СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развлечение для детей логопедических групп "Истоки славянской письменности и культуры"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развлечение для детей логопедической группы, на котором дети знакомятся с истоками славянской письменности и культуры

Просмотр содержимого документа
«Развлечение для детей логопедических групп "Истоки славянской письменности и культуры"»

Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли-сад комбинированного вида №7

«Золотая рыбка»









Занятие для детей речевой группы на тему: «Истоки славянской культуры и письменности».















Логопед: Сухорукова Е.А.

Психолог: Соловьева Ю.А.















Алчевск 2021г.

 Цели:

  • Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.

  • Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

  • Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

  • Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

  • Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «глаголица», «Русь», «холсты».

  • Развивать познавательный интерес, связную грамматически правильную речь, словарный запас, координацию речи и движения, слуховое и зрительное внимание, общую моторику, память.

  • Развивать эмоции и творческую активность. Совершенствовать коммуникативные навыки.

  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, интерес к языковым явлениям.

  • Воспитывать духовно-нравственные ценности и патриотические качества личности.






Путешествие по станциям в народных костюмах.

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

-Как называется наша страна где мы с вами живем? (ответы детей)

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.

- Кто такие предки? 

Ответы детей: Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

- Как называлась наша страна в древности? (ответы детей)

Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

Почему славяне? На какое слово похоже? (ответы детей)

А это значит, что славяне – славный народ.

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Саша М.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Елисей

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Кристина

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Вова

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ(Этот столбик повторяется на каждой станции)

Лиза Е.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!


РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН .

1 станция. «Историческая».
Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. (Рассказ о братьях: создание азбуки.)

Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя«земля»«жизнь»«добро» и т. д.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).

Беседа о том, как создавались первые книги.

А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных узорами). (слайд 2)

Воспитатель показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и дает первоначальные сведения.

Воспитатель показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова.

2 Станция . «Книжная».


Ведущая демонстрирует детям Азбуку:

- Ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда? Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.»

Дети: Книга!

Воспитатель: Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она, как только вы произнесёте волшебные слова:

Аз, буки, веди, ерь.

Открывайся знаний дверь.

Нам страницы покажи,

Все секреты расскажи.

Воспитатель рассказывает детям о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага).

Попробуем написать на бересте…

(Нетрадиционное рисование)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры.

Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.

Проводится музыкальная игра «Передай платок».


(Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают….)

- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.

Хоровод «Во поле береза стояла».


4. Станция «Загадкино».

Ведущая: Ребята, на следующей станции нас свами ждет Сундук загадок.

(Подходят к огромному сундуку, расписанному в старорусском стиле).

Загадка первая:

33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)


Загадка вторая:

Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)


Загадка третья:

Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь)


Загадка четвертая:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)


Загадка пятая:

Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)


Загадка шестая:

У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)


5 станция. «Промысловая».

Игрушки – Дымка, Хохлома.

Дети подходят к «остановке «промысловые игрушки. Встречает воспитатель в русском народном костюме.

Вос-ль: Здравствуйте гости дорогие. Кто вы такие и как вас зовут?

Ответ детей: Мы славяне.

Воспитатель: Так значит вы потомки славного славянского народа. Я очень рада приветствовать вас. Я хочу познакомить вас со с моими дочками. Зовут их Палаша и Анна. Они ещё маленькие, но очень хотят тоже быть достойными потомками своего славянского народа. Они у меня изучают элементы росписи, то есть ещё учатся рисовать. Пойдёмте, я вас познакомлю с ними.

Дети подходят, здороваются и девочки показывают им карточки с изображением элементов дымковской, городецкой и городецкой росписи. Ведется беседа об особенностях узоров.

- Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». А сейчас мы поиграем с ней.


Физкультминутка «Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Воспитатель: Ну что дети вам понравилось наше небольшое путешествие к мастерам. Если вы захотите тоже научиться этому мастерству, приходите к нам мои дочери я научим вас всему тому, что умеем. До скорой встречи.

Общий сбор.

РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Слайд 3

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Ведущая: Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!