СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа обучающихся "Образ Емельяна Пугачёва в художественных произведениях, изучаемых в 8 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект обучающихся по литературе. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа обучающихся "Образ Емельяна Пугачёва в художественных произведениях, изучаемых в 8 классе"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА







Образ Емельяна Пугачёва

в художественных произведениях, изучаемых в 8 классе








Выполнили: Архангельская Елизавета,

Лукьянова Елизавета,

Тихонова Яна,

обучающиеся 8 «Б» класса




Руководитель: Крохалева Т.В.,

учитель русского языка и литературы






с. Новая Сидоровка

2013


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение с.3

2. Основная часть

2.2. Образ Емельяна Пугачева в русских народных исторических песнях с.5

2.3. Образ Пугачева в официальной критике и литературе, в памяти народа

и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с. 9

2.4. Пугачев - герой одноименной поэмы Есенина с. 14

3. Заключение с.17

4. Литература с. 18





























ВВЕДЕНИЕ

Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где он рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории. Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее великих писателей к историческому прошлому своего народа, своей страны.

Программа литературы в 8 классе посвящена самым значительным страницам русской истории. Наше внимание после изучения содержания программы привлекло то, что сразу в трех разделах есть произведения о Крестьянской войне под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. В разделе «Устное народное творчество» - исторические песни о Пугачеве; в «Русской литературе 19 века» - «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина; в «Русской литературе 20 века» - «Пугачев» С.Есенина.

В произведениях фольклора и в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» образ Пугачева изучен глубоко, всесторонне, ему посвящено множество исследовательских работ, которые легкодоступны, и никаких затруднений в поисках материалов для школьного сочинения после изучения этих произведений у нас не возникло. А вот поэма С.Есенина «Пугачев» включена в школьную программу сравнительно недавно, и материалов по образу главного героя недостаточно, они располагаются в разных литературных источниках. Актуальность нашей исследовательской работы в том, чтобы в одном проекте объединить все об образе Емельяна Пугачева.

Цель: изучить образ Е.И.Пугачева в русских народных исторических песнях, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С.Есенина «Пугачев».

Задачи: 1. Изучение критической и исследовательской литературы по выбранным художественным произведениям.

2. Обобщение изученного материала по образу Пугачева.

3.Сравнение авторского отношения к образу Пугачева в разных произведениях.

По характеру доминирующей деятельности данный проект исследовательский,

по форме – информационно-реферативный,

по содержанию – предметный (литература),

по продолжительности – краткосрочный,

по количеству участников – групповой.

Новизна проекта в том, что образ Емельяна Пугачева рассматривается сразу во всех художественных произведениях, изучаемых в 8 классе.

3

Практическая значимость: материалы, обобщенные в проекте, можно использовать

при изучении образа Емельяна Пугачева на уроках литературы, а также при написании сочинений.

Проект выносится на защиту.















































4


ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

В РУССКИХ НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ


В русских исторических песнях, которые создавал народ (а появились они в начале XIV века), рассказывалось об истории Руси, о людях, оставивших след в памяти народной. Всегда они рассказывали о людях, живших в далекие годы или недавно, заслуживших в народе славу, остав­шихся в памяти народной. В исторических песнях всегда было ясно вы­ражено отношение народа ко всему, о чем они рассказывают, и к тем людям, о которых слагались эти песни.

Среди множества исторических песен немало таких, которые расска­зывали о народных заступниках, о людях, которые выступали за лучшую жизнь народа. Это песни об удалом атамане Степане Разине и его мяте­же, а также песни казацкого атамана Емельяна Пугачева и о возглав­ляемом им крестьянским выступлении против Екатерины II.

Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742-1775), предводитель Кресть­янской войны 1773-1775гг; донской казак, участник Семилетней (1756— 1763) и русско-турецкой (1768-1770) войн, хорунжий. Под именем Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773 г, проявил выдающиеся военные и организаторские способности. В сентябре 1774 г. был выдан властям заговорщиками. Казнен в Москве на Болотной площади. Так лако­нично рассказывается о Пугачеве в Энциклопедическом словаре.

К этому можно добавить, что Е. Пугачев был отважным и смелым воином, чутким ко всякой несправедливости человеком, жестким, порой жестоким, но в то же время справедливым, умеющим помнить добро, болеющим сердцем за то крепостническое рабство, в котором жили про­стые люди, казаки. Осенью 1773 г. он назвался царем Петром III Федоро­вичем и заявил казакам: «Я, государь Петр Федорович, во всех винах про­щаю, и жалую я вас рекой (т.е. Яиком — Уралом) с вершины и до устья, и землею, и травами, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом» и «вечною вольностию». Казаки не знали истины: Петр Федорович был лишен власти и умерщвлен Екатериной II в 1762 г., после дворцового переворота. Народ поверил Пугачеву и примкнул к нему. Восстание бег­лых крестьян и казаков охватило огромные территории — от Оренбург­ских степей и до близких к Москве губерний и стало крупнейшим крес­тьянским восстанием в России.

В 1774 г. Пугачев со своим войском потерпел поражение под Чер­ным Яром, был предан казаками и выдан царским властям. В 1775 г. тридцатипятилетний руководитель крестьянского восстания был казнен в Москве.

5

Крепостные люди, крестьяне, казаки были на стороне Пугачева, о нем слагали песни, в которых высмеивали царских военачальников, восхи­щались удалью атамана, его смелостью, радовались победам Пугачева и горевали о его поражении.

Песня «Пугачев грозит графу Панину»

После поражения Пугачев был выдан царским военачальникам и при­везен в Симбирск. В этой песне руководитель карательной армии гене­рал граф Панин допрашивает Пугачева.

Судил тут граф Панин вора Пугачева:

«Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иваныч,

Много ли перевешал князей и боярей?» ——

«Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч.

Спасибо тебе, Панин, что ты не попался:

Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил,

На твою бы на шею вароввины вожжи,

За твою-то бы услугу повыше повесил».

Граф Панин испугался, руками сшибался:

«Вы берите, слуги верны, вора Пугачева,

Поведите-повезите в Нижний городочек,

В Нижнем объявите, в Москве покажите,

Все московски сенаторы не могут судити».

В этой песне отчетливо выражено презрительное отношение народа к царскому генералу Панину, который боится даже связанного Пугачева, и гордость за мужественное поведение атамана, его насмешливо-презри­тельное к Панину («Я бы... спину-то поправил», — отвечает Пугачев ге­нералу, т.е. насмешливо говорит о наказании его плетьми или палками, попадись тот в руки восставших). Следует пояснить значение слова «вор» в этой песне («Вы берите, слуги верные, вора Пугачева...», — приказы­вает Панин). Здесь слово «вор» имеет не современное значение — «мо­шенник»; в старинном русском языке вместо этого слова употребляли другое — «тать» (кража — «татьба»). Этим словом народ называет от­крытые нападки Пугачева на царских бояр и солдат.

Уж ты ворон сизокрылый...

В народе, наряду с мнением, что Пугачев — царь Петр Федорович, существовало и другое, истинное мнение: Е.Пугачев — простой казак, а не царь. И тем не менее простые люди шли в отряд Пугачева с верой на исполнение всего того, о чем говорили манифесты атамана. В этой песне выражены печаль и грусть народа, уже знающего о

6

трагической судьбе Пугачева и его сподвижников: царские палачи трупы замученных пуга­чевцев спускали на специально устроенных плотах по течению рек, что­бы еще больше устрашить народ. Образ ворона в устном народном твор­честве — символ печали, горя, несчастья.

В песне упоминается литейный завод на Урале — там лили пушки для отряда Пугачева — «медны трубы».

Уж ты ворон сизокрылый,

Ты скажи, где милый мой?

— А твой милый на работе,

На литейном на заводе:

Не пьет милый, не гуляет,

Медны трубы выливает,

Емельяну помогает.

Прошла слава по народу,

Что Пугач казачья роду.

Твой-то милый тож казак,

Помогать казакам рад.

Он напрасно помогает:

Из Расеи тьма солдат

На Урал идут, Пугача возьмут,

Полонят его и всю армию.

Твоему казаку снимут голову,

Снимут голову, пустят по воду.

А тебе, молодой, век вдовою быть,

Век вдовою быть и бунтаршей слыть.

— Я солдатов не боюся,

С милым вместе отобьюся.

Лети, ворон сизокрылый,

А я — следом за тобой,

Где горюшенька мой милый

Проливает кровь рекой.

Емельян ты наш, родный батюшка.

Пугачев был предательски сдан царским войскам, восстание жестоко подавлено. 10 января 1775 г. Емельян Пугачев был казнен в Москве на Болотной площади. По воспоминаниям очевидцев, на площади собралась огромная масса народа,

7

сочувствовавшего атаману, и конным отрядам пришлось долго разгонять толпу людей, которые не ходили уходить с места казни «народного заступника».

В этой песне о Пугачеве выражена народная любовь к казацкому ата­ману, которого простой народ считает «своим», заступником и защитни­ком (не случайно называют Пугачева «родный батюшка», «Емельян ...наш»). Но основная тональность песни — горестная: эта песня — пес­ня скорби о погибшем атамане, поистине народный плач, со всеми фоль­клорными элементами и образами: горе — смерть близкого человека — сравнивается с закатом красного солнышка; оставшиеся жить считают себя сиротами, которых всякий может обидеть: ведь за них некому боль­ше заступиться.

Емельян ты наш, родный батюшка!

На кого ты нас покинул?

Красное солнышко закатилось...

Как остались мы, сироты горемычны,

Некому за нас заступиться,

Крепку думушку за нас раздумать...

Так в памяти народной осталось крупнейшее восстание за свободу и улучшение жизни крестьян, сохранился образ сильного и талантливого военачальника и организатора крестьянского движения Емельяна Пуга­чева. Такой исторически правдивый образ Пугачева и был создан А.С. Пушкиным в его романе «Капитанская дочка». Интересен тот факт, что спустя много лет были опубликованы протоколы допросов Пугачева и некоторые другие документы, в которых Емельян Пугачев предстает человеком мужественным, сильным, бесстрашным, с чувством собственно го достоинства и даже такта.



















8

ОБРАЗ ПУГАЧЕВА В ОФИЦИАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ, В ПАМЯТИ НАРОДА И В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Одним из центральных героев романа А.С Пушкина «Капитанская дочка» является образ казацкого атамана, предводителя крестьянскою восстания Е. Пугачева. Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды. В то время, когда Пушкин писал свой роман, существовали кардинально противоположные оценки Е. Пугачева.

Историки, представлявшие официальную, дворянскую точку зрения, усматривали Пугачева как урода, нравственного и физического, жестокого и коварного разбойника, который, обуреваемый животными инстинктами народных масс против дворянства. Именно в личных качествах Пугачева видели они причины крестьянской войны. «Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преис­полнено его сердце», — писал современник Пушкина Броневский в сво­ей «Истории Донского войска».

Русский писатель В.Г. Короленко, который так же, как и Пушкин, го­рячо интересовался Пугачевским движением, спустя 67 лет после Пуш­кина посетил те же «пугачевские» места, изучал материалы, записывал рассказы старожилов, устные предания о Пугачеве, задумал написать роман о Пугачевском движении — «Набеглый царь». Роман не был опуб­ликован, однако сохранился отрывок из него — «Пугачевская легенда на Урале», в котором показано, как относились к крестьянскому вождю офи­циальные и дворянские круги, с одной стороны, и простые люди, жители Оренбургского края — с другой.

Все современные официальные характеристики Пугачева, отмечает В.Г. Короленко, составлялись примерно в таком стиле:

«Место, где сей изверг на свет произник, есть казачья малороссийс­кая Зимовейская станица, рожден и воспитан, по видимому его злодея­нию, так сказать, адским млеком от казака той станицы Ивана Михайло­ва Пугачева, жены его Анны Михайловой» — так начиналась одна выпис­ка из следствия Оренбургской Секретной Комиссии о Е.

9

Пугачеве.

Все современники рисуют «не реального человека, а какое-то неверо­ятное чудовище».

«У Пугачева тоже был один официальный титул: «Известный госу­дарственный вор, изверг, злодей и самозванец Емелька Пугачев».

И литература того времени поддерживала эту оценку Пугачева. Так поэт А.П. Сумароков в одном из своих стихотворений говорит о Пугачеве:

Ты подлый, дерзкий человек,

Внезапно коего природа

Низвергла на блаженный век

Ко бедству многого народа:

Забыв и правду, и себя,

И только сатану любя,

О Боге мыслил без боязни...

Сумароков называет Пугачева «врагом Отечества», «псом бешеным», «варваром». В «Стансе граду Симбирску на Пугачева» он страстно вос­клицает:

Убийца сей разив, тираня благородных,

Колико погубил отцов и матерей!.

И продолжал, выражая чувства определенной части современного ему общества:

... Сей варвар....

... не щадил ни возраста, ни пола,

Пес тако бешеный, что встретит, то грызет,

Подобно так на луг из блатистого дола

Дракон шипя ползет.

За все это, разумеется, и «казни нет ему достойные на свете», «То мало, чтоб его сожечь» и т.д.

А.С. Пушкин хотел своими глазами увидеть места, где происходили бои отряда Пугачева с государственными войсками, увидеть еще живых стариков — свидетелей восстания, услышать истинный голос народа, узнать его отношение к восстанию и вождю.

Посещая «пугачевские места» (путешествие Пушкина продлилось бо­лее 3-х месяцев), поэт особенно долго останавливался в п. Берда. В Бердской слободе стоял военный лагерь Пугачева во время осады им Оренбурга, п. Берда служил ставкой Пугачева и его главной военной базой. Когда Пушкин приехал в Берду, ему посчастливилось: в поселке доживали век несколько престарелых свидетелей тех событий. В ходе его поездки по «пугачевским местам», и особенно в п. Берда, Пушкин пишет

10

«Оренбургс­кие записи», которые затем использует при написании «Истории Пугаче­ва» и в «Капитанской дочке» (главы VII и IX). А.С. Пушкин записывает рассказы о Пугачеве и прошедших событиях оставшихся в живых совре­менников, людей из народа, и понимает, что в памяти народной сохранил­ся совсем другой образ Е. Пугачева, нежели в официальных кругах.

«В Берде (станица в Оренбургском крае, ставшая ставкой Пугачева) Пугачев был любим; его казаки никого не обижали». (Старуха в Берде)

«Когда Пугачев ездил куда-нибудь, то всегда бросал народу деньги» (В Берде от старухи).

«Когда казаки решили выдать Пугачева, то он подозвал Творогова (од­ного из своих подручных), велел связать ему руки, но не назад, а вперед. «Разве я разбойник», — говорил Пугачев».

«В Татищевой (название одной из оренбургских станиц) Пугачев за пьянство повесил яицкого казака».

А.С. Пушкин после поездки в Оренбургский край написал «Записки о бунте», которые были представлены им Николаю I через Бенкендорфа в январе 1835 г. В «Записках» он писал: «Уральские казаки (особливо ста­рые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. «Грех сказать, — гово­рила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал». — Расскажи мне, — говорил я Д. Пьянову, — как Пугачев у тебя был посаженным отцом». — «Он для тебя Пугачев, — отвечал мне серди­то старик, — а для меня он был великий государь Петр Федорович».

А в «Общих замечаниях» к своему труду «История Пугачева» Пушкин пишет: «Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».

На конкретных примерах в «Истории Пугачева» он показывает огром­ное сочувствие простых людей повстанцам, которые встречали Пугачев­ские отряды хлебом-солью и колокольным звоном. Если для официаль­ных кругов и дворянства Пугачев был «извергом и злодеем», то в памяти народной он воплотил в себе черты заступника, строгого, порой жестоко­го, но справедливого вождя. И Пушкин объясняет это тем, что в манифе­стах Пугачева открыто были выражены сокровенные мысли и надежды народа о свободе.

В своем романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин, сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.

11

Он представляет Пуга­чева, в противовес официальному мнению, не злодеем и разбойником с боль­шой дороги (интересно, что рассуждения Броневского о Пугачеве, он назвал «слабыми и пошлыми»), а че­ловеком, который не лишен чести и совести, которому присущи чувства доб­роты и благодарности, который помнит то добро, которое ему когда-то сде­лали. Рассказчик Петруша Гринев — непосредственный участник событий и свидетель истории. Он лично знаком с Пугачевым и не может не рассказать о нем и его окружении, потому что сам столкнулся с ним настолько близко, что от решения Пугачева порой зависела его жизнь и жизни дорогих ему людей.

Как дворянин Гринев принимает восстание как бессмысленный бунт, рассказывает о расправах пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости. Но вместе с этим он говорит о широкой душе Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице «долг платежом красен».

Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева. Он и враг ему и друг. Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему, Петр отказывает потому, что уже дал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь — превыше всего. Его устами автор говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Пугачев - это разрушение и гибель.

Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей. Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.

«Образ Пугачева дан Пушкиным без тени какой бы то ни было фаль­шивой идеализации, во всей его суровой, более того, жестокой реальности. В то же время в Пугачеве развернуты типичные стороны русского нацио­нального характера. Пугачев «Капитанской дочки» отличается вольным и мятежным духом, героическим хладнокровием и удалью («В передовом тво­ем отряде урядник был бы он лихой», — писал Пушкин о своем Пугачеве знаменитому партизану 1812 г. Денису Давыдову), орлиной широтой нату­ры... Пугачев справедлив... Он беспощаден к врагам и вместе с тем облада­ет замечательной памятью на добро...», — пишет Д.Д. Благой.

12

Образ Пугачева в «Капитанской дочке», по словам АН. Архангельс­кого, «многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то всевластен, то зависим от окружения».

В пушкинском романе Пугачев — это яркая личность, в которой воп­лотились такие лучшие черты русского народа, как широта души, щед­рость, сила и удаль.

Как считают литературоведы — исследователи творчества А.С. Пуш­кина (Д.Д. Благой, Г.П. Макогоненко и др.), в романе проявилась «по­этичность образа Пугачева». В отдельных ситуациях (например, эпизод помилования Гринева) Пушкин рисует «духовно богатую личность Пуга­чева. Он проявляет мудрость и доброту, нам открывается редкая дели­катность души простого казака, тактичность, ум и чуткость Пугачева», «высокие нравственные качества» (Макогоненко).

























13

ПУГАЧЕВ - ГЕРОЙ ОДНОИМЕННОЙ ПОЭМЫ ЕСЕНИНА

В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лирич­ный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение русского бунта, как бы его духовная ипостась. Сам поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком». Герой Есенина осознает, что он избран.

Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!


Пугачев расспрашивает сторожа из городка, как живется народу:

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,

Как живет здесь мудрый наш мужик?

Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,

Гонится овес на водопой рысцой,

И на грядках, от капусты пенных,

Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,

Слышен прялки ровный разговор?


Услышав, что народ ждет пришествия не кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий».

Больно, больно мне быть Петром,

Когда кровь и душа Емельянова.

Человек в этом мире не бревенчатый дом,

Не всегда перестроишь наново...

Но... к черту все это, к черту!

Прочь жалость телячьих нег!

Нынче ночью в половине четвертого

Мы устроить должны набег.


Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность. Стихийный мятеж,

14

«бессмысленный и беспощадный», не входит в замыслы Пугачева. Он упрямо отстаивает идею разумной войны. Образ Пугачева сложен и противоречив: степной дикарь, с «медвежьим» темным нутром, он наделен светлым разумом, «светильником» мысли; он — мечтатель, чудак, «как в решето просеивающий плоть», и свирепый мятежник, любимый чернью «за буйство и удаль». Закономерен последний возглас-выкрик зажатого в угол изменой соратников Пугачева: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?» Он звучит как прощение отступникам и прощание с животворящей мечтой. Исследуя поэтику есенинского произведения, А. Марченко характеризует его как «драматизированную исповедь», раскрывающую разные стороны души Пугачева, разные фазы его самосознания, условно обозначенные именами сподвижников исторического Пугачева: происходит драма одного героя, все остальные персонажи (Сторож, Караваев, Хлопуша, Зарубин и другие) — его тени, маски, мысли, его сомнения, одетые в «плоть».

В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянскую войну. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века.

Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стремление восставших «новой жизнью жить» — все это идиллические сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме очевидно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И ностальгическая тоска («Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?»), и надрыв добросердечный («Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?») типичны для автора поэмы.

Внимательного читателя «Пугачева» обязательно остановят некоторые особенности стиля этой поэмы. Поэма написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение этого направления. В таких строках, как «Ржет путь в жуткое пространство», «Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни», и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образной системы, нарочитом соединении разнородных лексических слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональности, почти «крикливости» стиха. Все это создает вокруг образа Пугачева атмосферу тревоги, опасности, обреченности.

Тем не менее многие строки сохранили прежний есенинский стиль.

15

Колокол луны скатился ниже,

Он, словно яблоко увянувшее, мал.

Благовест его лучей стал глух.

Уже на нашесте громко заиграл

В куриную гармонику петух.

Считается, что трагический конец героя и предательство сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеализация крестьянства. Так ли это? Есенин был порабощен городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают из штанишек. Ему некуда было ретироваться, как раз поэтому бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен.

Потом, в «Черном человеке», он ещё пронзительнее посетует на одиночество и бесполезность бунта. Но в «Пугачеве» он ещё борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью.

Боже мой!

Неужели пришла пора?

Неужель под душой падаешь, как под ношей?

А казалось… казалось ещё вчера…

Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…

Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. Он называл себя пророком Сергеем Есениным, говорящим «по Библии» о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Рухнули мечты поэта о «Граде Инонии». Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить крестьянский рай.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде — личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.

Цель проекта: изучить образ Е.И.Пугачева в русских народных исторических песнях, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С.Есенина «Пугачев» - достигнута.

Поставленные задачи (1. Изучение критической и исследовательской литературы по выбранным художественным произведениям; 2. Обобщение изученного материала по образу Пугачева; 3. Сравнение авторского отношения к образу Пугачева в разных произведениях) в ходе работы над проектом решены.



























17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.С. Пушкин и Оренбургский край. Документы. Записи. Письма. Воспо­минания. Исследования I Сост. А.Г. Прокофьева. – Оренбург, 2000. – 273 с.

2. Благой Д.Д. А.С. Пушкин. Великий русский национальный поэт. — М., 1979. – 210 с.

3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. — М., 1977. – 190 с.

4. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. – М., 1972. – 230 с.

5. Старинные исторические песни. — М., 1971. – 186 с.



























18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!