Комитет образования и науки Курской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа» Конышевского района
Областной конкурс
исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»
Номинация
«Этнография»
Тема работы
«Святки»
Подготовила: Быкова Олеся, обучающаяся 8 класса МКОУ «Васильевская СОШ»
Адрес 00: 307614, Курская область, Конышевский район, д. Васильевка, д.35.
Домашний адрес: 307614, Курская область, Конышевский район, д. Васильевка, д.12, кв.2 Контактный телефон: 8-9606944996
E-mail: [email protected]
Руководитель: Дорохова С.В., учитель МКОУ «Васильевская СОШ»
Адрес места работы: 307614, Курская область,
Конышевский район, д. Васильевка, д.35.
Контактный телефон: 89202606102 E-mail:dorohova_7676@mail.ru
2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. «Святки на Руси»………………………………………….......5
Глава 2. Воспоминания Косицкой Анны Егоровны………………….8
Заключение………………………………………………………………11
Список источников и используемой литературы……………………..12
Приложения…...…………………………………………………....……13
Введение
Школьные новогодние каникулы приходятся на период Святок. Я подумала и решила узнать побольше об этом периоде: сколько продолжаются Святки, какими традициями сопровождаются, почему именно эти дни получили название «Святки». Мне захотелось выяснить, а что же осталось до сегодняшнего времени.
Цель исследования: формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения к православным традициям, через исследовательскую и поисковую деятельность.
Задачи:
- познакомиться с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с празднованием Святок;
- выяснить, как отмечали Святки в нашей местности;
- познакомиться с местными традициями данного периода.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в современном обществе все больше уделяется внимания сохранению культурных ценностей. В культуре каждого народа есть свои ценности, свои традиционные образы и символика, которые передаются из одного поколения в поколение. В них проявляются нравственные и эстетические идеалы народа. Русские традиции, обряды, колядки – это часть народной культуры, а народная культура – основа национальной культуры. Народные игры, песни, обряды доступны, понятны нам и поэтому интересны. Сегодня человек, как никогда начинает понимать ценность традиционной культуры, пытается спасти её для себя и будущих поколений.
Гипотеза
В результате изучения народных традиций, празднования Святок на Руси, развивается понимание истинно прекрасного. Появляется потребность приобщения к истории, к традициям и обычаям своего народа, к наследию предков.
Объект исследования: Святки.
Предмет исследования: воздействие периода Святочных гуляний на человека.
Метод исследования: анализ источников информации, сбор материалов от старожил, беседа, описание.
Работая над темой, я стремилась представить себе, как праздновались Святки в нашей деревне, проводились ли гадания, в каких условиях, какие традиции сохранились до наших дней. Чтобы узнать о праздновании Святок в нашей деревне, я отправилась к жительнице деревни Васильевка – Косицкой Анне Егоровне. Приложение 1. Этой женщине -83 года, она всю жизнь прожила в родном селе, вот она мне и поведала о Святках.
Глава 1. «Святки на Руси»
Святки – это зимние праздники, от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В этот период заканчивается Рождественский пост и люди начинают веселиться, ходить друг к другу в гости, одевать самые красивые наряды. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Сидеть в эти дни дома и грустить считалось грехом. Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рождества. Дети гурьбой бегали от дома к дому, читая колядки, Приложение 2 получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде монет и различных сладостей.
- Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйду из дома так…
Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Ребята лепили снеговиков, катались с гор на санках, ледянках, играли в снежки1.
Издавна на святках открыто занимаются тем, что православие считает за грех, - гаданием. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой – нибудь нечистью. Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе. Они сами чудили: закладывали, чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения, т.е. 19 января, они прекращались2.
Язычество ушло, обряды остались. Ворожба и гадание, с точки зрения христианства, нежелательны, но что поделать с силой привычки? И, как тысячу лет назад, на Святках гадают люди, все желают узнать, что будет завтра.
Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.
В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.
Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием3.
Традиции и обряды на Святки по дням
Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.
6 января
Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.
7 января
День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.
13 января
Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.
14 января
В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. 18 января
«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.
19 января
Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой, и кожа оставалась чистой4.
Глава 2. Воспоминания Косицкой Анны Егоровны
Святки - это значит, святые вечера. Ещё ребёнком, под Рождество ходила колядовать с подружками. Заходили в каждый дом, вызывали хозяев дома и кричали колядки:
Сета, сета
На новое лето
Приходит Илья с Васильева дня
Несет пугу – долгожительницу!
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой
Открывайте сундучок
Доставайте пяточок…
«Но денег нам не давали, тогда была бедность», говорит Анна Егоровна, мы были рады пирогам, блинам, которыми нас угощали. Когда уже я была взрослой, на Святках ходили в посиделки. Каждый день в новый дом, засиживались допоздна. Пели песни, частушки, танцевали под гармошку. Были девки голосистые на деревне! Весь вечер щелкали семечки, тогда сажали дома много подсолнухов, а за время Святок, все расходились, за вечер по два кармана щелкали! – вспоминает Анна Егоровна.
Мужчины устраивали свои посиделки, чаще всего они играли в карты, тоже ходили по дворам по очереди. Среди мужчин тоже были любители попеть песни. «Помню, в семье Сапегиных было три брата, все пели очень хорошо. О них говорили: «Сапегинские как запоют – сразу лампы затухали!». Для освещения раньше использовали керосиновые лампы»,- продолжала моя собеседница.
Под Старый Новый год, тоже колядовали, ряженые ходили по домам, посыпали жилища зерном, приговаривая:
Сета, сета
На новое лето
Пришел Илья с Васильева дня
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом
Куда корова рогом -
Туда сено стогом
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой
С Новым годом!
С новым счастьем!
С новым здоровьем!
13 января считался богатым вечером, в этот день зятья к тёщам в гости ходили, тёща готовила много угощений. Называлось это – Косорецкого ломать. Блюда были приготовлены из всего натурального. В Васильевке, например, традиционно готовили тушеную картошку в печке, пекли пироги, обязательно на столе должна быть лепёшка из пшеничной муки. Также готовили холодец, винегрет, из подвала доставали квашеную капусту, моченые яблоки, собирали творог и к празднику готовили «Топленку», это топленое кислое молоко со сметаной и творогом.
Если зять к тёще не приходил в этот день, то все считали, что у них разлад в отношениях.
Традиция – Косорецкого ломать, сохранилась в некоторых семьях в деревне Васильевка до настоящего времени.
Анна Егоровна вспоминает, что Святки – это время свадеб. Раньше в каждом дворе была лошадь. Запрягали лошадей в сани, украшали лентами дуги, вешали колокольчики, на санях по три-четыре человека садились и этот поезд жениха двигался за невестой. Молодые сидели на самотканых коврах, это считалось – к богатству.
На святках обычно гадали, было любопытно узнать о своей судьбе. Гадали на зеркало. Девушки садились спиной к входной двери, а зеркало направляли на дверь, и в дверь мог войти суженый. Анна Егоровна говорит, что она тоже гадала, но к ней никто не пришел. А у девушек дверь скрипела, и они из-за страха закрывали зеркало.
Ещё гадали на штакетнике: не считая штакетины нужно было их обнять, если в руках было парное количество штакетника – значит найдёшь другую половину, если непарное количество, значит продолжается холостяцкая жизнь.
Ещё один способ гаданий, когда девушка подходила под окно какого-то дома и прислушивалась к словам. Если первым словом она услышит «иди» - к замужеству, если слово «сиди» -возможность остаться в девках.
На Крещение, 19 января существовала такая традиция: рано утром нужно было идти в колодец за водой, считалась она целебной. Эта вода хранилась долгое время и не пропадала. Крещенскую воду пили от болезней, окропляли дом и скотину. А накануне Крещения, 18 января вечером хозяин дома на всех дверях рисовал крестики, это означало защиту дома от злых духов. Вот такие крестики - обереги можно увидеть в каждом доме, на каждой двери. В некоторых семьях и сейчас существует такая традиция.
Анна Егоровна продолжала: «В Святки нельзя было шить, кроить ножницами, считалось, сто если это делать, то может в хозяйстве родиться уродливый теленок или жеребенок.
Анна Егоровна говорит: «Время было другое, бедно жили, но дружно. Сейчас всё есть у каждого, а нет веселья, не слышно гармони на деревни. Всё пережили - и голод, и войну, а традиции чтили, я рада передать эти традиции своим детям, внукам и правнукам. Русские традиции должны жить!»
Заключение
Наша деревня Васильевка, как и все уголки нашей большой Родины, имеет свои традиции, обычаи и обряды.
В ходе исследования я встретилась с жительницей деревни - Косицкой Анной Егоровной и узнала, как в нашей деревне проходили Святки.
Итак, Святки – это праздник, который до сих пор одушевлен народным
чувством. Наш народ, верный своей земле, сберег обычаи своих предков
вспоминает о них с неподдельной радостью; сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам5. Я попыталась установить взаимосвязь прошлого и настоящего, и на примере нашего села, с его укладом жизни, я пыталась возвращаться к истокам, самобытности и впитывать в себя традиции наших предков, и с большой любовью и интересом погружаясь в мир бытности далекого прошлого родного края. Мы все куда-то торопимся, бежим, и часто забываем про такие замечательные праздники. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение не только к прошлому, но и к самому себе. Приложение 3.
Список источников и используемой литературы
https://www.infoniac.ru/news/Svyatki-na-Rusi-istoriya-i-tradicii-kak-prazdnuyut.html
http://chikschule.ru/index/narodnye_svjatochnye_tradicii_i_obrjady/0-133
https://www.maam.ru/detskijsad/svjatki-na-rusi-istorija-i-tradici.html
https://puteshestvie.net/events/724-tradicii-prazdnika-svyatki-na-rusi.html
Н.П. Степанов Народные праздники на святой Руси: уч.-изд. - М. Товарищество «Возрождение», 1990. -96 с.
Приложения
Приложение 1. Косицкая А.Е. (в центре)
Приложение 2. «Коляда, Коляда…»
Приложение 3. «Традиции живут»
1 https://www.infoniac.ru/news/Svyatki-na-Rusi-istoriya-i-tradicii-kak-prazdnuyut.html
2 http://chikschule.ru/index/narodnye_svjatochnye_tradicii_i_obrjady/0-133
3 https://www.maam.ru/detskijsad/svjatki-na-rusi-istorija-i-tradici.html
4 https://puteshestvie.net/events/724-tradicii-prazdnika-svyatki-na-rusi.html
5Н.П. Степанов Народные праздники на святой Руси: уч.-изд. - М. Товарищество «Возрождение», 1990. -96 с.