СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Жизненный и творческий путь Соротокиной В. В., выпуснице школы №22 1949 года)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. "Жизненный и творческий путь Соротокиной В. В., выпуснице школы №22 1949 года)».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Жизненный и творческий путь Соротокиной В. В., выпуснице школы №22 1949 года)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»







Исследовательская работа

«…Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…(о жизненном и творческом пути Соротокиной В. В., выпуснице школы №22 1949 года)»



Тема конкурса: «Человек и малая родина»













Выполнила ученица 11 А класса
Гончарова Виктория
Руководитель: Лескова

Алла Владимировна





Смоленск 2015




Содержание

Введение………………………………………………….…3

Глава 1. Дети войны…………………………………..........5

Глава 2. Послевоенное лихолетье………………………...8

Глава 3. Достойная почета и восхищения……………….11

Заключение……………………………………………..….15

Сноски………………………………………………..…….16

Приложение………………………………………….…….17





















Введение

В жизни каждого человека большое место занимают годы, проведенные в школе. Здесь все происходит впервые: первая учительница, первая любовь, первая двойка, первая победа…В школьные годы человек состоится как личность, ощущает вкус дружбы, познает жизненные ценности, учится любить и ненавидеть. Вот поэтому выпускников тянет к школе, они вновь и вновь хотят почувствовать себя в детстве, ощутить сладкие минуты теплого общения со своими сверстниками и, конечно же, кто вел их по стране знаний и много лет назад провожал во взрослую жизнь - учителями.

Я вхожу в актив школьного музея, который имеет два направления: история школы и Великая Отечественная война в судьбах смолян. Меня больше заинтересовало первое направление нашего школьного музея. Одна из экспозиций посвящена первому послевоенному выпуску (1948-1949гг.). Среди них Соротокина Вера Васильевна. Она часто посещала классные часы, музейные уроки, делилась предметами (письменными и вещественными источниками) школьных лет и взрослой жизни.

Несмотря на сложное военное и послевоенное детство, ей удалось добиться огромных высот в жизни. Меня заинтересовала ее судьба, и я решила глубже познакомиться с тяготами ее жизненного пути и вместе с ней вспомнить еще раз все ее трудности и радости. Подобные исследования способствуют восстановлению связи поколений. Как в капле воды отражается солнце, так в жизни одного человека отражается целая эпоха. Исследуя жизненный и творческий путь Веры Васильевны, я создала более полное представление о детях войны, ответила на вопрос: «Как из маленькой девчонке - ученицы средней школы №22 выросла заместитель Главы города?»

В наш сложный век кризиса духовности общение с такими людьми и рассказы о них пропагандируют милосердия, любовь к людям, воспитание мужества, смелости, выносливости, большой выдержки и силы воли.

Многими выпускниками славится наша школа, но эта женщина занимает особую нишу. Она не только прославила своим именем нашу школу, но и пыталась сохранить память о своей деятельности, помогая школьному музею.

Цель моего реферата – исследовать жизненный и творческий путь выпускницы 1949 года школы №22 Веры Васильевны Соротокиной, сделать вывод о ее вкладе в развитии Смоленской области, о ее заслугах по патриотическому воспитанию молодого поколения, расширить знания о людях, восстанавливающих наш город и переживших военные тяготы, чтобы память о них осталась на века.

Поэтому я поставила задачу: познакомиться с героиней своего рассказа, взять интервью у нее, собрать материалы, связанные с ее жизнью.

Специфика рассматриваемого вопроса состоит в том, что основная часть реферата – это личные воспоминания Веры Васильевны Соротокиной. Приложениями являются фотографии экспозиции музея, копия трудовой книжки и удостоверений.





Глава 1. Дети войны

Вера Васильевна Соротокина родилась 9 января 1931 года в городе Смоленске, в семье домохозяйки и кочегара. Помимо нее в семье было еще две дочери, 1936 года и 1938 года рождения. Родной отец умер, когда Вере Васильевне было всего два годика. Через некоторое время мама вышла замуж второй раз. Именно этого человека, Соротокина Андрея Ивановича, девочка и называла своим отцом. Она его очень любила и считала родным.

Жила семья Соротокиных на улице Резницкой, что рядом с ул. Соболева. Вера Васильевна до сих пор помнит происхождение названия этой улицы – во время войны с поляками на месте этой улице была большая резня, от этого и пошло название улицы. Сейчас на месте этого дома находится банк.

Жила семья не в отдельной, а в коммунальной квартире, где помимо Соротокиных было еще три семьи. Жизнь в этом доме Вера Васильевна вспоминает с радостью и улыбкой. До войны она ходила в 21 школу, находящуюся на улице Студенческая, ныне это Техническое Профессиональное училище. В то время на месте современного памятника М.И.Кутузова на улице Соболева находился городской кинотеатр ``Палас`` - место досуга всех горожан. Семья Соротокиных любила так же его посещать.

И все было бы хорошо, если бы 22 июня 1941 года фашистские захватчики не начали свое наступление на советскую землю. На тот момент ей было только 10 лет, она закончила лишь третий класс, ее сестры еще были в возрасте пяти и трех лет. Отца в армию не забрали, так как у него были больные глаза, он был белобилетником. Судьба Веры Васильевны была похожа на судьбу всех девочек того времени, которые заплетая косички, мечтали о внимании мальчиков, о хороших оценках, вкусных конфетах и играх во дворе. Но гул фашистких самолетов прервал воображение миллиона таких мечтательниц.

Их дом на улице Резницкой разбомбили в первые дни наступлений на Смоленск, и поэтому семья Соротокиных была вынуждена переехать на улицу Розы Люксембург, которая проходит около 22 школы. В это время Вера Васильевна еще училась в 21 школе. Но во время Смоленского сражения бомбежки усилились, и семья Соротокиных переехала в деревню Анастасьино к бабушке. Пробыли они там недолго. Вернувшись в Смоленск (он был уже захвачен фашистами), их дом был сожжен. Им вновь пришлось переехать, теперь уже на улицу Толмачева.

Город был полностью разбит, но дети продолжали учиться. Одной из уцелевших была школа, которая находится в здании современного Камерного театра. Это было время самое сложное в жизни всех смолян: голодно и холодно. Вера Васильевна вспоминает, что на месте мясокомбината немцы устроили бойню скота. Рядом с этой бойней они выбрасывали кости, внутренности, и многие горожане, в том числе и родители, собирали там остатки, чтоб накормить свои семьи. Также они питались ягодами, грибами, щавелем, выращивали на грядках овощи. Детскими глазами она увидела все тяготы войны, издевательства, которым подвергали фашисты советских людей. «Звук от бомбежек до сих пор стоит в ушах, перед глазами проезжают танки», - вспоминает Вера Васильевна. Таких, как она, называют - «Дети войны». На вопрос: «Какое событие в Вашей жизни оставило самый большой след?», она отвечает: « Война!»

Перед освобождением Смоленска в 1943 году семье Соротокиных пришлось опять переехать к бабушке, в деревню Анастасьино. Вера Васильевна до сих пор помнит, как к ним в дверь постучались немцы, приказали собрать всю деревню. Когда все жители были собраны, они построили их и на повозках отправили вдоль трассы Москва – Минск. Деревню и мост через реку Каспля они сожгли. Приближение советских войск спасло семью от гитлеровского плена. Фашисты, сопровождающие пленных, испугались за свою жизнь и бросили их. Вся деревня укрылась в лесу, недалеко от дороги. Наутро их нашли русские, все были очень рады встрече с «нашими».

23 сентября 1943 настал долгожданный день освобождения, красное знамя победы было водружено над гостиницей «Смоленск». Люди стали возвращаться в город. Смоленск весь был в руинах после боев 1941-1943 годов. Кроме того, когда немцы отступали, на оставляемых территориях они взрывали все ценности: больницы, школы, храмы, жилые дома, предприятия.

Дом на улице Толмачева был разрушен, и Соротокиным пришлось вырыть землянку и жить прямо в ней. Такая участь настигла многие семьи Смоленска. Условия жизни были военные, хотя и закончилась война. Но грела душу мысль об освобождении края, что впредь не постучат фашисткие солдаты в дверь, не погибнут родные, самое страшное позади. Победа со слезами на глазах после пережитых мучений, оскорблений, голода и страха.





Глава 2. Послевоенное лихолетье

Наконец, кошмары фашистких оккупаций закончились, и можно было приступать к «новой» жизни. Но немцы все же продолжали время от времени бомбить город. Все жители ходили прятаться на ночь в Успенский собор. Немцы его не бомбили, потому что он служил им как ориентир.

Нужно было решать вопрос образования детей. Веру Васильевну отдали в 13 школу (здание старого автовокзала на улице Кашена). В это время недалеко от дома Соротокиных восстанавливали 22 школу. Когда была восстановлена одна часть здания, там начались занятия, и Вера Васильевна перешла в 22 школу. В ней она познакомилась с Всеволодом Алексеевичем Поздняковым ( будущим капитаном II ранга, основателем музея Военно-морского флота им. Нахимова). Он был ее одноклассником, но по возрасту чуть старше. Почти все мальчишки первого послевоенного выпуска ушли во флот, чтобы защищать Родину в сложные для нее минуты. Учебников не было, лишь в некоторых классах был один учебник. Чернил и бумаги так же не было, ученикам приходилось писать в газетах между строк. На завтрак, очень редко, они получали по маленькому пряничку, но дети часто собирали их и отдавали учителям.

Вторая часть здания школы от снарядов напоминало решето, ученики, учителя и пленные немцы под руководством директора М.И. Лившица восстанавливали школу в свободное от учебы время. На плечи детей выпало много трудностей, им приходилось таскать кирпичи, разбирать обломки. Легко не было никому. И уже к 1946 году школа была восстановлена. Но проблемы не исчезли. Негде было жить учителям, они жили в подвале здания школы, в современных класных комнатах. Кроме того, центральное отопление было выведено из строя и классы отапливались печками-буржуйками. Мальчишки ее класса под руководством завхоза вылавливали из Днепра плоты и на грузовой машине привозили в школу для отопления помещения. «Командир в юбке», - при разговоре называл Веру Васильевну В.А. Поздняков. Она вместе с ребятами вылавливала плоты, которыми потом топили эти печки.

Не хватало тетрадей, чернил, но, несмотря на все эти трудности, жизнь в школе, в классе была веселой. Вера Васильевна бессменно была секретарем комсомольской организации, ярой активисткой. Класс был очень дружный. «Тогда были другие нравы, при нас не ругались мальчишки матом, не курили», - рассказывает Вера Васильевна о школьных годах. До утра могли ученики сидеть в школе, петь и танцевать под баян. Баян Вера Васильевна под свою ответственность брала у директора. Баянистом был одноклассник – Смородинов. В школе была художественная самодеятельность. Хором руководил преподаватель консерватории. Вера Васильевна и там отличилась, была солисткой. В школе также был театральный кружок, вел его артист, приходивший два раза в неделю из Драматического театра. После уроков ученики ставили спектакли и потом показывали их всей школе и родителям. Осенью помогали деревне по сбору урожая, ходили с концертами в госпиталь. Успевала она и учиться на «хорошо» и «отлично».

Послевоенные годы были голодными. Родителям было очень тяжело обеспечивать такую большую семью, матери приходилось собирать ненужные вещи и ходить по домам обменивать их на еду. Из-за хорошей успеваемости маленькую Веру отправили «давать» уроки больной девочке из семьи Шкильтюк, это приносило ей небольшой заработок. Летом, начиная с 8 класса, Вера Васильевна работала в пионерских лагерях. Она вспоминает, как по воскресеньям приезжали родители к своим детям, а она убегала прятаться в кусты и плакала, ведь ее мама не приехала, а она очень скучала по ней и по отцу.























Глава 3. Достойная почета и восхищения

Когда город уже был почти восстановлен, семье Соротокиных дали комнату в бараке на улице Профинтерновской. К 1949 году она уже закончила школу. У нее был прекрасный голос, но учится в музыкальной консерватории, не было возможности. Мальчики из ее класса шли учиться в основном на моряков и военных, а девочки на учителей. Вера Васильевна не была исключением. Она поступала в Смоленский государственный учительский институт на факультет математики. После его окончания в 1952 году, она уехала в Кардымововскую школу, где проработала 1 год. Затем вышла замуж за Кирильченко Ивана Терентьевича, спутника всей своей жизни. Но на этом она свое профессиональное образование не закончила, она заочно окончила Смоленский педагогический институт имени К. Маркса. Преподаватели из родной, в 1955 году, 22 школы пригласили ее работать, и она, конечно же, не отказалась. Работала с теми же учителями, которые учили ее саму.

В ее воспоминаниях остался один случай – проверяя работы учеников в учительской, зазвонил телефон, звонили из родильного дома. «Что за детей вы вырастили?! Ваши дети украли у нашего роддома ограду», - кричала в трубку врач (в то время проходили сборы металлолома), на что Вера Васильевна ответила: «Во-первых, если дети ее взяли, значит, она валялась ненужная, а во-вторых, вы сами поставляете нам таких детей». Этот случай является доказательством тому, что этот человек обладает большим чувством юмора и не теряется ни в какой сложной ситуации. Эта креативность, находчивость и самообладание помогли ей стать «знаменитой» выпускницей нашей школы.

Проработав более 15 лет в 22 школе, за хорошую работу ее назначили инспектором Заднепровского РОНО в 1971 году. Этой должности она отдала меньше года. Затем ее повысили в этом же году до должности заместителя председателя Заднепровской администрации, а в 1977 году она была назначена заместителем мэра (в то время им был Орлов).

Она курировала вопросы:

  • Народного образования (школы, детские садики, высшие учебные заведения и т.д.)

  • Культуры города (театры, кружки, кинотеатры, выставки и т.д.)

  • Спорта (спортивные секции, проведение соревнований, организация соревнований и т.д.)

  • Торговля города (магазины города, рынки, торговые базы и т.д.)

  • Общественного питания (кафе, столовые, закусочные и т.д.)

  • Бытового обслуживания (ателье, мастерские, обувные и т.д.)

И всеми этими направлениями занималась Вера Васильевна одна, хрупкая женщина, на которую взвалилось столько обязанностей, которые в наше время выполняет более 20 человек. Она не знала ни выходных, ни праздников. Каждый день она вставала рано утром, успевала только завтракать и одеваться, затем бежала на работу (со временем ей выделили личный автомобиль). Всю себя она отдавала работе и семье. Дети и муж с пониманием относились к ее занятости, всегда поддерживали ее и гордились своей матерью и женой.

Она работала на износ, ее усидчивости и коммуникабельности завидовали все коллеги. Они восхищались, как такая женщина справлялась с таким большим количеством работы. Ее деятельность во многом повлияла на развитие Смоленской области. Она внесла немалый вклад в тот Смоленск, в котором мы живем сейчас.

С улыбкой вспоминает случай, когда в Смоленск с концертом приехал знаменитый артист Муслим Магомаем вместе с Татьяной Синявской, Вера Васильевна встретила их на железнодорожном вокзале, там она произнесла приветствующую речь, затем отвезла и разместила гостей города в гостинице, а после отправилась на свиноферму. Этот случай еще раз показывает широкую сферу ее деятельности. За свою карьеру она много сделала для нашего города, все зарубежные отношения с городами побратимами (Хаген - Германия, Житомир – Украина, Варшава – Польша, Крагуевац – Сербия и др.) наладила именно она. Проработала Вера Васильевна на посту заместителя мэра до самой пенсии, до 1986 года. В ее трудовой книжке осталось немало записей о поощрении и награждениях, и каждая запись была честно заслужена Верой Васильевной.

За свои заслуги она была награждена 15 февраля 1984 года знаком «Отличник Народного просвещения», также была удостоена звания Ветеран труда, Персонального пенсионера республиканского значения. За свою активную общественную деятельность в 2004 году была награждена медалью «Союз женщин России».

Сейчас этой женщины нет в живых, но последних дней не жалела, что свою детскую мечту петь променяла на общественную деятельность. В свои 80 лет она являлась Членом областного совета ветеранов и Комитета солдатских матерей (с 1986 года). Вместе с председателем Комитета Вера Васильевна выпустила книгу «Женский совет», в которой рассказала о нелегкой судьбе матерей и простых женщин, обо всех тяготах, которые выпадают на их судьбу























Заключение

Непростая и интересная судьба. Познакомившись с ее перипетиями, удивляюсь, как эта хрупкая женщина, даже в мирные годы, проявляла недюжинное мужество, верность своему гражданскому долгу. Как в самых неожиданных и сложнейших обстоятельствах она находила выход из любой ситуации. Я удивляю ее самообладанию и решительности.

И я поняла, как важно для человека, чтобы его дела, его жизнь получили признание – это дает силы для жизни, помогает преодолеть все трудности. Я считаю, что я выполнила цель своего реферата. Я сумела рассказать о жизненном и творческом пути выпускницы 1949 года школы №22 Веры Васильевны Соротокиной, о ее вкладе в развитие Смоленской области, о ее заслугах по патриотическому воспитанию молодого поколения, расширить знания о людях, восстанавливающих наш город и переживших военные тяготы, чтобы память о них осталась на века.

Нужно общаться с такими людьми, помнить о них, приносить им дань памяти – может это поможет нынешнему обществу преодолеть кризис духовности, заполнить духовный вакуум вечными общечеловеческими нравственным нормами. Особенно это нужно подрастающему поколению для формирования личности.

И закончить свой реферат хочется словами австрийского писателя С. Цвейга «Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига человека, совершившего этот подвиг».(1)



Сноски

  1. С. Цвейг (28 ноября 1881 г. – 22 февраля 1941 г.) – австралийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!