Лейдеров Николай Михайлович, мастер производственного обучения ФКП ОУ № 142
Использование кейс-метода на занятиях по учебной дисциплине «Электротехника» со студентами по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Современный преподаватель, должен не только в совершенстве владеть дисциплиной, средствами и форматами организации учебного процесса, но так же он должен применять в своей работе современные технологии обучения. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс- методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, где обучающиеся приобретают коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях, полезным оказывается сотрудничество обучающих, которое позволяет им полностью усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения и использование кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие временные и материальные затраты вариативность обучения. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении дисциплины, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации «характеризующие различные ситуации».
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал даётся студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в ходе активной творческой работы. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять решение, которое всё вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт нас к нужным результатам.
Цели, которые ставит перед собой кейс-технология заключаются в:
-активизации студентов, что, в свою очередь повышает эффективность обучения;
-повышение мотивации к учебному процессу; -овладение навыками анализа ситуаций и их
решения;
-умение работать с информацией;
-моделирование решений данной ситуации в соответствии с заданием;
-приобретение навыков точного изложения собственной точки зрения;
-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения;
-осуществления самоанализа, самоконтроля.
Как преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла, я считаю возможным использование кейс метода на своих занятиях. Главным условием использования кейс- метода в обучении, является наличие противоречий, но основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами. Какие же противоречия используются в разработке ситуацией и задач в преподавании учебной дисциплины «Электротехника»? Они могут быть:
-известными и новыми для студента фактами;
-имеющимися знаниями и тем которые необходимы для решения задачи;
-многообразия знаний и выбором лишь тех, которые могут обеспечить правильное решение
задачи;
-теоретическим возможным путём решения и практикой неосуществимостью выбранного
способа;
-знаниями студентов к тем требованиями которые предъявляют к ним при решении
проблемной задачи;
-повышение условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей применения знаний на
практике.
Этапы организации работы с кейсами:
-самостоятельная работа «мозговой штурм» в рамках работы малой группы;
-публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предлагаемого
решения.
Отличительной особенностью кейс-метода, является работа в малых группах (3-5 чел.) и в
сжатые сроки проведения анализа конкретной ситуации, принятия решений, выработки
рекомендаций.
По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:
-комплексный кейс – содержит более 20 страниц информации, первичных данных, образцов
документов, видеороликов;
-кейс – изложение содержит рассказ, о каких-либо ситуациях, проблемах, путём их решения;
-кейс – иллюстрация содержит небольшой объём данных, требующих подтверждения;
-кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём информации.
В качестве иллюстрации предлагаю занятия с использованием кейс-метода по теме:
«Асинхронный двигатель».
Вид кейса: кейс – практическая задача; тип кейса: кейс – исследовательский.
Преподавателем определяется проблемное направление занятия. «Состав и структура
асинхронного двигателя»
После обсуждения обучающиеся самостоятельно задают проблему и решают её.
Обучающиеся делятся на подгруппы, которым предлагаются следующие задания.
Задания подгруппам:
1. Нарисуйте схемы защиты от короткого замыкания.
2. Нарисуйте схему установки асинхронного защиты двигателя от понижения напряжения и
пропадания фазы.
3. Чем отличаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором от асинхронных
двигателей с коротко замкнутым ротором?
4. На основе этой информации подготовьте презентацию.
5. В чем особенность частотно-регулируемого асинхронного электропривода?
6. Как может изменяться КПД асинхронного двигателя?
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи как
дополнительный источник информации.
Работа с кейсом.
За несколько дней до занятия студентам озвучивается тема занятия. Так же проговаривается,
что занятие будет проводится в режиме кейс – метода. Учитывая то, что уровень подготовки
студентов разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего
задания. После такой предварительной подготовки работа студентов в группе, участие в
обсуждении будет более плодотворным. Это позволяет им высказывать им своё мнение,
дискутировать, аргументировать, так как они будут подготовлены.
Кейс 1. Современные трёхфазные асинхронные двигатели являются преобразователями электрической энергии в механическую. Благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокой надёжности асинхронные двигатели получили широкое применение. Они присутствуют повсюду, это самый распространённый тип двигателей, их выпускается 90% от общего числа двигателей в мире. Огромная популярность асинхронных двигателей связана с простотой их эксплуатации, дешевизной и надежностью. Асинхронный двигатель - это асинхронная машина, предназначенная для преобразования электрической энергии переменного тока в механическую энергию.
Само слово «асинхронный» означает не одновременный. При этом имеется в виду, что у асинхронных двигателей частота вращения магнитного поля статора всегда больше частоты вращения ротора. Итоговый этап. Каждая группа представляет и защищает свой проект и делает презентацию. После выступления всех представителей групп выбирается лучшее решение данной
проблемы. Оценивается вклад обучающихся, подводится итог занятия. Анализируя данные работы,
выбираются лучшие, которые оцениваются по следующим критериям:
- профессионально - грамотное решение проблемы;
- неординарность решения;
- краткость, четкость изложения теоретического материала;
- качественное выполнение практической части;
- активность работы всех членов группы;
- стиль ведения дискуссий.
Вывод: Применение на занятиях по устройству автомобилей кейс – метода, способствует:
- проверки знаний схем и терминов;
- приобретению практических навыков работы;
- умению работать в малых группах;
- умению самостоятельной работы;
- умению аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выработки навыков ведению презентаций.
Список литературы:
1. Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2006.
— 112 с.
2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 2012. – 256 с.
97
3. Андюсев Б.Е., Кейс – метод, как инструмент формирования компетенций «Директор
школы» №4, 2010– с61-69.
4. Александрова Е.А., Алешина М.В., Элементы индивидуализации обучения, школьные
технологии 2013, №3.
5. Коробейник А.Б. Ремонт автомобилей: учебное пособие для студентов СПО. – Ростов на
Дону: Феникс, 2014.