СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Использование методической литературы в работе по смысловому чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 слайд. Использование методической литературы в работе по смысловому чтению. 

2 слайд. Смысловое чтение.       

Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Как общеучебное метапредметное умение смысловое чтение формируется сначала на уроках обучения грамоте, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная, так и письменная речь.

3 слайд. В помощь педагогу.

Предлагается пособие Марины Викторовны Бойкиной «Смысловое чтение», которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности.

4 слайд. Чему должны научиться первоклассники?

ПЕРВОКЛАССНИКИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ: читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.

5 слайд. Система заданий.

В этой рабочей тетради предлагается система заданий, прослеживающаяся в 3 направлениях: РАБОТА СО СЛОВОМ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, С ТЕКСТОМ, что последовательно развивает все те умения, которым должен научиться первоклассник, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

6  слайд. Поработаем!

Работа в группах. Рассмотрим раздел «Апрель, апрель! Звенит капель …», 4 четверть 1 класса. Команды  будут работать с разным материалом по направлениям: первая - работа со словом, вторая - работа с предложением, третья - работа с текстом.

7  слайд. Сравнительно-сопоставительный анализ.

-Рассмотрим материал данного раздела и проведем сравнительно-сопоставительный анализ представленных в рабочей тетради заданий для учащихся и планируемых результатов, которых мы должны достичь на уроке. У каждой группы лист с заданиями для учащихся и с планируемыми результатами.  Ваша задача:

  • выполнить задания учащихся;
  • проанализировать, соответствуют ли данные задания планируемым результатам;
  • сделать вывод.   8  слайд . 1 Группа. Учимся работать со словом. Объясняем значение слова. Подбираем слова на тему. Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку.   9  слайд. Планируемые результаты. – Сравним, что нужно было сделать по данному виду работы, какие планируемые результаты должны были получить. Предметные результаты:
  • определять по иллюстрации объект анализа;
  • соотносить слова по лексическому значению;
  • объединять слова на тему «весна»;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.   Метапредметные результаты:
  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка;
  • представлять информацию в виде рисунка;
  • составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.   Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.   10  слайд. 2 Группа. Учимся работать с предложением. Учимся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.   11  слайд. Планируемые результаты. Предметные результаты:
  • читать предложение, определять, о чем говорится в предложении, что говорится о предмете;
  • соотносить слова по лексическому значению;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.   Метапредметные результаты:
  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в предложении информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка.   Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 12  слайд. 3 Группа. Учимся работать с текстом. Учимся понимать прочитанное. Учимся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок.   13  слайд. Планируемые результаты. Предметные результаты:
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору и осознавать цель чтения;
  • определять жанр текста;
  • определять тему, главную мысль текста;
  •  соотносить слова по лексическому значению;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.   Метапредметные результаты:
  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.   Личностные результаты:
  • формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.   14  слайд. Подведём итоги. Данный раздел представлен во всех тетрадях и пособиях. Задания перекликаются между собой. Для успешной работы необходимо использовать в комплексе:
  • рабочую тетрадь;
  • тетрадь по развитию речи;
  • тетрадь учебных достижений;
  • дневник читателя. Дневник читателя становится итогом работы по смысловому чтению. Целесообразно заводить с  4 четверти 1 класса, когда дети уже умеют писать. Задания в них интересные, увлекательные. Дети будут с удовольствием их выполнять.   15 слайд. Используемая литература.   16  слайд.  Дени Дидро. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Наша задача - учить детей мыслить.   17 слайд Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Использование методической литературы в работе по смысловому чтению»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАБОТЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАБОТЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ Смысловое чтение  подразумевает глубокое погружение в  содержание прочитанного текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Как общеучебное метапредметное умение смысловое чтение  формируется сначала на уроках обучения грамоте, а затем работа продолжается на всех других уроках.  Сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная , так и письменная речь.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Как общеучебное метапредметное умение смысловое чтение формируется сначала на уроках обучения грамоте, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий.

Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная , так и письменная речь.

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ Пособие Марины Викторовны Бойкиной , которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности .

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

Пособие Марины Викторовны Бойкиной , которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности .

 ПЕРВОКЛАССНИКИ   должны научиться :   читать и понимать тексты разных жанров; извлекать и анализировать нужную информацию; прогнозировать содержание текста по имеющейся информации; формулировать тему; отвечать на вопросы к тексту; высказывать собственное мнение о прочитанном.

ПЕРВОКЛАССНИКИ должны научиться :

  • читать и понимать тексты разных жанров;
  • извлекать и анализировать нужную информацию;
  • прогнозировать содержание текста по имеющейся информации;
  • формулировать тему;
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • высказывать собственное мнение о прочитанном.
 СИСТЕМА ЗАДАНИЙ   РАБОТА СО СЛОВОМ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, С ТЕКСТОМ    последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ РАБОТА СО СЛОВОМ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, С ТЕКСТОМ

  • последовательно развивает эти умения,
  • пробуждает интерес к чтению,
  • способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

 ПОРАБОТАЕМ!  4 четверть 1 класса  Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель …»   1 команда – РАБОТА СО СЛОВОМ 2 команда – РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ 3 команда – РАБОТА С ТЕКСТОМ

ПОРАБОТАЕМ! 4 четверть 1 класса Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель …»

  • 1 команда – РАБОТА СО СЛОВОМ
  • 2 команда – РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
  • 3 команда – РАБОТА С ТЕКСТОМ
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ У каждой команды лист с планируемыми результатами: Учимся работать со словом Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Ваша задача: выполнить задания учащихся; проанализировать, соответствуют ли данные задания планируемым результатам; сделать вывод.

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

У каждой команды лист с планируемыми результатами:

  • Учимся работать со словом
  • Учимся работать с предложением
  • Учимся работать с текстом

Ваша задача:

  • выполнить задания учащихся;
  • проанализировать, соответствуют ли данные задания планируемым результатам;
  • сделать вывод.

 УЧИМСЯ РАБОТАТЬ СО СЛОВОМ   Объясняем значение слова. Подбираем слова на тему. Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку .

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ СО СЛОВОМ

Объясняем значение слова. Подбираем слова на тему. Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку .

Планируемые результаты   Предметные результаты: определять по иллюстрации объект анализа; соотносить слова по лексическому значению; объединять слова на тему «весна»; дополнять предложение подходящим по смыслу словом. Метапредметные результаты: определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка; представлять информацию в виде рисунка; составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • определять по иллюстрации объект анализа;
  • соотносить слова по лексическому значению;
  • объединять слова на тему «весна»;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.

Метапредметные результаты:

  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка;
  • представлять информацию в виде рисунка;
  • составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ   Учимся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Учимся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.

Планируемые результаты  Предметные результаты : читать предложение, определять, о чем говорится в предложении, что говорится о предмете; соотносить слова по лексическому значению; дополнять предложение подходящим по смыслу словом. Метапредметные результаты: определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии; находить в предложении информацию, представленную в явном и неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка. Личностные результаты: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Планируемые результаты

Предметные результаты :

  • читать предложение, определять, о чем говорится в предложении, что говорится о предмете;
  • соотносить слова по лексическому значению;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.

Метапредметные результаты:

  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в предложении информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде рисунка.

Личностные результаты:

проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ    Учимся понимать прочитанное. Учимся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок .

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ

Учимся понимать прочитанное. Учимся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок .

Планируемые результаты Предметные результаты: прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору и осознавать цель чтения; определять жанр текста; определять тему, главную мысль текста;  соотносить слова по лексическому значению; дополнять предложение подходящим по смыслу словом. Метапредметные результаты: определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии; находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. Личностные результаты: формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору и осознавать цель чтения;
  • определять жанр текста;
  • определять тему, главную мысль текста;
  • соотносить слова по лексическому значению;
  • дополнять предложение подходящим по смыслу словом.

Метапредметные результаты:

  • определять тему занятия, учебную задачу занятия под руководством учителя, оценивать результаты работы на занятии;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Личностные результаты:

  • формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Для  успешной работы необходимы: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ, ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ТЕТРАДЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Для успешной работы необходимы:

  • РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ,
  • ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,
  • ТЕТРАДЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ,
  • ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Смысловое чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская - М.:Просвещение:Уч Лит, 2017. Литературное чтение. Работа с текстом:  1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017. Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ Н.А.Стефаненко - М.:Просвещение, 2017. Литературное чтение. Дневник читателя:  1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2018.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Смысловое чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
  • Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская - М.:Просвещение:Уч Лит, 2017.
  • Литературное чтение. Работа с текстом: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
  • Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2017.
  • Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ Н.А.Стефаненко - М.:Просвещение, 2017.
  • Литературное чтение. Дневник читателя: 1класс: учеб.пособие для общеобр. орг./ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова - М.:Просвещение:УчЛит, 2018.

«Люди перестают мыслить,  когда перестают читать»   Д. Дидро

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Д. Дидро

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!