СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Абрек-изгой общества или благородный разбойник?"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кавказ чрезвычайно сложен в своём многообразии, даже в той его части, о которой многие предпочитают умалчивать. Более того, дать точное определение тому или иному социальному или культурному явлению практически невозможно как раз из-за пёстрого кавказского разнообразия.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Абрек-изгой общества или благородный разбойник?"»

10


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. А.Х. Сижажева» с.п. Псычох Баксанского муниципального района КБР




Районная научно-практическая конференция

«Эврика»

Секция «Краеведение» (историческое)




Исследовательский проект










Автор: Жемухов Тимур- учащийся 10 класса.

Руководитель: учитель истории -Шогенова А.А.





2021г.

Содержание.

  1. Введение. ..................................................................................................... 3

  2. Основная часть.

2.1. Абречество как социальное явление ……………............................ 4

2.2. Особенности явления «абречество» в Кабарде.................................... 7

2.3."Одинокий всадник" Уэзы Мурат........................................................... 7

  1. Заключение………………………………………………………………. 10

  2. Список литературы....................... ..……………………………………. 11





































Введение.

"И дики тех ущелий племена,
Им Бог - свобода, их закон - война,
Они живут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных..."
М.Ю.Лермонтов

Кавказ чрезвычайно сложен в своём многообразии, даже в той его части, о которой многие предпочитают умалчивать. Более того, дать точное определение тому или иному социальному или культурному явлению практически невозможно как раз из-за пёстрого кавказского разнообразия. В разных субэтнических группах одного и того же народа один и тот же термин может трактоваться по-разному. К тому же термины не статичны не только внутри этноса, но и во времени

Абрек- У кавказских горцев этим именем называют человека, принимающего на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.

Актуальность: На мой взгляд, актуальность выбранной мною темы очевидна.

Институт абречества на протяжении длительного времени занимал важное место в традиционной системе феодального общества Кавказа. Как бы ни менялись его формы в разное время, абреками всегда называли людей, объявленных обществом или властью «вне закона».

В наше время, когда растет уровень исторического самосознания народа, политика федерального центра в нашем регионе не мыслима без учета особенностей историй традиционных жителей Кавказа.

Цель моего исследования: Изучить абречество как социальное явление. Рассмотреть его трансформацию в ходе изменения общественно –политической картины народов Кавказа








2.Основная часть.

2.1. Абречество как социальное явление

Определение слову «АБРЕК» я нашел во многих словарях. В частности «Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков» дает такое определение:

Абрек-Горец, ведший борьбу против царской администрации и русских войск в период присоединения Кавказа к России.

Словарь Ожегова: АБРЕК-В период присоединения Кавказа к России: горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации.

Словарь Ефремовой: Абрек-Горец-партизан (в период становления царизма на Северном Кавказе).

Как мы поняли слово «абрек» многозначно. Им привычно называют разбойников на Кавказе. Но разбойники бывают разные. Первоначально «абрек» был равнозначен человеку, изгнанному из рода-племени за какое-то преступление (чаще всего убийство) и скрывающемуся в горах. Уходили в абреки и опасаясь кровной мести или, наоборот, чтобы эту кровную месть совершить. Про абреков говорили, что они, уходя в горы (или в леса), принимали определенные обеты. Например, отказаться от богатства и всяких жизненных благ, не прикасаться к женщине и т.д. Абречество могло быть пожизненным или временным – до исполнения, например, обета совершить месть. Мотив ухода в абреки мог быть как позорным, преступным, так и благородным. Абреки были как одиночками, так могли и собираться в отряды. Самые знаменитые абреки были окружены легендами. Абречество, таким образом, чем-то напоминает явление викингов, только в меньшем масштабе и с местной спецификой. Викингами первоначально тоже становились изгои, исключённые из традиционной родо-племенной структуры за преступление или за позор

 Первоначально  абрек кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление.

Абреком делался по преимуществу убийца, от которого отказывался род… 

По черкесским обычаям убийца в таком положении должен был уходить из своего рода в горы и другие места и скрываться здесь, ведя жизнь бездомного и безродного бродяги —абрека, пока не находил для себя в чужом роде защитника — кунака, являвшегося посредником в деле примирения абрека с родом убитого.

Абреки делились добычей с беднотой и получали за это от них поддержку и приют, особенно необходимый им зимой. Несмотря на свой асоциальный статус, абреки пользовались авторитетом, могли посещать общественные места, появляясь, например, неожиданно на свадьбах, где им оказывали почет и уважение. Нахождение абрека на свадьбе было нормой. Более того его роли на свадьбе отводилось важное значение. «Он входил на свадьбу, в свой или чужой аул, свободно. Все друг другу шепчут: «Хаджрет пришел». Виду, однако, никто не показывал. Никаких попыток задержать, выдать властям. Хаджирет пришел на свадьбу - это было почетно, статус свадьбы поднимался»

Особое отношение к абрекам имелось и у различных племён и народов Кавказа, как указано выше. Так, у кабардинцев абречество в определённый период времени приобрело особый вид политического изгойства. Изгнанные из Кабарды князья порой именовались «абрегам.
Но положение князя-«абрега» мало чем напоминало положение бездомного бродяги: он находил убежище у знатных дворян, устанавливал дипломатические отношения с Россией или Крымом, заключал союз с владетелями разных областей, вел сложную политическую игру, пока не добивался возвращения в Кабарду и восстановления нарушенного баланса сил. Хотя положение изгнанного князя характеризовалось традиционным понятием «абрек», вряд ли сам факт изгнания и породившие его причины можно относить к явлениям родового порядка.

Людей, становившихся на путь абречества, как правило, отличала сильная воля, которую они ставили выше любых привязанностей, социальных установок и норм. За убитых абреков никто, даже родственники не обязаны были мстить. За убитых абреков мстили их друзья-абреки, между которыми действовала солидарность в среде существовавших своеобразных абреческих братств.

На Кавказе абреческие братства носило интернациональный

характер, абреки независимо от национальности поддерживали друг друга, их статус ставился ими выше, чем национальная, общинная или сословная принадлежность. Как правило, постоянные или временные сообщества абреков носили интернациональный характер.



До середины XIX века мотивация абреков не выходила за пределы интересов, связанных с ближайшими кланами, со своим племенем и т.д. Положение изменилось с приходом русских войск. Присоединение Кавказа к Российской империи расширило поприще для абречества. Русские стали называть абреками любых горцев, посвятивших себя повстанческой борьбе. Некоторые такие абреки (сами себя они называли муджахидами – борцами за веру, гази – участниками газавата, или хаджиретами) продолжали партизанствовать и после того, как большинство старейшин племён покорились русскому оружию. С развитием в долинах Кавказа городов, промышленности и появлением русской администрации и богатых людей из туземной знати, абречество всё больше становилось формой социальной борьбы беднеющих горских низов. Абреки всё чаще занимаются тем, что сейчас называется рэкетом. Так, владельцы нефтепромыслов в районе Баку ежегодно выплачивали шайкам абреков до 200 тысяч рублей. То есть абреки здесь стали неофициальной вооружённой охраной крупного бизнеса. Город Хасавюрт в Дагестане платил абрекам 2000 рублей в год за безопасность. Абреки банды Бубы из лезгинского селения Икра обложили данью рыбные промыслы Каспия и крупных землевладельцев.

Кавказские «Робин Гуды» часто абреки делились своей добычей с бедными жителями, раздавая её как милостыню. Это делалось не только в целях популярности, но и отражало древний обычай всех народов, восходящий ко временам «военной демократии»: настоящий вождь угощает подвластное ему племя. Такие действия снискали многим абрекам – Бубе, Зелимхану Гушмазукаеву из Чечни, азербайджанцу Ших-заде, ингушу Саламбеку Гараводжеву – огромную любовь и восхищение у простого народа. После их гибели сложился стихийный культ поклонения им как святым «шахидам» – борцам за справедливость.

Местное население укрывало у себя абреков от преследования властей, снабжало их оружием и продовольствием. Многие из абреков Бубы находились как бы «в резерве» и жили среди обычных людей, а в случае разбойничьего набега могли быть в любой момент «мобилизованы». В некоторых случаях такое «разбойничество» становится сродни подвигам легендарного Робина Гуда. Больше всех прославился на этом поприще гачаг (как звали абреков в Азербайджане) Наби, курд по национальности. Он действовал в 80-90-е годы XIX века в Зангезуре (ныне Южная Армения) и Нахичевани. Наби пользовался большой любовью и поддержкой простых крестьян. Его отряд долго оставался неуловимым, пока в 1896 году властям не удалось склонить к предательству двух сподвижников ловкого гачага. Наби заманили в ловушку и убили.

С развитием революционной борьбы в Российской империи некоторые абреки принимают политическую окраску, называют себя борцами за ту или иную идею, участвуют в революционных «экспроприациях». Иногда царские власти сами нанимают отдельных абреков для террора против революционеров.

2.2 Особенности явления «абречество» в Кабарде

Особое отношение к абрекам имелось и у различных племён и народов Кавказа, как указано выше. Так, у кабардинцев абречество в определённый период времени приобрело особый вид политического изгойства. Изгнанные из Кабарды князья порой именовались «абрегам.
Но положение князя-«абрега» мало чем напоминало положение бездомного бродяги: он находил убежище у знатных дворян, устанавливал дипломатические отношения с Россией или Крымом, заключал союз с владетелями разных областей, вел сложную политическую игру, пока не добивался возвращения в Кабарду и восстановления нарушенного баланса сил. Хотя положение изгнанного князя характеризовалось традиционным понятием «абрек», вряд ли сам факт изгнания и породившие его причины можно относить к явлениям родового порядка.

Людей, становившихся на путь абречества, как правило, отличала сильная воля, которую они ставили выше любых привязанностей, социальных установок и норм. За убитых абреков никто, даже родственники не обязаны были мстить. За убитых абреков мстили их друзья-абреки, между которыми действовала солидарность в среде существовавших своеобразных абреческих братств.

На Кавказе абреческие братства носило интернациональный

характер, абреки независимо от национальности поддерживали друг друга, их статус ставился ими выше, чем национальная, общинная или сословная принадлежность. Как правило, постоянные или временные сообщества абреков носили интернациональный характер.

Абреки терроризировали российские власти на Кавказе и местных жителей, сотрудничавших с ними. 

Власть терроризировала мирное население, абреки терроризировали эту власть. И, конечно, народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств

 власти.

В 1880-1900- годы  абречество  временно  затихло,  но  возобновилось  во  время  русско-японской войны и революции 1905—1907 годов. 

2.3. "Одинокий всадник" Уэзы Мурат

 Уэзы Мураткlэ зэджэри щlалэ фlыцlэ къуэгъукъэ.

Шы гъурым тесри (уой маржэ) гъусэ 

пхуэхъункъым .

 Уи шы пэхужьри (уой маржэ) 

зэрыпхэщlыбгъуэ, Гумкъалэ губгъуэми (уой маржэ) Мурат щозауэ

.

"Уэзы Мурат и уэрэд",сложенная в свое время адыгским сказителем и просветителем Бекмурзой Пачевым об одном из наиболее одиозных, отпетых абреков, ярчайшем представителе института "Шу закъуэ (Одинокий всадник) Мурате Озове. Жизнь этого человека ещё при жизни была овеяна легендами.
Настоящее имя нашего героя Токъу, наличие двух имен не редкость у народов Кавказа, подобное встречается и сегодня. Согласно архивному сборнику «Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год» Токъу родился в 1858 году в ауле Къалэдэс (ныне станица Незлобная, Ставропольский край). Мать Мурата - абаза из рода Ныровых. Со временем, из-за давления царской администрации, жители аула переселились глубже в Кабарду, в Зольский район. Так, семья Озовых оказалась в селении Ашабово (селение Малка, КБР).

Будучи жилистым и стройным, Мурат был одарен недюжинной физической силой, проворством, и тягой к лихачеству. Он искал приключения, и шел навстречу своей судьбе. Рано встав на путь абречества, Мурат промышлял конокрадством и разбоем. Будучи по натуре щедрым, Озов часто раздавал награбленное бедным односельчанам и женщинам.

До нас дошел такой рассказ. В одном ауле , в сакле, несмотря на усилия матери, плакал маленький мальчик. Была ночь, гроза. Отчаявшись, мать пригрозила своему ребенку: « Если не перестанешь, отдам тебя Уэзы Мурату!». Тот не переставал плакать, и мать поднесла  ребенка к окошку, и, чуть высунув его, сказала в темноту: «Мурат, возьми его, раз он плачет». Случилось так, что по тропинке мимо сакли проезжал сам  абрек. Он выхватил ребенка из рук матери и ускакал. Мать была безутешна, думая, что навсегда потеряла своего сына, и сама тому виной. Однако, спустя некоторое время, Мурат вернул ребенка матери, причем сопроводив его богатыми дарами…

Мурата искали царские власти, и за его голову была назначена награда в 20 золотых червонцев. Однажды царским властям донесли, что Озов находится в  г. Георгиевске. Георгиевск был окружен казаками, но находчивый абрек нашел выход из положения. Он подговорил знакомого стянуть обручи с бочки, сам сел туда, бочка снова была собрана и абрека благополучно вывезли на арбе.
Однако, в результате очередного предательства, Мурат попал таки в руки царских тюремщиков, да и куда - в гремевшую по всей округе тюрьму «Белый лебедь» в г. Пятигорске. В первую же ночь, Мурат подвергся нападению двух мужчин, и отбился, ранив обоих шилом, спрятанным в сапоге.
Отобрав у заключенных их полотенца, выломал решетку в комнате для умывания и,  спустившись вниз по связанным полотенцам, оказался на свободе. Так, Озов стал первым арестантом, сбежавшим с "Белого лебедя". Абрек не долго думал, что делать, оказавшись на свободе. Он узнал, кто предал его. Виновник по имени Елэн, узнав о побеге Озова из тюрьмы, бежал в Турцию. Озов, путем вымогательства сделав себе нужные документы, также выехал в Турцию, и разыскал Елэна. Стукач прибег к старинному способу - созвал Хасэ адыгов, живущих в той области Турции, где он нашел убежище. Старшие, посовещавшись на Хасэ, и выслушав обоих, попросил абрека не мстить - так Елэн остался в живых, и доживал свои дни с позором и клеймом стукача...
Рассказывают, как однажды в поле, в окрестностях Георгиевска, Мурат повстречался с одиноким всадником, который оказался кумыком. По неизвестным причинам, мужчины вступили между собой в единоборство, и в результате упорной борьбы, верх одержал Мурат. Мужчины сдружились  и потом не разлучались. Так, вдвоем, они напали на женский монастырь в с. Совхозное.  Мурат со своим подельником был окружен. Решая прорвать цепь казаков, два друга атаковали силы противника. Они были ранены, Мурат - не сильно, а его друг - тяжело. Озов увез друга на попечение знакомого знахаря, а сам скрылся в родное село. Доехав поздно ночью, он постучался в окно местного эфенди Хажнагоева Канамета. Канамет вышел и увидел Озова Мурата, который был весь в крови. Мурат сказал, что ему больше нельзя  оставаться жить в Кабарде, и попросил коня. Канамет, лично знавший и уважавший абрека, отдал ему свою лучшую лошадь, на которой и покинул абрек родной край.
Таковы эпизоды жизни героя, которые сохранились до наших дней. Немало рассказов, воспевающих мужество, щедрость, благородство души и удаль Озова Мурата сохранила народная память.

Мурат, как отъявленный абрек и конокрад, живущий по принципу "не имей ни кола ни двора", не имел ни жены, ни детей. Он не оставил потомства, но оставил о себе громкую славу абрека-романтика, человека, презиравшего опасность, славу воина, чьим домом было поле, а обычаем - опасность и война.

Зэныбжьэгъу щlалэхэр (уой маржэ) къызэрогъащтэ.

Щlылъэр къэмыщтэмэ (уой маржэ) Мурат къэщтэнкъым.

 Тет пристафри (уой маржэ) Мурат кlэлъопхъуэ.

Бгы пхъуантэ быдэми (уой маржэ) Мурат дохьэжыр

 Уэ мэкъумэшыщlэхэм (уой маржэ) вы щlогъэщlэжыр,

Уэ уи ижэгъухэри (уой маржэ) жейми къыпхуоскlэ.



















3.Заключение

Есть целые горы литературы об абреках и разбое на Кавказе. За нашим краем издревле утвердилась слава разбойничьего гнезда.

Об абречестве можно сказать выросло из регулярных набегов сельских ополчений и княжеских дружин горцев. Но в целом это плод сложных взаимоотношений государственной (царской, а затем советской) власти с горским обществом и его лидерами.

Между современным абречеством и историческими формами разбоя на Северном Кавказе есть определенная преемственность. Абрекам свойственно некое "робингудство" - желание представить себя защитниками бедных и угнетенных.

Поддержка местного населения - одно из важнейших условий сохранения и периодического возрождения абречества в регионе.

Как видим, абречество было довольно сложным явлением, в котором переплеталось всё – и кровная месть, и разбой, и воинская доблесть, и заступничество за простой народ, и политическая борьба, продиктованная, социальными, национальными и религиозными мотивами.

Когда в ХХ веке народам Кавказа пришлось пережить многочисленные войны за независимость, абречество стало уже готовой и испытанной формой вооружённого сопротивления насаждаемым извне порядкам.
































Список литературы

1.« Антология кабардинской поэзии», г. Нальчик, 2008 год.

2.Мирзоев А.С. Институт абречества у черкесов в XIX веке. Нальчик 2001г

3.Кажаров В.Х. Традиционные общественные инситуты кабардинцев и их кризис в конце XVIII- первой половине XIX века. Нальчик «Эль-фа» 1994 г

4.http://adygaabaza.ru/blog/pamjati_uehzy_murata_ozova_murata/

5.https://foto-history.livejournal.com/ 





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!