СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование словесником современных образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности для развития этнокультуроведческой компетенции школьников (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической статье делюсь опытом работы по использованию современных образовательных технологий на уроках и во внеклассной  работе по воспитанию и развитию  у школьников  чувства любви и причастности к родной земле, воспитанию уважения к народным традициям и обычаям, воспитанию и развитию интереса к родному языку, развитию интеллектуальных и творческих возможностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«Использование словесником современных образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности для развития этнокультуроведческой компетенции школьников (из опыта работы)»

Использование современных образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности для развития этнокультуроведческой компетенции школьников (из опыта работы)

У каждой былинки на земле есть свое место,

откуда она взяла свою жизненную силу.

Так и человек.

У него есть свои корни, что дают ему жизнь.

М. Ростовцев.

«Самое главное для современных молодых людей — ощущать свою принадлежность к родной земле и чувствовать

ответственность за неё»

(Е.И. Уба о молодёжном движении в Ульяновской области «Начни с себя!»)

Будущее России рождается в школе. И задача учителя, открывая страницы прошлого и настоящего родного края, научить детей гордиться своей малой Родиной, ее прекрасными и талантливыми людьми, всем тем, без чего нельзя построить свое завтра. Учителю необходимо донести до сознания ученика, что знание своей истории и культуры прошлого и настоящего родного края, родных истоков является естественной потребностью уважающего себя человека. А чтобы навести порядок внутри себя, надо обратиться к своей семье, к своему дому, к своей школе, к родному краю.

Особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. В современном мире русский язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях культуры.

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Поэтому в новом образовательном стандарте указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения родного языка, основанном на культурологическом подходе, на формирование культуроведческой и этнокультуроведческой компетенций.

Этнокультуроведческая компетенция школьников предполагает как знание русского речевого этикета, местных географических терминов, наименований предметов и явлений традиционного быта, так и изучение национальных традиций, праздников, игр, обрядов, обычаев, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, владение культурой межнационального общения.

К.Д. Ушинским в работе «Родное слово» была высказана мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, который, «бывает иногда очень сильною, врожденною способностью» обращать внимание на окружающее. Но эта способность требует укрепления, развития под руководством учителя. Необходимо стремиться, чтобы этот «инстинкт местности» в ребенке сохранился, не затух».

Особое значение при этнокультуроведческом подходе придается использованию краеведческого материала в процессе преподавания словесности.

Этнокультуроведческая компетенция является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Этнопедагогическую технологию мы применяем при работе над картинами русских художников на уроках развития речи, при изучении лексики и фразеологии, при изучении фольклора, при подготовке к ОГЭ, работая над изобразительными средствами языка, при изучении художественных произведений, передающих особенности исторического времени, жизнь героев произведений.

Интерес у школьников вызывают такие задания:

- Какие фразеологизмы и крылатые выражения из произведений русских писателей и фольклора вы знаете?

- Назовите одним словом.

  • 1. Остановка в пути во время похода.

  • 2. Первые буквы имени и отчества.

  • 3. Территория, на которой запрещена охота, ловля рыб, вырубка леса.

  • 4. Место отдыха бойцов перед боем.

  • 5. Начало реки.

  • 6. Задняя часть судна.

  • 7. Искажение черт лица.

- Определите изобразительные средства языка. Костёр горит, пылает. Заря горит, пылает.

В саду горит костёр рябины красной.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке, только яркие лучи у него не горячи.

- Работа над наиональным колоритом художественных произведений:

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Из местных диалектных слов: «Пойду посопаю»

В основу моей работы по формированию этнопедагогической компетенции положена программа «К родным истокам».

Дети с удовольствием готовятся к праздникам, мероприятиям, связанными с народным календарём, с народными традициями и обычаями.

С интересом готовились дети к празднику «Чудотворный день Покрова»: дети подбирали материал о сущности праздника, пословицы, приметы, связанные с Покровом, материал о храмах Покрова в России. Трудность вызвало задание: навести порядок в крестьянском хозяйстве к Покрову (распределить предметы по своим местам. Все, что нужно в хозяйстве: снопы; березовые веники; постель; иконы; обеденный стол; полотенца – рушники; одежда, ценные вещи; коровы, овцы, свиньи; лошадь; куры, утки; сохи, бороны, косы, вилы, грабли; телеги и сани; молоко, масло; мясо, рыба; сено; зерно (рожь, пшеница, овес, ячмень); морковь, свекла, репа, редька; квашеная капуста.

Куда: овин, амбар, подпол, погреб, красный угол, полати, сени, сундуки, сеновал, конюшня, хлев, ледник, сарай, птичник, чердак).

К дню семейного общения проведен устный журнал «Имя навсегда тебе дано». Главная цель мероприятия: научить детей дорожить своим именем.

Работа над темой исследования «Художественный мир творчества
Н.Р. Рябинина - поэта-ульяновца», главным образом творчества которого является рябина, настроила учащихся на проведение литературной гостиной «Рябина красная». К проведению литературной гостиной были привлечены и родители. Была проведена большая исследовательская работа группами учащихся: поиск информации о рябине как дереве русского леса; подборка пословиц, загадок о рябине; разучивание наизусть стихотворений русских поэтов о рябине; знакомство с народными приметами, связанными с рябиной; изучение материала об образе рябины в песнях; рябина в творчестве русских художников; подготовка оформления зала к литературной гостиной, создание презентации. Литературная гостиная «Рябина красная» прошла успешно, организованно, в творческой эмоциональной атмосфере. Особого настроения добавило исполнение учащимися, их родителями, бабушками, гостями литературной гостиной народной песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» - это была огромная радость общения и единение русской души.

К новогодним праздникам каждый год проводим с детьми какое-либо мероприятие, чтобы у детей было ощущение праздника: «Зима - за морозы, а мужик –
за праздники», «История Деда Мороза и Снегурочки», «Из истории Новогодних праздников», «Зимы прекрасные узоры», «И зазвенело Рождество». В этом году к нам подключились работники сельского дома культуры: вместе с ними дети, ярко наряженные в русские костюмы, поздравили односельчан со Старым Новым годом.

Калейдоскоп мероприятий, проведённых по программе «К родным истокам»

  1. Праздник Белой берёзки

  2. Праздник Гусиного пера

3, 4. Открытые уроки для молодых специалистов района «Золотая хохлома»; поэтическая гостиная «Ландыш белый».

5. «Вестники весны - первоцветы» (мероприятие для заместителей директоров по внеклассной и воспитательной работе района)

6. Праздник в горнице «Русские узоры»,

Устный журнал «Что в имени тебе моём?..»

7. Праздник в горнице «Эх, яблочко!»-открытое занятие в районе для директоров школ.

8. «Во саду ли, в огороде», «Осенины» - праздники осенью

9. «Сосна – жемчужина родного леса» - устный журнал

10. «В гостях у Кузьмы и Демьяна» – о традициях и ремёслах родного села Красный Бор.

Все проведённые мероприятия, связаны с традициями и обычаями родной земли, что способствовало развитию и воспитанию любви к родной земле, воспитанию уважения к народным традициям. Работа по привитию у школьников любви к своей Родине дают возможность включать школьников в активную исследовательскую и проектную деятельность на более или менее длительный промежуток времени.

ПРОЕКТЫ, разработанные детьми:

: «Волга в творчестве поэтов-симбирян 18-19вв.»,

  • «Колокола и колокольные звоны как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа»,

  • «Резьба по дереву как традиционное национальное искусство в творчестве мастеров села Красный Бор»,

  • «А память хранит года лихолетья» проекты о детях войны Н.Н. Тряпичкине и Н.Г. Немовой,

  • «Волга - матушка река»,

  • «История семьи в истории Отчизны»,

  • «Художественный мир творчества Н.Р. Рябинина»

В романе В. Дудинцева «Белые одежды» раскрыт образ «спящей почки»: «… есть такое понятие: спящая почка. У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег… И у человека бывает похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты…». И задача словесника – помочь ученику осознать, кто он, узнать себя, поверить в себя, поверить в лучшее, что в нем есть, помочь школьнику определиться в жизни; создать условия на уроке, в классе, в школе, в социуме, чтобы в каждом ребенке пробудились «спящие почки». Важно помнить: ребенок не завтра человек, он - Человек сегодня! И мастерство учителя начинается с искусства видеть за каждым учеником светлое будущее, веру и надежду нашей великой Родины.

Как учитель убеждена, что школьник, живя на такой богатой природой, людьми, талантом, историей и культурой земле, какой является Симбирско-Ульяновский край, должен знать, что вмещает в себя огромное понятие Родина, должен любить землю, по которой он сделал свои первые шаги, где ему впервые открылся необъятный мир во всех ярчайших подробностях детских впечатлений, чтобы в трудную минуту, в нужный момент он почувствовал вдруг дыхание родной земли – земли, дающей всем нам силу.

Автор: Скиртач Н.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П. Зиновьева при УлГТУ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!