СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Древнего мира - Древняя Спарта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Древнего мира на тему "Древняя Спарта"

Просмотр содержимого документа
«История Древнего мира - Древняя Спарта»

Тема: Древняя Спарта

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности

Познакомить с географическим положением и населением Спарты:
На прошлом уроке мы познакомились подробнее с одним из крупных полисов Греции - Афинами. На этом уроке настала очередь для путешествия в ещё один полис - Спарту. На п-ове Пелопоннес в области Лакония дорийцы основали город Лакедемон или Спарту. Стен у Спарты не было, так как своим главным оборонительным укреплением спартанцы считали своих воинов. Один из известнейших законодателей Спарты - Ликург - поделил население Спарты на три большие группы - 1) Спартанцы - полноправные граждане Спарты; 2) Периэки - ремесленники и торговцы; 3) Илоты - рабы в Спарте.

Вспомнить в какой теме уже сталкивались с племенами дорийцев. Записать в тетрадях географическое положение Спарты и три категории населения полиса. Найти на карте положение Спарты.

2

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений.

Познакомить с политическим устройством Спарты:
Полисом управляли два царя. Совершеннолетние мужчины граждане могли участвовать в народном собрании полиса, которое называлось апелла. Причем совершеннолетним мужчина считался только с 30 лет и с этого возраста ему разрешалось жениться. Почему так поздно - вы поймёте позже. Народное собрание избирало совет старейшин - герусию - куда входили 30 человек (2 царя+28 самых достойных граждан старше 60 лет). Не обходилось и без специальных наблюдателей, следивших за исполнением законов, их называли эфоры. Выборы на собраниях определялись криком. Избирали того, за кого громче кричали.

Записать термины апелла, герусия, эфоры и их определения.




Познакомить учащихся с жизнью спартанцев:
В полисе запрещалась частная собственность. Запрещалось пользоваться золотыми и серебряными монетами. Вместо денег были железные прутья. Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу. Особое внимание уделялось воспитанию мальчиков. Даже есть такое понятие "спартанское воспитание", что означает в наше время очень строгое воспитание.
(Рассказать подробно об этапах спартанского воспитания). Грамоте обучали мало и только самому необходимому. С детства спартанцев учили говорить кратко и чётко, отсюда появилось выражение "лаконичная речь" - точная и краткая речь.
Из Древней Спарты к нам пришло ещё одно выражение "со щитом или на щите", что означает победить или проиграть достойно. (Рассказать историю происхождения этого выражения).
Из всех греческих воинов, спартанца было легко отличить по его щиту, на котором изображалась греческая буква "лямбда" - "˄" от названия полиса Лакедемон. Можно даже нарисовать щит, чтоб запомнить



Записать понятия: спартанское воспитание, лаконичная речь, со щитом или на щите. Попытаться применить эти понятия в примерах из современной жизни. Нарисовать щит спартанца.

3

Демонстрационный этап

Анализировать информацию, полученную на уроке и её отображение в кинофильме.

Самым известным спартанским царём был Леонид. Именно о нём был снят популярный фильм "300 спартанцев". Большинство из вас не раз слышали, да и сами произносили фразу "This is Sparta!!!!" Но для тех, кто ещё не знает происхождения этой фразы, я хотела бы показать отрывок из фильма. Небольшое пояснение к видеоролику: между Грецией и Персией идёт война, и персидский царь Ксеркс посылает своих послов в греческие полисы с требованием отдать персам воду и землю (т.е. беспрекословно подчиниться). Афины уже наказали одного из послов, как же встречают перса в Спарте?... (ролик идёт 4 минуты).

Запомнить требования персов (это пригодиться на следующий урок, когда учащиеся будут проходить тему "Греко-персидские войны").

4

Рефлексивно-оценочный этап

Оценить факт достижения целей урока.

Предложение оценить все ли цели урока достигнуты, вся ли информация доступно изложена. Что узнали на сегодняшнем занятии, что поняли, а что нет. Самооценка учащихся:
- усвоил весь материал, получил необходимые знания.
- усвоил материал, но есть над чем поработать.
- усвоил материал частично, многие вопросы требуют еще дополнительной работы.

Домашнее задание: выучить записи в тетради, уметь пересказывать §34 и отвечать на вопросы в конце параграфа.
По желанию - найти дополнительную информацию о царе Леониде и спартанском воспитании.

Ученики проводят самооценку урока, как они усвоили материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!