СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование степени запыленности школьных помещений и необходимость использования сменной обуви НПК ЮИЗ

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование степени запыленности школьных помещений и необходимость использования сменной обуви НПК ЮИЗ»


XХIV районная (очная) научно-практическая конференция

школьников и студентов

«Шаг в науку»















Исследование степени запыленности школьных помещений и необходимость использования сменной обуви

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск



Направление: Естественные науки и современный мир

Секция: Физика и познание мира. Проблемы загрязнения окружающей среды.








Выполнил:

ученик 9А класса

МАОУ «СОШ №1»

Бурнашов Степан Дмитриевич

Научный руководитель:

Ярославцева Татьяна Александровна

учитель физики

МАОУ «СОШ №1»


Содержание

Краткая аннотация……………………………………………………………………………....3

Аннотация …………………………………………………………………………………….... 4

Введение………………………………………………………………………………………... 5

1. Теоретическая часть ………………………………………………………………………....7

1.1 Что такое пыль …..………………………………………………………………...……..…7

1.2 Как влияет пыль на здоровье человека ………………………………………………..…..8

1.3 Сменная обувь и здоровье человека …………….…………………………………...….9

2. Практическая часть ………………………………………….……………………………..11

2.1 Экспериментальное исследование ……………………………………………………..11

Заключение ……………………………………………………...……………………………..14

Список использованных источников ……………………………………………..………. 15

Приложения ………………………………………………………………………………….16


Краткая аннотация

Данная работа «Исследование степени запыленности школьных помещений и необходимость использования сменной обуви» показывает ученикам школы важность сменной обуви и значение чистоты в кабинетах школы.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Данная работа учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач . Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.

Проект имеет познавательный характер, будет интересен всем, и заинтересует школьников в сохранении чистоты нашей школы.





































Аннотация

Цель исследовательской работы: показать ученикам нашей школы, что сменная обувь влияет на количество пыли в кабинетах и необходима для сохранения нашего здоровья.

Данная исследовательская работа представлена двумя разделами: теоретической и практической частью. В теоретической части рассмотрены такие вопросы: что такое пыль, как влияет пыль на здоровье человека, влияет ли ношение сменной обуви на здоровье человека. В практической части представлены измерения влажности воздуха и массы пыли в кабинетах физики, математики и рекреациях на первом и втором этаже. Также при написании данной исследовательской работы я выступил на классных часах нескольких классов с целью рассказать ученикам о вреде и пользе сменной обуви. При проведении измерений для практической части были применены психрометр и весы.

Были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ и обобщение научной литературы по данной теме;

• измерение запыленности кабинетов в школе;

• анализ полученных данных;

• выступление перед учащимися с целью осведомления о пользе сменной обуви.

На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:

- пыль негативно влияет на здоровье человека;

- сменная обувь напрямую влияет на запыленность школьных помещений.

Результаты своей работы были доведены до учеников нашей школы, и была выпущена памятка «Сменная обувь – залог здоровья».

Цели и задачи исследовательской работы выполнены.














Введение

Раньше я не обращал внимания на пыль, где она скапливается больше и почему. И уж тем более не задумывался о ее составе и вреде для здоровья. В настоящее время проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды очень актуальна. Большая часть жизни современного человека проходит в закрытом пространстве - доме, детском саду, школе и т.д. Эти помещения становятся своеобразными средами обитания, оказывающими влияние на наше здоровье и работоспособность. Для поддержания высокого уровня физического и психического благополучия требуются определенные условия, включающие в себя доступ к свету, чистому воздуху, комфортной температуре и другим факторам. Постоянное нахождение в загрязненной среде может оказывать негативное воздействие на здоровье, приводя к различным заболеваниям дыхательной системы, воспалительным процессам, головным болям и чувству усталости.

Соблюдение правил гигиены, включая использование сменной обуви, является одним из важных условий для поддержания чистоты в помещении. Несоблюдение правил гигиены может привести к распространению грязи и бактерий внутри помещения, негативно сказываясь на общей гигиене и здоровье пребывающих в нем людей. Здоровье человека зависит не только от образа жизни, но и от окружающей среды, поэтому соблюдение правил гигиены и поддержание чистоты внутри помещений, где мы находимся, является необходимым.

Возникает идея исследования актуальности использования сменной обуви в школах. Многие, возможно, не осознают опасность пыли и ее содержимого. Большинство учащихся не задумываются о вреде пыли. Однако эта тема всегда будет актуальной, поскольку человек более заинтересован в информации, которая прямо затрагивает его. Поэтому изучение влияния использования сменной обуви на чистоту и гигиену в школе является значимым вопросом. Такое исследование может помочь в создании благоприятных условий для сохранения здоровья и повышения работоспособности учащихся.

Актуальность работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения внутренней культуры, для воспитания бережного отношения к труду технического персонала и заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Поэтому важно знать, из каких компонентов состоит пыль, какие факторы влияют на ее состав, какие опасности несут в себе пылевые частицы и какие меры можно принять, чтобы минимизировать их негативное воздействие на здоровье школьников.

Новизна работы заключается в том, что до её написания я и не мог представить, что в месте, которое я и множество других школьников посещаем почти каждый день может быть так много пыли, которая очень вредна для нашего организма.

Гипотеза: грязная обувь влияет на количество образования пыли.

Проблемный вопрос: нужна ли сменная обувь в нашей школе?

Цель работы: показать ученикам нашей школы, что сменная обувь влияет на количество пыли в кабинетах и необходима для сохранения нашего здоровья.

Задачи:

  1. Узнать из разных источников информации состав пыли, ее влияние на здоровье человека.

  2. Измерить влажность воздуха в кабинетах, в которых мы занимаемся.

  3. Исследовать степень запыленности кабинетов.

  4. Разработать мероприятия для ознакомления учащихся с результатами проведенного исследования и о необходимости ношения сменной обуви.

Объект исследования: пространство помещений школы (кабинеты физики и математики, рекреации первого и второго этажа).

Предмет исследования: степень запыленности выбранных помещений.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ и обобщение научной литературы по данной теме;

  2. прямые и косвенные измерения;

  3. анализ полученных данных.

Значимость нашего исследования заключается в том, что многие школьники и не только, обратят внимание на это исследование и сделают соответствующие выводы, подтверждая их действиями.


1.Теоретическая часть

    1. Что такое пыль

Пыль представляет собой микроскопическую частицу размером до 0,1 микрона. Малые веса позволяют им свободно перемещаться по воздуху, пробираться в маленькие щели и осесть на поверхность [2].

Пыль – это незаметные мельчайшие частички, которые всюду окружают нас. Некоторые из них такие легкие и мелкие, что вечно парят в воздухе, а другие, более крупные и тяжелые, оседают на предметах вокруг нас. Большая часть пыли образуется естественным образом и постоянно перемещается, поэтому избавиться от нее практически невозможно.

В помещениях, где часто находятся люди, пыли больше, особенно если в них находится большое количество людей. Поэтому в школе, например, в коридорах, где ученики собираются на перемене, пыли может быть больше. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо проводить регулярную влажную уборку пола в коридорах во время уроков. Кроме того, всем ученикам следует использовать сменную обувь в помещении школы [12].

Пыль бывает разного вида:

- соль океанов и морей;

- дымовая;

- лесная и степная;

- почвенная;

- производственная;

- радиоактивная;

- наземная пыль.

Основными причинами образования пылинок могут служить как биологические, природные, так и техногенные факторы.

К органическому типу относятся:

- отмершие частицы человеческой кожи;

- волосы;

- шерсть домашних питомцев;

- продукты жизнедеятельности насекомых;

- перья птиц.

Пыль, образующаяся в процессе ремонта, не очень тщательной влажной уборки, микрочастицы грунта, проникающие с улицы — мусор, грязь с обуви. Но большая часть пыли — обычное природное явление. Морская соль, вулканический пепел и даже космические частицы переносятся ветрами по всей планете, оседают на поверхности земли и проникают в наши дома [12].

Состав обычной пыли:

- 35% минеральные частицы

- 12% бумажные и текстильные волокна

- 7% цветочная пыльца

- 24% частицы неустановленного происхождения [1].

Основные места скопления пыли в школе:

- настенные и напольные покрытия (краска, известка, гипсокартонные панели, картины, линолеумы, деревянные полы;

- портьеры (шторы, тюли, занавески, балдахины на сцене)

- библиотечные книжные полки, стеллажи и шкафы;

- мебель (парты, стулья, столы, лавочки)

- бытовая техника и компьютеры (светильники, лампы, системные блоки, принтеры и др.)

- верхняя одежда и обувь.

Но самое удивительное, то, что быстрее всего мусор скапливается в закрытых помещениях и труднодоступных местах, например, под партами, стульями, в углах, за шкафами, в раздевалках.


    1. Как влияет пыль на здоровье человека

Особую опасность она представляет для дыхательной системы человека. При вдыхании воздуха пылинки попадают в организм и могут принести серьезный ущерб здоровью и стать причиной образования:

- вирусных инфекций;

- астмы;

- заболеваниям глаз;

- ЛОР-патологий;

- аллергических дерматитов.

А еще пылевые отложения являются идеальным местом обитания микроскопических пылевых клещей, чьи выделения также могут вызвать различные заболевания.

Пылевой клещ - это организм, который предпочитает жить вместе с человеком, комфортно себя чувствует при температуре 22-26о С и влажности воздуха выше 55% [4].

Человеческий организм хорошо защищён от пылевых частиц, которые оседают на слизи, покрывающей поверхность дыхательных путей, и с мокротой выходят из гортани. Откашливание, отхаркивание и чихание удаляет их. Когда запыление воздуха выше нормы, то система не справляется.

Пыль способствует обострению хронических заболеваний: аллергия, астма, сахарный диабет. Пыль пробуждает имеющиеся болезни и приводит к возникновению новых заболеваний вирусного характера. Статистические исследования говорят, что каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.

Пыль от книг и газет вызывает "библиотечную" аллергию с признаками чихания и приступами удушья [1].

Пыль является сильным раздражителем для слизистых оболочек – бронхов, легких, кожи, глаз и т.д. Это может привести к пневмонии, астме, бронхитам, ринитам, конъюнктивитам разных форм, дерматитам, возникновению язв и т.д.

В пыли живут многие вирусные микроорганизмы: стафилококки, стрептококки, дифтерийная и туберкулезная палочки.

Пыль переходит из дома в дом, перенося болезнетворные вирусы, микробы, бактерии, грибки и через дыхательные пути попадает в организм и заражает инфекциями. Только около 20 лет назад стало известно, аллергия вызывается микроскопическими клещиками, живущими в пыли. Домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. Так что серьезно заболеть от пыли дома или в школе гораздо вероятнее, чем на улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается [6].

1.3 Сменная обувь и здоровье человека

Насколько важно иметь сменную обувь в школе? Этот вопрос не только связан с внешним видом, но и с внутренней культурой и отношениями к окружающим, включая учителей, одноклассников и технический персонал.

Для обеспечения чистоты в школе необходимы различные условия, включая регулярную уборку помещений, достаточное количество персонала и наличие сменной обуви у учащихся.

С возрастом учеников процент смены обуви в школе снижается. В нашей школе учащиеся часто игнорируют требования администрации относительно смены обуви. Еженедельно дежурные составляют список нарушителей этого требования. Однако ни замечания дежурных, ни выговоры администрации не приносят результатов.

Современные подростки проводят большую часть времени в школе, дома и на улице. Они предпочитают сидеть за компьютером. В связи с этим, они постоянно подвергаются воздействию уличной и домашней пыли [3].


2. Практическая часть

2.1 Экспериментальное исследование

В нашей школе обучается почти 900 учащихся, работает 43 учителя и 11 человек обслуживающего персонала. Кроме них в школу ежедневно заходят родители, т.е. ежедневно в школе пребывает более 1000 человек. Нами было решено провести исследование с целью выявления запыленности разных школьных помещений: 2-х учебных классов - кабинет физики № 29 и кабинет математики № 26, рекреации первого и второго этажей и медкабинета. В рекреации первого этажа также находится гардероб, где всегда много верхней одежды.

Для этого мы:

1. Подготовили в каждом помещении поверхность для сбора пыли (50×50см) и определили её площадь S=0.25 м2.

2. С помощью специального прибора психрометра измерили влажность воздуха в помещениях.

3. В течение 10 рабочих дней с 13.11.23 г. по 24.11.23 г. после 6-го урока с помощью ватных дисков собирали накопившуюся пыль и определяли с помощью рычажных весов массу накопившейся пыли (mпыли).

4. Рассчитали среднюю массу пыли, накопившуюся за учебный день в каждом кабинете по формуле:



[4]


При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом.

Таблица №1. Измерения в каждом помещении за учебный день

Кабинет

Количество окон

Площадь кабинета, (м2)

Количество цветов в кабинете

Относительная влажность воздуха,(%)

Масса пыли на образце

(мг)

Физики №29

4

72

11

27

60

Математики №26

4

50

5

29

70

Рекреация 1 этажа

8

170

8

28

110

Рекреация 2 этажа

8

170

10

30

100

Медицинский кабинет

2

26

5

42

40

Таблица №2. Измерения с 13.11.23 г. по 24.11.23 г.

Дата

Масса пыли в мед.

кабинете

Масса пыли в кабинете физики №29, мг

Масса пыли в кабинете математики №26, мг

Масса пыли на 1 этаже в рекреации, мг

Масса пыли на 2 этаже в рекреации, мг

Количество учеников, пришедших без сменной обуви (по информации дежурных)

13.11

30

60

70

110

100

6

14.11

40

50

70

110

110

7

15.11.

30

50

50

120

100

8

16.11

50

80

70

130

100

10

17.11

50

70

90

120

120

9

20.11

50

70

80

120

120

9

21.11

40

70

70

130

120

10

22.11

40

60

70

100

130

9

23.11

30

70

80

120

110

11

24.11

40

90

90

120

100

13

В среднем

40

74

71

118

111



5 место

3 место

4 место

1 место

2 место


Выводы по двум таблицам.

По степени загрязненности места расположились так:

на 1 месте: рекреация 1 этаж

на 2 месте: рекреация 2 этаж

на 3 месте: кабинет физики

на 4 месте: кабинет математики

на 5 месте: медицинский кабинет

Выводы: количество пыли в помещении зависит:

  1. от количества учащихся. Пыли много там, где большое скопление и перемещение учеников. Медицинский кабинет посещает наименьшее количество людей и это самое чистое помещение в школе. В рекреации первого этажа самое большое количество пыли. Причина этому - большая проходимость помещения. Рядом находится гардероб, в котором много верхней одежды, и именно сюда учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь.

  2. от влажности воздуха. В результате измерений влажности воздуха видно, что, только в медкабинете относительная влажность воздуха в пределах нормы, а в других она ниже допустимого порога (допустимые значения влажности для человека 40%-60%). Это можно объяснить тем, что в этих кабинетах много батарей отопления. В рекреации 2 этажа, где повышенная влажность воздуха, скопилось много пыли. Это говорит о том, что во влажном помещении пыль оседает быстрее.

  3. от проветривания – рекреации проветриваются реже других помещений. 

  4. от наличия цветов в классе. В кабинете физики больше, чем в других кабинетах комнатных цветов. Многие растения умеют очищать воздух помещения, собирая пыль, следы задымления и другие частицы и тяжелые соединения, опасные для здоровья, поэтому здесь меньше всего пыли.

Полностью избавить помещение от пыли не получится, но можно значительно уменьшить ее количество. Чтобы пыли стало меньше, необходимо проветривать чаще кабинеты, открывать форточки, ежедневно производить влажную уборку, поливать цветы, протирать везде пыль. Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – документ, содержащий в себе нормативы и правила, направленные на охрану здоровья учащихся в момент осуществления деятельности по их обучению, а так же воспитанию в общеобразовательных учреждениях) уборка школ должна производиться со следующей периодичностью:— текущая уборка — 1 раз в день при односменном режиме обучения; — генеральная уборка — не реже 1-го раза в месяц [10]. Ежедневная уборка в школе включает следующие обязательные работы: — мойка пола в учебных и вспомогательных помещениях, столовых, рекреациях, вестибюлях с применением дезинфицирующих средств, — влажная очистка от пыли в местах ее скопления, в т.ч. протирка подоконников, радиаторов отопления, — уборка и дезинфекция туалетов. Генеральная уборка также предполагает очистку от пыли вентиляционных решеток, мытье панелей, стен, окон. И, конечно же, наличие сменной обуви в школе напрямую связано с чистотой в помещении [10].

Заключение

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Здоровье – это ценность, данная нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Отложения пыли являются источником вторичного загрязнения воздуха. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Пыль негативно влияет на здоровье человека. Было замечено, что количество пыли зависит от количества пришедших без второй обуви, от погоды на улице, количества уроков и от нас, школьников (пыли образуется больше всего в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении). Это является доказательством того, что необходимо переобуваться. Следовательно, гипотеза проекта подтвердилась.

Результаты своей работы я довел до всех учеников нашей школы, выпустив памятку «Сменная обувь – залог здоровья». (Приложение 1)

Я представил свой проект «Исследование степени запыленности школьных помещений и необходимость использования сменной обуви» провёл классные часы в 5-9 классах с показом презентации и обсуждением.

Все приняли, внимательно выслушали и убедились, что необходимо носить сменную обувь в школу. Свое здоровье и здоровье окружающих нас людей надо беречь.

И все-таки избавиться от пыли полностью нельзя. Жизнь на Земле без нее невозможна. Дело в том, что мельчайшие частицы являются ядрами конденсации и участвуют в образовании облаков и общем естественном круговороте воды в природе. Если пыль исчезнет – в один момент исчезнут снегопады и дожди, и в тот же день вся суша начнет превращаться в пустыню. Пыль вечна, она была и будет всегда. Но это уже тема другого проекта.

В заключение хочется сказать, что мне очень понравилось работать над данной темой. И я очень рад, что составленные рекомендации по борьбе с пылью окажутся полезными не только моим одноклассникам, но и их близким и помогут избежать последствий, связанных с ухудшением здоровья и порчей вещей. При уборке необходимо использовать все способы борьбы с пылью. В дальнейшем мне бы хотелось провести наблюдение за уборкой в доме при соблюдении всех составленных рекомендаций. Ведь знание помогает в жизни, если оно превращается в действие.

Список используемой литературы


    1. Боев В.М., Воляник М.Н. «Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения» Екатеринбург : УрО РАН, 1995.- 127с.

    2. Буров В.А. Практикум по физике. –М.: Просвещение, 2013. – 70с.

    3. Большаков A. M. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. -2-е изд., перераб и доп. - М.:Медицина, 2004. – 272с

    4. Детская энциклопедия. Погода. –Дмитров, 2003. – 254с.

    5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 2014. – 174с.

    6. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник по физике. - М.: Наука,2015

    7. Лерина И. В., Педенко А. И. Лабораторные работы по микробиологии. - М.: Экономика, 1986. – 128с

    8. Научно-методический журнал. Физика в школе. - М.: Школьная пресса.2007.

    9. Перышкин А.В. Физика: Учебник для 8 кл. – 7-е изд. – М.: Дрофа, 2019

    10. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 2011.

    11. Вся правда о пыли – сайт 2022. - URL: https://school-science.ru/5/1/340754

    12. Пыль. Клещи, аллергия на пыль, очистка от пыли, борьба с пылью. Сайт дыши свободно.ру - URL: https://www.dishisvobodno.ru/dust.html















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МАОУ СОШ №1

«СМЕННАЯ ОБУВЬ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!