СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках физики»

Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Интерес детей к осмыслению мира, увлеченность той или иной сферой деятельности находят свое проявление в ярко выраженной исследовательской активности ребенка. На практике это означает, что исследование ребенком окружающего мира должно стать основой его обучения и воспитания. Одним из способов, позволяющих осуществить это, является исследовательская деятельность на уроке. Процесс обучения физике, конечно, должен быть ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Поэтому на уроках физики можно предложить форму проведения занятий, которая основывается на активной самостоятельной деятельности – урок-исследование. Он проводится в форме самостоятельного исследования на основе проблемно-исследовательского метода обучения. Идея методики заключается в моделировании естественного процесса открытия.

Современные условия быстро меняющегося мира, лавинообразный поток информации создают серьёзные затруднения для формирования полноценной, самоактуализирующейся личности. Важным условием выживания и работы человека в современном мире становится овладение методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Слабая ориентация старшеклассников в научных основах профессионального самоопределения – ещё одна из причин, по которой, в школе необходимо практиковать активные формы и методы работы, помогающие учащимся получить необходимый объём профориентационных знаний.

Исходя из этимологического анализа слов «исследование», «исследователь» можно сделать вывод, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах. Главная цель исследования – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности, без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Цели и задачи научно-исследовательской деятельности.

Задачи исследовательской деятельности:

-формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-познавательной деятельности;

-создание условий для социального и профессионального самоопределения;

-совершенствование исследовательских умений школьников;

-развитие творческих способностей и личных качеств;

-ориентация школьников на дальнейшее продолжение образования в профессиональных учебных заведениях.

Цели научно исследовательской работы заключаются в следующем:

- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской

деятельностью;

- совершенствование знаний учащихся в определённой области науки или

учебного предмета;

- приобретение умений и навыков исследовательской деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- развитие личности, способной к самоактулизации в постоянно

изменяющихся социокультурных условиях;

- формирование системы научных взглядов учащихся, повышение уровня

образованности;

-развитие интереса к исследованию;

-знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

-пропаганда научных знаний об окружающем мире.

Основные цели педагога в данной работе:

- развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка;

- максимальное выявление, использование, «окультуривание» субъектного опыта ребёнка;

- помощь личности в познании себя, самоопределение и самореализация.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

-выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;

-развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

-развить умения самостоятельно, творчески мыслить;

-помочь в выборе профессии школьнику.

Этапы исследовательской деятельности.

1.Подготовительный этап.

Начальный этап исследовательской деятельности предполагает следующие виды исследовательских работ:

- выбор темы - по желанию руководителя и юного исследователя;

- определение проблемы и гипотезы исследования;

- определение цели, задач и методов исследования;

- определение путей решения и составление плана проведения работ

- работа с литературными, информационными, лабораторными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности

- составления графика выполнения работ.

2.Исследовательский этап.

Этап сбора материала. На этом этапе закладываются опыты, организуется эксперимент, проводятся различные наблюдения или объекты исследования ставятся на мониторинг.

Идёт широкомасштабное изучение и анализ литературных и других источников информации.

3.Завершающий этап.

Организуется камеральная обработка результатов исследования, проводится анализ выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы, информационные листки, карты, списки литературы, банки данных, завершается техническое оформление работы.

Виды исследовательских работ школьников.

1.Реферативные работы (литературные обзоры).

2.Доклад.

3.Творческие работы:

- информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников, с целью полного освещения проблемы)

- проблемно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных источников)

- экспериментальные творческие работы (написаны на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат)

- натуралистические и описательные творческие работы (направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления).

- исследовательские творческие работы (выполнены с помощью корректной с научной точки зрения методики.

4.Исследовательские работы.

В них содержатся обязательные элементы научного исследования:

- постановка цели

- формулирование задач

- выбор методов сбора и обработки фактического материала

- проведение опытов, наблюдений и экспериментов

- анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых

исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Выбор темы исследования.

Самый главный стратегический выбор, который предстоит сделать исследователю – это выбор темы. Чтобы правильно выбрать тему, необходимо хорошо понимать, окажется ли она посильной для выполнения, а для этого необходимо определить свои силы и реальные возможности, вот почему, определяя свой выбор, необходимо придерживаться некоторых правил.

1.Не следует браться за тему, которая навязывается кем-либо, и когда к ней не лежит душа.

2. При написании учебно-исследовательской работы, следует заранее осведомиться, имеется ли по данной теме информационный материал.

3. Если исполнитель работы не руководствуется серьёзным научным интересом, в целях облегчения работы необходимо выбрать тему, требующую минимума экспериментальных и лабораторных работ.

4. Более общие теоретические темы проще для написания учащимся с широким кругозором и хорошей культурой письменной речи. Если же исследователь некрасноречив, необходимо попробовать взяться за более узкую тему и детально её разработать.

5.Важна психологическая совместимость, совпадение научных интересов исследователя и руководителя, его профессиональная и научная компетентность.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!