СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Шум вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Шум вокруг нас"»

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «СОШ № 8 г. Улан - Удэ»







IV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Номинация: Экология

Тема: Шум вокруг нас.





















Улан – Удэ

2021г.

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1 Актуальность.

2.2. Цели и задачи.

3. Что такое шум?

3.1 Измерение уровня шума.

3. 2 Чем измеряют уровень шума?

2.4. Шумовые показатели в школе.

3. Практические основы борьбы с шумом.

4. Вывод.

5. Заключение.

6. Литература.

























1. Введение.

Среда обитания человека – окружающая среда. Нас окружают объекты природы и объекты, сделанные руками человека, которые способны при определенных условиях оказывать воздействие на деятельность и здоровье человека. Одним из вредных взаимодействий на здоровье человека является шумовое загрязнение. Уровень окружающего шума в мире ежегодно растет.

В настоящее время шум стал нашим постоянным спутником. Шум негативно влияет на организм школьника. Наносит вред здоровью и самочувствию ребенка. Шум на перемене, торговых центрах, на улице снижает слух, память, внимание, повышает давление.

Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления,   шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас.

  Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.

2.1 Актуальность темы заключается в том, что в нашей школе, где количество учащихся превышает в три раза, где шум – основная проблема учебного процесса. Ведь наше самочувствие, успехи в учебе волнует нас больше всего. Борьба с шумом - это борьба за здоровье. Нам хочется привлечь внимание взрослых и своих ровесников к проблеме борьбы с шумом и попробовать отыскать те пути ее решения, которые под силу всем нам.

2.2 Цель:  изучить влияние шума на  учеников, составить «шумовую карту школы» и на её основе выявить источники самого сильного шума в школе.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.       2. Выяснить, что такое шум.

3. Познакомиться с прибором, измеряющим уровень шума.

4. Произвести замеры уровня шума на разных источниках школы.               5. Выяснить влияние шума на  школьников.                                                  

6. Провести анкетирование учащихся и учителей школы.

7. Довести до сведения учеников школы информацию об отрицательном шумовом воздействии. Предложить здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Предмет: воздействие шума на организм человека.                                       Объект:  шум как звуковое явление .                                     

Гипотеза: шум негативно влияет на учебу  школьника.

3. Основная часть.

3.1. Что такое шум?

Шумом называется сочетание множества звуков, продолжительность и характеристики которых беспорядочно изменяются. Шум-это звуковые колебания, не несущие полезной информации и причиняющие окружающим значительные неудобства. Шум может быть кратковременным (стук, хлопок, скрип и т.д.) и длительным, например, при работе различных машин и механизмов. Возникает он и в природных условиях, сопровождая различные атмосферные явления (ветер, гроза и пр.). Один и тот же звук, в зависимости от ситуации, может оказаться как шумом, так и информационным сигналом. Например, внезапно сработавшая сигнализация для владельца машины – полезная информация, а для остальных - шум. До наступления эры технического прогресса жизнь человечества тишиной не отличалась. Даже в Древнем Риме жители жаловались, что уличный шум не дает им спать по ночам, но с ХХ века шум стал опасен для здоровья людей.

Одним из вредных шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной и нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке в создаваемом шуме, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми. Как многие детские учреждения, наша школа, которая очень загружена детьми страдает от внутреннего шумового загрязнения, что наносит большой вред. Шумы окружают человека повсюду.

Примеры интенсивности распространенных звуков

Дыхание человека – 10 – 25 дБ.

Шелест листвы – 10 – 40 дБ

Шепот – около 30 дБ

Тиканье будильника в 1 м от уха человека – 25 – 35 дБ

Спокойный разговор – 40- 60 дБ.

Громкий разговор – около 75 дБ

Шум на улице – 80 дБ.

Работающий блендер, пылесос- 90 дБ.

Игра на пианино. – 80 дБ

Проходящий поезд – 100 дБ.

Рок-концерт – 110-140 дБ.

Реактивный самолет на расстоянии 50 м – 120 – 130 дБ.

В вагоне метро при торможении – 120 дБ.

Отбойный молоток – 120 дБ.

Промышленные предприятия – 80 – 100 дБ

Болевой порог – 140 дБ.

Уровень звука, превышающий 180 децибел, может быть смертельным.

Громкость ниже 80 дБ обычно не влияет на органы слуха,

громкость от 0 до 20 дБ — очень тихая;

от 20 до 40 — тихая;

от 40 до 60 — средняя;

от 60 до 80 — шумная;

выше 80 дБ — очень шумная.

2.2. Измерение уровня шума.

Мы узнали, что сила звука измеряется в децибелах (дБ). Белл в переводе с английского     означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.  

Замечено, что мешающее действие шума растет с увеличением громкости, но зависит от настроения человека и от конкретной ситуации. Например, еле слышимый звук (тиканье часов, жужжание мухи, капание воды из-под крана) может раздражать, а громкая музыка духового оркестра доставлять удовольствие. Чем резче переход от тишины к шуму, тем неприятнее кажется звук. Мешающее действие шума связано и с информацией, которую он несет. Так, заснувшая мать может не отреагировать на раскаты грома за окном, а еле слышный плач ребенка ее разбудит.

2.3.  Чем измеряют уровень шума?

Дозиметр для измерения уровня звукового давления называется шумомером. Шумомер содержит микрофон, преобразующий звуковые колебания в электрические, которые усиливаются смонтированным в корпусе усилителем. При помощи индикатора - микроамперметра со шкалой, проградуированной в децибелах, фиксируется средняя мощность этих колебаний. Мы скачали в мобильный телефон  приложение Noise Detector, шумомер для проведения собственных замеров по нашему плану. Для того, чтобы выяснить, насколько уровень шума соответствует допустимым нормам, мы познакомились с санитарными нормами.

Вид трудовой деятельности, рабочее место

дБ


Классные помещения, учебные кабинеты, учительские, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек.


50

Жилые помещения квартир, домов отдыха, спальные помещения детских дошкольных учреждений, школ-интернатов.

45 – 55

Залы кафе, столовых.

70

Территории, прилегающие к жилым домам, детским дошкольным учреждениям, школам и другим учебным заведениям.


60 – 70

2.4. Шумовые показатели в школе.

Мы поставили цель провести замеры шумового загрязнения в школе, для чего составили план измерений:

  1. Произвести измерение уровня громкости в классных кабинетах во время уроков.

  2. Провести измерения уровня громкости в рекреациях  на переменах.

  3. Провести сравнительный анализ уровня шума согласно полученным данным.

  4. Сравнить уровень звукового давления, производимого учениками младших, средних  классов.

  5. Изучить вопрос об использовании наушников учениками школы.

  6. Исследовать, влияет ли прослушивание музыки во время приготовления уроков на успешность обучения.

  7. Провести разъяснительную работу о вредном влиянии шума на здоровье людей (представить проект одноклассникам, ученикам школы).

Нами проведены замеры уровня шума в различных местах школы.

Данные замеров занесены в таблицу.

Источники шума

дБ

1.

Шум на перемене в корпусе начальной школы.

95

2.

Шум на перемене в основной школе.

91, 9

3.

Шум на уроке.

64 – 67

4.

Шум в школьной столовой.

89

5.

Шум на уроке физкультуры.

79



Из данных в таблице видно, что больше всего шума на переменах в корпусе начального звена - 95дБ. Уровень шума на перемене в основной школе –91,9 дБ равен уровню уличного шума или движению автомобиля (80-90 дБ). Даже в столовой во время принятия пищи шум не прекращается и составляет 85 – 89 дБ. Не удивительно, что очень часто школьники и учителя возвращаются домой утомлённые и нередко с плохим настроением.

Мы провели анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы: «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей».

В анкетировании приняли участие 9 учителей.

Вопрос

Да

Нет

1.

Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня?

9

0

2.

Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

7

2

3.

Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя?

9

0

1. Если да, то как? а) появляется усталость – 3 человека; б) болит голова – 2 человека; в) появляется раздражительность – 2 человека.

2. Ваш совет ученикам, как повысить работоспособность:

Соблюдать режим дня; кушать витамины; заниматься физкультурой; быть внимательными, сосредоточенными к окружающим не шуметь и не перебивать собеседника; знать приёмы релаксации; уметь регулировать своё самочувствие.

В анкетировании приняли участие 30 учащихся 4 класса.

Вопрос

Да

Нет

1.

Раздражает ли вас посторонний шум на уроке?  

23

7

2.

Беспокоит ли вас шум на перемене?

14

16

3.

Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов?  

21

9

4.

Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?  

19

11

5.

Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

22

8


Вывод: шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала. Школьники не до конца осознают  вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия. Так большинство учащихся слушают музыку через наушники, шумно проводят перемены, не задумываясь о возможных последствиях для своего здоровья. Мы провели замеры шумомером у ученицы, которая постоянно слушает музыку через наушники, при средней громкости уровень шума составляет – 70 – 72 дБ. Можно сделать однозначный вывод: уроки лучше делать в тишине, поэтому музыкальные звуки в данном конкретном случае играют роль звуковых помех.

Заключение.

 Гипотеза: шум негативно влияет на учебу  школьника полностью подтверждена, проведёнными и описанными  исследованиями. Мы изучили важнейший физический фактор окружающей среды - шум. Узнали о существующих санитарных нормах шумового загрязнения. Узнали о том, как можно бороться с шумом. Провели практические исследование: «Уровень шума в школе». Провели социологическое исследование по теме: «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей», «Мешает ли музыка учебе?». Научились определять среднюю частоту  шума. Проводили работу со справочной литературой и средствами Интернета. Подготовили материал и презентацию к классному часу в нашем классе.

 При повышенном уровне шума у школьников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания. Тем самым шум снижает работоспособность. Часто излишне громкие звуки приводят к плохому самочувствию, утомлению, повышенной возбудимости.

Согласно медицинским данным, комфортным для человеческого уха является предел громкости звука до 60 децибел. Громкость более 85 децибел может способствовать снижению слуха и постепенно привести к глухоте. Проблемы со слухом у людей действительно помолодели. Чаще всего это вызвано регулярным прослушиванием через наушники музыки на предельно высокой громкости. Молодежь буквально живет в наушниках, ходит в них по улицам, сидит у компьютера, а нередко и засыпает. Такая нагрузка на слуховые каналы ведет к их ослаблению, способствует развитию тугоухости. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Выводы: Мы считаем, что наша школа страдает от « школьного шума », который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Поэтому каждому школьнику необходимо знать и соблюдать правила, которые помогут сохранить слух и быть здоровыми. Не говорить слишком громко, не кричать на переменах. Не включать громко телевизор, музыкальные центры. Не слушать музыку через наушники.

Наше здоровье – в наших руках!   Берегите уши от сильного шума!









Литература.

Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина/Я 11. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997., С.244-246.

 Источники информации интернет

1. http://www.epwr.ru/quotation/txt_375_4.php Берегите слух  В разделе: ЗОЖ.

2. http://www.mosmedclinic.ru/ 

3. http://www.asosch1.narod.ru/tvorchestvo 29.html

































Приложение.

Измерение уровня шума в школьной столовой со 2 смены.

Измерение уровня шума в школьной столовой.

Измерение уровня шума у ученицы, которая слушает музыку через наушники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!