СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Скажи мне - и я забуду-; покажи мне - и я запомню; дай сделать --- и я поймут

Китайская притча.

Постановка проблемы. В процессе обучения возникает ряд важнейших проблем, которые заключаются в попытке усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения знаний, качество усвоения изучаемого материала, активность учащихся в процессе обучения, обеспечить быстрый контроль усвоения материала, установить тесную обратную связь, а также в попытке успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что дает возможность каждому учащемуся обрести уверенность в себе, своих силах, создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ и т. д., снять перегрузки [1]. Использование интерактивных форм и методов обучения позволяет решить поставленные проблемы.

Анализ педагогической деятельности учителей и последних публикаций подтверждает актуальность использования различных образовательных технологий, повышающих мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий и в итоге достижения желаемых результатов.

Умелая организация работы в группах согласно методики Г. К. Селевко [2] может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

В другой своей работе [3] психолог показывает, какие новые возможности дает использование интерактивных форм и методов обучения и, прежде всего, возможность наладить межличностные взаимодействия через диалоги, полилоги.

Однако неумелое использование такой технологии может и навредить в учебно-воспитательном процессе, поэтому современный учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Хорошим подспорьем для учителей, которые находятся в творческом поиске, является исследовательская работа О. М. Новрузовой [4].

Мы открываем дверь в творческую лабораторию учителей, которые делятся своими секретами успеха, своими находками. Несмотря на единые программы, требования, правила, каждый педагог реализует себя, свое творчество по-своему. Чем больше он работает над собой, чем больше успех.

Мы видим, что интерактивные методы можно использовать на всех этапах урока- изучения нового материала, повторения, закре­пления. Нами приведены конкретные пример реализации данного метода на уроках и внеклассных предметных мероприятиях.

В книге Л. П. Пасечниковой [5] подробно показана работа в команде, ролевые игры, дебаты, дискуссии и т. д.

  • На конкретных тематических занятиях показаны цели, план, ключевые понятия, использованная и рекомендованная литература; приведены памятки:

  • определение команды;

  • основные правила команды;

  • культура организации команды;

  • «плюсы» и «минусы» командной работы;

  • этапы развития команды;

  • действия, необходимые для составления команды:

  • эффективность команды;

  • формы управления командой;

  • дискуссия «Чего я жду от работы в команде».

Цель статьи - обосновать использование интерактивных форм и методов как активизацию деятельности каждого ученика на уроке. Для этого необходимо сделать ученика звеном постоянно действующей цепочки в учебно-воспитательном процессе и при этом побудить его к действию, которое вызвано собственным желанием.

Вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач: простых и сложных, запланированных и неожиданных, типичных и необычных. От того, как человек решает возникающие перед ним задачи, зависит многое: личная жизнь, карьера, здоровье и т. д. Большинство задач, которые ежедневно приходится решать человеку (приготовить завтрак, перейти дорогу), относятся к типовым или шаблонным. Решение этих задач доведено до автоматизма; осуществляя решение, человек вряд ли вспоминает при этом алгоритм действий.

В обучении значительная часть усилий ученика и учителя направлена на то, чтобы некоторое множество задач данного предмета стали для обучаемого шаблонными.

Внедрение интерактивных форм и методов обучения позволяет сложные, неожиданные и необычные задачи доводить почти до автоматизма или, по крайней мере, быстро адаптироваться к ним, комбинируя те или иные алгоритмы для их решения. В ходе решения задач не только развивается мышление учащихся, но и возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, активность, целеустремленность учащихся.

Навыки решения предметных задач будут перенесены человеком в жизненной ситуации. На материале своего предмета учитель должен развивать самостоятельность, мобильность, гибкость, альтернативность, креативность мышления учащихся, учить их использовать при решении все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно- популярной литературы, опираться не только на логику, но и на интуицию, догадку [6].

Когда учащиеся высказывают свои предположения вслух, учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать свое мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту , происходит коллективное решение проблем и задач, что является большим воспитательным потенциалом.

Широко в последнее время применяется метод проектов как один из видов интерактивного обучения. Работая над составлением проекта, у учащихся развивается коммуникативная компетентность, так как в процессе общения возможна дискуссия, связанная с тем, что у каждого своя точка зрения, свое видение происходящего; услышав критику, учащиеся стремятся отстоять свое мнение.

В нашей статье [7] сказано, что развивается деятельная компетентность в работе с проектами и возникает интерактивный диалог, в процессе которого обеспечивается возможность задействовать выбор вариантов содержания материала, режима работы.

Слово «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие ученика и учителя.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [8].

Суть интерактивного обучения состоит в определенной организации учебного процесса, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой свободный индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высо­кие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «мозговой штурм», «дебаты», «аквариум». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные раннее на занятиях или в житейском опыте.

При работе с учениками уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «аквариум», «большой круг»). Ценное в этих формах то, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и. услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее, это требует от человека не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «большой круг». Работа проходит в три этапа:

  1. первый этап - группа рассаживается на стульях в большом кругу, учитель формулирует проблему;

  2. второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы;

  3. третий этап - по кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

«Аквариум» - форма диалога, при котором ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название - аквариум.

Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, аргументируют свою мысль и т. д. [9].

При завершении какой-либо темы по предмету либо воспитательного мероприятия можно использовать интерактивный прием «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно». Класс делится на группы, каждая из которых получает карточку определенного цвета со смысловым значением:

  • белую - необходимо назвать только цифры, только факты;

  • черную - критически рассмотреть ситуацию, выявить все негативное, отрицательное;

  • зеленую - внести свое предложение, посоветовать;

  • желтую - подойти к ситуации оптимистично, позитивно;

  • красную - показать, какие эмоции вызывает данная ситуация;

  • синюю (итоговую) - сделать анализ, вывод.

Заметим, что важнейшее условие осуществления интерактивного обучения на практике - это личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий, снимает утомляемость, исключает монотонность и однообразие занятий, необходимость долгое время сидеть; улучшает эмоциональное состояние, то есть интерактив является одним из проявлений здоровьесберегающих технологий.

Выводы и рекомендации. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс совершается на основании постоянного активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Оно эффективно влияет на формирование ценностей, навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия.

Используя методы и формы интерактивного обучения, мы тем самым стремимся приблизить личность каждого учащегося к модели личности выпускника - творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации.

Личность учителя также приближается к модели личности педагога - личности с объективным самовосприятием, позитивной «Я- концепцией», способной к самовоспитанию, самообразованию, адекватному взаимодейст­вию с социумом.

Настоятельно рекомендуем молодым учителям, учителям со стажем не бояться использовать интерактив на уроках; тем, кто уже работает в этом режиме, искать новые формы и приемы. Учащиеся с благодарностью откликнутся на все начинания, и итогом такой плодотворной работы будет следующее: повысится мотивация, активность, результативность на уроках, на олимпиадах, в МАНе, в учебе после окончания школы. Учащиеся, которые достигнут определенных высот в своей жизни, всегда вспомнят своего учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новрузова О. М, Педагогические технологии в образовательном процессе / О. М. Новрузова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 139 с.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М. : Народное об­разование, 1998. - 150 с.

  3. Селевко Г, К. Опыт системного анализа совре­менных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии. - 1996. - № 3. - С. 10-13.

  4. Пасечшкова Л. П. Технологш досягнення про- фесшного ycnixy / Л. П. Пасечшкова. - Харюв : Видавнича rpvna «Основа » ПП «Тршдат», 2007. - 224 с.

  5. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитатель­ного и методического процессов в школе / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008.

  1. Шабидинова Э. И. Решение психолого-педагоги­ческих проблем с помощью метода проектов Э. И. Шабидинова Январские педагогические чтения: гармонизация культурно-образователь­ной среды как педагогическая проблема. - Сим­ферополь : КРП «Издательство «Крымучпедгиз». 2008.-С. 168-171.

  2. Инновационные процессы в школе: организация и управление. - Владимир, 1995, - 69 с.

  1. Коростылева Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям : учеб, пособие / Л А. Коростылева, О. С, Советова. - СПб., 1996. - 66 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!