СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-метода на занятиях по учебной дисциплине «электротехника» со студентами по профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» СО СТУДЕНТАМИ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода на занятиях по учебной дисциплине «электротехника» со студентами по профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».»

Лейдеров Николай Михайлович, мастер производственного обучения ФКП ОУ № 142



Использование кейс-метода на занятиях по учебной дисциплине «Электротехника» со студентами по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».



Современный преподаватель, должен не только в совершенстве владеть дисциплиной, средствами и форматами организации учебного процесса, но так же он должен применять в своей работе современные технологии обучения. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс- методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, где обучающиеся приобретают коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях, полезным оказывается сотрудничество обучающих, которое позволяет им полностью усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения и использование кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие временные и материальные затраты вариативность обучения. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении дисциплины, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации «характеризующие различные ситуации».

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал даётся студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в ходе активной творческой работы. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять решение, которое всё вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт нас к нужным результатам.

Цели, которые ставит перед собой кейс-технология заключаются в:

-активизации студентов, что, в свою очередь повышает эффективность обучения;

-повышение мотивации к учебному процессу; -овладение навыками анализа ситуаций и их

решения;

-умение работать с информацией;

-моделирование решений данной ситуации в соответствии с заданием;

-приобретение навыков точного изложения собственной точки зрения;

-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения;

-осуществления самоанализа, самоконтроля.

Как преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла, я считаю возможным использование кейс метода на своих занятиях. Главным условием использования кейс- метода в обучении, является наличие противоречий, но основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами. Какие же противоречия используются в разработке ситуацией и задач в преподавании учебной дисциплины «Электротехника»? Они могут быть:

-известными и новыми для студента фактами;

-имеющимися знаниями и тем которые необходимы для решения задачи;

-многообразия знаний и выбором лишь тех, которые могут обеспечить правильное решение

задачи;

-теоретическим возможным путём решения и практикой неосуществимостью выбранного

способа;

-знаниями студентов к тем требованиями которые предъявляют к ним при решении

проблемной задачи;

-повышение условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей применения знаний на

практике.


Этапы организации работы с кейсами:

-самостоятельная работа «мозговой штурм» в рамках работы малой группы;

-публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предлагаемого

решения.

Отличительной особенностью кейс-метода, является работа в малых группах (3-5 чел.) и в

сжатые сроки проведения анализа конкретной ситуации, принятия решений, выработки

рекомендаций.

По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:

-комплексный кейс – содержит более 20 страниц информации, первичных данных, образцов

документов, видеороликов;

-кейс – изложение содержит рассказ, о каких-либо ситуациях, проблемах, путём их решения;

-кейс – иллюстрация содержит небольшой объём данных, требующих подтверждения;

-кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём информации.

В качестве иллюстрации предлагаю занятия с использованием кейс-метода по теме:

«Асинхронный двигатель».

Вид кейса: кейс – практическая задача; тип кейса: кейс – исследовательский.

Преподавателем определяется проблемное направление занятия. «Состав и структура

асинхронного двигателя»

После обсуждения обучающиеся самостоятельно задают проблему и решают её.

Обучающиеся делятся на подгруппы, которым предлагаются следующие задания.

Задания подгруппам:

1. Нарисуйте схемы защиты от короткого замыкания.

2. Нарисуйте схему установки асинхронного защиты двигателя от понижения напряжения и

пропадания фазы.

3. Чем отличаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором от асинхронных

двигателей с коротко замкнутым ротором?

4. На основе этой информации подготовьте презентацию.

5. В чем особенность частотно-регулируемого асинхронного электропривода?

6. Как может изменяться КПД асинхронного двигателя?

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи как

дополнительный источник информации.

Работа с кейсом.

За несколько дней до занятия студентам озвучивается тема занятия. Так же проговаривается,

что занятие будет проводится в режиме кейс – метода. Учитывая то, что уровень подготовки

студентов разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего

задания. После такой предварительной подготовки работа студентов в группе, участие в

обсуждении будет более плодотворным. Это позволяет им высказывать им своё мнение,

дискутировать, аргументировать, так как они будут подготовлены.


Кейс 1. Современные трёхфазные асинхронные двигатели являются преобразователями электрической энергии в механическую. Благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокой надёжности асинхронные двигатели получили широкое применение. Они присутствуют повсюду, это самый распространённый тип двигателей, их выпускается 90% от общего числа двигателей в мире. Огромная популярность асинхронных двигателей связана с простотой их эксплуатации, дешевизной и надежностью. Асинхронный двигатель - это асинхронная машина, предназначенная для преобразования электрической энергии переменного тока в механическую энергию.

Само слово «асинхронный» означает не одновременный. При этом имеется в виду, что у асинхронных двигателей частота вращения магнитного поля статора всегда больше частоты вращения ротора. Итоговый этап. Каждая группа представляет и защищает свой проект и делает презентацию. После выступления всех представителей групп выбирается лучшее решение данной

проблемы. Оценивается вклад обучающихся, подводится итог занятия. Анализируя данные работы,

выбираются лучшие, которые оцениваются по следующим критериям:

- профессионально - грамотное решение проблемы;

- неординарность решения;

- краткость, четкость изложения теоретического материала;

- качественное выполнение практической части;

- активность работы всех членов группы;

- стиль ведения дискуссий.

Вывод: Применение на занятиях по устройству автомобилей кейс – метода, способствует:

- проверки знаний схем и терминов;

- приобретению практических навыков работы;

- умению работать в малых группах;

- умению самостоятельной работы;

- умению аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения;

- выработки навыков ведению презентаций.





Список литературы:

1. Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2006.

— 112 с.

2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:

Народное образование, 2012. – 256 с.

97

3. Андюсев Б.Е., Кейс – метод, как инструмент формирования компетенций «Директор

школы» №4, 2010– с61-69.

4. Александрова Е.А., Алешина М.В., Элементы индивидуализации обучения, школьные

технологии 2013, №3.

5. Коробейник А.Б. Ремонт автомобилей: учебное пособие для студентов СПО. – Ростов на

Дону: Феникс, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!