прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

3

«Кубик»

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1    Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики).

2    Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3    Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4    Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5    Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6    Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это).

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Этот приём:

-       создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

-       создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

4

«Сводная таблица» или сравнительная таблица

Такие таблицы помогают учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Проделанная работа развивает у ребят следующие умения:

-       выделять ключевые слова;

-       систематизировать необходимую информацию;

-       анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

-       развивать монологическую речь.

5

Таблица

«Толстых» и «Тонких» вопросов

 

Способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Толстый

Тонкий

Объясните, почему…?

Почему вы думаете..?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете.?

Кто..? Что..? Когда..?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?


6

Таблица

«ИНСЕРТ»

I – interactive

N – noting - самоактивизирующая «V» – уже знал

S – system - системная разметка «+» – новое

Е – effective для эффективного «-» - думал иначе

R – readingand – чтения и

Т – thinking - размышления – «?» не понял, есть вопросы.

Таблица «Инсерт», имеет вид:

«V» –

знаю

«+» – новое

«-» - думал иначе

«?» – вопросы

 

 

 

 

Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Этот прием делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

Например, «Квадратные уравнения», 8 класс учащимся даю задание по ходу объяснения материала: «Составить кластер с ключевым словом «Квадратное уравнение».

О результативности применения ТРКМ при обучении математике могут свидетельствовать итоги олимпиад, конкурсов, требующих от учащихся способности применять свои знания и умения в нестандартной ситуации.

Для меня участие в конкурсе – это продуктивная самореализация личности. принимая участие в конкурсе я получаю большой багаж новых знаний, умений, которые в дальнейшем использую на практике.
























Приложение 1

Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной ученической деятельности. Несомненно, решение поставленной проблемы и ее реализация в виде проекта дает более высокий результат качества обучения.

Пример. 5 класс. Тема «Задачи на части»

Ц ель проекта: Создание сборника задач, построенного по принципу:

Страница оформлена учителем: Страница оформляется учеником:

Пример задачи Задача, которую я сам сочинил

(задача + схема + решение) ( задача + схема + решение).

Наш проект можно охарактеризовать как:

- практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);

-моно-проект (по предметно-содержательной области);

- индивидуальный (по количеству участников проекта);

- долгосрочный (по продолжительности проекта).


Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?

Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.

Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе)

Вода – 5 частей

Жир – 2 части 1 кг

Сахар – 3 части

А если схему изобразить таким образом?

В ода

Жир 1000г

Сахар

- Предлагают очевидные пути решения задачи.

Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.

Вопросы на обсуждение:

-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?

-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.

Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.

-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!

-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.

Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно подкинуть и такую задачу:

В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?

- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?

Творческое домашнее задание:

-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.

-Подумайте над усложнением задачи.

Выполнение этого задания и стало началом работы над проектом.

Приложение 2


Приемы технологии развития критического мышления


«плюс-

минус-

интересно»

Сводная таблица




Технология развития

критического мышления

кластер

«Толстые и тонкие» вопросы»

Вопросы Блума

синквейн

Таблица «Инсерт»

Кубик

уголочки

Пазл


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!