СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Физика в пословицах и поговорках"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа показывет взаимосвязь народного фольклора с физическими законами

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Физика в пословицах и поговорках"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9» города СМОЛЕНСКА


Секция «Предметы естественно-математического цикла»









«Физика в пословицах и поговорках»

(учебное исследование)

















Выполнил работу: Емельянов Андрей Валерьевич

учащийся 5 класса В

Руководитель: Емельянова Елена Сергеевна,

учитель физики МБОУ «СШ № 9»









Смоленск

2020

Содержание


  1. Актуальность темы………………………………………………….3

  2. Теоретическая часть………………………………………………...3

  3. Исследовательская работа………………………………………….3

  4. Заключение……………………………………………...…………10

  5. Литература………………………………………………..………..10





































1. Актуальность темы


В нашей повседневной жизни мы часто пользуемся высказываниями разных людей: учёных, поэтов, писателей, персонажей известных фильмов. Не последнюю роль в нашем общении занимают пословицы и поговорки. Часто мы приводим их для более меткой характеристики создавшейся ситуации, не задумываясь, имеют ли они научное содержание.

Однажды на глаза попалась книга «Русские народные загадки, пословицы и поговорки», открыл, «пробежал глазами» по нескольким пословицам и поговоркам и задался вопросом: как связаны пословицы и поговорки с физикой? Для достижения своей цели выдвинул задачи:

  1. Узнать из интернета, что такое пословица и поговорка.

  2. Установить связь между физикой и народным творчеством.

  3. Оценить народную наблюдательность.

Цель и задачи определили гипотезу: поможет ли пословица объяснить явления и законы физики?

Предмет исследования: связь физики с пословицами и поговорками.

Объект исследования: пословицы и поговорки, природные явления, житейские ситуации.



2. Теоретическая часть


Из интернета я узнал, что

  • Пословица - краткое изречение, выражающее законченную мысль (афоризм) и обобщающее многовековой опыт народа. Она относиться к речевым жанрам фольклора и употребляется в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говорится: "Добрая пословица не в бровь, а в глаз".

  • Поговорка – это лаконичное образное выражение, в отличие от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В.И. Даль определяет поговорку как «неполную пословицу».

Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения за явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в народных изречениях. Пословицы и поговорки украшают повседневную речь, придавая ей глубокий смысл и яркое образное выражение, делая ее живой и остроумной.


3. Исследовательская работа


Мою практическую работу я начал с выбора несколько пословиц.

Пословицы рассматривала по следующему плану:

1. О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?

2.Каков её физический смысл?

3.Верна ли пословица с точки зрения физики?

4.В чём её житейский смысл?

Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь


1. В этой пословице говорится о таком явлении, как наличие сил притяжения между молекулами. Молекулы твердого тела расположены на очень близком расстоянии друг от друга. Твердые тела сохраняют свою форму на расстоянии, превышающем размер самих молекул, следовательно, сила притяжения слабеет.

2. Эта пословица с точки зрения физики верна, потому что осколки нельзя срастить даже плотно прижимая их, из-за неровностей не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу.

3. Материал стекла очень хрупок, а края не срастаются. Срастается рана на теле, а стекло нет. На чашке можно увидеть след склейки, так и в дружбе уже будет трещина, она останется и будет указывать на то, что стекло разбилось.


ДРУЖБА – ЭТО ТА ЦЕННОСТЬ, КОТОРАЯ ДАНА ЛЮДЯМ, И КОТОРУЮ НУЖНО БЕРЕЧЬ!



Ложка дегтя в бочку меда



1. В этой пословице говорится о таком явлении, как диффузия, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

2. Эта пословица с точки зрения физики верна, потому что деготь – это смолистое жидкое вещество, которое проникнет в другое жидкое вещество - мед.

3. Мед сладкий и приятен на вкус, а деготь обладает устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса может испортить продукт. Так и в жизни, даже незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение и т. д. 





Хорошему прыжку хороший разбег нужен


1. В этой пословице говорится об инерции. Это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Пословица с точки зрения физики верна, потому что, чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.

3. Смысл данной пословицы заключается в следующем, если хочешь получить определенный результат, то должна быть хорошая мотивация - «толчок».





Как об стенку горох


1. В этой пословице говорится о силе упругости, возникающей в теле в результате его деформации, и стремящейся вернуть тело в исходное положение.

2. Пословица с точки зрения физики верна, так как при ударе горошины об стенку возникает упругая сила, под действием которой она легко отскакивает от твердой поверхности.

3. Если кинуть горох об стенку, он отлетит, так и человеку некоторые вещи говоришь, а они отлетают от него, он их не воспринимает, не слушает, вот и говорят «как об стенку горох».


Корабли пускают, как салом подмазывают

1. В этой пословице говорится о силе трения, возникающей при соприкосновении поверхностей друг другу.

2. Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.

3. Смысл этой пословицы в том, что у многих все идет гладко и складно и в жизни, и в хозяйстве, как будто кто-то им помогает.





Сухая ложка рот дерёт


1. Современными металлическими ложками рот ободрать невозможно.. . но выражение пришло из древности, а тогда, как известно, ели деревянными ложками.

2. Дерево имеет шероховатую волокнистую поверхность, что значительно увеличивает трение о поверхность.

3. Если не одаришь, не задобришь кого-либо, то не расположишь в свою пользу, вряд ли добьешься желаемого.


Как с гуся вода


1. Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы.

2. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.

3. Смысл этой пословицы в том, что оказавшись в неловкой ситуации, человеку удалось выйти невредимым.

Вода камень точит


1. Камень, как и все вещества, состоят из молекул, которые притягиваются друг к другу, сохраняя его целостность.

2. Капли воды, воздействуя на вещество с некоторой силой, способны откалывать мелкие кусочки, в результате чего камень разрушается.

3. Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.


Коси коса пока роса. Роса – долой, и мы - домой



1. Когда роса, то лезвие косы имеет незначительное сопротивление. Роса как смазка, это в основном в утренние часы.

2. Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.

3. Смысл: всё надо успевать делать вовремя.



Если ласточки все круче - нечего бояться тучи


1. Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается - снижаются и комары, и ласточки.

2. Пословица объясняется наличием атмосферного давления.

3. Смысл пословицы в том, что по высоте полёта ласточек можно предсказывать погоду (дождь).



Шила в мешке не утаишь


1. Шило острое - проткнет редкую ткань мешковины, т. е. обязательно вылезет.

2. В основе поговорки лежит зависимость давления от площади поверхности, на которую оно оказывается. Чем меньше площадь, тем больше давление.

3. Так говорят о каких-то тайнах, которые не утаишь - все равно станет известно.




Воду в ступе толочь


1. Любая жидкость, в том числе и вода, не сохраняет свою форму.

2. Поговорка основана на свойствах тел, находящихся в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

3. Это выражение обозначает занятие бесполезным делом, имеет очень древнее происхождение. В средневековых монастырях оно имело буквальный смысл: провинившихся монахов заставляли толочь воду в качестве наказания.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива


1. Э та пословица основана на свойствах зеркального отражения.

2. По законам отражения света, зеркало даёт равное, симметричное изображение, точно повторяющее особенности оригинала.

3. Эту народную пословицу Гоголь Н.В. выбрал для эпиграфа к пьесе "Ревизор". Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы. Буквальное её значение - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато. В более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.



4. Заключение


В результате проделанной работы пришёл к выводам:

-  часто в пословицах ярко отражены физические явления;

- причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.

Результаты мной проведенной исследовательской работы подтвердили мою гипотезу о том, что пословица помогает объяснить явления и законы физики.

Проделанная работа позволит использовать собранный материал на уроках физики в 7 – 9 классах. Пословицы и поговорки на уроках помогают объяснять многие физические явления, процессы, законы. Многие из них имеют физическое содержание и могут быть использованы как качественные задачи.

Для себя решил продолжить исследовательскую работу по изучению взаимосвязи народного фольклора с физикой, а именно, есть ли связь между загадками и физическими явлениями.


5. Литература



  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. Издательство Дрофа, 2012.

  2. Круглов Ю.Г. Русские народные пословицы и поговорки. Издательство «Просвещение», 1990.

  3. Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей», М., 2009

  4. Интернет-ресурс:

- http://www.slideboom.com/presentations/688927;

- http://kolledg-zdv.narod.ru/sido_rova.htm;

- http://www.iralebedeva.ru/physic15.html;

- http://vseposlovici.ru/russkie-poslovicy/;

- http://www.poskart.ru/lojka-degtya.html;

- http://iknowit.ru/words/word120383.html


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!