УДК 377
Черкашина Наталья Олеговна
преподаватель
ГБПОУ РК «Феодосийский техникум
строительства и курортного сервиса»
г. Феодосия, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – КАРТ НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация: В условиях модернизации профессионального образования возросли требования к выпускникам образовательных учреждений системы СПО. Большинство обучающихся - первокурсников практически не имеет опыта участия в конкурсных мероприятиях образовательного характера, поэтому в этот период необходим запуск программы наставничества, чтобы помочь встрече наставника с теми, кто нуждается в поддержке, руководстве.
Ключевые слова: СПО, наставничество, кейс- карты наставничества, студент, наставник.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного специалиста важную роль в настоящее время играет профессиональное воспитание, сущность которого заключается в воспитании гармонично развитой, социально ответственной личности и приобщении студентов колледжей к будущей профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание – сложный процесс формирования личности, его мастерства и нравственного облика. Будущий специалист должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностного развития, занимать активную гражданскую позицию. Воспитательной работе со студентами принадлежит особое место в процессе воспитания, поскольку эффективно организованная воспитательная работа позволяет создать условия для формирования и развития у студентов целого комплекса ключевых личностных качеств.
Для организации внеурочной деятельности в техникуме определяются направления внеурочной воспитательной работы, каждое из которых формирует вектор духовно-нравственного развития студентов. Традиционно для системы профессионального образования такими направлениями являются:
техническое
социально – гуманитарное,
физкультурно-спортивное,
туристско- краеведческое,
художественное,
естественно – научное.
Профессинально-ориентированное (естественно-научное) направление может быть реализовано с помощью проведения конкурсов, организации научно-практических конференций, олимпиад. Проведение тренингов и курсов по взаимодействию, командообразованию, организация занятий по психологической подготовке к экзаменам также могут являться способами реализации рассматриваемого направления.
Большинство обучающихся - первокурсников практически не имеет опыта участия в конкурсных мероприятиях образовательного характера, поэтому в этот период необходим запуск программы наставничества, чтобы помочь встрече наставника с теми, кто нуждается в поддержке, руководстве.
Формированию подрастающего поколения в России придается важное значение на государственном уровне. В 2018 году по инициативе президента России Владимира Путина была создана автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей». Платформа объединяет 26 конкурсов, проектов и олимпиад, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху. Большинство конкурсных мероприятий и проектов платформы проходит в несколько этапов, на каждом из которых необходимо корректировать «траекторию движения», поэтому классические планы наставничества не позволяют конкретизировать дорожную карту.
Используя нормативную документацию ГБПОУ РК «ФТСКС» по наставничеству и собственный опыт я создала проект « Кейс - карты наставничества», который реализую с 1 декабря 2021 года.
Кейс (от англ. сase) - это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Соответственно, решить кейс - это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. Основные преимущества метода: практическая направленность (позволяет применить теоретические знания к решению практических задач); интерактивный формат (обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия студентов. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку); конкретные навыки (позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе).
Кейс - карта наставничества - это электронный документ, размещённый в облачном хранилище, доступный для двух участников: наставника и наставляемого. Наставник может корректировать макет кейс — карты, наставляемый - нет, а вот вносить данные могут оба участника процесса.
Основное отличие кейс - карты от традиционного плана - это поэтапное заполнение. В таблице 1 представлен фрагмент кейс - карты наставничества, задачей которого (фрагмента) является успешное участие студента во Всероссийском конкурсе студенческих работ «Профстажировка 2.0», форма наставничества - краткосрочная, конкурс проходит в несколько этапов, каждому этапу соответствует свой кейс.
Таблица 1 - Фрагмент кейс - карты наставничества
№ | Название кейса | Задание кейса | Отметка о выполнении (студент) | Отметка о выполнении (наставник) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Принять участие во Всероссийском конкурсе студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» | Для выполнения кейса необходимо: | | |
Пройти регистрацию на платформе , https://rsv.ru/ подтвердить учетную запись ( срок 10.12.21); | Регистрация прошла успешно. | Выполнено 10.12 |
Выбрать кейс — задание, подробно ознакомиться с требованиями по его выполнению (срок 15.12.21); | Кейс «Разработка заданий для первого диктанта по энергосбережению в сфере ЖКХ» | Выполнено 13.12 |
Подготовить «черновой» вариант проекта к кейсу и предоставить на проверку наставнику (срок 28.12); | Презентация отправлена на почту | Выполнено 24.12 |
Загрузка проекта и сопроводительной документации в систему (10.01.2022) | Презентация, справка и отзыв загружены в систему 10.01.2022 | Выполнено 10.01 |
2 | Пройти профессиональную стажировку в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» г. Москва. | Для выполнения кейса необходимо | | |
Установить необходимое программное обеспечение для участия в конференциях | Установлена программа Skype | Выполнено 10.02 |
Разработать задания для студентов техникума, обучающихся по специальности «Поварское и кондитерское дело» для проведения Первого общетехникумовского диктанта по энергосбережению для студентов и преподавателей ГБПОУ РК «ФТСКС» | Проект презентации отправлен на почту наставнику. | Выполнено 01.03 |
Оформить презентацию и предоставить руководителю стажировки от ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» г. Москва. | Презентация отправлена руководителю стажировки | Выполнено 03.03 |
3 | Принять участие в организации Первого общетехникумовского диктанта по энергосбережению для студентов и преподавателей ГБПОУ РК «ФТСКС» | Для выполнения кейса необходимо | | |
Принять участие в мероприятии в качестве волонтера | Принял участие в качестве волонтера | Выполнено 15.04 |
Столбцы под номерами 2 и 3 заполнят наставник, с обязательным указанием сроков и предоставлением необходимых ссылок. Столбец под номером 4 заполняет студент, где представляет информацию о выполнении заданий кейса (указывает даты и прикрепляет необходимые ссылки на материал). Руководитель в столбце №5 ставит отметку о выполнении.
Кейс - карта наставничества является «гибким» инструментом для достижений поставленных целей, основной из которых является успешное участие студентов в состязательных мероприятиях разного направления и уровня. За каждый, выполненный кейс студент получает - 1 балл, при сумме баллов равной 10 - план наставничества (дорожная карта) считается успешно выполненным.
Список использованных источников:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Захарова Н.А. Воспитание профессиональной активности обучающихся через игровые технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 40-43.
2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 68-70.
3. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Шапкин М.С. Воспитательная деятельность вуза как средство успешной адаптации студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 70-73.
4. Зиновьева С.А., Быстрова Н.В., Захарова Н.А., Пирогова А.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Школа будущего. – 2020. – № 3. – С. 90-99.
5. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Илюшина Е.С. Студенческое самоуправление в современной высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 73-78.