СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных средств обучения на уроках сольфеджио (на примере изучения темы "Четверть с точкой и восьмая")

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-онспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения "Народные инструменты"

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных средств обучения на уроках сольфеджио (на примере изучения темы "Четверть с точкой и восьмая")»

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования


«Обоянская детская школа искусств»









План-конспект

открытого урока по сольфеджио



«Использование мультимедийных средств обучения на уроках сольфеджио (на примере изучения темы «Четверть с точкой и восьмая»)

 

  

 

 

 



 

 

Составитель: Барановская И.В.,

преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Обоянь


2019  

Дата проведения: 5 декабря 2019 г.

 

Группа: 2 класс

Возраст: 8-9 лет.

 

Тема урока: «Использование мультимедийных средств обучения на уроках сольфеджио (на примере изучения темы «Четверть с точкой и восьмая»)

 

Тип урока: Объяснение нового материала, повторение и закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков, применение знаний на практике.

 

Вид урока: комбинированный.


Цель урока: освоение новой ритмической группы, осмысленное слуховое восприятие ритмической группы «четверть с точкой и восьмая», работа с интерактивной доской SMART Board.

Задачи:


Образовательные:

     усвоить новый ритмический оборот, правила деления длительностей;

  формировать навык чтения ритмической партитуры;

 проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей;

 тактирование в двухдольном размере;

 анализировать нотный текст, применяя полученные теоретические сведения;

  продолжать работу над певческими навыками, слушать себя при пении, следить за качеством звука;

 развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознать слышимый музыкальный материал;

обеспечить контроль за результатами работы обучающихся  на интерактивной доске SMART Board. 

Развивающие:

   способствовать развитию познавательного интереса;

  развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся;

 формировать у обучающихся умения преодолевать трудности в учении.

Воспитательные:


        Воспитывать у детей познавательный интерес к предмету «Сольфеджио»;

        Воспитывать навыки самоконтроля и чувство ответственности за результаты своей работы;

        Воспитывать творческую активность, умение работать в команде.

 

Форма организации работы: мелкогрупповая, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый (анализ муз. произведения), сравнения, повторения, игровой, интерактивный, тренировки, показа, практический.

Образовательные технологии:

  личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающихся);

  здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности);

   информационно-коммуникативные (использование ТСО). 

Материально-техническое обеспечение урока:

        Мультимедийная доска

     Проектор

        Ноутбук

  Колонки

        Фортепиано

        Школьная доска

        Наглядный и учебный материал

        Рабочая тетрадь

   Клавиатура

  Ритмические таблицы и карточки


ИКТ:

        слайды к уроку,

        интерактивные упражнения:  «Гамма ля минор», «Кроссворд», «Ритмические упражнения», «Угадай-ка», «Ритмический диктант».     

Музыкальный и текстовый материал:

  1. Вокально-интонационные упражнения.

  2. А. Островский «Спят усталые игрушки».

  3. С. Разоренов «Песенка о маме».

  4. В. Шаинский «Песенка о кузнечике».

  5. А Филиппенко «Пограничники-солдаты».

  6. Мультимедийный проект В.В. Ткачевой «Музыкальная гусеница».

 

Продолжительность занятия: 45 минут

 

План-конспект урока:

1.     Организационный этап: мобилизация внимания, создание рабочего климата на уроке  (2 мин.)

2.     Этап постановки цели и задачи: мотивация учащихся к деятельности (2 мин.)

3.     Этап повторения и закрепления изученного материала (теория и практика) (15 мин.)

4.     Этап проверки понимания и усвоения материала в применении знаний и умений в процессе работы над интонированием, метроритмом и диктантом. Творческое применение знаний (20 мин.) 

5.     Этап информации о домашнем задании (3 мин.)

6.     Заключительный этап обобщения и систематизации знаний (3 мин.)

 

Ход урока:



1.     Организационный этап:  (2 мин.) Слайд 1.

Задача: мобилизировать внимание детей, создать рабочую атмосферу, поставить цель урока.


Преподаватель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Тема нашего урока «Ритм четверть с точкой и восьмая». Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в страну Сольфеджио. Я получила необычное письмо, его прислал самый важный житель Музыкальной страны – Скрипичный Ключ.

 

2.     Этап постановки цели и задачи: (2 мин.) Слайд 2.

Задача: Познакомить с темой урока, определить ее место в процессе обучения сольфеджио и роль в музыке в целом.

Преподаватель:

«Здравствуйте, дорогие ребята! В Музыкальной стране полная неразбериха. Две подружки – Четверти, поссорились! Из-за этого Мелодии не могут звучать так, как прежде, потому что никто не знает, как их правильно считать! Все очень расстроены. Скорее приезжайте и помогите нам помирить Четверти и навести порядок в Музыкальной стране. Скрипичный Ключ».


Преподаватель: Ребята, поможем жителям Музыкальной страны? (Да). Долгий путь через заснеженные равнины нам помогут преодолеть Волшебные сани. Посмотрите, сани засыпало снегом, надо их расчистить. Для этого, надо правильно ответить на все вопросы. После каждого верного ответа, сугробы будут исчезать. 


3.     Этап повторения и закрепления изученного материала (15 мин.)


Задача: Проверить у учащихся знания изученного материала

 

Преподаватель:

Слайд 3. Повторение пройденного материала. Кроссворд.

1. Как называется гамма, которая начинается со строения Т-П-Т-Т.

2. Сколько видов минора существует?

3. Какая ступень изменяется в гармоническом миноре?

4. Как называется гамма, в которой изменяются две ступени?

5. Как называется тональности с одинаковыми ключевыми знаками?

6. Параллельная тональность До Мажора?


Преподаватель: Молодцы! Сани расчищены, и мы можем отправляться в путь. Для того, чтобы не скучать в дороге, я предлагаю пропеть гамму ля минор разными ритмическими рисунками.

 

Задание: Вокально-интонационные упражнения. Слайды 4, 5.

Преподаватель: Слайд 6. Время быстро пролетело и мы прибыли в Музыкальную страну. Нас встречает Скрипичный ключ, сейчас он расскажет, что произошло: 

 

4.     Этап проверки понимания и усвоения материала. Творческое применение знаний (20 мин.)

Задача: Применение знаний на практике в новой ситуации.

 

Задание: Объяснение нового материала. Слайды 7-12.


Преподаватель: «Жили-были две четверти. Вместе они составляли половинную длительность. У каждой четверти было по две восьмых. Жили четверти дружно, не ссорились, не дрались. И вдруг однажды первая четверть напала на вторую и отняла у нее одну восьмую. Стало у первой четверти три восьмых, и назвала она себя – «Четверть с точкой». А от второй четверти осталась одна восьмая. Вторая четверть так обиделась на первую, что и разговаривать с ней не желает».


Преподаватель: Я думаю, ребята, что вы сможете помочь жителям Музыкальной страны. Для начала, простучите со счетом вслух ритм, состоящий из двух четвертей.


Задание: Слайд 13. Простучать ритм со счетом вслух.


Преподаватель: Какой длительности равны две четверти? (Половинной). Слайд 14. На экране появляется ритм четверть с точкой и восьмая.


Преподаватель: Сколько восьмых стало у Четверти с точкой? (Три) Сообразите, как их сосчитать? (Раз и Два). Правильно. Осталась еще одна восьмая, как еще сосчитать? (И). Правильно. Простучите со счетом вслух ритм четверть с точкой и восьмая. (Обучающиеся простукивают ритм со счетом вслух). Как вы думаете, ритм четверть с точкой и восьмая будут равны половинной длительности? (Обучающиеся отвечают, если затрудняются с ответом, преподаватель помогает наводящими вопросами).


Преподаватель: Четверти 4 помирились. Ведь все равно вместе-то они составляют половинную длительность. Пришло время познакомиться с жителями Музыкальной страны.


Задание: Ритмические упражнения. Слайд 15. 

 

Слайд 16. На экране появляется надпись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Мистер Ритм! Я подготовил для вас задания:

Слайды 17-21. Исполните на шумовых инструментах со счетом вслух ритмические рисунки:                                                                                


После выполнения упражнений нажать на стрелку, для возврата на слайд 15.

Слайд 15. Преподаватель нажимает на изображение Госпожи Мелодии.


Слайд 22. Госпожа Мелодия. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Госпожа Мелодия! Прослушайте следующие и мелодии и определите, в каких из них встречается ритм четверть с точкой и восьмая.


Задание: Слуховой анализ.


1. А. Островский «Спят усталые игрушки».

2. С. Разоренов «Песенка о маме».

3. В. Шаинский «Песенка о кузнечике».

4. А Филиппенко «Пограничники-солдаты».


После выполнения упражнений нажать на стрелку, для возврата на слайд 15.

Слайд 15. Преподаватель нажимает на изображение Феи Музыки.


Слайд 23. Фея Музыки:

«Здравствуйте, ребята! Я – Фея Музыки! К нам в гости идет музыкальная Гусеница.


Задание: Слайд 24. Работа над мультимедийным проектом В.В. Ткачевой «Музыкальная гусеница». Чтение с листа с дирижированием. Преподаватель работает над точностью интонирования мелодии, над точным исполнением ритма. Обращает внимание на ритм четверть с точкой и восьмая.


Задание: Слайд 25. Запишите ритмический рисунок мелодии по памяти.


Задание: Ритмический диктант. Обучающиеся записывают ритмический рисунок. Преподаватель по необходимости помогает правильно оформить запись.


Слайд 26. Проверка записи ритмического рисунка.


Слайд 27. Скрипичный ключ: «Спасибо вам, ребята! Теперь в Музыкальной стране полный порядок! Приезжайте еще к нам в гости!»


Слайд 28.


5.     Этап информации о домашнем задании (3 мин)

Преподаватель называет домашнее задание, объясняет методы его исполнения.

 

6.     Заключительный этап обобщения и систематизации знаний (3 мин.)

а) выводы урока, подведение итогов,

б) поощрение учеников.



Преподаватель: Вы отлично справились со всеми заданиями. Путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Во время обратной дороги давайте подведем итог: - О каком новом ритмическом рисунке вы узнали в Музыкальной стране? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое задание было самым трудным?

Слайд 29.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!