СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных заданий на уроках математики для формирования познавательного интереса и творческой активности младших школьников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки. Творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных заданий на уроках математики для формирования познавательного интереса и творческой активности младших школьников.»

Использование нетрадиционных заданий на уроках математики для формирования познавательного интереса и творческой активности младших школьников.

"Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая сделать

его немного занимательным "

Б.Паскаль.

Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Поэтому, на уроках математики в начальных классах я использую математические игры. В процессе игр на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, выполнять компьютерные программы, составлять алгоритмы.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Развитию познавательных интересов на уроках математики способствует использование геометрического материала.

  1. Вывесив плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Я спрашиваю:

-Из каких фигур состоит рисунок кошки?

-Какой фигурой представлено туловище?

-Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.

2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

В учебный материал я включила содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

  1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах


  1. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

  1. Отыскание чисел по таблицам Шульте.

На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. 


  1. Найди, кто спрятался.



  1. Найди сходство и различие.



  1. Прочитай рассыпанные слова, собери слово.



Обязательной частью каждого урока стали разминки и «Числовой диктант».

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.

В чем смысл данного вида работы? Она проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки я объясняю, за сколько ответов можно поставить себе «+».

При использовании «Числового диктанта» дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

Перед объяснением новой темы я использую «Буквенный диктант».

Не я называю тему урока, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.

Для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний я использую «Цифровой диктант».

Этот прием, пришедший из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно. Я произношу некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).

Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.

Для младших школьников учение – новое дело. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, формирование освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагает то или иное разделение ролей.

Главная из основных закономерностей обучения: обучение происходит только при активной мыслительной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уроке, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой.

Игра- тренинг предполагает закрепление знаний, умений, навыков и строится как совместное решение стандартных элементарных и неэлементарных задач с обсуждением на разных уровнях:

  • В малых группах (3-4 человека)

  • Между малыми группами

  • В малых группах + учитель

  • На уровне класса

1. Игра «Весёлая геометрия». Рисование по клеткам. Нарисовать картинку под диктовку.

Три клетки вверх, одна клетка влево, одна вниз, четыре вправо, одна вверх, одна влево, семь вниз, одна вправо, две вверх, две вправо, две вниз, одна вправо, пять вверх, одна вправо, одна вниз, семь влево. (Собачка).

Три клетки вверх, одна влево, одна вниз, четыре вправо, одна вверх, одна влево, три вниз, три влево, одна вниз, одна вправо, две вниз, две вправо, две вверх, одна вправо, одна вверх, одна влево. (Человечек).

Пять клеток вверх, одна вправо, две вниз, три вправо, три вверх, две вправо, три вниз, две вправо, одна вниз, две вправо, три вниз, две вправо, три вверх, три влево, две вниз, одна влево. (Самолёт).

2. Игра «Ошибки – Невидимки». Эта игра способствует развитию логического мышления. Учитель записывает несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учащихся: ничего не исправляя, не стирая, сделать ошибку невидимой.

Задания и варианты исправления ошибок:

10

10 8 = 7+1 6 + 3 = 10-1

10 +1 15-8 = 7 1+6 + 3 = 10

12-10

3. Игра «Посмотри и запомни». На плакате написаны 12 двузначных чисел. (Этот плакат демонстрируется не менее 30 секунд.) Посмотрите на эти числа внимательно. После того, как убран плакат, запишите двузначные числа в любом порядке. Если правильно записано 8 – 9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной механической памяти.

Нельзя забывать о наградах, поощрениях и выделении активных игроков. И для максимальной объективности можно порекомендовать:

а) взаимооценку

б) самооценку

в) оценку преподавателя

г) оценку, в соответствии с местом, занятым командой

Затем берется среднее арифметическое всех оценок и ставится итоговая оценка за урок.

Так же, я использую один из известных нетрадиционных видов заданий - грамматическая игра - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его на интерактивной доске. Создать любой кроссворд удобно и просто на сайте puzzlecup.com

Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

При правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Информационные ресурсы:

  1. Планирование и организация методической работы в школе ТН МакароваПед. Центр «Поиск» 2003

  2. Хитроумные математические головоломки Стив РайанАСТ Астрель 2005

  3. Габитова Э. В.«Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников  на  уроках математики»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/12/14/obobshchenie-opyta-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo

  1. Копыльцова А. А. «Формирование познавательного интереса на уроках математики».

https://multiurok.ru/files/obobshchieniie-opyta-formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-matiematiki.html

  1. Уткина О. А. «Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры».

https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki-920300.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!