Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей на зачетном уроке в 9 классе по теме Сложноподчинённые предложения»
Вот фрагмент урока русского языка в 9 классе «Творческая зачетная работа по теме «Сложнопочиненное предложение» (на основе пушкинской лирики)» В ходе работы на зачётных Пушкинских листах предлагаю проиллюстрировать каждый вид придаточного предложения примерами из стихотворений А.С.Пушкина.
1. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
В прохладе древних вод на берегу морском
Найти нетрудно нам укромный светлый дом,
Где, больше не страшась народного волненья,
Под старость отдохнём в глуши уединенья…
«Лицинию»,1814 год
2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
О, грозный век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали…
«Воспоминания о Царском Селе», 1814 год
3. Сложноподчиненные предложения с придаточными объстоятельственными:
а) места:
Мы вольные птицы: пора , брат, пора!
Туда, где за тучей белет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер...да я!»
«Узник»,1822 год
б) сравнения:
Любовь и дружество до нас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
« В Сибирь», 1827 год
и т. д.
Подобная работа даёт учащимся возможность доступа к нашему литературному наследию, обеспечивает осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом , способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирует базовые умения (увидеть фрагмент с СПП в пушкинском тексте, объяснить с смысл выбранных строк в контексте стихотворения, уметь находить придаточное и главное предложения, грамотно применять пунктуацию, уметь определять вид придаточного, составлять схему предложения, делать синтаксический разбор одного из предложений)
Ищу пути, которые в конкретных условиях с конкретными учащимися дают возможность включить их готовность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.