1 слайд. Использование методической литературы в работе по смысловому чтению.
2 слайд. Смысловое чтение.
Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Как общеучебное метапредметное умение смысловое чтение формируется сначала на уроках обучения грамоте, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная, так и письменная речь.
3 слайд. В помощь педагогу.
Предлагается пособие Марины Викторовны Бойкиной «Смысловое чтение», которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности.
4 слайд. Чему должны научиться первоклассники?
ПЕРВОКЛАССНИКИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ: читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.
5 слайд. Система заданий.
В этой рабочей тетради предлагается система заданий, прослеживающаяся в 3 направлениях: РАБОТА СО СЛОВОМ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, С ТЕКСТОМ, что последовательно развивает все те умения, которым должен научиться первоклассник, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
6 слайд. Поработаем!
Работа в группах. Рассмотрим раздел «Апрель, апрель! Звенит капель …», 4 четверть 1 класса. Команды будут работать с разным материалом по направлениям: первая - работа со словом, вторая - работа с предложением, третья - работа с текстом.
7 слайд. Сравнительно-сопоставительный анализ.
-Рассмотрим материал данного раздела и проведем сравнительно-сопоставительный анализ представленных в рабочей тетради заданий для учащихся и планируемых результатов, которых мы должны достичь на уроке. У каждой группы лист с заданиями для учащихся и с планируемыми результатами. Ваша задача:
- выполнить задания учащихся;
- проанализировать, соответствуют ли данные задания планируемым результатам;
- сделать вывод.
8 слайд . 1 Группа. Учимся работать со словом.
Объясняем значение слова. Подбираем слова на тему. Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку.
9 слайд. Планируемые результаты.
– Сравним, что нужно было сделать по данному виду работы, какие планируемые результаты должны были получить.
Предметные результаты:
- определять по иллюстрации объект анализа;
- соотносить слова по лексическому значению;
- объединять слова на тему «весна»;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка;
- представлять информацию в виде рисунка;
- составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
10 слайд. 2 Группа. Учимся работать с предложением.
Учимся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.
11 слайд. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- читать предложение, определять, о чем говорится в предложении, что говорится о предмете;
- соотносить слова по лексическому значению;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в предложении информацию, представленную в явном и неявном виде;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка.
Личностные результаты:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
12 слайд. 3 Группа. Учимся работать с текстом.
Учимся понимать прочитанное. Учимся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок.
13 слайд. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору и осознавать цель чтения;
- определять жанр текста;
- определять тему, главную мысль текста;
- соотносить слова по лексическому значению;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Личностные результаты:
- формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
14 слайд. Подведём итоги.
Данный раздел представлен во всех тетрадях и пособиях. Задания перекликаются между собой. Для успешной работы необходимо использовать в комплексе:
- рабочую тетрадь;
- тетрадь по развитию речи;
- тетрадь учебных достижений;
- дневник читателя.
Дневник читателя становится итогом работы по смысловому чтению. Целесообразно заводить с 4 четверти 1 класса, когда дети уже умеют писать.
Задания в них интересные, увлекательные. Дети будут с удовольствием их выполнять.
15 слайд. Используемая литература.
16 слайд. Дени Дидро.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Наша задача - учить детей мыслить.
17 слайд
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Использование методической литературы в работе по смысловому чтению»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАБОТЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Как общеучебное метапредметное умение смысловое чтение формируется сначала на уроках обучения грамоте, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий.
Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная , так и письменная речь.
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
Пособие Марины Викторовны Бойкиной , которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности .
ПЕРВОКЛАССНИКИ должны научиться :
- читать и понимать тексты разных жанров;
- извлекать и анализировать нужную информацию;
- прогнозировать содержание текста по имеющейся информации;
- формулировать тему;
- отвечать на вопросы к тексту;
- высказывать собственное мнение о прочитанном.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ РАБОТА СО СЛОВОМ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, С ТЕКСТОМ
- последовательно развивает эти умения,
- пробуждает интерес к чтению,
- способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
ПОРАБОТАЕМ! 4 четверть 1 класса Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель …»
- 1 команда – РАБОТА СО СЛОВОМ
- 2 команда – РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
- 3 команда – РАБОТА С ТЕКСТОМ
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
У каждой команды лист с планируемыми результатами:
- Учимся работать со словом
- Учимся работать с предложением
- Учимся работать с текстом
Ваша задача:
- выполнить задания учащихся;
- проанализировать, соответствуют ли данные задания планируемым результатам;
- сделать вывод.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ СО СЛОВОМ
Объясняем значение слова. Подбираем слова на тему. Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку .
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- определять по иллюстрации объект анализа;
- соотносить слова по лексическому значению;
- объединять слова на тему «весна»;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка;
- представлять информацию в виде рисунка;
- составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Учимся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.
Планируемые результаты
Предметные результаты :
- читать предложение, определять, о чем говорится в предложении, что говорится о предмете;
- соотносить слова по лексическому значению;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в предложении информацию, представленную в явном и неявном виде;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка.
Личностные результаты:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
Учимся понимать прочитанное. Учимся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок .
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору и осознавать цель чтения;
- определять жанр текста;
- определять тему, главную мысль текста;
- соотносить слова по лексическому значению;
- дополнять предложение подходящим по смыслу словом.
Метапредметные результаты:
- определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
- находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Личностные результаты:
- формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Для успешной работы необходимы:
- РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ,
- ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,
- ТЕТРАДЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ,
- ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Смысловое чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
- Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская - М.:Просвещение:Уч Лит, 2017.
- Литературное чтение. Работа с текстом: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
- Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
- Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ Н.А.Стефаненко - М.:Просвещение, 2017.
- Литературное чтение. Дневник читателя: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2018.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!