СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области





Исследовательский проект

«Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»






Автор: библиотекарь Бобровская Татьяна Павловна
















-2020-

Содержание

Введение 1-2

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание на основе православных традиций 3-9

    1. Духовность и нравственность 3-4

    2. Нравственный идеал 4-6

    3. Православное воспитание и образование 6-7

    4. Святые Отцы о воспитании 7-9

  1. Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 10-15

    1. Проблемы современного детского чтения 10-12

    2. Главная книга в библиотеке и в жизни человека 12-14

    3. Православное семейное чтение 14-15

  2. Святые покровители образования 16-20

    1. Православные помощники учителя 16-18

    2. Направления духовно-нравственного воспитания 18-19

    3. Взаимодействие школы и школьной библиотеки 19-20

Заключение 21-22

Литература 23

Интернет-ресурсы 23

Приложения 24-29










Паспорт проекта

Название проекта: Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Аннотация

Актуальность проекта в решении проблем организации чтения участников образовательного процесса основной школы на современном этапе с целью повышения уровня духовности и нравственности.

В проекте представлен теоретический и практический материал с целью создания условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Цель исследования – определить круг чтения участников образовательного процесса для повышения уровня духовности и духовно-нравственного воспитания обучающихся школы.

Задачи:

  • Сформировать в школьной библиотеке фонд православной литературы.

  • Привлекать к чтению взрослых и школьников посредством информирования о православных святынях и книгах духовного содержания.

  • Организовать семейную проектную деятельность на тему «Святые покровители моей семьи»

Этапы работы над проектом: определение темы, составление плана, изучение научно-педагогической литературы и педагогического опыта, выбор наиболее эффективных педагогических условий для благотворного влияния на воспитание и развитие обучающихся, определение круга чтения участников образовательного процесса, подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Для работы над проектом были использованы творения и изречения Святых Отцев и известных православных педагогов, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, интернет-ресурсы, опыт работы школьного библиотекаря.

Введение

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников указано, что «современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». [5]

Актуальной задачей современных педагогов и работников школьных библиотек является стремление воспитать добрых, отзывчивых принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников, сделать так, чтобы наши дети понимали прекрасное и стремились к нему, были милосердными, творили добро, соблюдали заповеди Божьи.

Россия – великая православная держава, однако сегодня население страны, подавляющее большинство которого носит православные имена, плохо знает основы православной культуры, стоящей у истоков российской государственности, имеющей безграничные духовных запасы предыдущих поколений.

Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в библиотеке, где читатель учится самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учатся выбирать необходимую информацию. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого человека. Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают обязательный минимум по литературе.

Изучение проблемы организации детского чтения в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило противоречие между объективной необходимостью обеспечить организацию чтения обучающихся основной школы на современном этапе и неопределенностью теоретически обоснованных педагогических условий, направленных на повышения уровня духовности участников образовательного процесса чтением.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».

Цель исследования – определить круг чтения участников образовательного процесса для повышения уровня духовности и духовно-нравственного воспитания обучающихся школы.

Объект исследования – процесс организации духовно-нравственного воспитания православным чтением.

Предмет исследования – условия повышения эффективности воспитания православным чтением.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опре­делены следующие задачи:

Задачи:

  • Сформировать в школьной библиотеке фонд православной литературы.

  • Привлекать к чтению взрослых и школьников посредством информирования о православных святынях и книгах духовного содержания.

  • Организовать семейную проектную деятельность на тему «Святые покровители моей семьи».

При работе над проектом использованы методы опроса участников образовательного процесса, изучена научно-педагогическая литература и опыт православных педагогов, выбраны наиболее эффективные педагогические условия для благотворного влияния на воспитание и развитие обучающихся, определен круга чтения для духовного роста участников образовательного процесса.

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание на основе православных традиций

    1. Духовность и нравственность

В последнее десятилетие возник немалый интерес к возрождению традиций русской православной школы и к поиску новых форм, методов и методик организации системы православного образования применительно к современным условиям. Возникает интерес к изучению опыта работы православных педагогов, как зарубежных, так и современных отечественных (А. Владимиров, Б. Нечипоров, Б. Пивоваров и др.) в православных учреждениях. Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научно-педагогический обиход.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Духовность вообще - это жизнь в некотором духе. Православная духовность - это жизнь во Святом Духе.

Все начинается с познания себя. Своей неспособности одному, без помощи Божией, совершить что-либо благое, доброе.

Жизнь по заповедям и понуждение себя к молитве - это условия, при которых человеку начинает открываться его собственная душа. Снимается пелена с глаз. В результате человек понимает, что без Бога он бессилен и этим смиряется, а по мере смирения у человека появляется любовь.

«Духовная жизнь ведет человека к способности любить. Не к страсти, не к игре нервов, не к распаленному воображению, не к душевности, нет. К любви истинной, бесстрастной, не упрекающей, молчаливой, страдающей, ждущей, всепрощающей, живущей не собой, а другим. К той любви, которой любит Бог.

Итак, жизнь по заповедям Христа дает познание себя, познание того, кто ты есть на самом деле, и рождает от этого познания смирение. Смирением стяжается Святой Дух и любовь. Таково православное понимание духовности». [16]

Тайна нравственного воспитания заключается в сохранении чистой совести, верно показывающей состояние души, и охранении самой души от расстройства.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — гласит одна из христианских заповедей, давая ключ к подходу к проблеме. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания.

«Жизнь сердца — есть любовь», — свидетельствует святитель Феофан Затворник Вышенский, которого называют самым выдающимся и влиятельным из всех русских православных моралистов XIX столетия.

К сожалению, в настоящее время слово «любовь» потеряло первоначальное значение. Мы часто его употребляем в речи, но совсем не задумываемся о его важности. Ведь любит по-настоящему тот, «кто положит душу свою за друзей своих». [9]

Таким образом, главная задача воспитания — дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца. Об этом же пишет русский философ И. А. Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

    1. Нравственный идеал

Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души, поскольку жизнь души возвышается над жизнью плоти. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания.

Мы ищем идеалы для себя и своих воспитанников в великих характерах, созданных фантазией драматургов, писателей, поэтов, и в исторических личностях нового и старого времени. Но ведь во всех великих личностях, вымышленных и исторических, есть односторонности и недостатки.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Он есть сама истина, любовь, благость, чистота, правда, бескорыстие, самоотвержение, трудолюбие, терпение, мужество – не исчислить все Его совершенства. «Его учение, — пишет С. Н. Трубецкой, — было прежде всего Он сам. Его личность была как бы живое Слово Бога, — слово Божие, обращенное к человечеству». [1]

Образ Спасителя настолько велик и одновременно прост, так притягателен, тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глубоки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребенка. Сложность вопроса заключается в том, чтобы найти адекватную форму донесения до него этого высочайшего идеала.

Идеалом для девочки, девушки и женщины, безусловно, является Богородица. Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист, который собрал свидетельства тех, кто видел ее.

« Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые… У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах.

В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту ее души» - свидетельствует святой Амвросий.

Что касается ее одежды, то, как отмечает святой Григорий Неокесарийский, «Она была скромной, чуждой роскоши. Своей одеждой Она ничем не выделялась среди простых людей, чему способствовали степенная поступь и приятная, кроткая речь». 

Самая главная задача педагогов, родителей, библиотекарей – возбудить в детских душах интерес к Этим Идеалам. Но как это трудно сделать, если уклоняемся от обязанности самим духовно трудиться, тяготимся заботами, мечтаем о вечном празднике и боимся, чтоб кто не потревожил нашу дремлющую совесть.

    1. Православное понимание воспитания и образования.

Восходя к всеохватному образу человека, христианская педагогика дает наиболее точное понимание воспитания и образования, которое носит абсолютный характер и не изменяется с течением времени.

Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела. В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством — Евхаристией, Божественной Литургией. В переводе с греческого языка «Литургия» означает «общее дело». В этом общем для верующих деле открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе. В этом таинстве человек входит в живое общение с Богом. Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своими чувствами, интеллектом и волей.

Т аким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах. Это представляется тем более необходимым, что, согласно святоотеческому учению, невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати.

«Христианское воспитание, — пишет В. Парамонов, — есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем». По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление». Оно, безусловно, связано с обучением, которое, как часть воспитания, должно давать знания о Боге. Однако главная задача христианского воспитания — не столько знание о Боге, сколько знание Бога, жизнь в Боге.

    1. Святые отцы о воспитании

Святитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.


Святитель Тихон Задонский

У чителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.


П реподобный Серафим Саровский

Старец не позволял детям говорить против родителей, даже имевших несомненные недостатки. Один человек пришел к старцу с матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери, сказал: «Отверзи уста свои» — и, когда она открыла рот, трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как ты отселе не потерпишь более вина».

С вятой праведный Иоанн Кронштадтский

Р одители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу. Наша общая задача — вселить верою Христа в сердце.

Преподобный Амвросий Оптинский

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «Аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное» (Мф.18, 3). Молитва родителей о детях — залог успеха воспитания «Просите и дано будет вам…» (Лк.11, 9)

  1. Школьная библиотека – центр духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

2.1. Проблемы современного детского чтения

Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой чи­тающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духов­ностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: "Поэт в России больше чем поэт". Великая литера­тура для нас — это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершен­ствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для нашей культуры — это продвиже­ние личности к высокому духовному опыту человечества.

Вот что ответили родители школьников на вопрос «Чтение ребенка сегодня — это...»

«чтение из-под палки», «написание реферата», «программная обязаловка», «наша родительская мука», «наши затраченные нервы», «выполнение домашнего задания».

Показательные примеры того, что происходит с детским чтением, привел известный киноре­жиссер и публицист Савва Кулиш. Подбирая детей для участия в фильмах, он имел дело с сотня­ми ребят. Критерий отбора был один — культура школьника.

При разговоре с нынешними подростками выяснилось, в частности, что по сравнению с пре­дыдущими поколениями у них резко уменьшилась любовь и потребность в поэзии: никто из са­мых лучших претендентов для съемки в фильме не смог прочесть наизусть ни одного стихотво­рения даже из школьной программы. А одна из тестируемых вместо стихов продекламировала рекламный слоган на жвачку.

А вот данные социологов:

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

Нравится читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%

Не нравится читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%

Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

Читают познавательную литературу 21%

Читают для самообразования 10% школьников. [11]

Представленные здесь цифры говорят о тенденции снижения интереса к чте­нию от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше харак­тер его чтения приближается к взрослому.

Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия — ухудше­ние содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае останавливается. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энер­гия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и крими­нальному поведению.

Тема детского чтения в последнее время стала одной из главных в дискуссиях, ведущихся в православной среде. В притворах храмов и в интернет-сообществах не утихают споры об авторах и издательствах, допустимости некоторых литературных приемов и, главное, о том, насколько полезны для наших детей книги, которые лежат на прилавках магазинов.

Многое из того, что сегодня рекламируется в крупных книжных магазинах, вызывает у православных родителей недоверие, зачастую справедливое. Поэтому в православных семьях вопрос о детском чтении встал ребром: воспитывать детей на тех книгах, на которых воспитывались сами родители, невозможно, но новые книги должны быть достаточно хороши, чтобы выдержать в детском сообществе конкуренцию с "хитами продаж" и одновременно ориентировать детей в современном мире в соответствии с христианским миропониманием.

Детство - это тот период, когда формируется личность, и от него во многом зависит судьба человека. Детская литература должна быть оптимистична. Психология детей отличается от психологии взрослых. «Дети верят в добро и справедливость, в открытый и радостный мир, в счастливую жизнь. Один детский писатель заметил: "Все дети от двух до пяти лет верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологическою роста". Поэтому основная проблема в том, как отразить суть православия в детской литературе, ведь для православия важна аскетика, путь постепенного духовного восхождения к Богу, жертвенность. Ребенку это еще не понятно."[11]

Детская православная литература должна способствовать воцерковлению детей, то есть процессу усвоения ими церковных знаний и навыков молитвы. Важно также, чтобы они умели обосновать свою позицию верующего человека. Еще важнее - пробудить любовь к Богу, любовь к молитве.

2.2. Главная книга в библиотеке и в жизни человека

На Русь книга пришла вместе с христианством из Византии в пору расцвета византийской культуры. Появились книги исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные. Если мирянин принимался читать или даже переписывать книги, то делал это не для удовольствия и не для поучения, а для спасения души. Книжное дело сосредоточивалось исключительно в монастырях. Одну книгу писали многие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что трудный подвиг окончен счастливо.

Слово «библиотека» произошло от слова «Библия», так как означает «хранилище книг», а Библия переводится с греческого, как «книга». Слово «Библия», в свою очередь, произошло от названия древнего порта - Библос, расположенного у подножия Ливанских гор, через который в Грецию экспортировался египетский папирус. Потому Библия является главной книгой как в библиотеке, так и в жизни каждого человека.

Книга книг

О, Библия! О, Книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – Откровенье, ты – Завет,

Всевышним данный всей Вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

В. Брюсов

Духовная мудрость: «Чтение Священного Писания необходимо для спасения души». (Святитель Тихон Задонский). «Незнание Священного Писания – глубокая пропасть». (Святой Епифаний Кипрский)

В разные периоды жизни человек отдает предпочтение тем или иным книгам. Но любая из них, даже самая лучшая, не универсальна. Однако есть особая древняя книга, вместившая в себя всю мудрость духовного развития и существования людей, - Библия. И важно то, что она предназначена не только глубоко верующим, исповедующим христианство людям. Любому к ультурному человеку необходимо знать, о чем говорится в Ветхом и Новом Заветах так же, как и помнить имена своих прародителей.

Л учше всего знакомство с Библией начинать с детства. Но ребенку не понять сложного текста. Поэтому в издании «Библия для детей», изложенном простым, доступным языком, ему предлагаются лишь начальные сведения, необходимые для формирования основных понятий. Ребенку, у которого еще скуден багаж личного опыта в отношении добра и зла, требуются верные ориентиры. Его, как и взрослого человека, порой ранят несправедливость и жестокость, проявленные другими в отношении его самого или близких ему людей, но он еще не может разобраться в сложностях и противоречиях окружающего мира. Библейские образы, сюжеты, изречения учат терпимости, помогают подняться над собственной повседневной жизнью и позволяют лучше понять себя и других.

Познания в различных областях науки и техники формируют ум, но не развивают чувства, поэтому даже самое глубокое, энциклопедическое образование само по себе не в состоянии сделать человека счастливым. Как не в состоянии этого сделать ни спорт, ни зрелища, ни многочисленные развлечения, которыми переполнен современный мир. Лишь совокупности с развитием души все это становится благом, избавляя от пресыщения и разочарований. Библейские притчи позволяют создать некий духовный каркас, который растущему человеку предстоит оснащать всем последующим опытом своей жизни. Кроме того, библейские сюжеты, темы, многократно используемые в живописи, музыке, литературе, лежат в основе мировой культуры и искусства. Вряд ли стоит убеждать кого-либо в значении Библии. А поскольку вкус и привычка к чтению формируются в детстве, опираться необходимо прежде всего на вечные ценности, проверенные тысячелетиями.

    1. Православное семейное чтение

Крепкая семья, теплые отношения между родителями и детьми, глубокое уважение к друг другу благотворно влияют на воспитание и развитие детей. Создать уют и комфорт в общении и материальном благополучии помогают православные покровители брака. Ими являются святые мученики Адриан и Наталия, святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, преподобные Кирилл и Мария Радонежские чудотворцы (родители преподобных Сергия Радонежского, Петра и Стефана), святые царственные страстотерпцы Император Николай ІІ, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (настоящая «7-я»). Полезно обращаться к святым с молитвой, акафистами, канонами, читать их жития.

«Из собственного опыта живой, сердечной молитвы можем знать, что святые приняты в ближайшее общение с Богом. Святые, будучи в общении с Богом, притом чистые, отрешенные от тела, имеют ум самый светлый, дальнозрящий и наши сердечные молитвы слышат, и, если они угодны Богу и нам полезны, непременно исполняют» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский) [2]

Великая Заступница от всех бед – Пресвятая Богородица. Желательно читать сведения из истории обретения и написания икон Богородицы, как можно чаще молится пред иконами «В родах Помощница», «Воспитание», «Домоустроительница», «Млекопитательница» (помогает детям в стремлении самостоятельно добывать питание для души и тела), «Неувядаемый цвет» (сохраняет девственную чистоту души и тела), «Казанская» (этой иконой родители благославляют дочерей на брак), «Донская» (день празднования - 1 сентября, в День знаний) и многие другие.

Книги для семейного чтения – (См. приложение 1)








ІІІ. Святые покровители образования

    1. Православные помощники учителя

Нравственное воспитание не должно быть узким, однобоким, оно предполагает многогранность, широкий спектр направлений и механизмов воздействия на формирование «души» ребенка. Потому учителю предъявляются высокие требования к его компетентности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Учитель оказывает большое влияние на своих воспитанников, но для того, чтобы стать авторитетным и уважаемым человеком для них, ему необходимо быть требовательным, в первую очередь, к себе. Важно постоянно обращать внимание на свой внешний вид, поведение, а главное иметь не иссекаемый внутренний потенциал духовности и нравственности. Открыть такой источник в себе и поддерживать в нем чистоту без Божьей помощи, Богородицы и святых практически невозможно.

«Имя: «Господь», от слова «господствовать»; имя «Бог», от слова «богатый в милости», благий! Как всемогущий Бог повелевает; как милосердный, Он открывает Самого Себя и Свою святую волю. Для того, чтобы почитать Господа Бога, мы должны познавать Его, то есть учиться Богопознанию.

Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом Богопознания, теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в нашу жизнь много зла.

Для приобретения Богопознания, то есть для того чтобы научиться познавать истинного Бога, мы должны:

  1. Читать и изучать Священного Писание (Слово Божие), которое сообщает нам истинное и совершеннейшее познание о Боге.

  2. Читать творения Святых Отцев и Учителей Церкви, - что необходимо для правильного понимания Священного Писания и сохранения себя от извращенного, неправильного понимания.

  3. Возможно часто посещать храм Божий, потому что все службы церковные, в нем совершаемые, представляют наглядное поучение о Боге и делах Его…» [6]

Помощь в познании Бога учителям может оказать святой покровитель образования преподобный Сергий Радонежский. Будучи великим постником с материнской утробы и неустанным молитвенником, не имел в отрочестве способности к учебе, часто терпел насмешки от одноклассников, но, имея горячую веру и любовь к Богу, не переставал молиться. Чудо свершилось, Бог даровал просимое. Подробности можно узнать, прочитав житие преподобного Сергия.

Пред иконой Богородицы «Прибавления ума» (день празднования 28 августа, перед началом учебного года) прежде всего просят о «прибавлении ума для сердца», а потом знаний и умений в учебе.

Учителю русского языка и литературы будет полезно знакомство с иконами Богородицы «Слово плоть бысть», «Беседная», учителями Словенскими, святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, святителем Иоанном Златоустом, получившим при жизни необыкновенный дар красноречия. Они сохраняют чистоту русского языка и речи, помогают в познании языка любви, объединяющего народы всего мира.

Учителю математики важно пожелать своим ученикам знать таблицу умножения, как «Отче наш…» и «Отче наш…», как «Дважды два…». Обращение пред иконой Богородицы «Экономисса» содействует рациональному использованию времени, слов, денег, эмоций. Вообще полезно считать от себя, в пользу кого-то, ради Бога и людей, а не к себе и для себя, тогда «Не оскудеет рука дающего».

Учитель основ безопасности и жизнедеятельности повысит духовный уровень свой и своих учеников молитвенным обращением пред иконами Божьей Матери «Леснинская», «Спасительница утопающих», «Неопалимая Купина», «Скоропослушница», «Целительница».

Святые покровители учителя истории - равноапостольные Ольга, первая христианка на Руси, и внук ее Владимир, крестивший Русь, и все святые, угодившие Богу за многовековую историю христианства со времен Ветхого Завета.

Каждый учитель-предметник, классный руководитель, может найти своих православных помощников, используя церковный православный календарь.

    1. Направления духовно – нравственного воспитания

Работа образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства. Важно, чтобы подрастающее поколение имело активную гражданскую позицию личности, было готово к самоотверженному служению своему Отечеству. В данном направлении педагогу поможет обращение к иконам Божией Матери «Донская», «Державная», «Непобедимая победа», «Огневидная», «Воскрешающая Русь»; великомученику Георгию Победоносцу – покровителю России, православных воинов; святым благоверным князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому, святым праведным воинам Илию Муромцу и Федору Ушакову - православным воинам-защитникам Отечества.

Воспитание трудолюбия. Труд объединяет детей, формируются навыки совместной трудовой деятельности. Чтоб труд приносил пользу Богу, людям и тому, кто трудится, полезно будет обратиться за помощью перед иконами Божией Матери: «Неувядаемый цвет» - при работе на цветочной клумбе; «Спорительница хлебов», «Хлебная», апостолу Луке – при работе на пришкольном участке, «Троеручица» - при занятии рукоделием; святому апостолу Павлу, святителю Василию Великому - при работе в школьной мастерской.

Формирование экологической культуры. Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природе и окружающему миру. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Духовно наполняют детские души молитвы перед иконам Богородицы «Живоносный источник», «Знамение» Курская-Коренная, «Тучная гора», «Муромская», «Леснинская», «Озерянская».

Эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания — научить школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. В формировании эстетического отношения к действительности помогут преподобный Андрей Рублев, молитвы пред иконами Богородицы «Боголюбская», «Неувядаемый цвет», «Благодатное небо», «Живоносный источник».

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

    1. Взаимодействие школы и школьной библиотеки

В МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» много внимания уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Учителя, родители и обучающиеся школы являются прихожанами церкви Святителя Николая Чудотворца. Традиционно ими посещаются молебны на начало учебного года, богослужения, посвященные Рождеству Христову, Богоявлению, Входу Господня в Иерусалим, Пасхе, Святителю Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице, Преображению Господня. Потому важным событием осенью 2013 года стало освящение нового здания школы.

В школе неоднократно организовывались встречи и беседы обучающихся с отцом Анатолием Волошиным (настоятелем храма Рождества Христова села Большое Солдатское). Традицией стало проведение таких мероприятий, как «Рождественская елка», «Рождественский свет», «Пасхальная радость», а также участие в районных и областных творческих конкурсах «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо», благотворительной акции «Белый цветок». Обучающиеся принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, цель которых повышение духовности и нравственности. Библиотекарем было проведено районное открытое библиотечное мероприятие «Красота вокруг нас» с православной тематикой. Участники семинара послушали доклад на тему «Роль библиотеки в формировании эстетического воспитания обучающихся» (См. приложение 2)

В библиотеке оформлены выставки:

- «Уголок православной культуры» с православными книгами, поделками и рисунками обучающихся.

- «Неувядаемый цвет чистоты» с иконами Богородицы, святых и книгами о них.

- «Мы перед памятью в долгу» с книгами о Великой Отечественной войне.

- «Не допустить беды» - с целью профилактики вредных привычек.

Ежегодно, в день православной книги 14 марта, обучающиеся школы принимают участие в беседах о душеполезном чтении.

Весной 2016 года учитель основ православной культуры принял участие в районной конференции «Духовно-нравственное развитие обучающихся в воспитательном пространстве образовательного учреждения».

Результатом совместной деятельности учителей, родителей, библиотекаря, учащихся, направленной на развитие духовности, является успешное участие во многих районных и областных конкурсах. Что отмечено многочисленными почетными грамотами за участие и призовые места.







Заключение

Современное состояние России можно выразить словами великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…». Глубинный корень всех проблем общественной жизни – бездуховность: нецелостный образ мышления, материалистическое мировоззрение, духовно непросветленное чувство, морально слабая, эгоистически направленная воля. Только воспитание у новых россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в ХХI веке, сохранить социальный институт семьи, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.

В настоящем проекте за основу взято обращение к отечественным православным традициям духовно-нравственного воспитания и образования детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм человека на нашей земле, и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах и мероприятиях, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро, служить Богу, людям и Отечеству.

Целью работы школьной библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения является содействие образовательной и воспитательной деятельности школы в подготовке выпускников, владеющих прочными знаниями по основам наук, стремящихся к самосовершенствованию, имеющих устойчивую мотивацию к социокультурному обновлению общества.

Перед школьной библиотекой стоят задачи воспитания личности и развития духовно-нравственной основы подрастающего поколения, способной объединить детей, семью, общество. Решение этих задач должно осуществляться через работу с книгой и информацией.

«Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей». [8]

Для реализации проекта собран достаточный теоретический и практический материал. Используя ссылки на сайты православные издательств, магазинов, подробные аннотации на книги, реально сделать заказ и пополнить фонд школьной библиотеки книгами духовного содержания для родителей, учителей и учащихся.

Проект долгосрочный, потому библиотекарю необходимо находиться в постоянном поиске информации о новинках православных изданий, знакомиться и знакомить участников образовательного процесса с православными авторами, читать Священное Писание, через молитву общаться со святыми угодниками, сеять добро и собирать плоды просвещения.

В результате возможно повышение уровня духовно-нравственного развития участников образовательного процесса, возникновение потребности в чтении полезной для воспитания и образования литературы, постоянном духовном обогащении и воцерковлении взрослых и детей.

Тесное взаимодействие всех участников учебной и воспитательной деятельности при помощи Божьей способно создать условия для формирования духовно-нравственной, верующей в Бога личности, живущей по Заповедям Божиим, трудолюбивой, образованной, любящей свою Родину, способной успешно решать проблемы адаптации в современном обществе.



Литература:

  1. Антонов М. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. Новосибирск, 1990.

  2. Акафист всем святым, от века Богу благоугодившим. - М., 2014

  3. Грозовский Виктор Православное воспитание девочек. — Санкт-Петербург , 2006

  4. Грозовский Виктор Православное воспитание мальчиков переходного возраста (советы священника). — Санкт-Петербург, 2006

  5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2013

  6. Закон Божий для семьи и школы./Сост. Протоиерей Серафим Слободской. – Санкт-Петербург, 2000.

  7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

  8. Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.

  9. Святое Евангелие. С приложениями. - Клин, 2007

  10. Книжное обозрение. - №39, 2005

  11. Школьная библиотека. - №8, 2003

Интернет-ресурсы:

  1. Азбука. - http://azbyka.ru/deti/vera-malen-kogo-mal-chika

  2. Незнакомое православие. Миссионерский отдел Московской епархии. - http://www.missionary.su/illiteracy/6.htm

  3. Педсовет.http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3504/Itemid,118

  4. Предтеча. Киев. - http://predtecha.kiev.ua/sv-otsti-o-vospitanii.html

  5. Правжизнь. РФ. - http://pravzhizn.ru

  6. Псалом. - http://www.psalom.ru/pravoslavnie-detskie-knigi/pg3.html

  7. Церковь. - http://tserkov.info/numbers/reading/?ID=1685



Приложение 1.

Книги для семейного чтения

Библейские истории. Семейное чтение.
















Э та книга рассказывает об основных событиях Священной Истории. В нее вошли иллюстрации из уникальной художественной коллекции библейских сюжетов.   Истории повествуют о Промысле Божием в жизни людей. Эта книга  предназначена для семейного чтения!

  



































Небесные заступники. Жития святых для девочек и мальчиков, а также пап и мам.


         Святые — это люди, жизнь которых является для нас примером веры, любви, добра, и мудрости. Жития святых — это тот источник, к которому важно прикоснуться в самом раннем детстве. В данном издании жития святых изложены кратко и доступно детскому пониманию. Ребенок, который делает лишь первые шаги на пути веры, с радостью познакомится с героями этой прекрасно иллюстрированной книги, которых объединяет вера в Господа и любовь к людям. Из этой книги дети узнают, почему святителя Николая называют Чудотворцем, какая святая стала духовной матерью русского народа, кто благословил на подвиг князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, кто основал Марфо-Мариинскую обитель милосердия, и многое другое.




















Рассказы старца Паисия. Александр Худошин.


В сборнике представлены поучения старца Паисия Афонского, пересказанные простым и понятным ребенку языком. Автор не упустил описать жизнь самого старца, а также святогорский быт. Книга рассчитана на детей возраста 6-14 лет. Рассказы сопровождены яркими и запоминающимися стихотворениями и красочными иллюстрациями.
















































































Детство золотое.















































Содержание:
К. Лукашевич. Птичница Агафья
П. Мироносицкий. Лепта
Н. Ахшарумова. Враги
П. Полевой.Сиротка Стеша
А. Купреянова.Рыболов по призванию
Н. Корнев. Сестры
О. Шмидт-Москвитинова. Галя





























































Моя первая Библия


И здание предназначено для детей, которые только начинают постигать азы веры. Знакомясь с этой книгой, прекрасно иллюстрированной на каждом развороте репродукциями картин известных живописцев. Из историй Ветхого и Нового Заветов, доступно изложенных для маленького читателя, он узнает, как сотворил Бог мир, как Он заботится о каждом живущем в нем, как Он каждому желает счастья, как управляет судьбами людей и целых народов.


Подробности на сайте: http://www.psalom.ru/pravoslavnie-detskie-knigi/pg3.html

Книги для младших школьников



















Вера маленького мальчика

И з собрания протоиерея Валентина Кречетова.

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (Лк.10:21).

Подробности на сайте: http://azbyka.ru/deti/vera-malen-kogo-mal-chika










Мы идем в храм. Для малышей и их родителей. Протоиерей Игорь Шестаков



































         Данная книга – прекрасное приобретение, которое могут сделать для себя и своих малышей молодые родители, для которых воспитание детей в духе христианского благочестия – не простое декларирование ценностей.

        Авторы и составители книги попытались в доступной форме изложить ребенку, почему нужно ходить в храм, как туда приходить и как вести себя во время богослужений.














































Православная азбука в стихах. Елена Екимова.



         «Православная азбука в стихах» в доступной форме объясняет детям основы православной веры. Буквы помогают малышам подняться вверх по лесенке, ведущей в мир любви и света. Каждое стихотворение — это дружеский разговор с ребёнком, из которого он узнаёт о Боге и о душе, о добре и зле, о радости и надежде.

Подробности на сайте: http://www.psalom.ru/pravoslavnie-detskie-knigi/pg3.html








Книги для подростков



Искра Божия. Душа чистая. Душеполезное чтение для подростков.






       Сочинение инока Алексия - третье в серии «Искра Божия». В него включены жизнеописания святых православной церкви, подвижников, мучеников и святителей, а также невымышленные истории из жизни современников. Все рассказы служат примером нравственности, чистоты душевной и духовной.






Один в поле воин. Повесть. Екатерина Каликинская.


Повесть предназначена для подростков. Она рассказывает о детях разных поколений одной семьи, живших в очень непростой период нашей истории (1916-1996). У каждого из них была значимая встреча с уникальным человеком — святителем Лукой (Войно-Ясенецким), причисленным к лику святых Русской Православной Церковью. Святитель Лука стал примером мужества, терпения, стойкости и веры для многих людей, доказав, что и один в поле воин.



Подробности на сайте: http://www.psalom.ru/pravoslavnie-detskie-knigi/pg3.html









Приложение 2

Освящение нового здания школы и благодарственный молебен



Беседа с отцом Анатолием Волошиным

Внеклассные мероприятия





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!