Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского района Воронежской области
Учебно – исследовательская работа
«Влияние фаз Луны на успеваемость школьников»
Выполнил:
учащаяся VII класса
Шушпанова Диана.
Руководитель:
учитель физики
Милосердова
Ирина Борисовна
Бодеевка
2020
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1 | Физическое строение Луны | 4 |
2 | Фазы Луны | 4 |
3 | Результаты исследования по теме «Влияние фаз Луны на успеваемость школьника» | 6 |
3.1. | Анализ успеваемости школьников | 6 |
3.2. | Анализ интеллектуальных способностей школьников | 8 |
| Заключение | 9 |
| Список использованных источников | 10 |
Введение
Я живу в селе, где жители часто используют народные приметы. От своей бабушки я часто слышу, что нельзя сажать растения и квасить капусту на уходящей Луне, нельзя подстригаться в это время. А дедушка говорит, что в полнолуние у него бессонница. Мне стало интересно, откуда появились эти приметы, действительно ли Луна влияет на жизнь людей. А так как я учусь в школе, то решила выполнить исследование по теме «Влияние фаз Луны на успеваемость школьников».
Цель работы: выяснить, влияет ли Луна на успеваемость школьников.
Задачи:
- изучить физическое строение Луны;
- узнать, что такое фазы Луны;
- провести исследования о влиянии фаз Луны на успеваемость школьников.
Гипотеза: Луна не оказывает влияние на успеваемость школьников.
Объект исследования: влияние фаз Луны на школьников.
Предмет исследования: успеваемость учащихся.
Методы исследования: анализ, работа со справочной литературой, беседа.
1. Физическое строение Луны
Луна — единственный естественный спутник нашей планеты, ближайшее к Земле небесное тело. Её отражённый свет мы наблюдаем практически каждый день в безоблачную погоду. Луна — холодное шаровидное тело с твёрдой скалистой поверхностью. Радиус Луны равен 1738 км. Масса Луны в 81раз меньше массы Земли. Период вращения Луны вокруг своей оси равен периоду её обращения вокруг Земли - 27 суток. Продолжительность солнечных суток на Луне составляет около 29 суток земных. За продолжительный лунный день в течение 14,5 земных суток лунная поверхность нагревается до температуры +130° C, а ночью охлаждается до –170° C. Из-за малой силы тяжести и высокой температуры на Луне отсутствует атмосфера, нет магнитного поля. Следов жизни на Луне пока тоже не обнаружено. Рельеф лунного полушария, представляет собой обширные тёмные округлые и сравнительно ровные низменности, которые назвали морями, и светлые области – материки. Сглаженная поверхность морей покрыта тёмным веществом, в том числе застывшей лавой, некогда изверженной из лунных недр. Материки покрыты как отдельными горами, так и горными хребтами. Горные районы покрыты множеством кольцевых структур - кратеров. По современным представлениям большинство кратеров образовалось при столкновении с лунной поверхностью крупных метеоритов, астероидов и комет.[2]
2. Фазы Луны
Фазы Луны - это периодическое изменение вида части Луны на земном небе, освещённой Солнцем. Бо́льшая часть одной и той же стороны Луны всегда обращена к Земле. Эта видимая сторона освещается Солнцем по-разному, в зависимости от положения Луны на орбите. Выделяют четыре основные фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние и третья четверть. Для промежуточной фазы, во время которой видимая форма Луны увеличивается от новолуния до полнолуния принято название растущая Луна (освещённая часть Луны в форме «серпа»), а убывающая— наоборот, когда её форма истончается (освещённая часть Луны в форме «горба»). Эти формы и периоды, когда луна обретает их, называются промежуточными фазами и длятся они примерно 7,4 земных суток. [1]
Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится. Луна проходит следующие фазы освещения (рис.1):
Новолуние - состояние, когда Луна не видна.
Молодая луна - первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
Первая четверть - состояние, когда освещена половина Луны.
Прибывающая луна - состояние, когда Луна освещена больше чем наполовину.
Полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком.
Убывающая луна – состояние, когда Луна освещена больше чем наполовину, но с другой стороны.
Третья четверть — состояние, когда снова освещена половина Луны.
Старая луна
Рис.1. Система Солнце – Луна - Земля
Когда Солнце и Луна располагаются на одной и той же стороне Земли, Луна находится в фазе новолуния, а её обращённая к Земле сторона не освещена Солнцем. По мере того, как Луна «растёт» (доля освещённой поверхности, видимой с Земли, увеличивается), она проходит через фазы новолуния, молодой луны, первой четверти, прибывающей луны и полнолуния. Затем, когда Луна «убывает», она проходит через фазы убывающей луны, последней четверти, старой луны и возвращается к фазе новолуния (рис.2). [4]
Рис.2. Последовательное изменение видимой луны на небе при наблюдении из Северного полушария Земли:
Фазы Луны в период с 28 сентября по 25 декабря 2019 года [3]:
Новолуние | Молодая Луна | Первая четверть | Прибывающая Луна |
28 сентября | 29 сентября – 5 октября | 5 октября | 6-13 октября |
26 ноября | 27 ноября – 3 декабря | 4 декабря | 5-12 декабря |
Полнолуние | Убывающая Луна | Третья четверть | Старая Луна |
14 октября | 15-20 октября | 21 октября | 22-27 октября |
12 декабря | 13-18 декабря | 19 декабря | 20-25 декабря |
3. Результаты исследования по теме
«Влияние фаз Луны на успеваемость» школьника»
3.1. Анализ успеваемости школьников
В период с 29 сентября по 27 октября был проведен анализ успеваемости школьников 5-11 классов (таблицы 1,2,3,4).
Таблица 1. Анализ успеваемости в период 29 сентября – 4 октября (Молодая Луна)
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
30 сентября | 9 | 15 | 18 | 30 | 24 | 40 | 9 | 15 |
1 октября | 17 | 14 | 41 | 34 | 30 | 25 | 32 | 27 |
2 октября | 19 | 25 | 25 | 32 | 18 | 23 | 15 | 20 |
3 октября | 17 | 22 | 24 | 31 | 28 | 36 | 10 | 11 |
4 октября | 4 | 8 | 30 | 60 | 14 | 28 | 2 | 4 |
Итого | 66 | 17 | 138 | 36 | 114 | 30 | 68 | 17 |
Таблица 2. Анализ успеваемости в период 7 -11 октября (Прибывающая Луна)
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
7 октября | 11 | 11 | 39 | 40 | 38 | 39 | 10 | 10 |
8 октября | 13 | 15 | 29 | 33 | 30 | 34 | 17 | 18 |
9 октября | 15 | 23 | 30 | 47 | 15 | 23 | 4 | 7 |
10 октября | 11 | 23 | 16 | 33 | 18 | 38 | 3 | 6 |
11 октября | 26 | 31 | 38 | 37 | 23 | 19 | 5 | 13 |
Итого | 76 | 19 | 152 | 39 | 124 | 32 | 39 | 10 |
Таблица 3. Анализ успеваемости 14 октября (Полная Луна (полнолуние))
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
14 октября | 33 | 26 | 43 | 33 | 36 | 28 | 17 | 13 |
Таблица 4. Анализ успеваемости в период 15-20 октября (Убывающая Луна)
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
15 октября | 26 | 27 | 27 | 28 | 34 | 35 | 10 | 10 |
16 октября | 10 | 15 | 25 | 38 | 25 | 38 | 6 | 9 |
17 октября | 19 | 21 | 34 | 37 | 22 | 24 | 16 | 18 |
18 октября | 28 | 31 | 36 | 40 | 21 | 23 | 6 | 6 |
Итого | 83 | 24 | 122 | 35 | 102 | 30 | 38 | 11 |
Таблица 5. Анализ успеваемости 21 октября (Третья четверть)
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
21 октября | 27 | 21 | 44 | 34 | 43 | 33 | 15 | 1 12 |
Таблица 6. Анализ успеваемости в период 22-27 октября (Старая Луна)
Дата/ оценки | 5 | 4 | 3 | 2 |
количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % | количество оценок | % |
22 октября | 14 | 14 | 38 | 37 | 43 | 42 | 7 | 7 |
23 октября | 18 | 22 | 26 | 32 | 33 | 40 | 5 | 6 |
24 октября | 28 | 29 | 35 | 36 | 24 | 25 | 9 | 10 |
25 октября | 14 | 21 | 21 | 31 | 20 | 30 | 12 | 18 |
Итого | 74 | 21 | 120 | 35 | 120 | 35 | 33 | 9 |
Сравнение успеваемости школьников на протяжении фаз Луны в октябре 2019 года приведено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Сравнение успеваемости школьников в период 5-27 октября
Из анализа диаграммы видно, что в период с 7.10 по 11.10 в период Прибывающей Луны число оценок «5», «4», «3» увеличилось, а число «2» уменьшилось по сравнению с периодом Молодой Луны с 27.09 по 04.10. В период Убывающей Луны с 15.10 по 20.10 число «5» немного увеличилось, а число «4» и «3» уменьшилось. В период Старой Луны число оценок «5», «4» уменьшилось, а число «3» увеличилось. Число «2» было максимально в период Молодой Луны с 27.09 по 04.10, а затем оставалось стабильным.
3.2. Анализ интеллектуальных способностей школьников
В период с 04.12 по 28.12 был проведен анализ интеллектуальных способностей школьников, который включал в себя решение примеров, диктант и проверку техники чтения. Результаты представлены в таблицах 7,8,9. Таблица 7. Анализ решения примеров
Число учащихся | Количество ошибок |
04.12 (Первая четверть) | 12.12 (Полная Луна) | 19.12 (Третья четверть) | 25.12 (Новая Луна) |
13 | 27 | 8 | 4 | 14 |
Таблица 8. Анализ диктанта
Число учащихся | Количество ошибок |
04.12 (Первая четверть) | 12.12 (Полная Луна) | 19.12 (Третья четверть) | 25.12 (Новая Луна) |
14 | 58 | 44 | 7 | 26 |
В период Молодой Луны практически каждый учащийся допустил ошибки. В период Прибывающей Луны и Убывающей число ошибок уменьшилось. Таблица 9. Проверка техники чтения
Учащийся | 04.12 (Первая четверть) | 19.12 (Третья четверть) |
1 | 30 | 88 |
2 | 73 | 62 |
3 | 27 | 65 |
4 | 68 | 57 |
5 | 88 | 86 |
6 | 55 | 60 |
7 | 33 | 40 |
8 | 75 | 67 |
9 | 30 | 70 |
Анализ таблиц показывает, что во время Полнолуния и Третьей четверти количество ошибок по предметам меньше, чем в первую четверть и новолуние. Техника чтения также увеличилась во время этих фаз.
Заключение Изучив теоретический материал по теме, я получила знания о строении Луны и лунных фазах. Проведя исследования, пришла к выводу, что лунные фазы влияют на успеваемость школьников. В период Пребывающей Луны с 7.10 по 11.10 виден рост числа положительных оценок и уменьшение отрицательных. Аналогичные результаты получились и при проведении диктантов, решении примеров. Уменьшение всех показателей отмечается в период Старой Луны. Кроме умственных показателей, мы проанализировали поведение учащихся. В период Молодой Луны было отмечено, что многие ребята стали более активны физически, проявлялась агрессия. После полнолуния стали вести себя гораздо спокойнее. Таким образом, я пришла к выводу, что фазы Луны оказывают влияние на успеваемость и поведение школьников. Моя гипотеза не нашла подтверждение. С выводами свой работы я познакомила педагогов, учащихся и родителей.
Список использованных источников 1. Движение луны и затмения. Чаругин В. М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2018. - 144 с. 2. Луна и ее влияние на Землю. Чаругин В. М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2018. - 144 с. 3. Лунный календарь. [Электронный ресурс]. - Мир космоса. Все самое интересное. - URL: http://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/2019 (дата обращения 25.09.2019). 4. Фазы Луны. [Электронный ресурс]. - Свободная энциклопедия Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаза_Луны (дата обращения 25.09.2019).