СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме Название «Вожатый – профессия–птица»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме Название  «Вожатый – профессия–птица»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме Название «Вожатый – профессия–птица»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волошская средняя школа»



Районный краеведческий конкурс

исследовательских работ имени А.Н.Чиркова

«КОМАНДИРЫ РЕБЯЧЬИХ СЕРДЕЦ»,

посвященного Году волонтеров и наставников и Году 10-летия Детства



Название работы: «Вожатый – профессия–птица»









Автор: Шваркова Анастасия Алексеевна

обучающаяся 7 класса

Руководитель: Аверина Ирина

Анатольевна

Место выполнения работы:

МБОУ «Волошская средняя

школа»








2018 год

Содержание

  1. Введение.....................................................................................................................……2

  2. Символы пионерских организаций.................................................................................2

  3. Из истории пионерской организации Волошской средней школы ..............................3

  4. «Вожатый – профессия – птица»................................…………………………………...3-6

  5. Заключение.........................………………………………………………………………6

  6. Библиографический список..............................................................................................7

  7. Приложение.......................……………………………………………………………….8















































1. Введение

В 2018 году исполняется 96 лет Пионерии. Красногалстучные дружины юных пионеров, позывные горна, барабанная дробь, рука, взметнувшаяся в салюте. Теплые воспоминания детства о дружной пионерской жизни, которыми живет не одно поколение жителей нашей страны. И мне очень захотелось узнать, а чем же жили наши дедушки и бабушки, мамы  и папы, которые с такой теплотой хранят свои пионерские галстуки, рассматривают фотографии детства в альбомах. Я заинтересовалась этой темой еще и потому, что узнала, что заместитель директора по учебно - воспитательной работе Волошской средней школы Чернышева Ольга Николаевна 32 года назад поступила на работу в нашу школу на должность старшей пионервожатой и проработала с пионерами и октябрятами с 1986 до 1990 гг.    

Предмет исследования: история и деятельность пионерской организации Волошской средней школы.                                        

Цель исследовательской работы:

  • проследить жизненный и трудовой путь Чернышевой Ольги Николаевны, которая вела учащихся по «дорожкам» страны «Пионерии»;

Задачи:

  • рассмотреть историю возникновения пионерской организации в нашей стране;

  • провести исследование истории детской пионерской организации в нашем поселке, школе;

  • изучить жизненный и трудовой путь Чернышевой Ольги Николаевны и ее вклад в развитии пионерского движения в нашей школе.

Методы исследования: 

  • изучение и анализ фото, документальных источников и Интернет- ресурсов;

  • изучение воспоминаний и мнений жителей поселка;

  • изучение сохранившихся источников информации в архиве школы;

  • посещение поселковой библиотеки.

2. Символы пионерской организации

Пионерская организация была создана 19 мая 1922 года 96 лет назад, с 1926 года названная Всесоюзной пионерской организацией имени В.И.Ленина.

Целью пионерской организации является:

- подготовка детей школьного возраста к вступлению в ряды комсомольской организации, а затем в ряды Коммунистической партии.

У пионерских организаций были свои символы и ритуалы. 
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. 
Значок пионеров
В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени.

 Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.
 Пионерское знамя - красное полотнище, на котором  были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела.

 Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации. 

 Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.

3. Из истории пионерской организации Волошской средней школы

История пионерской организации нашей Волошской средней школы уходит своими корнями в довоенные годы. В 1939 году в нашей школе было три пионерских отряда. Вожатыми у пионеров были работницы целлюлозно - бумажного завода №5. Пионеры были очень активными, выполняли общественную работу. К сожалению, сохранилось очень мало источников, по которым можно отследить работу этих организаций, поэтому информацию мы черпали из альбома с воспоминаниями (приложение 1-2), который сохранился в школе, из бесед со старожилами поселка Волошка и фотографий, которые сохранились в архиве школы и в библиотеке Дома Культуры.

Люди, с которыми мы беседовали, с теплотой вспоминают свое детство, которое было связано с пионерской организацией. И считают, что работа пионерской организации приносила большую пользу, во – первых самим ребятам, воспитывая в них личность, а так же людям, которым пионеры помогали, организовав тимуровское движение (приложение 3-2). А так же нашему государству, собирая макулатуру, металлолом, лекарственные травы и т.д.

Конечно, у пионерских отрядов были свои руководители - вожатые, которые направляли их работу в нужное "русло", делали их жизнь разнообразней и интересней, учили добру и справедливости, гуманному отношению к людям, патриотизму. (приложение 5)

4. «Вожатый – профессия – птица»

Одним из таких руководителей была Чернышева Ольга Николаевна (приложение 7),. Родилась Ольга Николаевна в городе Архангельске. Школу закончила на "4" и "5". У Ольги была мечта - стать педагогом, но увы, родители видели в своей дочери медицинского работника. И по настоянию родителей она поступила в медицинское училище по специальности фельдшер – лаборант.

В 1983 году по распределению приехала работать в Волошскую поселковую больницу - лаборантом. Работала добросовестно, в коллективе ее уважали.

Но Ольга Николаевна никак не могла расстаться со своей мечтой - стать учителем. Она познакомилась с директором школы Михайлик Людмилой Георгиевной и рассказала ей о том, что она хочет работать в школе. Спустя время, в Волошской средней школе освободилось место старшей пионер вожатой и Ольге Николаевне предложили занять эту должность. Девушка с удовольствием согласилась, в 1986 году она поступила на работу

в школу.

Летом того же года она была направлена от школы в пионерский лагерь в поселок Подюга, работала вожатой младшего отряда (приложение 8). Работать с детьми нравилось, и Ольга Николаевна решила, что обязательно поступит учиться на учителя начальных классов.

Будучи старшей пионер вожатой Ольга Николаевна работала с детьми до 14 лет. Готовила их к приему в октябрята и пионеры. В октябрята ребят 1 класса принимали в октябре месяце (приложение 9), а в пионеры лучших ребят принимали 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина (приложение 6). А тех, кому необходимо было подтянуться в учебе, немного позже.

О своей работе старшей пионер вожатой она рассказывает с удовольствием, потому что эта работа ей была по душе. Ребята ее любили и с увлечением выполняли любые поручения, участвовали во всех делах и мероприятиях школы и класса.

В то время каждый класс имел название отряда, девиз, речевку и отрядную песню. Класс делился на звенья, в звеньях выбирались звеньевые. Лучший ученик или ученица класса становились председателем отряда класса, так же они входили в совет дружины школы. Председателем совета дружины выбирали лучшего ученика или ученицу школы. Дружина школы носила имя первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.

Один раз в четверть и по знаменательным датам в дружине проводились пионерские сборы. Проходили они в Доме культуры поселка. Все ребята одевались в парадную форму. В начале сбора все отряды выстраивались в линейку, председатели отрядов сдавали рапорт председателю дружины, а затем председатель дружины сдавал рапорт старшей пионер вожатой. На этих сборах так же принимали в пионеры. Проходили сборы всегда торжественно, на них так же приглашались почетные гости нашего поселка.

Ольга Николаевна создала и оформила в школе пионерскую комнату, в которой хранились все символы пионерской организации: флаги пионерской дружины и отрядов, горны и барабаны, и многое другое. Сама оформила стенд, на котором была изображена атрибутика октябрятской, пионерской и комсомольской организации, клятва пионеров, закон пионеров Советского Союза и многое другое. Так же в этой комнате проводились заседания совета дружины, на которых решались важные вопросы, намечался план работы дружины. А на переменах ребята могли здесь поиграть в шашки и шахматы.

В каждом отряде проводились соревнования по учебе по звездочкам, лучшие ученики звездочки помогали подтянуться отстающим ученикам. Ребята учились быть терпимыми по отношению к другим. Ольга Николаевна неустанно следила за учебой ребят, помогала тем, кому это было нужно.

В школе было много традиций.

23 февраля традиционно проводился смотр строя и песни. Проверялась строевая подготовка отряда, исполнение отрядной песни, речевки.

В школе была выбрана знаменная группа, которая вносила и выносила знамя дружины на торжественных мероприятиях, несла почетный караул возле знамени. Знаменная группа школы выезжала 19 мая в Коношу, на районный смотр знаменных групп. Это было очень почетно, поэтому попасть в знаменную группу мечтали многие. (приложение 10-11)

Весной в каждый год проводилась традиционная игра "Зарница", каждый отряд должен был преодолеть полосу препятствий, показав тем самым свою физическую подготовку.

Так же весной, в конце учебного года, проводился туристический слет. В этот день вся школа, кроме начальной, собиралась в определенном месте, для того чтобы каждый класс мог показать свои умения и навыки во многих делах (развести костер, поставить палатку, перевязать и транспортировать "раненого", приготовить суп и др.).

Было развито тимуровское движение, направленное на помощь ветеранам войны и пожилым людям поселка.

Ребята собирали металлолом и макулатуру. Традиций было много, и жить ребятам было интересно.

Ольга Николаевна готовилась вместе с ребятами к праздникам. По ее инициативе стали проводиться интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес". Ребята с удовольствием принимали в них участие.

В школе были созданы сильные команды по шашкам и шахматам, которые не раз побеждали на районных соревнованиях. Ольга Николаевна сопровождала ребят в этих поездках, поддерживала боевой дух, вела к победе.

И сама Ольга Николаевна неоднократно выступала за честь школы в районных соревнованиях по лыжам, стрельбе из пневматической винтовки. Её задору хватало на всех. Она с удовольствием сотрудничала с комитетом комсомола школы и района. Ее приглашали на работу в районный комитет комсомола, но она отказалась.

В 1987 году она поступила в Архангельский педагогический институт и закончила его в 1990 году учителем начальных классов.

В 1989 году Ольгу Николаевну приняли в ряды Коммунистической партии СССР, но в партии она была недолго, т.к. через год СССР развалился, партии не стало. А потом потихоньку прекратили свое существование комсомольские, пионерские и октябрятские организации.

В 1991 Ольгу Николаевну перевели на должность учителя начальной школы, работала учителем до 2015 года, ушла на пенсию. Но сидеть дома она не смогла, и в 2016 году снова вернулась в школу на должность заместителя директора по учебно - воспитательной работе. Свою работу любит, как и прежде старается помочь ребятам во многих делах. И никак не может забыть свое пионерское прошлое. (приложение 12)

Ребята, с которыми она работала, вспоминают о ней с теплотой. Ольга Николаевна считает, что пионерская организация воспитывала самостоятельность в детях, их собственное стремление участвовать в общественной жизни школы, класса, поселка и отстаивать свою активную жизненную позицию.

Заключение

Проследив славный путь задорной, неутомимой, боевой армии юных пионеров во главе с Ольгой Николаевной Чернышевой, мы сделали вывод, что она являлась неотъемлемой страницей истории Всесоюзной пионерской организации. Многие участники, которых мы опрашивали во время проведения исследования, отмечали, что годы, проведенные в пионерской организации своей школы, это счастливое время детства.

Моя мама тоже была пионером. День приема в пионеры и пионерский галстук, который ей повязал на шею директор завода № 5 Крехалев Александр Витальевич, запомнился на всю жизнь. И мое мнение такое, что в современном мире нужна подобная детская организация, которая воспитывала бы и сплачивала ребят разных возрастов.

Библиографический список

1.Материалы из архива школы

2. Воспоминания и фотографии Чернышевой Ольги Николаевны

3. Воспоминания жителей поселка

4. Интернет - ресурсы "Из истории пионерской организации"































Приложение 1

Альбом с воспоминаниями о работе пионерской организации

Приложение 2 - Страничка из альбома

Приложение 3 - Пионерский лагерь в Фоминской 1967 год

Приложение 4 - Работа пионеров на пришкольном участке 1957 год


Приложение 5 - Вожатая Титова Н.Г. с пионерами 1957 год

Приложение 6 - Пионерский сбор в Доме Культуры 1976 год



Приложение 7 - Пионерский сбор в Доме Культуры 1967 год





Приложение 7 – Чернышева Ольга Николаевна 1984 год


Приложение 8 – Пионерский лагерь п.Подюга


Приложение 9 – Ольга Николаевна с октябрятами 1984 год в пионерской комнате



Приложение 10 – Ольга Николаевна с пионерским отрядом, победившим на смотре строя и песни, и знаменной группой в п. Коноша 1987 год

Приложение 11 – Ольга Николаевна с вожатыми школ район 1988 год п. Коноша


Приложение 12 – Ольга Николаевна на встрече с Г.А.Зюгановым (лидером партии КПРФ) в Москве Государственной Думе РФ 2018 год апрель




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!