СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Река Горбыль"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа река Горбыль. Дано географическое и краеведческое описание реки.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Река Горбыль"»




Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Водные ресурсы…………………………………………………….5

    1. Вода в природе…………………………………………………………….5

    2. Реки нашего села…………………………………………………………..6

Глава2. «Экспедиция» в историю реки………………………………………8

2.1. Гидрологическая характеристика реки Горбыль………………………8

2.2. Описание флоры и фауны реки…………………………………………..9

Выводы………………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………...13

Приложение…………………………………………………………………...14





















АННОТАЦИЯ

Моя работа посвящена изучению реки Горбыль Ромненского района Амурской области. Я выбрала эту тему так как считаю, что очень мало информации дано как в книжных, так и в электронных источниках. Планирую дальнейшее изучение данной темы.



ОТЗЫВ

Целью работы является исследование реки Горбыль и изучение исторической роли реки в жизни села. Работа актуальна, так как В работе представлены результаты исследования реки Горбыль и его окрестностей. В ходе работы было проведено исследование литературы по данной теме, проведена полная характеристика реки.

Практическая значимость очевидна. Результаты исследования можно использовать на уроках географии или внеклассных мероприятиях по географии. Она может помочь расширить кругозор, сформировать представление о реках родного края.













Введение

Журчит, журчит по взгорью чуть видный ручеек.

 Течет, течет и вскоре вливается в поток.

Поток, с камнями споря, бежит к реке, широк.

Река стремится к морю, и путь её далёк.

Кто помнит тот на взгорье далёкий ручеёк?

Но горе, если море забудет свой исток.

А. Сагиян

        Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека!

          Река - это история, а история человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших её даров - водой.

          Издавна люди ценили то, что было дано природой. Прославляли своё Отечество: гордились реками, озёрами, земными недрами. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и являлись родиной многих народов. Человек пользовался реками как удобными жизненно важными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет и тепло. На берегах рек возникали поселения, свершались важнейшие исторические события.

            А что для нас значит река?

            Река Горбыль – наша малая родина: это затянутый травой берег реки, это склонившиеся ивы, это старая берёза на косогоре. Всё это вызывает, прилив нежности к родному краю, к местам, в которых живёшь. Почему это трогает сердце больше, чем вид центральной площади или даже символы страны?

Наверное, так и мы представляем свою тихую родину. Эту единственную милую реку далеко не всегда найдёшь на карте, но зато на её берегах проходят мои годы детства …

           А ещё нам интересно: какую роль река играла в жизни людей в прошлом. Изучение природы своего края - это изучение его истории, его корней. По этим причинам мы решили исследовать реку Горбыль села Амаранка, где проживаем, а также изучить историческую роль реки в жизни села.

Объект изучения: река в селе Амаранка

Предмет исследования: река Горбыль

Цель исследовательского проекта: исследовать реку Горбыль и изучить историческую роль реки в жизни села.

Задачи исследовательского проекта:

  1. Изучить материалы по состоянию окружающей природной среды в с. Амаранка Ромненского района.

  2. Овладеть методиками по изучению реки.

  3. Изучить историю значения реки по воспоминаниям старожил села.

Основная часть

Глава 1.  Водные ресурсы

1.1 Вода в природе

        Всякий раз, когда речь заходит о возможности жизни на других планетах, нас интересует на них присутствие воды. Без воды существование жизни невозможно. По словам учёного Э.Х. Фрицмана: «Вода есть то, из чего происходит всё».

      Вода - самое распространённое на Земле вещество. Она занимает около 70% всей поверхности, и содержится в океанах, морях, озёрах, реках, водохранилищах, подземных водах, почве, ледниках.

                   Объёмы воды (в км3) в природе (по М.И. Львовичу)

Мировой океан 1370000  

Вода земной коры  340.000    

Подземные воды 60.000        

Ледники30.000    

Озёра 750  

Почвенные воды 75  

Речные воды   1,2 [htt://www. Wiripediy.ru.]

       Однако возможность жизни на суше определяется наличием пресной воды, содержащей очень малое количество солей (не более 0,01 %). Сегодня пресной воды на земном шаре совсем немного, не более 1% от всего запаса влаги. Поэтому пресная вода - очень ценный природный ресурс, который человечество часто безумно растрачивает и загрязняет.

       Вся вода на Земле находится в состоянии круговорота, включающего поступление воды в атмосферу при испарении с поверхности океанов, морей, рек и озёр, а также в процессе её испарения растениями. Круговорот замыкается в результате обратного выпадения атмосферных осадков на поверхность Земли. Выпадающая на землю вода может следовать двумя путями: либо впитываться в почву, достигая грунтовых и подземных вод (или удерживаться в почве и возвращаться в атмосферу в результате испарения её с поверхности или растениями); либо стекать по поверхности в болотно-овражную сеть, а затем до поверхности водоёмов.

    Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, снова поступает в него, но самыми разными путями - по руслам рек и под землёй. Так замыкается водоворот воды в природе. Этот процесс сложный, многообразный, никогда не затухающий происходит во всех оболочках Земли - атмосфере, гидросфере, литосфере.

       Реки в этом механизме замыкающее звено. Поэтому остро стоит вопрос не только в количестве, но и в качестве поступающей воды в их русла.

Вода - природный ресурс. Её значение:

  • важное звено природных ресурсов

  • основная часть животного и растительного мира

  • сырьё в народном хозяйстве

  • универсальный растворитель

  • «вечный двигатель» (круговорот воды в природе бесконечен)

1.2 Реки нашего села

          Посмотрев на карту, можно увидеть множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это – реки нашей планеты, жизненные её артерии, по которым, словно кровь в живом организме, пульсируя, движется вода. Они несут свои воды через горы, равнины, леса.

       Река со своими притоками образует речную систему. Площадь, с которой она собирает воды, называется бассейном, или водосбором. Протекая из года в год по дну своих долин, речной поток вырабатывает углубление- русло. Река имеет начало, или исток, и устье, где она оканчивает свой путь.

   Главные периоды жизни реки: половодье, паводок, межень, ледостав. Половодье бывает весной, во время таяния снегов. Паводок- это недолгий подъём воды от сильных дождей или ливней. Межень или маловодье бывает из-за засухи; в русле появляются мели, уровень воды понижается. Ледостав- река покрывается льдом до весны. [см. приложение 1]

      Главными водными артериями села Амаранка являются реки Амаранка и Горбыль. [см. приложение 1] Село основано в 1914 году. Название дано по обилию цветов рода амарантов, произрастающих здесь. Цветы оранжевого цвета, называемые еще в народе бархатник, бархатка. Амарантус в переводе с латыни означает — краска, красота. [см. приложение 2] Село Амаранка стоит в 2 км от левого берега реки Большой Горбыль, при впадении в неё реки Амаранка (бассейн реки Томь). В жизни села река всегда играла большую роль. Название с эвенкийского горбыль — невысокая горка, холм на лугу, в поле. Второй вариант горбыль — мелкий; другими словами, река неглубокая. Река Горбыль - левый приток реки Томь системы реки Зея в Ромненском районе. Образуется при слиянии рек Большой Горбыль и Малый Горбыль. Река течет по территории Зейско-Буреинской равнины в Ромненском районе. Очень извилиста на всём своём протяжении. Много старичных озёр в долине реки, пойма заболочена. [см. приложение 2] Основной приток — Чергаль. В устье реки Горбыль расположен Горбыльский залив.

    В нашем районе есть большие и малые реки. У каждой из них своя, особая жизнь и нрав.



Глава2. «Экспедиция» в историю реки.  

Встречи со старожилами села.

Встречи с Дворецковой Фаиной Константиновной дали нам очень много информации. Мы узнали много интересного и полезного. Слушая рассказы наших собеседников, мы поняли, что, мысленно сопоставляя факты, явления прошлого из жизни реки, села с сегодняшним днём. Поэтому наши приобретённые знания мы представляли в таблице. [см. приложение 2]

Мы считаем, что в настоящее время люди меньше используют возможности реки из-за её маловодности и качества воды по сравнению с прошлым.


2.1. Гидрологическая характеристика реки Горбыль.

    Река Горбыль - левый приток реки Томь системы реки Зея в Ромненском районе. Образуется при слиянии рек Большой Горбыль и Малый Горбыль. Река течет по территории Зейско-Буреинской равнины в Ромненском районе. Очень извилиста на всём своём протяжении. Много старичных озёр в долине реки, пойма заболочена. Основной приток — Чергаль. В устье реки Горбыль расположен Горбыльский залив. Координаты - 50°46′47″ с. ш. 129°34′52″ в. д. Длина 68 км, а (от истока Большого Горбыля — 186 км). Бассейн- 3280 км². Местоположение 133 км от устья (устье- р. Томь). Правый берег реки крутой, левый - пологий. [см. приложение 3] Ширина реки колеблется от 6 до 15 метров, глубина средняя – 3 метра. [см. приложение 3]На правом берегу реки Горбыль в окрестностях села Амаранка обнаружено городище. Городище расположено на невысоком мысу, высота которого над современным уровнем воды 4 метра. Мыс выступает в пойму реки в юго- западном направлении, поверхность его ровная, занята лиственницей.[История Амурской области с древнейших времен до начала ХХ века / А.П. Деревянко, А.П. Забияко.- Благовещенск, 2008.- 424 с., стр. 135], 4[см. приложение 3] Направление реки от истока с юга на север. Река равнинная, извилистая. Падение= 578 метров, уклон реки составляет – 0,32 м/км. По схеме классификации рек по источникам питания (по М.И. Львовичу) река преимущественно снегового питания и река преимущественно дождевого, больше снегового 10%. Наряду с классификацией рек М. И. Львовича в России пользуется популярностью типизация рек по гидрологическому режиму Б. Д. Зайкова. Под гидрологическим режимом в данном случае понимается распределение и характер прохождения различных фаз водного режима: половодья, межени, паводков и т. п. Согласно этой типизации, все реки России и СНГ разделены на три группы:

с весенним половодьем;

с летним половодьем и паводками;

с поводочным режимом.

Среди рек с летним половодьем выделяются реки: дальневосточного типа (невысокое растянутое половодье с паводками муссонного генезиса, низкая зимняя межень); тянь-шаньского типа (невысокое растянутое половодье ледникового генезиса). Река Горбыль относиться к рекам с летним половодьем. Замерзает во второй половине ноября. Вскрывается ото льда в апреле, в конце марта. [http://www.ecology.ru.]


2.2 Описание флоры и фауны реки


       Растительность поймы представлена в основном кустарниками, ольхой, ивой. Из травянистых представителей семейства злаковых, лютиковых, осоковых. Весной по берегам встречается много первоцветов, калужница болотная, медуница; речного хвоща, ирис. [см. приложение 4]

Фауна реки представлена беспозвоночными, водяные жуки, личинки стрекоз, ручейников, поденок. Большая часть позвоночных представлена мальками щуки, карася, сома, налим, тригуб, вьюны. [см. приложение 4]

Из водоплавающей дичи встречаются утки, весной кулики, дикие гуси, цапли. Звери представлены водяными крысами и бобрами. Река Горбыль представлена организмами характерными для умеренно загрязненных вод (прудовики, двустворчатые моллюски, беззубки, личинки слепня, личинки кровососущих комаров, личинки стрекоз).


Выводы:

1.По результатам изучения окружающей среды возле реки Горбыль пришли к выводу, что необходимо проводить следующие мероприятия:

Рекомендации для школьников:

1. Проведение просветительской работы среди жителей с. Амаранка.

2. Дальнейшее исследование реки Горбыль.

3. Очищение берега реки от мусора.

Рекомендации для жителей села Амаранка :

1. Воспитание и соблюдение экологической культуры и бережное отношение к реке.

Рекомендации для администрации села Амаранка :

1. Обсадка и закрепление берегов.

2. Не допускать вырубку прибрежных лесов.

3. Установить административные меры наказания за несанкционированные вырубки и свалки на берегу реки.

4. Очищение берега и реки от мусора.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование реки Горбыль, флоры и фауны, так же исследовать экологическое состояние реки Горбыль.

Так же мы будем работать с администрацией села с предложением о облагораживании реки и берегов.











Заключение

Урал огромен, спору нет,

Но глазу всё ж милей

Тот уголок, где отчий дом,

Где край, любимый мой.  

       

    Течёт вода в реке…Меняется, обновляется…Издалека, от истоков она приходит к нашим берегам - берегам жизни села Амаранка.

     Мы исследовали реку Горбыль в своём селе с двух сторон: с географической, и с исторической, показав роль реки в жизни села.

      В результате нашей деятельности:

  •  изучили материалы по состоянию рек в селе;

  • овладели методиками по исследованию реки;

  • изучили историю значения реки для села.

         Наша работа носила научно-практический характер, охватывающий разные сферы деятельности:

- работа с педагогами школы, учащимися, родителями;

-встречи со старожилами села, администрацией;

-походы в библиотеку

-освоение новых информационных технологий (работа на  

  компьютере, фотосессии).

     Исследование реки - это изучение фактов и явлений, сбор и анализ информации по данной проблеме через чтение литературы, опыты, наблюдения, организации встреч с людьми, изучение архивных документов. Исследуя историю реки, мы узнали, что жизнь людей села неотделима от её берегов и вод. Река дает людям:

  • рыбу;

  • прекрасные пастбища;

  • плодородные земли;

  • воду для пожарных машин;

  • климатический баланс.

Обо всём этом мы узнали из рассказов старожил села, социологического исследования, изучения архивных документов.

    Главная задача для нас сегодня – это сохранение реки и поддержание чистоты её вод. Ведь человеческому разуму нет предела, нет предела его возможностям. Хочется верить, что современный человек, вооружённый знаниями, сумеет преодолеть все трудности, которые возникли во взаимоотношениях с природой, окружающей средой. И тогда вода в реке станет неисчерпаемой.



























Список литературы:

1.Атлас Амурской области / Под ред. Шульмана Н. К. и Павлюк Н. Г. – Новосибирск: Роскартография, 2000. – 48 с.

2.Атлас. Люби и знай свой край / Под ред. Павлюк Н. Г. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1996. – 32 с.

3.История Амурской области с древнейших до начала ХХ века / Под. ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008. –424 c., илл.

4. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: htt/ romny 28 ru. - 18.01.2019г.

5. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecology.ru. – 18.01.2019 г.

6. [Электрон. Ресурс] – Режим доступа:htt://www. Wiripediy.ru. – 18.01.2019 г.















































Приложение





















Приложение 1

Рис.1 Космический снимок река Горбыль

Рис.2 Ледостав –река Горбыль









Приложение 2

История

Рис. 3 Амарант

Таблица1.Сравнительная характеристика реки в прошлом и настоящем. 

характерные черты для реки

в прошлом

в настоящем

примечание

  1. полноводность

+

---

Сегодня мало воды в реке из-за осушения её источника

  1. много рыбы

+

---

Раньше много было пескарей (пескунов) – «божьей рыбы»;

щука, красноперки.

  1. использование берегов для с/х угодий

+

-


  1. сбор речной травы

+

---

С одной стороны, сбор речной травы – это витаминная добавка к корму скота, а с другой – это своеобразная чистка реки.

  1. Культурно-хозяйственное использование:

    -отдых

   -рыбалка

   -вода для полива и

    др. технических

    нужд

  - пожарный водоём




+

+

+


+









+

+

+


+







Приложение 3

Гидрологическая характеристика

Рис.4 Берега реки Горбыль





Рис.5 Максимальная ширина реки Горбыль

Рис.6 Минимальная ширина реки Горбыль Рис.7 Городище на реке Горбыль











Приложение 4

Флора и Фауна реки Горбыль

Рис.8 Медуница лекарственная Рис. 9 Речной Хвощ

Рис.10 Щука – улов река Горбыль Рис.11 Утка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!