СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "О церкви в честь Живоначальной Троицы села Кочкурово

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проделана совмесиная исследователская работа по изучению церкви в честь ""Живоначальной Троицы села Кочкурово"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "О церкви в честь Живоначальной Троицы села Кочкурово»

О церкви в честь Живоначальной Троицы села Кочкурово

 

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КОЧКУРОВА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА

КОЧКУРОВО

Кочкурово (то же самое Кочкари) — по В.Далю от слова «кочка» — затверделая кучка земли; пень, едва видный от земли, заросший мохом, болотный выплавок, также обросший…. На название Кочкурово указывает и ландшафт местности: населенный пункт расположен в пойме реки Алатырь вблизи непросыхающего болота с возвышенными кочками, на которых растет болотная трава, и рвами, проделанными крестьянами для осушения болотистых земель.

Cело Кочкурово в XVII веке входило в вотчину боярина Морозова. От чрезмерной эксплуатации многие крестьяне из его вотчины бежали в леса. В ряде сел и деревень имелось немало пустых изб, хозяева которых покинули их. Так мордва, проживающая в Кочкурове, вследсвие оттеснения их русскими крестьянами-переселенцами, а также от непосильного труда бежала из своих насиженных мест на юго-восток в леса, где и основала поселение, которое было названо тоже Кочкуровым.

В «Списке населенных мест Нижегородской губернии» (1863). Кочкурово — село казенное около 500 дворов с населением более 4 тыс. чел. Лукояновского уезда. ( Уезд — в дореволюционной России — административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (XV-XVI вв.) В начале XVIII в. уезд стал составной частью губернии и подразделялся на волости. В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавил исправник. По земской реформе 1864 в уезде создавались земские собрания).

Кочкурово после отмены Крепостного права в 1861 году стало волостным селом. (Волость — административно-территориальная единица России. В др. Руси — вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С кон. XIV века — часть уезда. С 1861 — единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-29.) Кочкуровская волость насчитывала более 1 тыс. дворов с населением около 7 тыс. чел. и, кроме самого села Кочкурова, объединяла СаитовкуКендю и Пелю-Казенную, считавшимися тогда мордовскими селами.

По положению 19 февраля 1861 года волостное правление, которое возглавлял старшина, являлось административным органом. Независимо от старшины, у бывших государственных крестьян волости избирался ему помощник и, сверх того, заседатель; канцелярия состояла из двух, а иногда из трех писарей. Общие дела, подведомственныи крестьянам, решались на мировых сходах. Дела, касающиеся всей волости, — на волостном сходе. Членами первого схода являлись все домохозяева, за исключением находящихся под судом, члены второго схода — «суть все сельские старосты и выбранные, по одному из 10 домов».

Кроме того, из крестьян избирались еще лица, так называемые волостные судьи, в руках которых сосредотачивалась судебная власть до известных границ. За правильным ходом волостного и сельского управлений наблюдали мировые посредники, каждый в черте своего участка. Дела по жалобам на решения мировых посредников передавались в высшую инстанцию в уезде, а именно: мировой съезд, находящийся под председательством уездного предводителя дворянства.

«…В сумерки выехал я из Болдина, простившись с охотно уделившими мне часа полтора из своего дорогого времени, болдинскими санниками.

Вскоре показалось имение князя Кочубея село Новая слобода, с красивыми барскими постройками со своими тремя заводами: винокуренным (до 140 000 ведер спирта на полугар годового производства), сыроваренным (до 1 000 пудов швейцарского сыра и до 100 пудов коровтева масла) и поташным (до 300 пудов). В настоящее время новослободская жизнь идет тихо, не знает себе здесь устали одна трудовая работа, а было время, лет 20 тому назад, когда в Новую слободу наезжал весь цвет окрестных лукояновских и иных сливок: живший тогда в селе доктор Саломон открыл в нем источники, богатые железом, помещичье управление устроило ванны, вокзал; раздавались хоры музыки, пары сливок кружились в вихре танцев,… но внезапная смерть г. Саломона все с собой унесла и теперь почти никто не знает о минеральном богатстве Новой Слободы.

За новослободскими, преимущественно черноземными землями, потянулась длинная и широкая полоса суглинка пополам с чистым песком. Вместо черноземной лошади стали месить такую же холодную грязь, менее грязную только потому, что к колесам липли частицы голого песка. По сторонам виднелись натыканные там и сям, неизвестно зачем, безжизненные тощие кустарники, ботаническое родословное которых мешала мне рассмотреть быстро наступившая ночная безлунная тьма… «Золотое дно» Нижегородской губернии — Лукояновский уезд — внушительно напоминало благодатные песчаные равнины семеновского Заволжья.

Тоскливо понурив головы, шлепали лошади по лужам. Поднимался резкий холодный ночной ветер; дорога шла колоком и вот задребезжали бревна моста, перекинутого через Алатырь. Мы въехали в большое грязное, раскинувшееся безмерно во все четыре стороны село Кочкурово.

Посреди села, рядом с деревянною разваливающейся церковью, стоит фундамент строящейся новой каменной («Троицкая церковь»), весьма грандирзных размеров.

— Богато, видно, мужики-то живут: вон какую храмину воздвигают! — заметил я по своей всегдашней склонности залезать в мужицкий карман.

— Ништо, богато! —отвечал ямщик. — Годов семь, а то и боле назад, горланы на сходе порешили церковь-то ставить; общество пятилось в те поры, ну а порешило: ладно, говорит. Зачали строить — вот и стоит эдакая-то уж годов пять: больше силы не хватает. Так видно и еще годков 50 простоит.

Имея надобность в кое-каких справках, преимущественного адресного характера, я отдал первый визит свой на кочкуровской земле волостному правлению.

В нетопленой обширной комнате волостного правления, с непритворяющейся в сени дверью, при тусклом освещении сального огарка сидел в полушубке и сверх него — тулупе волостной писарь и выводил своими посиневшими от холода пальцами буквы, слова и предложения своего сочинения, которое он измыслил «не мудрствуя лукаво», в ответ на целый десяток вопросов, заданных волостному правлению свыше, вопросов, для исследования которых посылают на места нашего брата чуть не десятками. В углу, под образами, дремал волостной старшина в ожидании того момента, в который писарь ему прикажет приложить к бумаге свою печать по безграмотству. Волостной старшина, как оказалось однако впоследствии из нашего разговора, был дельный и умный мужик, который не видя во мне никакой власти отнесся ко мне чисто по-человечески, т.е. разговаривал и рассказывал без всякой задней мысли. Только волостной писарь, увидав из моих бумаг, что я «действительный член статистического комитета», почему-то никак не мог обойтись без «превосходительства», несмотря на мои посильнве разъяснения. Беседа наша, нсмотря на холод в комнате, несколько умеренный однако самоваром, текла оживленно и, надеясь получить в волостном правлении лишь несколько адресов заранее рекомендованных мне двух-трех кочкуровских крестьян, я приобрел от старшины и писаря весьма обстоятельные указания по интересовавшему меня предмету, вовсе не лишних и при тех, которые я получил в Кочкурове от других лиц.

Село Кочкурово или иначе — Кочкари (в Лукояновском уезде есть еще одно селение с тем же двойным названием — менее многолюное оно лежит при реке Пелевке) с населением до 4 000 человек обоего пола расположено по обоим берегам реки Алатырь.«Если мы посадим на песчаный остров колонию и каждому члену ее отведем участок песка в полное владение» — говорится в одном из наших журналов («Вестник Европы», кн.2, 1871)«то мы не создадим землевладельческого сословия». Вот почему житель Кочкурова, раскинувшегося посреди земли холодного песчаного грунта, хотя и имеет свой надел, есть тот же пролетарий, «связанный с призраком земельного владения» (там же). При таких условиях, естественно, что народ в Кочкурове хлебопашеством вовсе почти не занимается, по невозможности им заниматься, а дышет кое-как своим единственным промыслом — тканием рогож и шитьем из них кулья, промыслом, который особенно стал развиваться в последние 6-7 лет, завися от усиления оборотов, связанных с ним моршанской пристани.

Собственно рогожи из Кочкурова почти не выходят, так как из них тут же на месте шьется кулье, отправляемое тремя-четырьмя кочкуровскими капиталистами, в числе которых видную роль играют братья Самарины, в Моршанск, Елец, Харьков и частью в Воротынец (низшие сорта) и в Промзино. О кочкуровских капиталистах однако не следует составлять преувеличенного понятия: в Кочкурове считается капиталистом рогожник, выручающий в хороший год, чистых не более 1 000 рублей. Как знатоки своего дела в Кочкурове особенно славятся Петр Александрович Цикин, Иван Ильич Лаврентьев, Семен Ст. Слюняев. На Нижегородскую ярмарку и в Лысково кочкуровское кулье почти вовсе не попадает; туда идут из недалеких от Кочкурова местностей, преимущественно кистиневские рогожи и кулье из Сергачского уезда. Кокуровское кулье назначается только для хлеба; рогожи — на покрышку набитого уже хлебом кулья.

Границы, так называемого, кочкуровского рогожного производства не заключаются только в одном Кочкурове; последнее представляет собою лишь центр производства, распространенного также в окрестных селениях: Кенде, Саитовке, Пеле Казенной, Ильинском, Пузе,, Сырятине, Усаде, Дивееве, Новоспасском, Наруксове, Константинове, Ризоватове, Мадаеве, Барезовке, Новоалександровке и в Починках. Всего кочкуровски околодком вырабатывается в год до полутора миллионов штук кулья. Экономические условия рогожного производства везде одинаковы и потому, говоря о них по отношению к Кочкурову, можно разуметь здесь и любое другое селение, занимающеемя тем же делом.

Мочало («мочалей» состоит из двух мордовских слов: мочь — сила, лей — река) для ткания рогож набирается из округи — Лукояновского и Сергачского уездов и частью из смежных уездов Пензенской губернии. Снимается мочало обычно с июня; тканье рогож начинается с октября и продолжается до апреля; с апреля до октября занимаются кое-как хлебопашеством, но больший промежуток этого времени падает все-таки, как сказано, на съемку мочала. Рабочие получают мочало от капиталистов, которые его покупают в окрестности из владельческих и казенных дач или сами арендуют дачи для съемки мочала.

Шесть человек хороших рабочих могут сработать в неделю только одну сотню рогож; двое таких же хороших рабочих сошьют их них сотню кулей в сутки. Тканье рогож производится большей частью 6-ю человеками: трое из них работают и трое отдыхают; при этом занятия их распределяются так, что на сон каждому из 6-ти рабочих, особенно в жаркую пору работы, выпадает не более 3 часов в сутки. Всю ночь Кочкурово горит огнями, потому что, когда одна смена ложится спать (в 1-ом часу ночи), другая встает. Освещаются избы березовой лучиной. В 8 часов утра все вместе завтракают; во 2-ом обедают, в 10-ом ужинают; во время завтрака, обеда и ужина вовсе не отдыхают в Кочкурове: едят между делом второпях. Работу с мужчинами разделяют женщины и дети, последние начиная обычно с 6-летнего возраста. Этих несчастных ребятишек поднимают на работу от сна силой, потому что сами они еще не в состоянии сообразить всей необходимости и всех неотразимых последствий от каждого пропущенного часа; только самый нежный и сердобольный отец поднимает своих ребят каким-нибудь часом позднее, т.е. часа в 2 ночи.

Выручая ничтожную плату (обычно на каждого рабочего в неделю не более 50 копеек серебром) за свой невыносимый нескончаемый труд, с помощью своих жен, взрослых и малолетних детей, кочкуровский рабочий считает свое положение еще сносным, когда имеет возможность получить скудный заработок. На Западе, где заработная плата обыкновенно выше нашей не только вдвое, но часто впятеро, всего больше жалоб раздается в пользу городского рабочего населения. У нас никто не спорит, хотя слишком громко, большею частью и не говорит о невыносимом положении фабричного рабочего…» Сравнивая кочкуровского крестьянина, имеющего земельный надел, с павловскими мастеровыми, не имеющими такового, г. А.С.Гациский приходит к выводу, что «в Кочкурове живется еще хуже, чем в безземельном Павлове».

  (По материалам записной книжки действительного члена и секретаря Нижегородского статистического комитета А.С.Гациского — «Нижегородский сборник», под ред. А.С.Гациского, 1869 г., том 4)

Ведомость о церкви в честь Живоначальной троицы села Кочкурово Лукояновского уезда Нижегородской губернии за 1907 год.

Людмила Серафимовна Миловская прислала замечательный материал по истории церкви села Кочкурово. Ей в свою очередь предоставил нижегородский краевед А.С.Грамматин.

 

 


Церковь Троицы Живоначальной в Кочкурово.




Обиходные названия: Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь. Основана не позже XVIII в. Дата постройки здания — 1860-е — 1878-е годы. Историческое исповедание — православие. Адрес на 1917 г. — Нижегородская губ., Лукояновский у., с. Кочкурово.
Краткое описание. Большой кирпичный трёхпрестольный храм, строившийся с 1860-х, освященный в 1878, в 1890-х перестроен после пожара. Любопытен сочетанием элементов русско-византийского стиля и позднего классицизма. Кубическая четырёхстолпная постройка, увенчанная пятью массивными барабанами под шатровыми куполами, с боковыми четырёхколонными портиками. Отремонтирован и открыт вновь в нач. 1990-х годов.



Документ о службе лиц духовного сословия. Клировые ведомости еще назывались списками лиц духовного ведомства и послужными списками духовенства.
По закону они считались актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые были введены в 1769 г. под названием именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания.
Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены.
Клировые ведомости состояли из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни; во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третей части давались статистические данные по приходу.
Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.
Федеральные архивы: фонды Синода, синодальных учреждений.
Региональные архивы: фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. — 1917 г.) // Журнал «Вестник архивиста». № 46-50. 1998-1999 гг.).
по данным сайта http://redbow.ru/klirovye_vedomosti

Клировые ведомости по 3-му округу Лукояновского уезда за 1907год.
( ЦАНО Нижегородская духовная консистория фонд 570 опись 559 дело 78)
Ведомость о церкви в честь Живоначальной троицы села Кочкурово Лукояновского уезда Нижегородской губернии за 1907 год.

I


1. Церковь основана в 1861году., впервые освящена в 1878г.
В1890 году пожаром были уничтожены деревянный верх и все внутренние устройства. Восстановлена по новому плану в1896году.

2. Здание каменное, имеет пять глав, из которых на двух—звонницы. Крыта железом, окрашена. Отдельной колокольни нет. Окружена каменной оградой.

3. Престолов три: Главный —в честь Живоначальной Троицы, освящен 14 октября 1896г.
Северный придел—в честь Св.Николая Чудотворца освящен 29 мая 1900г.
Южный—в честь Рождества Богородицы, освящен 29 мая 1900г.

4.Вторая церковь деревянная теплая. Построена в 1895г. Престол один—в в честь Св. Бессеребренников Козьмы и Демьяна, освящен 16 октября 1895г.

5.Штат : 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика.

6. Казенного жалования причт не получает.
На имя причта имеется 5 билетов Государственной комиссии погашения долгов на вечный вклад, полученный от разных лиц.
Процентов от него в год 21руб.12 к.
Доход причту от земли: полевой—210руб, сенокосной и усадебной—215руб. и за требы.

7. Земли в пользу причта:
Усадебной—4 десятины по обеим сторонам реки Алатыря пахотной-60 и сенокосной —23 десятин.
Пахотная сдается в аренду, а сенокосы убираются самим причтом.

8.Дома причта собственные на церковной земле.

9.Расстояние до епархии 220верст, до уездного города 50 верст. Ближайшая почтовая станция—гор. Починки.

10. При церкви библиотека противораскольническая—67 томов.

Церковно-приходское попечительство в приходе с 1883 года.
В селе 2 школы:
мужская земская с 1859г. законоучитель Александр Миловский
Женская церковно-приходская с 1853г. Зав. и законоучитель Иоанн Миловский.

II

О причте означенной церкви.


1. Священник Иоанн Александров Миловский 50 лет.

2. Родился в селе Ульяновка Лукояновского уезда 21 ноября 1857г. от священника Александра Иванова Миловского.

3. По окончании Нижегородской духовной семинарии уволен по 1 разряду 1 июня 1878 г.

4. Исполнял должность учителя Макарьевского уездного училища с ноября 1878г. по июнь 1879г.

5. Преосвященным Макарием 14 октября 1879г. рукоположен во священника к Троицкому собору Серафимо-Дивеевского женского монастыря , где состоял учителем школы.

6. Переведен на настоящее место 2 июня 1883г.

7. Законоучитель начального народного училища с1883г.по 1896г. За ревностное прохождение службы— Благодарность Епархиального начальства.

8. Член правления Починковского духовного училища1886-1889гг.

9. Депутат Починковского духовного округа 1890-1893гг.

10. Член уездного комитета помощи голодающим-1891г. Имел Благодарность Епархиальной власти.

11. Наблюдатель церковных школ 3-го Благочинного округа, член отделения Епархиального училищного совета. 1887-1903гг.

12. Депутат от духовенства на уездных земских собраниях.1893-1904гг.

13. Состоит Председателем Церковно-приходского попечительства с 1883г.

14. Член правления Починковского духовного училища-с 1905г

15. Заведующий и законоучитель женской церковно-приходской школы с 1907г.

16. Благочинный 3-го Лукояновского округа —с 19 сентября 1905г.

Имеет награды:


Набедренник—1887г.
Скуфья—1895
Камилавка—1900
Благословение Св. Синода с грамотой—1904
Наперсный крест от Св. Синода—1906
Серебряная медаль на Александровской ленте в память царствования Александра III

Жена:Мария Иванова 48л—. дочь умершего протоиерея г.Княгинина Иоанна Гениева.
Дети: Серафим—23г. Окончил Нижегородскую духовную семинарию
Александр —18л. в Нижегородской духовной семинарии
Надежда—15л. в 5-м классе епархиального училища
Иван —14л. в 4-м классе Нижегородского духовного училища
Григорий— 12л. В 1-м классе Починковского духовного училища

Ни у самого , ни у жены недвижимого имущества нет.
В родстве у него двоюродный брат священник Александр Миловский.

 


1. Священник Александр Митрофанов Миловский 40 лет.

2. Родился в селе Протасово Лукояновского уезда 11 августа 1867 г. от священника Митрофана Иванова Миловского.

3. Окончил Нижегородскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда в 1888г.

4. Преосвященным Модестом 15 января 1889г. рукоположен во священника в село Верякуши Ардатовского уезда, где проходил должность заведующего и законоучителя церковной школы.

5. Согласно прошению Преосвященным Владимиром 24 августа 1894г. переведен на настоящее место.

6. Заведующий и законоучитель церковной школы—3 года.

7. Член Ревизионного комитета Починковского духовного училища 1901-1903гг.

8. Состоит законоучителем начального народного училища с 1896г.

Имеет награды:

Набедренник—1897г.
Скуфья—1904
Серебряная медаль на Александровской ленте в память царствования Александра III.

Жена: Александра Иванова 37л. —дочь умершего священника села Темяшева Лукояновского уезда Иоанна Огневского.
Дети: Елена —16 л. обучается в 6-м классе Нижегородского епархиального училища.
Иоанн—13л. обучается в 3-м классе Починковского духовного училища.
Серафим—2года.

Ни у самого , ни у жены недвижимого имущества нет.
В родстве у него двоюродный брат священник Иоанн Миловский.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!