СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «История советского периода через биографию одного человека-Шорникову Ларису Мефодьевну, выпускницу 1953 года».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«История советского периода через биографию одного человека-Шорникову Ларису Мефодьевну, выпускницу 1953 года». Реферат.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «История советского периода через биографию одного человека-Шорникову Ларису Мефодьевну, выпускницу 1953 года».»

муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска











Реферат
на тему:

«История советского периода через биографию одного человека-
Шорникову Ларису Мефодьевну, выпускницу 1953 года»





Работу выполнила ученица

10-а класса МОУ СОШ №22

Гончарова Виктория Владимировна
г.Смоленск,ул.Фрунзе,д.22,кв.616
214012
Тел.:89517087241
[email protected]

Руководитель: учитель истории

Лескова Алла Владимировна
Тел.:89529987750
[email protected]
г.Смоленск,ул.Толмачева,д.5,кв.71

214012




2014

Содержание
Введение............................................................................................3 стр.
Глава 1.Детство, опаленное войной.................................................4 стр.
Глава 2.Школьные годы...................................................................5 стр.
Глава 3.Определение жизненного пути. Работа в школе...............6 стр.
Глава 4.Жизнь в настоящее время...................................................7 стр.
Заключение........................................................................................8 стр.
Приложение.......................................................................................9 стр.
Источики………………………………………………………….12 стр.





























Введение
Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути. Для каждого из нас школа – это второй дом. Здесь есть и вторая мама - наша первая учительница. Именно она научила нас писать, читать, логически мыслить. Учителя учат нас быть добрыми, честными, правильно общаться, дружить. Школа даёт нам опору, дарит тепло и радость.


Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру. В школе мы находим первых настоящих друзей и первую любовь.


Школа - это то место, где мы переживаем первые радости побед и пытаемся скрывать горькие слёзы поражений. Школа учит нас преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом. Здесь проходит множество мероприятий – интеллектуальных, спортивных и развлекательных. Именно такие мероприятия делают нас дружными, сплочёнными.

Мы всегда будем помнить беззаботные школьные годы, наш школьный дом, наших учителей и одноклассников, которые стали для нас родными людьми.

В нашей школе проходит большая работа по музейному краеведению. Одним из направлений деятельности музея является сбор материалов по истории школы. Вместе с нашим учителем истории мы собираем материалы по самым разнообразным темам: «История школы», «Знаменитые выпускники», «Они сражались за Родину», «Партизанскими тропами», готовим стенды, организуем встречи с ветеранами войны.

Я осветила эту тему не случайно. Меня очень заинтересовала жизнь человека, который помог восстановить историю школы военного и послевоенного времени, очевидца всей этой устрашающей ситуации. Лариса Мефодьевна Шорникова и сейчас продолжает сотрудничать с музеем нашей школы, пополняя основной фонд музея фотографиями и воспоминаниями своих одноклассников.

«Как философия ищет основы вещей, искусство - идеал красоты, так история стремится дать картину человеческой судьбы правдиво, полно и ясно». Я взяла эти слова за основу нашего реферата и поставила перед собой цель:
- раскрыть историю военного и послевоенного времени СССР, представив картину жизни одного человека, выпускницы школы №22.
Для выполнения этой цели я поставила следующие задачи:
- собрать материал о жизни Шорниковой Ларисы Мефодьевны, используя документы и фотографии, которые она предоставила;
- лично встретиться, пообщаться и взять у нее интервью.

Особенностью реферата является то, что он написан на основе личных воспоминаний Шорниковой Ларисы Мефодьевны.










































Глава1
Детство,опаленное войной


Родилась Шорнкова Лариса Мефодьевна 21 ноября 1935 года в городе Смоленске. Ее отец, Шорников Мефодий Ефремович, работал в средней школе №9, учителем географии, а также еще на двух работах по совместительству вел кружки. Мать не работала.

Детство Ларисы Мефодьевны было счастливым и беззаботным, пока не началась война.

Их семья жила в шестнадцатиквартирном доме, но с началом войны Мефодий Ефремович ушел на фронт, а мать и Лариса Мефодьевна вынуждены были пойти пешком в деревню Селифоново к дедушке.

Жизнь в оккупации семьи Шорниковых была похожа на жизнь других смолян. Мало того,что не хватало продуктов питания, дров для обогрева дома. Большую опасность представляли фашисты, которые использовали любую ситуацию для того, чтобы унизить, оскорбить русских людей. Немцы физически истребили в деревне всех евреев, деревенских жителей заставляли кормить их и развлекать. Самым счастливым событием этого периода было письмо с фронта от отца.Мать радовалась, что отец жив, бодр духом и все делает для того, чтобы освободить нашу деревню. всю страну от фашистов.
Когда фашисты, теснимые советскими солдатами, оставляли советские территории, они уничтожали гражданские сооружения: школы, больницы, жилые дома. В сентябре 1943 года фашисты сожгли их деревню и дом в Смоленске.Семья осталась без крова.
Их приютила сестра отца, жившая в Шейновке.

В новых условиях мать Ларисы Мефодьевны вынуждена была пойти работать машинисткой в штабе морской флотилии, который находился в до августа 1944 года в Шейновке.

Не менее радостным событием стало возвращение отца с фронта. Мефодий Ефремович вернулся с орденами на груди и с костылем. Он стал инвалидом, но несмотря на это, пошел работать завучем в НСШ №10 ( ул. Гастелло, тогда первая Северная, где они и встречали День Победы).

С 1945г. по 1950 год он был назначен завучем младших классов в МБОУ СОШ №22.

Для семей администрации школы ( директора Лифшица М.И. и завучей ) школа построила два финских домика на территории школы. Остальные учителя, у которых не было дома, жили в школе.


Так Лариса Мефодьевна впервые оказалась в 22 школе города Смоленска, что на Покровской горе.





































Глава 2

Школьные годы


Осенью 1945 года Лариса Мефодьевна пришла в 3 класс.
Школа после немецкой бомбежки была в ужасном состоянии. Она напоминала «решето от бомб и снарядов». Было очень холодно, чернила замерзали, потому что центральное отопление было выведено из строя. Классы топили печками-буржуйками, все сидели одетыми в пальто, шапки и валенки. Зимы были суровые. Ребята с завхозом после занятий вылавливали плоты из Днепра, привозили в школу и ими топили печки.

К лету 1947 года в школе был сделан ремонт. Появилось водяное отопление, проведен ремонт кровли. Стало более комфортно. Однако не хватало учебников и тетрадей. Порой бывало 2-3 учебника на класс,которые читали по очереди вечером.
Несмотря на все проблемы и сложности, жизнь в школе была интересной. Каждый класс устраивал тематические вечера: учитель давал задание на тему какого-либо писателя, произведения или поэта, и ученики с удовольствием готовились, часто устраивали концерты.

В классе Ларисы Мефодьевны был драмкружок,который вел артист Драмтеатра М.А. Александров.

Класс был очень дружный.В свободное время они ходили в кино,театр,каток,парк,на природу в Пассово.

Знания были хорошие, благодаря заинтересованности ребят,они пытались наверстать упущенное во время войны (некоторые ученики в классе были на 2-3 года старше остальных) и учителей: Титовой Марии и Юлии Васильевны, Роговой Ольги Ивановны(позже директора школы №3), Злотникова Евгения Абрамова,Синявской Веры Александровны,Тышко Ангелины Владимировны,Лейкиной Сарры Исаковны и особенно Хряченкова Петра Митрофановича-завуч школы,который за два года сделал их учеников «великих математиков».

Кроме математики Ларисе Мефодьевне нравился немецкий язык,который первый год обучения в пятом классе преподавала молодая учительница Синявская Татьяна Константиновна,а остальные годы ее мать Синявская Вера Александровна.

Поскольку в конце 40х-начале 50х годов жизнь в стране была трудной, многие не заканчивали 10 классов, а уходили после 7 классов в техникумы или на производство.
После окончания школы, некоторые одноклассники уехали в другие города: Федотов Виктор уехал в Москву,Васякина Нина-а Минск,Сербенюк Анатолий-Рига,а Торшина Лариса,Кожелева Надежда,Аниськина Дина,Гаврилова Мария,Михалкин Виктор,Сабин Виктор-остались в Смоленске.


Лариса Мефодьевна, несмотря на все жизненные трудности, при поддержке родителей вместе со своей лучшей подругой поступила в Смоленский педагогический институт на факультет иностранных языков.






































Глава 3
Определение жизненного пути. Работа в школе


В институте, по словам Ларисы Мефодьевны, было не менее интересно, чем в школе, хотя в группе обучалось всего два парня. Но в других группах их совсем не было.

Во время учебы в институте Лариса Мефодьевна была на педпрактике в родной школе. Она с волнением вспоминает об учениках, особенной о Сонине Валерии Абрамовиче, который впоследствии стал профессором СмолГУ. С 1956 года постоянно вечером работала в вечерней школе №2 ( сейчас это школа №1). Классных комнат не хватало, поэтому некоторые занятия проходили в классах школы №22. С первых дней преподавания для себя она сделала вывод, что правильно выбрала профессию, что идет по «своей» дороге. И тем она была счастлива.
В 1957 год, окончив институт, ей очень хотелось остаться работать в вечерней школе. Оставлять ее не хотели, потому что селу требовались молодые учителя. Посылали куда-то в район, но благодаря репутации добросовестного преподавателя-студента, руководство утвердило ее в качестве учителя вечерней школы №2, где она прослужила своему делу 26 лет. В ее трудовой книжке есть лишь одна запись о месте работы и эта запись о работе учителем в вечерней школе №2.

В вечерней школе, вспоминает Лариса Мефодьевна, работать было проще, потому что шума было меньше и состав учеников был из рабочих. Они приходили после работы и, несмотря на усталость, с удовольствием учились.

Среди учеников Ларисы Мефодьевны был А. Николаев, известный космонавт, она преподавала у него в 9-ом и 10-ом классах немецкий язык. Николаев служил летчиком, их часть стояла в Заднепровском районе города Смоленска, а позже в 1954 году в авиационных частях Подмосковья. В 1960 году был зачислен в ряды космонавтов. Он был прилежным учеником и хорошим примером для одноклассников.

В нашем школьном музее есть фотография А. Николаева с памятной надписью, сделанной во время посещения школьного коллектива.

Лариса Мефодьевна была активным профсоюзным деятелем, руководителем школьного хора учителей. Помимо уроков немецкого языка вела кружок шитья и вышивания.
При посещении вечерней школы №1 учителя с уважением рассказывали о ее деятельности: они вспоминали о ней как о внимательной, профессиональной коллеге, заботливом, понимающем учителе.

Глава 4
Жизнь в настоящее время
В годы перестройки по причине болезни Лариса Мефодьевна прекратила работу в школе. Но, обладая неиссякаемой жизненной энергией, она ни оного дня не живет без мыслей о школе.

Лариса Мефодьевна - частый гость школы №22 . Она является членом актива музея. Когда в школе отмечался юбилей, многие контактные телефоны выпускников были предоставлены ею.

Лариса Мефодьевна-человек, который никогда не оставит в беде.

Вот недавно зимой 2010 года ее одинокая одноклассница, проживающая на улице Розы Люксембург в частном доме, серьезно заболела и попала в больницу. Лариса Мефодьевна ездила через весь город, чтобы полить цветы и покормить кошку на протяжении двух недель. Кроме того, она сейчас приезжает каждый день в другой район города и ухаживает за этой одинокой одноклассницей.

Она – инициатор встреч выпускников своего класса, особенно в юбилейные годы, ведет переписку с одноклассниками из других городов.

Однажды в разговоре Лариса Мефодьевна бросила такую фразу: «Когда я училась в школе, я не считала себя лидером - организатором, а, наоборот, человеком ведомым. Но после окончания школы спустя несколько лет на одной из встреч с одноклассниками на меня возложили роль инициатора и объяснили это тем, что я стала единственной учительницей среди них». Встреча с одноклассниками происходила почти каждый год. Жизнь разбросала их по всей стране, а Лариса Мефодьевна является связывающим звеном: они ей звонят, договариваются о встречах, расспрашивают друг о друге.
Лариса Мефодьевна с энтузиазмом предоставляет много полезных материалов о своих одноклассниках. На основе их в этом году планируется создать новый стенд: «Выпускники школы №22 1953 года», за что можем выразить ей большую благодарность.










Заключение
В результате работы я увидела, что страницы биографии Ларисы Мефодьевны и личные качества типичны поколению военного и послевоенного периода советской истории. Во время многочисленных бесед я восхищалась множеством хороших качеств этого человека: искренностью, терпением, волей к жизни, отзывчивостью, порядочностью, интеллигентностью. Я поняла, как важно выбрать правильный путь в жизни! Ведь моя героиня, несмотря на сложные военные и послевоенные годы, смогла стать счастливой.
Вся жизнь ее связана со школой. Она не забывает своих одноклассников. Ведь общение и воспоминания - это жизнь. Встречи с одноклассниками подпитывают жизненными силами эту уже немолодую женщину.

Благодаря ее интересу была воссоздана история школы послевоенного периода и 60-70х годов ХХ века. Материалы, переданные ей музею, составляют основу экспозиции истории школы.

Шорникова Л.М. до настоящего времени связывает свою жизнь со школой, оказывая неоценимую помощь. Ее приглашают на классные часы, где своими рассказали она побуждает к стремлениям хорошо учиться, быть активными в общественной жизни школы.Ведь качества личности, заложенные в школьном возрасте, остаются неизменными на протяжении всей жизни. А ведь как важно в нашем сложном мире быть грамотным, обладающим высокой гражданской позицией!
























Источники


1.Школьный музей ВОВ


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!