СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и стили архитектуры. Презентация.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал уже для 2 класса тетарального отделения. Более подробно история и стили архитектуры.

Просмотр содержимого документа
«История и стили архитектуры. Презентация.»

Цикл «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

Цикл «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

Центр эстетического воспитания детей «Орешки»  Театральное отделение   предмет «Беседы об искусстве»   Тема № 4  « Возникновение архитектуры.  Взаимосвязь архитектурных стилей»    Автор: художественный руководитель детского театра  «Белая Ворона»  Марина Евгеньевна Саттарова     г. Чита 2010

Центр эстетического воспитания детей «Орешки» Театральное отделение предмет «Беседы об искусстве» Тема № 4 « Возникновение архитектуры. Взаимосвязь архитектурных стилей» Автор: художественный руководитель детского театра «Белая Ворона» Марина Евгеньевна Саттарова г. Чита 2010

Из истории возникновения архитектуры

Из истории возникновения архитектуры

Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.   В эпоху неолита появляются мегалитические и свайные постройки. Мегалит - греческое слово, состоит из двух частей: мега - большой, и литос - камень. Дольмен  Дольмены — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы.

Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. 

В эпоху неолита появляются мегалитические и свайные постройки. Мегалит - греческое слово, состоит из двух частей: мега - большой, и литос - камень.

Дольмен

Дольмены — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы.

Грандиозные, простые по форме сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины, были выражением единства рода, его мощи. (кромлехи). Кромлех - древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней ( менгиров ), Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн , дольмен

Грандиозные, простые по форме сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины, были выражением единства рода, его мощи. (кромлехи).

Кромлех - древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней ( менгиров ), Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн , дольмен

Каирн, гурий, тур  — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.

Каирн, гурий, тур  — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.

Менгир  — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.   Менгир — мегалитический монумент, не связанный с погребальным ритуалом, представляющий собой одиночный камень, вертикально укрепленный в земле; его конкретное назначение до сих пор не выяснено, хотя часто связывается с религиозной практикой, например, с культом Солнца. Иногда менгиры образуют параллельные ряды или окружности, так называемые кромлехи.

Менгир  — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Менгир — мегалитический монумент, не связанный с погребальным ритуалом, представляющий собой одиночный камень, вертикально укрепленный в земле; его конкретное назначение до сих пор не выяснено, хотя часто связывается с религиозной практикой, например, с культом Солнца. Иногда менгиры образуют параллельные ряды или окружности, так называемые кромлехи.

Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии…

Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии…

и Египта  Наивные египтяне, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в

и Египта

Наивные египтяне, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду",

то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело.

Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы , дворцы и гробницы , т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы , дворцы и гробницы , т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

 Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов,  где фигуры людей изображались в характерной

Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов,

где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

В постройках встречается 3 типа колонн :

В постройках встречается 3 типа колонн :

лотосовидная  (капитель в виде цветка или бутона лотоса),

лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса),

папирусовидная (капитель в виде связки папируса)

папирусовидная (капитель в виде связки папируса)

гаторическая  (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).

гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).

 Капите́ль  (от лат.  caput  — «голова») — венчающая часть колонны

Капите́ль

(от лат.  caput  — «голова») — венчающая часть колонны

    Как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции. 

Как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции. 

Античность   Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.

Античность

  • Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
  Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

 Греки были талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно, были боги, но они были настолько

Греки были талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно, были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч.

Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии .

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии .

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив систему своими архитектурными элементами.  

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив систему своими архитектурными элементами.

 

Настоящее же достижение римлян в том,   что они

Настоящее же достижение римлян в том, что они "изобрели" триумфальную арку.

Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Византия     Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Византия

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Теперь храма стал служить не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».     Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
  • Теперь храма стал служить не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».

Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

  Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком.

Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком.

        Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений.

Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений.

Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колоннами и объединенных наружной аркой над ними.

Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колоннами и объединенных наружной аркой над ними.

Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.     аркада - ( от франц. Arcade)    ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.

   аркада - ( от франц. Arcade)    ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

архитектура             Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль , причем ее развитие шло от

архитектура

            Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль , причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец - индивидуальных авторских стилей. 

Живопись и скульптура

Декоративное искусство

Подчиняет себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое

Занимает главенствующее положение

романский романский   Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными.    На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.  готика готика ренессанс ренессанс барокко барокко классицизм классицизм Ампир Ампир

романский

романский

Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными.

На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры,

При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны. 

готика

готика

ренессанс

ренессанс

барокко

барокко

классицизм

классицизм

Ампир

Ампир

Романский стиль Сменяется более 100 лет Готический стиль   Романский и готический стили тесно связаны между собой  в своем развитии   Именно в Готика

Романский стиль

Сменяется более 100 лет

Готический стиль

Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии

Именно в

Готика

              В пределах готики затем зреет ренессанс .   Готика Готика Ренессанс Ренессанс

              В пределах готики затем зреет ренессанс .

Готика

Готика

Ренессанс

Ренессанс

          

          

Барокко Барокко , переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо рококо Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм классицизм

Барокко

Барокко

,

переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в

рококо

рококо

Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит

классицизм

классицизм

Классицизм Вторичный стиль рождается в результате

Классицизм

Вторичный стиль рождается в результате

  Закрепление материала.   1. Когда возникла архитектура?   2. Где впервые она оформилась как область искусства?   3. Давайте вспомним некоторые понятия:  Дольмены  Менгеры  Кромлехи  Мегалит  Что это ?   4. Назовите три вида колонн используемых в Древней Греции.

Закрепление материала. 1. Когда возникла архитектура? 2. Где впервые она оформилась как область искусства? 3. Давайте вспомним некоторые понятия: Дольмены Менгеры Кромлехи Мегалит Что это ? 4. Назовите три вида колонн используемых в Древней Греции.

5.Что нового изобрели римляне в архитектуре?   6.Для чего предназначались храмы Древней Греции и Рима?  А Византии?   7.Какие архитектурные стили вы запомнили?   8. Как развиваются стили?   9. Как появляется вторичный стиль?

5.Что нового изобрели римляне в архитектуре? 6.Для чего предназначались храмы Древней Греции и Рима? А Византии? 7.Какие архитектурные стили вы запомнили? 8. Как развиваются стили? 9. Как появляется вторичный стиль?

Домашнее задание  Выучить названия исторических стилей.

Домашнее задание Выучить названия исторических стилей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!