Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волошская средняя школа»
Районный краеведческий конкурс
исследовательских работ имени А.Н.Чиркова
«КОМАНДИРЫ РЕБЯЧЬИХ СЕРДЕЦ»,
посвященного Году волонтеров и наставников и Году 10-летия Детства
Название работы: «Вожатый – профессия–птица»
Автор: Шваркова Анастасия Алексеевна
обучающаяся 7 класса
Руководитель: Аверина Ирина
Анатольевна
Место выполнения работы:
МБОУ «Волошская средняя
школа»
2018 год
Содержание
Введение.....................................................................................................................……2
Символы пионерских организаций.................................................................................2
Из истории пионерской организации Волошской средней школы ..............................3
«Вожатый – профессия – птица»................................…………………………………...3-6
Заключение.........................………………………………………………………………6
Библиографический список..............................................................................................7
Приложение.......................……………………………………………………………….8
1. Введение
В 2018 году исполняется 96 лет Пионерии. Красногалстучные дружины юных пионеров, позывные горна, барабанная дробь, рука, взметнувшаяся в салюте. Теплые воспоминания детства о дружной пионерской жизни, которыми живет не одно поколение жителей нашей страны. И мне очень захотелось узнать, а чем же жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы, которые с такой теплотой хранят свои пионерские галстуки, рассматривают фотографии детства в альбомах. Я заинтересовалась этой темой еще и потому, что узнала, что заместитель директора по учебно - воспитательной работе Волошской средней школы Чернышева Ольга Николаевна 32 года назад поступила на работу в нашу школу на должность старшей пионервожатой и проработала с пионерами и октябрятами с 1986 до 1990 гг.
Предмет исследования: история и деятельность пионерской организации Волошской средней школы.
Цель исследовательской работы:
Задачи:
рассмотреть историю возникновения пионерской организации в нашей стране;
провести исследование истории детской пионерской организации в нашем поселке, школе;
изучить жизненный и трудовой путь Чернышевой Ольги Николаевны и ее вклад в развитии пионерского движения в нашей школе.
Методы исследования:
изучение и анализ фото, документальных источников и Интернет- ресурсов;
изучение воспоминаний и мнений жителей поселка;
изучение сохранившихся источников информации в архиве школы;
посещение поселковой библиотеки.
2. Символы пионерской организации
Пионерская организация была создана 19 мая 1922 года 96 лет назад, с 1926 года названная Всесоюзной пионерской организацией имени В.И.Ленина.
Целью пионерской организации является:
- подготовка детей школьного возраста к вступлению в ряды комсомольской организации, а затем в ряды Коммунистической партии.
У пионерских организаций были свои символы и ритуалы.
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.
Значок пионеров В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени.
Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела.
Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.
Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
3. Из истории пионерской организации Волошской средней школы
История пионерской организации нашей Волошской средней школы уходит своими корнями в довоенные годы. В 1939 году в нашей школе было три пионерских отряда. Вожатыми у пионеров были работницы целлюлозно - бумажного завода №5. Пионеры были очень активными, выполняли общественную работу. К сожалению, сохранилось очень мало источников, по которым можно отследить работу этих организаций, поэтому информацию мы черпали из альбома с воспоминаниями (приложение 1-2), который сохранился в школе, из бесед со старожилами поселка Волошка и фотографий, которые сохранились в архиве школы и в библиотеке Дома Культуры.
Люди, с которыми мы беседовали, с теплотой вспоминают свое детство, которое было связано с пионерской организацией. И считают, что работа пионерской организации приносила большую пользу, во – первых самим ребятам, воспитывая в них личность, а так же людям, которым пионеры помогали, организовав тимуровское движение (приложение 3-2). А так же нашему государству, собирая макулатуру, металлолом, лекарственные травы и т.д.
Конечно, у пионерских отрядов были свои руководители - вожатые, которые направляли их работу в нужное "русло", делали их жизнь разнообразней и интересней, учили добру и справедливости, гуманному отношению к людям, патриотизму. (приложение 5)
4. «Вожатый – профессия – птица»
Одним из таких руководителей была Чернышева Ольга Николаевна (приложение 7),. Родилась Ольга Николаевна в городе Архангельске. Школу закончила на "4" и "5". У Ольги была мечта - стать педагогом, но увы, родители видели в своей дочери медицинского работника. И по настоянию родителей она поступила в медицинское училище по специальности фельдшер – лаборант.
В 1983 году по распределению приехала работать в Волошскую поселковую больницу - лаборантом. Работала добросовестно, в коллективе ее уважали.
Но Ольга Николаевна никак не могла расстаться со своей мечтой - стать учителем. Она познакомилась с директором школы Михайлик Людмилой Георгиевной и рассказала ей о том, что она хочет работать в школе. Спустя время, в Волошской средней школе освободилось место старшей пионер вожатой и Ольге Николаевне предложили занять эту должность. Девушка с удовольствием согласилась, в 1986 году она поступила на работу
в школу.
Летом того же года она была направлена от школы в пионерский лагерь в поселок Подюга, работала вожатой младшего отряда (приложение 8). Работать с детьми нравилось, и Ольга Николаевна решила, что обязательно поступит учиться на учителя начальных классов.
Будучи старшей пионер вожатой Ольга Николаевна работала с детьми до 14 лет. Готовила их к приему в октябрята и пионеры. В октябрята ребят 1 класса принимали в октябре месяце (приложение 9), а в пионеры лучших ребят принимали 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина (приложение 6). А тех, кому необходимо было подтянуться в учебе, немного позже.
О своей работе старшей пионер вожатой она рассказывает с удовольствием, потому что эта работа ей была по душе. Ребята ее любили и с увлечением выполняли любые поручения, участвовали во всех делах и мероприятиях школы и класса.
В то время каждый класс имел название отряда, девиз, речевку и отрядную песню. Класс делился на звенья, в звеньях выбирались звеньевые. Лучший ученик или ученица класса становились председателем отряда класса, так же они входили в совет дружины школы. Председателем совета дружины выбирали лучшего ученика или ученицу школы. Дружина школы носила имя первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.
Один раз в четверть и по знаменательным датам в дружине проводились пионерские сборы. Проходили они в Доме культуры поселка. Все ребята одевались в парадную форму. В начале сбора все отряды выстраивались в линейку, председатели отрядов сдавали рапорт председателю дружины, а затем председатель дружины сдавал рапорт старшей пионер вожатой. На этих сборах так же принимали в пионеры. Проходили сборы всегда торжественно, на них так же приглашались почетные гости нашего поселка.
Ольга Николаевна создала и оформила в школе пионерскую комнату, в которой хранились все символы пионерской организации: флаги пионерской дружины и отрядов, горны и барабаны, и многое другое. Сама оформила стенд, на котором была изображена атрибутика октябрятской, пионерской и комсомольской организации, клятва пионеров, закон пионеров Советского Союза и многое другое. Так же в этой комнате проводились заседания совета дружины, на которых решались важные вопросы, намечался план работы дружины. А на переменах ребята могли здесь поиграть в шашки и шахматы.
В каждом отряде проводились соревнования по учебе по звездочкам, лучшие ученики звездочки помогали подтянуться отстающим ученикам. Ребята учились быть терпимыми по отношению к другим. Ольга Николаевна неустанно следила за учебой ребят, помогала тем, кому это было нужно.
В школе было много традиций.
23 февраля традиционно проводился смотр строя и песни. Проверялась строевая подготовка отряда, исполнение отрядной песни, речевки.
В школе была выбрана знаменная группа, которая вносила и выносила знамя дружины на торжественных мероприятиях, несла почетный караул возле знамени. Знаменная группа школы выезжала 19 мая в Коношу, на районный смотр знаменных групп. Это было очень почетно, поэтому попасть в знаменную группу мечтали многие. (приложение 10-11)
Весной в каждый год проводилась традиционная игра "Зарница", каждый отряд должен был преодолеть полосу препятствий, показав тем самым свою физическую подготовку.
Так же весной, в конце учебного года, проводился туристический слет. В этот день вся школа, кроме начальной, собиралась в определенном месте, для того чтобы каждый класс мог показать свои умения и навыки во многих делах (развести костер, поставить палатку, перевязать и транспортировать "раненого", приготовить суп и др.).
Было развито тимуровское движение, направленное на помощь ветеранам войны и пожилым людям поселка.
Ребята собирали металлолом и макулатуру. Традиций было много, и жить ребятам было интересно.
Ольга Николаевна готовилась вместе с ребятами к праздникам. По ее инициативе стали проводиться интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес". Ребята с удовольствием принимали в них участие.
В школе были созданы сильные команды по шашкам и шахматам, которые не раз побеждали на районных соревнованиях. Ольга Николаевна сопровождала ребят в этих поездках, поддерживала боевой дух, вела к победе.
И сама Ольга Николаевна неоднократно выступала за честь школы в районных соревнованиях по лыжам, стрельбе из пневматической винтовки. Её задору хватало на всех. Она с удовольствием сотрудничала с комитетом комсомола школы и района. Ее приглашали на работу в районный комитет комсомола, но она отказалась.
В 1987 году она поступила в Архангельский педагогический институт и закончила его в 1990 году учителем начальных классов.
В 1989 году Ольгу Николаевну приняли в ряды Коммунистической партии СССР, но в партии она была недолго, т.к. через год СССР развалился, партии не стало. А потом потихоньку прекратили свое существование комсомольские, пионерские и октябрятские организации.
В 1991 Ольгу Николаевну перевели на должность учителя начальной школы, работала учителем до 2015 года, ушла на пенсию. Но сидеть дома она не смогла, и в 2016 году снова вернулась в школу на должность заместителя директора по учебно - воспитательной работе. Свою работу любит, как и прежде старается помочь ребятам во многих делах. И никак не может забыть свое пионерское прошлое. (приложение 12)
Ребята, с которыми она работала, вспоминают о ней с теплотой. Ольга Николаевна считает, что пионерская организация воспитывала самостоятельность в детях, их собственное стремление участвовать в общественной жизни школы, класса, поселка и отстаивать свою активную жизненную позицию.
Заключение
Проследив славный путь задорной, неутомимой, боевой армии юных пионеров во главе с Ольгой Николаевной Чернышевой, мы сделали вывод, что она являлась неотъемлемой страницей истории Всесоюзной пионерской организации. Многие участники, которых мы опрашивали во время проведения исследования, отмечали, что годы, проведенные в пионерской организации своей школы, это счастливое время детства.
Моя мама тоже была пионером. День приема в пионеры и пионерский галстук, который ей повязал на шею директор завода № 5 Крехалев Александр Витальевич, запомнился на всю жизнь. И мое мнение такое, что в современном мире нужна подобная детская организация, которая воспитывала бы и сплачивала ребят разных возрастов.
Библиографический список
1.Материалы из архива школы
2. Воспоминания и фотографии Чернышевой Ольги Николаевны
3. Воспоминания жителей поселка
4. Интернет - ресурсы "Из истории пионерской организации"
Приложение 1
Альбом с воспоминаниями о работе пионерской организации
Приложение 2 - Страничка из альбома
Приложение 3 - Пионерский лагерь в Фоминской 1967 год
Приложение 4 - Работа пионеров на пришкольном участке 1957 год
Приложение 5 - Вожатая Титова Н.Г. с пионерами 1957 год
Приложение 6 - Пионерский сбор в Доме Культуры 1976 год
Приложение 7 - Пионерский сбор в Доме Культуры 1967 год
Приложение 7 – Чернышева Ольга Николаевна 1984 год
Приложение 8 – Пионерский лагерь п.Подюга
Приложение 9 – Ольга Николаевна с октябрятами 1984 год в пионерской комнате
Приложение 10 – Ольга Николаевна с пионерским отрядом, победившим на смотре строя и песни, и знаменной группой в п. Коноша 1987 год
Приложение 11 – Ольга Николаевна с вожатыми школ район 1988 год п. Коноша
Приложение 12 – Ольга Николаевна на встрече с Г.А.Зюгановым (лидером партии КПРФ) в Москве Государственной Думе РФ 2018 год апрель
9