СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Косторнянской школы, неизвестные страницы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью исследовательской работы  является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах,  выявление  основных  периодов в истории школы.

Просмотр содержимого документа
«История Косторнянской школы, неизвестные страницы»

22





Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»













Научно-исследовательская работа

«История Косторнянской школы, неизвестные страницы»









Подготовили: обучающиеся 7класса

Герасимова Евгения Александровна,

Четверикова Екатерина Сергеевна


Руководитель работы:

Кучер Екатерина Павловна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Косторнянская основная

общеобразовательная школа»

Курск. 2017 год



Оглавление                                                                                                      Стр.

  1. Введение                                                                               3

  1. Основная часть                                                                 6

  1. Заключение                                                                         19

  1. Список используемых источников и литературы           21

  2. Приложения 22





















Введение

Без прошлого человек не может в полной мере

ни осознавать настоящего, ни заглянуть в будущее.


Н. Карамзин.


Школа... Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, здесь человек часто приобретает подлинных друзей, здесь он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа.

История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество. История нашего края, района, деревни, история нашей школы неотделима от истории нашей великой страны. Все, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. Мы гордимся земляками, выпускниками нашей школы - ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. О них в музее нашей школе собран большой фактический материал. Живы свидетели этих событий. Но все ли мы знаем о самой школе, о ее жизни в разные годы ее существования?

Проблема состоит в том, что с течением времени имеющаяся в школьном музее «История Косторнянской школы», созданная в 1985 году Косторным Виктором Григорьевичем, директором Косторнянской школы в 1971-1975 гг., потребовала доработки.[1] Полученные в результате краеведческих экспедиций и работы в Государственном архиве Курской области данные позволили осветить забытые страницы в истории нашей школы. Они помогли воскресить имена тех, кто служил своему народу в скромном звании сельского учителя в начале 20-ых годов прошлого века, в это трудное и противоречивое время, когда старая система образования была разрушена, а новая делала первые шаги в условиях разрухи и безденежья.

Новизна исследования в том, что добавляются новые факты из источников устной истории в историю нашей школы периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, и мы думаем, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто жил в тяжелое военное время.  В работе использовался фактический материал, собранный с 2003 по 2016 годы, - записи воспоминаний жителей деревень Косторная, Масловка, Хитровка.

Целью нашей исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах, выявление основных периодов в истории школы.

Задачи исследования:

* исследовать неизвестные страницы в истории Косторнянской школы периода начала двадцатых годов прошлого века;

* вернуть к жизни забытые имена учителей указанного периода, восстановить историческую справедливость;

* изучить имеющиеся в школьном музее архивные данные и источники устной истории, осмыслить их в свете прошедших десятилетий;

* Продолжить сотрудничество с бывшими выпускниками и учителями для пополнения материалов об истории школы;

*систематизировать материал, написать экскурсию и создать презентацию с целью популяризации знаний о родной школе.


Методы исследования:

- изучение архивных материалов;

- электронная переписка с выпускниками разных лет, с близкими родственниками учителей, работавших в нашей школе в послевоенный период;

- работа с источниками устной истории - воспоминаниями и документальными свидетельствами старожилов деревни;

- проведение экскурсий и краеведческих экспедиций с целью сбора материалов, связанных с историей школы;

- работа с материалами, освещающими становление советского образования.

 Достоверность информации обеспечивалась тем, что были использованы различные источники, т.е. материал, который вызывал сомнение, перепроверялся с помощью различных источников информации.

Объектом нашего исследования является история становления и развития Косторнянской школы.

Предметом исследования – Муниципальная общеобразовательная школа.

Гипотеза – изучая историю школы, открывая неизвестные страницы в жизни школы, мы восстанавливаем связь поколений, создаем условия в школе для нравственного воспитания учащихся и привития любви к малой Родине. Рассмотрение исторических событий в трактовке официальной историографии позволяет сопоставить их с реальными фактами жизни народа. Знакомясь с именами учителей, участников Великой Отечественной войны, мы знакомимся с героическим прошлым нашей Родины, что формирует нашу гражданскую позицию.

Практическая значимость. Материалы, собранные нами, послужат частью школьной экспозиции к юбилею района. Наши исследования будут размещены на сайте школы, могут быть использованы учителями на внеклассных мероприятиях. Материалы нашего исследования успешно будут применяться на уроках истории и краеведения. Материалы исследования послужат основой для создания тематических музейных экскурсий.

  Наше исследование актуально, так как рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны. Кроме того, работа частично устраняет накопленные ошибки истории, требующие   «корректирования», является универсальной, т.е. вместе с историей школы, параллельно рассматривается история деревни Косторной.




Основная часть

В прошлом Косторное было большое и богатое купеческое село. Через него проходил Екатерининский шлях, который впоследствии стал торговым путем, соединяющим Курск с Украиной. В состав Косторнянской волости входило 11 деревень: Косторная, Любимовка, Мальцево, Борщень, Масловка, Житень, Нелидовка, Макова, Тарасово, Самсоново, Белый Колодец.

После буржуазных реформ, последовавших за отменой крепостного права, в Косторной стали сравнительно быстро развиваться капиталистические отношения. Строились крупорушни, маслобойни, мельницы. Работали на них, кроме наемных рабочих, сами хозяева и члены их семей. Купец Гридин имел огромный кирпичный корпус крупорушни в четыре этажа, на котором работали рабочие по найму. Кроме того, Гридин занимался и лесоторговлей. Все находило сбыт: в Косторной было до двух десятков лавок. Товар развозили и в ближайшие деревни волости.

Деревне необходимы были грамотные люди. В массе своей русский народ оставался безграмотным. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX века требовало определенной культурной среды. Между тем к середине XIX века страна имела чрезвычайно низкий уровень народного образования, грамотные составляли лишь 6% от всего 70-миллионного населения. Поэтому одним из главных вопросов педагогического и общественного движения тех лет стал вопрос создания начальной народной школы. В подготовке проекта реформы начальной школы приняли участие видные педагоги — К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов.

С середины 60 – ых годов XIX века в России стали открываться земские школы. Обучение во всех земских школах было бесплатным и длилось три года. Помимо письма, чтения, четырех правил арифметики и закона Божьего здесь преподавали элементарные сведения по географии, истории, природоведению. Передовые земства стремились снабжать школы наиболее современной учебной литературой. Особенной популярностью среди учителей пользовались «Родное слово» и «Детский мир» Ушинского, «Книга для первоначального чтения» Водовозова, «Азбука и уроки чтения» Бунакова, «Наш друг» Корфа. Кроме того, земские школы становятся своеобразными культурными центрами деревни. При них организуются библиотеки, чтение лекций. [2]

По имеющимся в школьном музее архивным данным за 1915 год в приходе Мальцевской церкви действовали школы: земская, в селе Мальцево, в ней обучалось 50 мальчиков и 58 девочек. В деревне Косторной в двухклассной школе обучалось 89 мальчиков и 54 девочки. В Любимовке при заводе была частная школа, там обучалось 78 мальчиков и 75 девочек. Общее количество учеников составляло 404 ученика. Дети получали начальное образование, посещали школу с 7/8 лет до 10/11 лет. [4]

Период жизни нашей школы, начиная с начала тридцатых годов XX века, достаточно известен. Это произошло потому, что в середине восьмидесятых годов, когда создавалась История школы, живыми свидетелями оставались люди, рожденные в первое десятилетие XX века. Без архивных данных можно было установить фамилии учителей, работавших в Косторнянской школе в тот период, когда здание школы было переведено из Первой Косторной, что за Реутом, в центр деревни Косторной. Однако остается много неизвестного о периоде жизни школы в революционное и послереволюционное время. И прежде всего, неизвестными остаются фамилии учителей, работавших в нашей школе в это время. В музее школы имеются материалы воспоминаний старожилов нашей деревни 1915 -1921 г.р., записанные школьными краеведами. Хотя этих воспоминаний и мало и они скупые, однако старожилы повторяют одно имя учительницы, как запомнили его детьми. Машкина (Шульгина) Клавдия Васильевна, 1915-2013 гг. Записи 2008-2012 гг.: «Закончила 4 класса Косторнянской школы. Пошла с 8 лет в первый класс. Школа была в центре Косторной. Училась с 1923 по 1926 гг. Помнит учителей - Надежду Аркадьевну – дети бежали навстречу, помогали книги нести, и Тахтамирову Анну Антоновну. Помнит Вознесенского Василия Матвеевича – видный мужчина... Помнит, директором школы был Репринцев». Надежду Аркадьевну, учителя начальных классов, называла в своих воспоминаниях и Струкова Мария Ильинична, 1923-2014гг., она пошла в первый класс 8 лет, в 1931 году, директором школы был Репринцев. [5]

Итак, можно подвести некоторые итоги: совершенно невозможно на основании воспоминаний старожилов установить фамилии учителей, работавших в первые десятилетия XX в. в Косторнянской школе. Для этого необходимо искать документы в Государственном архиве. Летом и осенью 2016 года мы работали с архивными документами, которые помогли лучше представить, какой была наша школа в то далекое теперь время.

В Истории школы Косторного В.Г. годом образования Косторнянской школы назван 1875 год.[1] Однако в Индивидуальной карточке Косторнянской Единой Трудовой школы 1 –ой ступени за 1922 год есть запись, удостоверяющая, что училище существует с 1897 года. Откуда же тогда взялась дата 1875 год? Оказывается, 1875 год – это год образования земской Мальцевской школы. Как следует из записи Индивидуальной карточки Мальцевской школы, сведения за 1922 год, существует училище с 1875 года. Земство открыло школу в Мальцево, рядом с церковью. И дети из Косторной ходили по-над речкой в Мальцево за два с половиной километра, ходило детей не так уж много. А в Косторной уже открыли школу позже, в 1897 году, через двадцать лет, детей стало ходить уже гораздо больше.

Итак, в 1897 году по инициативе земского начальника, богатейшего купца Андрея Гридина и на его средства в деревне Косторной открылась земская начальная школа. Расположена она была на берегу реки Реут, в д. 2-я Косторная. В школе обучались в основном крестьянские дети. Отдавала детей в школу и местная знать: купцы Гридины, Бахаревы, Москвичевы, Мальцевы, Иешкины.

Об этой школе вспоминала Долженкова Татьяна Егоровна, 1909-2009 гг., одна из старейших жителей нашей деревни Косторной. В школу Татьяна Егоровна не ходила. Но старую школу помнила. Она стояла прямо фасадом по шляху, вокруг зеленая травка. С улыбкой Татьяна Григорьевна вспоминала, как вечером в школе ставили спектакли. «Там малый проворный был, ставил». На шляху стояла и лавка Евдокима Евдокимовича. Его дочь Дуня, Евдокия Евдокимовна, как рассказывала Татьяна Егоровна, была учительницей в школе.

В семье Татьяны Егоровны было четверо детей, она - старшая. Семья жила без отца, отец рано умер, мать тяжело болела. Маленькая Таня ходила – работала по людям: качала воду, носила воду для крашения шерсти в ковровой, помногу таскала, давали деньги – 15 – 20 копеек. После революции наделили землю, на семь душ – семь десятин. Чем обрабатывать, как и с кем? Таня полола людям бурак, вязать ходила ячмень около Хлебового за то, чтобы вспахали. Две сестры младшие тоже работали, в Тарасовой, нянчили детей (мать была родом с Тарасовой), в няньках были. Татьяна Егоровна, вспоминая, плачет. Помнит, как пришла к сестре, а она не может дать кусок, потому что сама у чужих живет. Прожили в бедности и сиротстве. [5] Этот эпизод из жизни приведен лишь для того чтобы на живом примере подтвердить, как тяжело жилось крестьянству, многие дети оставались неграмотными, потому что надо было зарабатывать на жизнь. К 1917г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения только в 1930 году.

В материалах Фонда Государственного архива Курской области в Индивидуальной карточке Косторнянской Единой Трудовой школы 1-ой ступени Косторнянской волости Суджанского уезда Курской губернии за 1923 год имеются следующие статистические данные: «Деревня Косторная – количество жителей – 826 муж., 862 жен. Грамотные 852; 691 неграмотные».[4]

Однако русское крестьянство не было таким уж забитым и бесправным. Интересно привести пример из «Воспоминаний» Михаила Васильевича Сабашникова, с 1900 года владельца сахарного завода в селе Любимовка.

«Мне очень памятно оживление, царившее на Суджанском уез­дном земском собрании, состоявшемся в конце декабря 1904 г. Ко времени земского собра­ния в Суджу съехались земские врачи на врачебный совет и зсмские учителя и учительницы со всего уезда на какое-то совещание. На меня выпала обработка Касторнянского угла уезда, т. к. я должен был ехать прямо с собрания на завод. Живо вспоминается мне этот переезд в сорок пять верст на санях, запряженных гусем, в метель и трескучий мороз. Не успел я отъехать от Суджи версты, как нагнал воз­вращавшуюся домой на несчастной клячонке касторнянскую учи­тельницу. Она только с осени поступила на службу. Молоденькая, хорошенькая и очень бойкая, она в Судже обратила на себя общее внимание своими решительными и остроумными выступ­лениями, и гласные, спрашивавшие меня о ней, как ближайшего ее соседа, с недоверием смеялись, когда я говорил им, что еще не успел познакомиться с соседкой. Теперь при пронзительном ветре и надвигающейся метели пришлось познакомиться. После блистательных успехов в Судже молоденькая барышня, в полу­шубке, укрывшаяся еще попоной, имела вид далеко не бравурный. По первому моему приглашению она скромно пересела в мои сани с меховой полостью… Среди деловых занятий в Любимовке я исполнял принятое на себя поручение по пропаганде мнения большинства ноябрьского совещания и по сбору подписей под ним. С этой целью мы с Н. И. Синькевичем ездили в Касторную к знакомым крестьянам. Они оказались гораздо более ориентированными в вопросе, чем мы ожидали. Читали «Русское слово» или даже «Русские ведомости»; безусловно сочувствовали идее народного представительства; решительно высказывались только за законодательное собрание. Все очень охотно согласились дать свои подписи. Я не заметил, чтобы кто-либо уклонился. Оказались неграмотные. Они просили разрешения вместо фамилии ставить крест. При этом кто-нибудь из присутствовавших грамотных удостоверял своей подписью, кем поставлен крест».[6]

Земские учителя составили особую категорию русских педагогов. В своей работе такие люди видели выполнение высокого гражданского долга. «...Все отдадим школе, — писал учитель, — и здоровье, и счастье, и даже саму жизнь. Все перенесем: унижения, оскорбления, голод и холод, но по мере возможности осветим народу жизнь, чтобы увидел он свои беды и нужды в настоящем свете и собственными усилиями выбился из бедности и бесправия, чтобы проникся осознанием собственного человеческого достоинства». [3]

Становление советской системы образования в 1917-1920 годах было драматичным и противоречивым. Вскоре после революции началось разрушение существующей системы образования.

30 сентября 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, которое устанавливало порядок и условия школьной работы. [7]

В первые годы после гражданской войны (1920-1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. Началось восстановление сети учебных заведений. Ликвидация неграмотности разворачивалась в первые годы после Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 % , в 1922 г. упала до 2-3 % . С 1921 г. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный, т. е. суще­ствовали за счет местного населения. Из Статистических сведений о школах Суджанского уезда за 1922 год известно, что только Косторнянская школа существовала на государственные средства. Остальные школы в нашей округе – Масловская, Мальцевская, Тарасовская и Хитровская содержались на местные средства. Только во второй половине двадцатых годов школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. [8]

О том, что школа является одним из приоритетных направлений политики молодого Советского государства, можно судить по архивным материалам за 1919-1924 годы. Государство требует от школ подробного отчета: сведения о числе учащихся и технических служащих, подробного описания здания школы и ее нужд; списки детей от 8 до 11 лет – школьников и не посещающих школу (дело №67, от 4 июня 1924 г. Статистические сведения). Интересно, что среди перечисляемых учащихся школы мы встретили и фамилию Машкиной Клавдии Васильевны, 1915 г.р. В это время она училась уже в третьем классе. В своих воспоминаниях она называет учителей Надежду Аркадьевну и Тахтамирову Анну Антоновну, а также Вознесенского и Репринцева. [4] Однако в 1924 году в Косторнянской школе, как значится в «Списках школьных работников Суджанского уезда на 20 мая 1924 года», работали только Псарева Надежда Аркадьевна и Сенченко (Гридина) Вера Петровна. Тахтамирова Анна Антоновна работала еще заведующей Никольской школой 1 ступени, Вознесенский Василий Матвеевич и его сестра Нина Матвеевна работали в Любимовской школе 2-ой ступени. Конечно, детская память избирательна, и время, время.. Но то, что названы фамилии Вознесенского, Репринцева и Тахтамировой, старейших и заслуженных учителей нашей школы, – значимо. Вероятнее всего, они в этот период и начали работать в нашей школе, т.е. в 1925/1926 годах, а не в начале тридцатых. У нас еще нет документального подтверждения этому. И нам неизвестно, какой статус имела школа в это время? Семилетняя или начальная, может быть, пятилетняя?

Материалы «Статистических сведений» из Фондов государственного архива за 1919-1924 годы дали возможность узнать, наконец, фамилии учителей, или школьных работников, как их тогда называли. А также приоткрыть завесу: кто же они были - происхождение, возраст, образование.

Наша Косторнянская школа в этот период является школой Первой ступени, обучаются дети от первого до четвертого класса в двух классных комнатах, в каждом по два отделения, класса. Но если в 1919 и 1920 –х годах к 1 сентября в школе было по пять - шесть учителей, то в 1922, 1923 и в 1924 году их число уменьшается до двух-трех. Учителя, годами не получающие зарплату, уходили из школ. Так в данных из «Индивидуальной карты школы» за 1922 год названы фамилии трех учительниц: Пузанова Августа Ивановна, Сенченко (Гридина) Вера Петровна, Гусенко Татьяна Ивановна. В 1923 и в 1924 годах в школе работали только две учительницы – Псарева Надежда Аркадьевна и Сенченко (Гридина) Вера Петровна. Какими они были? Конечно же, их любили дети, бежали навстречу и несли книги. Учительницы были очень молодыми. Надежде Аркадьевне в 1923 году было 20 лет, а начала она учительствовать с 1918 года, с 15 лет, когда сама была еще ребенком. Сенченко Вере Петровне было 26 лет, а учительский стаж ее уже насчитывал 9 лет. Вдова. Учительницы из крестьян, беспартийные, привычные к трудностям. Вот они два года и тянули непосильную лямку за четырех. У Надежды Аркадьевны было 94 ученика, у Веры Петровны – 60 учеников, 42 ребенка оставались за пределами школы, в школу просто не вышли. Дальше так продолжаться не могло, и государство укомплектовало школу учительскими кадрами.

Пузанова Августа Ивановна учительствовала с 1915 года, в Косторнянской школе работала с 1917 по 1922 год. Она работала вместе с Корольчуком Онуфрием Александровичем, 1988 г.р., он учительствовал с 1908 года, работал в нашей школе с 1917 по 1920 год включительно. С 1920 по 1922 год в школе работала Тарасова (Гусенко) Татьяна Васильевна, учительствовала с 1914 года. С 1920 года начала работать в нашей школе Сенченко (Гридина) Вера Петровна, ее фамилия встречается и в сведениях за 1924 год; учительский стаж с 1914 года. С 1921 года приходит в школу Псарева Надежда Аркадьевна, та самая, которую помнили Машкина Клавдия Васильевна и Струкова Мария Ильинична. Надежда Аркадьевна работала в Косторнянской школе и во второй половине двадцатых, когда уже школа стала семилеткой.

Следующие пятьдесят лет с небольшим - это жизнь школы с 1925/26 года по 1975 год. В этой школе учились многие из ныне живущих косторнянцев. Эта школа была мостиком, перекинутым из века ушедшего в советскую эпоху. Построили новую школу косторнянские купцы на паях. Здание земской больницы также передали школе. Сразу стало учиться больше детей - Косторная всегда была густонаселённой деревней. Во второй половине двадцатых годов XX в. административный центр деревни сместился, перешёл из 2-й Косторной за мост, на Шлях, - сельсовет, клуб, фельдшерский пункт, школа. Не исключено, что именно в это время, а не в начале 30-х школа приобретает статус семилетней. Как было уже сказано, во второй половине 20-х годов школьное образование по­степенно стало выходить из глубокого кризиса. По мере обще­го улучшения экономического положения страны росли госу­дарственные ассигнования на народное образование. За тот же период количество семи­летних школ увеличилось в 5,3 раз.[9]

Купцы, которые жертвовали деньги на строительство школы, вряд ли благополучно закончили свои дни. Но здание школы осталось, оно согрело и выучило не одно поколение косторнянцев. У его жарких печек сушились фуфайки и насквозь мокрая обувь - бурки масловских и хитровских ребятишек, что по грунтовке за пять - шесть километров месили грязь, добывая знания. Знания добывались не просто. И семилетнее образование ценилось. Как вспоминал ветеран войны, Хоросоженко Василий Иванович, 1923 г. р. (ныне покойный), его с семилетним образованием взяли в школу артиллерийской инструментальной разведки, которую он с успехом и закончил.

Школе в это время очень нужны учителя, своих в деревне ещё нет.  Во второй половине двадцатых годов Суджанским РОНО директором Косторнянской школы был назначен Репринцев Александр Михайлович, учитель математики, его жена Евгения Петровна вела начальные классы. В это же время по направлению Суджанского РОНО в школу приезжают  учителя-предметники  -  супруги Постниковы, супруги Мосоловы, Давыдов Иван Игнатьевич. Из Любимовской школы 2 ступени перешел в нашу школу Вознесенский Василий Матвеевич, имеющий к 1926 году десять лет учительского стажа. Он преподавал русский язык и немецкий, был завучем. Происходил он из священников, получил образование в духовной семинарии. Вместе с ним в Любимовке работала учительницей его сестра, Вознесенская Нина Матвеевна. Жена Вознесенского, Варвара Алексеевна, учительница начальных классов, вела в школе кружок пения. Вознесенские уехали из Косторной в 1943 году, после снятия немецкой оккупации.

Первым директором, которого запомнили люди, был учитель математики Репринцев Александр Михайлович, 1890 года рождения. Он был строгий, дети слушались, побаивались. Его жена, Репринцева Евгения Петровна, вела начальные классы. Она была родом из семьи священников.

Вновь прибывшим семьям учителей были предоставлены квартиры. Семья Репринцевых жила в здании бывшей земской больницы. Дом был поделён на две части, имел два выхода, там жили две учительских семьи. В 1939 году семья Репринцевых вынуждена была переехать из Косторной в Пены. Сын Репринцевых впоследствии стал учителем истории, работал в Судже.

Директором Косторнянской семилетней школы Иванинским РОНО после Репринцева был назначен Мосолов Кирилл Григорьевич. Он был молодой, высокий, его жена, Мосолова Евдокия Павловна, вела начальные классы. В 1941 году Мосолов Кирилл Григорьевич ушел на фронт, погиб.

Постниковы - Виталий Васильевич, учитель истории и географии, его жена Антонина Порфирьевна вела начальные классы. В 1941 году Постников Виталий Васильевич ушел на фронт, погиб.

Давыдов Иван Игнатьевич вел ботанику и зоологию, немецкий. Не был женат. В 1941 году ушел на фронт, погиб.

Конюхова Дарья Васильевна родилась в Любимовке, была учителем истории и географии. Её муж, Конюхов Виктор, скорее всего, не был учителем, хотя некоторые из старожилов д. Косторной называют его в числе учителей. Семья жила на школьной квартире (где сейчас дом Гавриковых) вместе с Тахтамировой Анной Антоновной. В 1941 году муж Конюховой ушел на фронт, погиб. Дарья Васильевна работала в Косторной до 1965 года.

Тахтамирова Анна Антоновна начинала свою учительскую работу в 1923 году в Никольской школе 1 ступени, к этому времени ее учительский стаж исчислялся семью годами. Потом продолжила работать в Косторной, вела начальные классы, работала до середины 60-х гг. Память об этих замечательных учителях сохранили их ученики. О них с благодарностью писала в своем письме выпускница Косторнянской школы 1937 года Ложкарева Лидия Трофимовна.[см. прилож.]

Началась Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Во время оккупации д. Косторной, с ноября 1941 года по февраль 1943 года, школа какое-то время работала. Свидетельствует об этом Косторной Николай Андреевич, 1931 г.р. По его утверждению, летом 1942 года ходили женщины, записывали детей, которые будут ходить в школу. И с сентября, по разрешению немцев, школа начала работать. Работали в ней учителя Вознесенские, Василий Матвеевич и Варвара Алексеевна. Вознесенского Василия Матвеевича, учителя русского и немецкого языка, немцы хотели назначить старостой, он отказался. Но как переводчика его могли привлекать, и это потом послужило причиной отъезда Вознесенских из Косторной. В здании земской больницы размещался старостат, а в школе зимой 1942/43 года – немецкий, а потом русский госпиталь.[5]

После освобождения деревни в феврале 1943 года школу начали готовить к новому учебному году. После боев, отступления немцев школа имела неприглядный вид: имущество было уничтожено, печи развалены, окна и двери разбиты.

Самым трудным был новый 1943/44 учебный год. Не было парт. Учащиеся сидели за столами на деревянных скамьях, наспех сколоченных из досок, тетрадей и других письменных принадлежностей почти не было. На класс, где было 20 с лишним человек, приходилось 3-4 учебника. Чернила изготовляли из обыкновенной сажи, которая тут же замерзала. В классах царил лютый холод. Первым  директором   школы   после   освобождения  деревни   была  назначена Кравченко Валентина Ивановна. Сохранилась фотография этого периода. Похожие на маленьких старичков дети в немыслимой одежде и обуви - опорки, бурки, а хитровские и в лаптях – с учительницей Кравченко Валентиной Ивановной.

Перед окончанием Великой Отечественной войны директором школы Иванинским РОНО с 1945 года был назначен Алымов Георгий Петрович, 1906 года рождения, уроженец Тимского р-на. Еще не была закончена война, еще не было победного мая, когда Георгий Петрович приехал в д. Косторную с двумя детьми и женой Александрой Николаевной, учителем биологии и химии. В Косторной в семье Алымовых родилось ещё двое детей. Георгий Петрович был комиссован из-за контузии. Он приехал в нашу многонаселенную деревню, в семилетнюю школу, где требовался человек, умеющий быть руководителем. На войне Георгий Петрович был офицером, в школу приехал как директор и учитель математики. Так деревня Косторная вошла в его жизнь, стала родной ему и его детям.

Георгий Петрович работал в Косторнянской школе до 1976 года. Косторной Виктор Григорьевич, хорошо знавший Георгия Петровича, работавший с ним, вспоминает о Георгии Петровиче как о трудолюбивом, честном и отзывчивом человеке. В 1978 году Георгий Петрович умер. Все, живущие в д. Косторной, с благодарностью вспоминают его.

В Косторнянской школе после его освобождения из оккупации в 1944 году работала Долженкова Александра Павловна, старшая сестра Долженкова Николая Павловича. Она окончила до войны педучилище и уже какое – то время учительствовала в селе Костельцево Иванинского района. После войны Александра Павловна начала работать в Косторнянской школе и получила жилье от школы. В этой комнате раньше жила семья погибшего на фронте Виталия Васильевича Постникова, учителя истории и географии. Рассказывает об этом трудном послевоенном времени Леля Павловна, 1931 г.р., сестра Николая Павловича и Александры Павловны. Она помнит только холод и постоянный голод. После того как были сожжены дома косторнянцев на Толмачевке и 2-й Косторной, семья зиму 1943 ютилась в землянке и погорелых хатах. Поэтому получение квартиры при школе для семьи было счастьем. Счастьем было и то, что в комнате был склад, хранилось зерно колхозное. Часть зерна осталась, и это спасло семью в голод 44/45 гг. «Народ голодный был, выживал, с Косторной уезжали. Люди ели все подряд: траву, листья, крапиву, дети и взрослые пухли с голоду». [5]

Послевоенные годы - тяжелые годы. Учителя переживали трудности вместе со всей страной. Леля Павловна вспоминает, что ее сестра-учительница имела всего лишь одну перемену одежды. Но учителя получали зарплату, и это спасало их. Учительские семьи имели хозяйство: корову, птицу, огород. Они могли нанять людей и заплатить им деньгами, едой.

  В 50 - 60-е годы в школе работало новое поколение учителей - Тахтамирова Екатерина Павловна, Чурилина Мария Никитична, Цуканова Полина Дмитриевна, завуч; Косторная Мария Ивановна и Косторной Виктор Сергеевич, Пряхина Мария Ефимовна, Долженко Николай Павлович, Апрыщенко Петр Гаврилович и Галина Семеновна, Косторные Виктор Григорьевич и Людмила Федоровна, Сергеева Зинаида Михайловна. Педагогический стаж каждого из этих педагогов составляет свыше тридцати лет. Силами школьников и учителей в 50 – ые годы был посажен фруктовый сад. Школа была известна в районе талантливыми педагогами, достижениями учеников. Апрыщенко Галина Семеновна и Косторная Людмила Федоровна в середине 80-ых за многолетний и добросовестный труд получили почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1971 года по 1975 год директором школы был Косторной Виктор Григорьевич. С 1975 года он уходит из школы на партийную работу. Директором школы с 1975 года по 2000 год работала Косторная Людмила Фёдоровна. Это был интересный, инициативный человек и руководитель. Школа не стояла в стороне от дел колхозников: дети и учителя выезжали на поля с концертами, организовывали встречи с ветеранами войны. Историк, энтузиаст своего дела, Людмила Федоровна организовывала в 80-ые годы экскурсионные поездки детей по местам боевой славы – Киев, Одессу, Краснодон, Харьков, Петрищево, Бородино. Каждая из поездок воспитывала детей и осталась в их душах. В 1985 году по инициативе директора школы Косторной Л.Ф. в школе был создан музей боевой и трудовой славы деревни Косторной.

С конца 70-х годов - начала 80-х годов XX в. происходит обновление педагогического коллектива школы. Приходят молодые педагоги - Алтухова Любовь Владимировна, Кучер Екатерина Павловна, Перегудова Елена Николаевна, Гридина Татьяна Петровна, Машкина Галина Дмитриевна, Котов Виктор Иванович.

С 2000 года по 2007 год директором школы была Машкина Галина Дмитриевна, требовательный к себе и к людям руководитель. Обновилась материально-техническая база школы, в школу пришли компьютеры. С 2000 года в школу приходят учителя - Кострова Любовь Анатольевна, Голубева Олеся Александровна, Родионова Лариса Алексеевна, Михеева Ольга Сергеевна, в 2007-2009 завуч школы; Соколова Наталья Сергеевна, Андрианова Светлана Николаевна.

С 2009 года школу возглавляет Анопченко Ирина Николаевна, завуч школы – Сергеева Светлана Николаевна. В школу пришли учителя: Родионова Ольга Викторовна, учитель искусства и черчения; Жижина Жанна Николаевна, учитель истории и географии; Долженкова Оксана Юрьевна, учитель математики и физики.

Заключение

Новое время принесло новые требования. С 2008/2009 учебного года экзамены в школе стали проводиться в форме ГИА – государственной (итоговой) аттестации. С 2011/2012 учебного года начался переход на ФГОС НОО. Жизнь предъявляет новые требования. В современных условиях требуется свободное владение, по крайней мере, одним иностранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. Поэтому новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде.

Одно ясно – свободное развитие личности невозможно без опоры на национальные нравственные устои, исторический опыт предшествующих поколений. Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому,  к истории народа,  своего рода, истории дома, предприятия,  учреждения.  Разыскиваются архивные материалы, собираются воспоминания очевидцев. Это и есть восстановление связи поколений. Мы продолжим сбор материала о школе, потому что осталось много неизвестного. Завершая работу над исследованием, мы доказали важность достоверного исследования не вполне изученных явлений, фактов, биографий людей – участников и свидетелей исторического прошлого Родины.






















Список литературы:

1.Косторной В.Г. История Косторнянской школы. 1985.

2. Пирумова Н.И. Земства и земская школа // Книга для чтения по истории СССР ХIХ века. – М.: «Просвещение», 1989. С.116-121.

3. ru.wikipedia.org^Земская школа/

4. Государственный архив Курской области. Клировая ведомость Дмитриевской церкви села Мальцева Суджанского уезда за 1915 год.

5. Воспоминания Л.А.Андриановой (Паршиковой), Н.А. Косторного;

Т.Е. Долженковой, А.Г. Куликовой; А.Е.Андрианова; К.В.Машкиной; Л.И. Митрохиной; М.И. Андриановой. Рукописи // Музей боевой и трудовой славы Косторнянской школы.

6. Записки Михаила Васильевича Сабашникова. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. 588 с., ил.— «Записи Прошлого».

7. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Утверждено ВЦИК 30 сентября 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 174–380.

8. Фараджев К.В. Прикладные аспекты проекта социальной инженерии: социология образования в послереволюционной России (1917-1930). Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XI / Под ред. Собкина В.С. - М.: Центр социологии образования РАО, 2002, 232 с.

9. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900










Примечания:

Жизнь школы - жизнь ее учеников

Фото. Деревня Косторная на сене перед войной, где-то 1937/39 год. Фото передано Андриановой (Паршиковой) Любовью Александровной, 1937 г.р., 12.01.2010 г.

Из взрослых женщин, представленных на фотографии, рождения 1900- 1915 гг., заканчивали 1-2 класса начальной школы или были безграмотны. Доказательством этого является сохранившаяся запись описания биографий жителей деревни, рождения начала века. Запись, сбор сведений, сделан в период образования школьного музея, в середине 80-ых годов, Косторной Людмилой Федоровной, директором Косторнянской школы в 1975-2000 гг.

Долженкова-Попова Анна Степановна.

Родилась она в Косторной в 1905 году, тут росла, работала и провела свою молодость. Когда ей было 24 года, то образовался колхоз. Анна Стефановна с удовольствием пошла работать в колхоз. На поле вязала, молотила, выращивала свеклу.

После полевых работ Анна Стефановна пошла работать свинаркой и до пенсии не бросала свою работу. До образования колхоза Анна Стефановна работала на богатеев и помогала по дому. Анне Стефановне было выделено 15 свиноматок, за которыми она ухаживала с любовью. За активную работу ее награждали премиями, в которые входили подарки, как платки, небольшой кусочек ситца, простое платье. Анна Стефановна была награждена тремя похвальными грамотами и значками. Так всю свою силу Анна Стефановна отдала своему колхозу.

Андрианова Мария Тимофеевна. Родилась 29 июня 1908 года в селе Косторное.

Окончила 3 класса Косторнянской школы. До организации колхозов работала в Никольском, пололи свеклу. С 1929 года стала работать в колхозе «Красный куст». Пахали на волах, косили, молотили, пололи свеклу. Когда организовали совхоз «Коллктивист», работала тоже по наряду.

Долженкова Варвара Егоровна родилась 1911 года в Косторной, где жила и работала.

В 18 лет она пошла работать в колхоз. Варвара Егоровна все время работала в штате.

Пять лет она кормила свиней, два года кормила и ухаживала за лошадьми, а тринадцать лет доила коров. На нее приходилось двенадцать коров. Варвару Егоровну уважали в коллективе, много раз премировали. Хвалили за хорошую работу, премировали деньгами и один раз дали валенцы. Давали трудовые значки и грамоты. Варвара Егоровна в 1955 году ездила на слет, где всех колхозников премировали хвалили за хороший усердный труд.

Долженко Григорий Алексеевич. Родился 4 октября 1912 год в селе Толмачевка Иванинского района. Учился в Косторнянской школе, окончил 3 класса. Во время войны сражался на различных фронтах. Награжден 7 медалями, имеет 6 благодарностей за отличные боевые действия. Умер в 1984 году.

В этих бесхитростных записях, сделанных детьми, представлена вся трудовая жизнь их односельчан, рождения первого десятилетия ХХ века. Четыре трудовых биографии, и только два человека имеют начальное трехлетнее образование, двое же неграмотные. Судя по данным из биографий колхозников, начальное образование было трехлетним. Но это противоречит данным из «Истории школы» Косторного. В.Г., где утверждается, что наша школа была четырехклассной. Или же четвертый класс не для всех семей был доступен и необходим.

Дети рождения 1921/24 гг. в большинстве своем получали семилетнее образование, безграмотных среди них уже не было.
























Евдокимов Вячеслав Егорович, 1924 – 1943 гг. Комсомолец. Во время оккупации фашистами деревни Косторной держал связь с партизанами, участвовал в партизанских диверсиях в тылу врага. Арестован в декабре 1942 года, расстрелян фашистами в феврале 1943 года в торфяники под Льговом.

На снимке слева – Вячеслав крайний слева. На фотографии справа - Вячеслав крайний справа от гармониста.


(Из письма сестры Евдокимова Вячеслава – Селиной (Евдокимовой) Альбины, 1932 г.р.


«Евдокимов Вячеслав Егорович родился в 1924 году в первой половине года (точно число и месяц не помню. Но точно знаю, что он хотел уйти в армию. Это было в начале Великой Отечественной войны. Его не взяли, потому что не хватило совсем немного до 18 – летия.

В 1939 году окончил Косторнянскую семилетнюю школу. Был сильным, смелым, мог постоять за своих друзей. Его боялась молодёжь из окружающих деревень. Между ними были драки. Иногда приходил домой с разбитым лицом и большими синяками.

После окончания школы пошел работать токарем на сахарный завод « Коллективист». Сначала был учеником , а потом неплохим специалистом. На заводе его быстро приметили и избрали секретарём комсомольской организации. В начале войны были организованы молодёжные истребительные батальоны, «истребки». Он был назначен руководителем.

Приблизительно за месяц до прихода немцев батальон был эвакуирован, а через недели две он вдруг вернулся домой. На вопрос мамы; почему вернулся, он сказал, что получил задание остаться в тылу. Больше ничего не сказал».



































Косторнянская семилетняя школа, 1937 год; дети 1921/24 гг.р.

Фотография принадлежала Опанасенко (Клейменовой) Дарье Романовне, 1921 г.р. Она 3-я в последнем ряду, слева, с косами.

Описание фото Куликовой (Евдокимовой) Александрой Григорьевной. 1924 г.р.

Дети не из одного класса, сборное фото. Сама Евдокимова Шура сидит в середине первого ряда, повязана платком – банданой.

В одном классе с ней учились:

Бондарева Надежда, она сидела с Александрой Григорьевной

Евдокимов Иван, 1924 г.р.

Насти Лобовой, с Масловки, брат, погиб;

Борис Евдокимов, с Масловки, 1924 г.р., брат мужа. Был танкистом, ранен, рука сильно повреждена была, кость выступала.

Евдокимов Вячеслав Егорович, 1924 г.р. «Нам он будто сродство. Его мать привезла, они раскулаченные. А Егор его усыновил. Дочь Альбина родилась. Егор погиб». Евдокимов Вячеслав был расстрелян фашистами за связь с партизанами.

Евдокимов Степан Егорович, с Андриановки.

«Сколько мальчиков было, и они все погибли. А ребята все - никто не вернулся, все погибли..»

Учителя слева - направо: Мосолов Кирилл Григорьевич, погиб на фронте; директор Репринцев Александр Михайлович¸ в белой рубашке; рядом, с шарфом, - Постников Виталий Васильевич, учитель географии и истории, погиб, «сразу пошел на фронт и сразу погиб»; крайний справа - Вознесенский Василий Матвеевич, завуч, учитель литературы, русского языка и немецкого.

Евдокимов Вячеслав – четвертый справа в среднем ряду. Средний ряд – все мальчики, кроме одной девочки.


401 Письмо Ложкаревой, 1996 год.

Адрес: 140071. Московская область, гор. Калининград, Суворова 17, кв. 94. Ложкаревой

Уважаемый(ая) тов. директор! Извините, не знаю Вашего имени и отчества. Пишет Вам Ложкарева Лидия Трофимовна, бывшая Мешкова Лидия.

Я в 1937/38 уч. годах окончила Косторнянскую школу.

Косторная для меня - святое место: здесь я училась, здесь жила у сестры (родители наши были в 1930 г. выселены – раскулачены, и сестра с мужем – Постников Виталий Васильевич – учитель школы) воспитывали меня, содержали.

Какое это было чудное время! Мы, ученики, собираясь группами на переменах, вечерами, пели. Песня для нас была путеводителем. Я была запевалой и, может быть, поэтому песня для меня стала второй жизнью, почти моей второй профессией.

В 1937 год, в100-летие со дня гибели А.С.Пушкина, учитель русского языка Вознесенский Василий Матвеевич, подготовил снами, выпускниками, постановку по поэме «Цыганы». Я была ведущей, и с этого времени началась моя сценическая жизнь, которая продолжается до сих пор ( самодеятельная, а по профессии я учитель).

После 7-го класса в педучилище (г. Льгов) пела со струнным оркестром, во время войны выступала с пением и чтением стихов выступала в госпиталях (г. Ашхабад). Со студентами Рыльского с/х техникума занимала 1-ые места в смотрах в г. Курске, в 1950-57 г.

Сейчас, живя в Калининграде, готовлю с учениками (8 – ые, 9-ые кл.) литературно-музыкальные монтажи, пою на уроках, если на стихотворение положена музыка.

Так что спасибо Василию Матвеевичу за то, что увидел мои природные дарования и направил их. Песня помогает мне жить и не стареть.

Оглядываясь на прошлое, оценивая его с точки зрения педагога, Делаю вывод – великолепные были у нас учителя.

Вашим ученикам желаю правильно выбрать жизненный путь. Почтите вставанием наших дорогих учителей (список прилагаю). Мы их помним и благодарны им.

С уважением Мешкова Лидия.


Царствие небесное учителям Косторнянской школы, которые работали в ней в 30-40 голы.

1. Репринцеву Александру Михайловичу, нашему строгому администратору.

2. Его жене, Репринцевой Евгении Петровне, учительнице нач. классов. Умерла в 1989 г., 82 лет.

3. Вознесенскому Василию Матвеевичу, высокообразованному человеку. Помним его игру на гитаре и уроки литературы.

4. Его жене, Варваре Алексеевне, учительнице нач. классов, которая учила, как ходить, держать корпус, лицо, как танцевать.

5. Тахтамировой Анне Антоновне, нашей первой учительнице, красавице.

6. Постникову Виталию Васильевичу. Преподавал географию, историю, рисование, физкультуру. Погиб на фронте.

7. Его жене, Антонине Порфирьевне (Трофимовне), учительнице нач. классов, моей сестре.

8. Ивану Герасимовичу, учителю химии, зоологии, ботаники. Погиб на фронте. Кланяемся низко их праху.

1.06. 1996 г.

14071. Московская область, г. Калининград, ул. Суворова 17, кв. 94. Ложкаревой Лидии Трофимовне.

Кланяюсь я и родной школе, давшей мне направление в жизнь!




Цуканова Любовь, член краеведческого кружка, и его руководитель, Кучер Е.П., в 2013 году связались с Альбиной Егоровной, сестрой Евдокимова Вячеслава Егоровича, 1924-1943 гг., и она откликнулась на просьбу рассказать о своей жизни.

Одно из писем Евдокимовой ( Селиной) Альбины Егоровны, 1932 г.р., где она рассказывает о себе и своей семье. В других письмах она вспоминает военное детство, брата Вячеслава, подробно рассказывает о своей жизни.

Дочь Альбины Егоровны прислала по электронной почте интересные фотографии, связанные с жизнью семьи, с детством и юностью матери, Евдокимовой Альбины Егоровны.






Косторной Николай Андреевич, 1931 г.р., дед Гордей. Фото получено 28.11.2015 год

Фотография 1942 года, Вознесенские еще не уехали.

Первый ряд – в буденовке – Евдокимов Алексей Иванович (дед Зозуль), 1930-2013 гг.; позади него – Евдокимова Альбина Егоровна, 1932 г.р.; справа от него – Гончаров Владимир Кириллович, 1933 г.р., см. военный, полковник и проч. Киев; в одном ряду с ними - крайний слева – Косторной Николай Андреевич, 1931 г.р., ворот рубашки виден.

Учительница – Вознесенская Варвара Алексеевна


Четвертый класс Косторнянской школы, 1943/1944 учебный год

Описание фотографии сделано Заикиным Геннадием Михайловичем, 7.04.2011г. Третий справа в первом ряду (в пальто с воротником) – Гончаров Владимир Кириллович, 1933 г.р. Его отец погиб на фронте. Большая часть детей – сироты.

Учитель Кравченко Валентина Ивановна

Школьная фотография, принадлежала Гончарову В.К., 1933 г.р. На обороте фотографии запись, сделанная Гончаровым: «Фото 21.11.1947 год. Ученики 7 и 6 классов Косторнянской семилетней школы. Слева - направо 1-й ряд: Долженко Тамара, Мальцева Валентина, Филиппова Людмила, Геращенко Наташа,.

2-й ряд: Хорашаженко Мария, Евдокимова Альбина, Гончаров Владимир, 1933 г.р., Долженко Нина, Евдокимов Николай, Яковлев Геннадий.

3-й ряд: Долженко Николай, Чебунина Валентина, Долженко Зинаида, Евдокимова Нина С., Кваскова Екатерина.

Роспись Гончарова и число:26.11. 47 год.

Выпускников немного, они в центре. Учеба этого класса не прерывалась ни на один год. В первый класс дети поступили в 1940, закончили школу в 1947 году. Это доказательство того, что школа в войну работала.

Фотография передана Богатиковой (Андриановой) Галиной Михайловной, 1945 г.р., племянницей Гончарова по сестре – Гончаровой Анне Кирилловне, 1922 г.р.,17.02.2014 г.


Фото. Подпись: На память родным, г. Ростов н./Д 3.11. 52 г.

Гончаров Владимир Кириллович, 1933 г.р., родился в деревне 1-я Косторная, за речкой. В 1947 году закончил Косторнянскую 7-ю школу, в 1949 году – Любимовскую среднюю. Поступил в Харьковское военное училище в 1949 году, окончил его в 1952. Работал в военных городках. Поступил в Академию, окончил ее. Преподавал в Киеве на кафедре.

Выбиваться в люди было непросто, но страна и в самые трудные годы не бросала детей воинов, погибших за ее свободу.



Дети рождения 1932 года, выпускники Косторнянской семилетней школы:

1 ряд - слева Долженко Зина;

справа Альбина Евдокимова (см. о ее брате, расстрелянном во Льговской тюрьме за связь с партизанами, перед приходом советских войск, в февр. 1943 года);

2 ряд слева - учительница географии – Конюхова Дарья Васильевна;

жена директора (вела биологию) – Алымова Александра Николаевна;

директор, учитель математики - Алымов Георгий Петрович;

учитель физкультуры Чурилин Григорий Яковлевич, муж Чурилиной Марии Никитичны, был родом с Новосергиевки, жили с женой на Ефросимовке; пришел с фронта в звании сержанта, вел, кроме физкультуры, военное дело;

учительница немецкого языка,- Андрианова (Катушева) Мария Кириловна;

3 ряд слева – Тамара - ученица,

Женя Евдокимова, в будущем учительница математики, была замужем за Косторным Анатолием Сергеевичем, братом учителя Косторного Виктора Сергеевича;

Учитель труда и физкультуры, молодой Виктор Сергеевич Косторной; В 1941 году он ушел на фронт младшим лейтенантом по политической подготовке. Воевал на Ленинградском фронте. Был ранен и контужен, попал в плен, бежал. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией». После окончания войны возвратился в родное село и с 1947 года стал работать в Косторнянской школе учителем труда и физкультуры. Проработал в школе 33 года. Был удостоен звания «Ветеран труда».

Виктор Сергеевич был очень скромным человеком. О военных тяготах, которые ему пришлось испытать, он не рассказывал. Виктор Сергеевич из поколения двадцатилетних, младших лейтенантов, которым далеко не всем довелось живыми закончить войну. Орден Красной Звезды, заслуженный в первые месяцы войны, говорит о мужестве молоденького лейтенанта. И в плен он попал тяжело раненным и контуженным, и смог бежать. Медаль «За Победу над фашистской Германией» подтверждение того, что он честно исполнил свой трудный солдатский долг перед Родиной. Как честно исполнил и мирный долг - учительский.



Редкий снимок. Начало 60-х, еще нет Апрыщенко; они приедут в Косторную в 1963 году. Последний год работы Тахтамировой А.А.

Такие молодые Виктор Сергеевич, Полина Дмитриевна, Георгий Петрович!




Редкий снимок. Косторнянские учителя. Директор школы Алымов Георгий Петрович. Начало 60-ых, еще нет Апрыщенко – они приедут в 1963 году. Последний год работает Тахтамирова А.А. И такие молодые Виктор Сергеевич, Полина Дмитриевна, Георгий Петрович!







1983 год, 1 сентября. Учителя Косторнянской школы. Директор Косторная Людмила Федоровна.

Слева-направо: Гридина Татьяна Петровна, Машкина Екатерина Стефановна(техслужащая), Косторная Людмила Федоровна (директор), Апрыщенко Петр Гаврилович, Перегудова Елена Николаевна (завуч), Алтухова Любовь Владимировна, Долженко Николай Павлович, Апрыщенко Галина Семеновна




2002/2003 учебный год. Дети: Мамедова Светлана, Косторная Ольга, классный руководитель Кучер Екатерина Павловна, Зеленцова Светлана, Пожарская Вероника

Учителя: Кострова Любовь Анатольевна, Гридина Татьяна Петровна, Котов Виктор Иванович, Машкина Галина Дмитриевна, директор школы в 2000-2007 гг.; Атанов Михаил Александрович, Перегудова Елена Николаевна, Сергеева Зинаида Михайловна, Голубева Олеся Александровна, завуч.



Косторнянская школа, выпускники 2013 года. Директор школы – Анопченко Ирина Николаевна, завуч школы – Андрианова Светлана Николаевна




















Материал из Фондов Государственного архива Курской области «Индивидуальные карты» № фонда - ФР 1754; № описи 1; № ед. хранения 171.

Материал отобран 22.12.2016 год.

Индивидуальная карточка Косторнянская Единая Трудовая школа 1-ой ступени Косторнянской волости Суджанского уезда Курской губ. Данные на апрель 1922 года

  1. Школьное помещение. Училище существует с 1897 года.

  2. В чьем доме помещается школа в собственном или наемном ------------ в собственном.

  3. Деревянное или каменное. Деревянное. Обложено камнем.

  4. Какой пол (деревянный, каменный или земляной). Деревянный.

  5. Размер помещений


Размер комнат класса

Длина в аршин.

Ширина в арш.

Высота в аршин.

Площадь в кв. аршин.

Объем в куб. аршин.

Размер других помещений

Длина в аршин.

Ширина в арш.

Высота в аршин.

Площадь в кв. аршин.

Объем в куб. аршин.

1-я классн. комн. (2-е-4-е отд)

11 1/2

7 1/2

4

86 1/4

345

Библиотека



3

3 1/2

4

10 1/2

42

2-я (2-е – 3 отд.)

11 1/2

7 1/2

4

86 1/4

345

Коридор


6

3 1/2

4

21

84



  1. Число окон и их размер. Всех окон 15. Размер 1 на 2.

1-я классная комната 5 окон, 1 ширина, 2 высота. 2 –я классная комната 7 окон , 1 ширина , 2 высота.

  1. Какое существенное неудобство. Училища нет сарая, ватера и не загорожен двор.

  2. Был ли в текущем году ремонт и в чем состоял: была побелка, чистка труб и застекление.

2. Мебель

  1. Сколько имеется парт: двухместные 27, одноместные -20, четырехместные -23. Шкафов – 2, столов -9, стульев -9.

3. Усадьба

  1. Площадь школьной усадьбы -600 кв. саж. . в том числе под двором – нет, кв. саж. Сараем – нет, кв. саж. огородом - нет.

  2. Когда положено начало саду.

  3. Сколько имеется в саду плодовых деревьев: яблони…, груши….,сливы…., вишни…., ягодных кустарников… малины….. крыжовника….. смородины……

  4. Огорожен ли двор, сад и огород. Огорожен – чем – забором или плетнем.


4. Школьный участок

14. Отведен ли для школы участок земли. Отведен. Когда - в 20-м году весной, в каком размере – 1 дес. На каком расстоянии от школы -- 1 верста, пользуется им школьный коллектив.




5. Учебники, учебные пособия, ученическая и учительская библиотека.


  1. Сколько учебников разных - 811. Ученической библиотеки -- 434 экземпляров, учительской библиотеки - 28 экземпляров , географических

карт – 8, карт по истории -1; других пособий; торговые счеты -94 шведские счеты …; полушарий - 3; компас 1; глобус..; арифметический ящик -1; другие: карта движения Земли -1; геометрические тела -9; карта строения человеческого тела – 2; ботанические таблицы по зоологии 17; метрических мер -1

6. Педагогический персонал и учащиеся


Фамилия Имя Отчество старших школьных работников

Сколько

времени учительствует

Сколько

времени

в данной школе

Из какой школы переведен

Образовательный

ценз

Семейное

положение

Какие отделения ведет

Сколько

учеников


Сколько комплектов

  1. Пузанова Августа Ивановна

С 1915 г. с 11 сентября

С 1917 г.

Из Липнинской в Косторнянскую

Окончила Курскую 2-ую женскую гимназию

девица

1-ое отдел.

71 учен.

Двухкомплектная

  1. Сенченко Вера Петровна

С 1914 года

С 1920 г.

Из Михайловской Дмитриевского уезда

Окончила учительскую школу

вдова

2-е и 3-е отд.

53учен.

  1. Гусенко Татьяна Васильевна

С 1914 года

С 1920 г.

Из Нижне-Гридинской Суджанского уезда

Окончила учительскую школу

замужем

2-е и 4-е

56 учен.


  1. Занятия в текущем году начались с 8 августа (в случае несвоевременного занятия – указать причину)

  2. Были ли перерывы, на сколько и почему - не было.

  3. Какие нужды школы (нужны учебники, уч. пособия, покрасить крышу, пол, окон, побелить школу и проч.) поправить пол, переложить печи, сделать вторые рамы и застеклить


Резолюция: Имеется второе здание – национализированы – одна комната классная перегорожена и учительская

Число 1, месяц месяц Апреля 1922 – го года

Завед. шк. А. Пузанова













«Статистические сведения о школе» № фонда - ФР 1754; № описи 1-Л; № ед. хранения 5)

Из документов за 1921 год на 10 октября. Школьные работники: Пузанова Августа Ивановна, Сенченко Вера Петровна; Тарасова Татьяна Васильевна; Псарева Надежда Аркадьевна


Материал из Индивидуальной карты Косторнянской школы за 1923 год

(Материал из Фондов Государственного архива Курской области «Индивидуальные карты» № фонда - ФР 1754; № описи 1; № ед. хранения 171).

Деревня Косторная – количество жителей – 826 муж., 862 жен.

Грамотные 852; 691 неграмотные.

Комнат в школе – 4; окон -15; кв. площадь всех комнат – 228 аршин. 912 кв. аршин;

печей -2, голландки; капитальный ремонт; топлива на 2 ½ месяца; квартир для пед. персонала нет; подворные постройки – не имеется;

1 десятина полевого участка; учеников -112; ученическая библиотека – 319 книг; учительской библиотеки – нет; географических карт – 5; картин по истории и географии -2; глобус …; геометрические фигуры – (перечислены –куб, конус, параллелограмм..);

парт – 51; недостает?.... парт нет; 2 шкафа, 3 стола, 4 стула.


Школьные работники:

  1. Псарева Надежда Аркадьевна, учительствует с 1918 года. В Косторнянской школе с 1921 года; окончила Курск. 2-й ступени; девица, 94 ученика

  2. Сенченко Вера Петровна, учительствует с 1914 года; в школе с 1920 г.; переведена из Михайловской Дмитриевского уезда, вдова; 60 учеников


Звание учителя имеют не все. Из какого сословия, происхождение – крестьянки; партийность - беспартийные; возраст: 1) 20 лет; 2) 26 лет.


Общее количество детей в селе – от 4 до 8; от 8 до 12 и проч… 105 чел.;

169 (от 4до 8);… 42 человека не вышли в школу; 79 неграмотных.


Общее количество учащихся - 154; мальчиков – 91; девочек – 61.

1 гр. – 61 чел.; 2 гр.- 44 чел.; 3 гр.- 32 чел.; 4 гр. – 16 чел.


















Материал из Фондов Государственного архива Курской области «Индивидуальные карты» № фонда - ФР 1754; № описи 1; № ед. хранения 171

Из индивидуальной карточки Хитровской школы Косторнянской волости 1922 год

(по данным на 1923 г. количество жителей - 308, грамотных -157, неграмотных – 151)


Училище существует с 1904 г., в собственном доме, деревянный; пол – деревянный. Существенных неудобств нет;

1 классная комната – 6 окон; квартира - 4 окна; парт - 8; шкаф – 1; стол.

Сад с 1914 года, огород - 860 кв. сот.; яблонь - 4; груш – 3; вишни -6.

Двор огорожен забором. Нужны учебники, уч. пособия; покрыть крышу, вставить стекла.

Школьный работник - Щитикова Зинаида Евгеньевна, учительствует вообще с 1908 г., в Хитровской школе с 1919 г.,

переведена из К - Лопнянского училища; окончила женскую гимназию; замужем;

учеников в школе – 48; комплектов в школе - 1.


Из индивидуальной карточки Мальцевской школы Косторнянской волости 1922 год

Мальцевская школа 1 ступени (сведен на 24 г.)

Пузанова Августа Ивановна, зав. шк. С 11.11.17 г., стаж 9 лет

Пузанов Август Иванович, шк. раб., сент.. 1920 г., 4 года стаж


Сведения на 1922 г.

Существует училище с 1875 года, собственный дом, пол деревянный, классных комнат – две;

окон – 5; парт двухместных – 44; шкаф - 1; столы – 3; стулья – 2.

Пузанов Август Иванович, холост; учительствует вообще с 1920 года;

окончил Рыльскую Трудовую школу 2-ой ступени;

ведет 1-2-3-4 отделения; учеников 135; помещений -2; переведен из Косторнянской школы


Из индивидуальной карточки Масловской школы Косторнянской волости 1922 год


Масловская школа 1 ступени

Гридина Антонина Васильевна, зав. школой с сент. 1920 г, стаж – 11 лет.

Училище существует с 1912 г. в наемном доме, деревянное здание, пол земляной. 1 классная комната – длина (в арш.) – 9, ширина -8; высота – 3 1/2 площадь – 72; объем - 252.

Неудобства – теснота. 15 парт двухместных; 1 шкаф, столов ..; стульев …

Гридина Антонина Васильевна – учительствует с 1913 г.; работает в Хитровке с 1920 г. ;

образование - 8 классов Суджанской женской гимназии; вдова;

переведена с Хитровской школы Косторнянской вол.

Ведет 1 и 3 отд., 38 учеников; комплектов – 1

По случаю копки сахарной свеклы ученики не посещали школу.

Нужны учебники и учебные пособия и шк. здание








Сведения


о школьном работнике Косторнянской Единой Трудовой школы Косторнянской волости Суджанского уезда

Онуфрий Александрович Корольчук, 1888 г.р.

Род оружия – ряды войск не проходил

Войсковая часть старой армии – освобожден по болезни от призыва в армию

Учительский стаж – учительствует с 1908 года, и на занимаемом месте с 1917 года

Число призываемых и штат данной школы:

Призываемых – один, штат – шесть человек.


Заведующий отделом народного образования А. Громов

Секретарь –


Список школьных работников Косторнянской Единой Трудовой школы Косторнянской волости Суджанского уезда, состоящих на лицо к 1 сентября 1919 года


1 Корольчук Онуфрий Александрович

2. Пузанова Августа Ивановна

3. Кирпичева Евдокия Васильевна

4. Золотарева Варвара Яковлевна

5. Косторная Елена Федоровна

6. Долгая Евдокия Петровна


За заведующего народного образования А. Громов

Секретарь



Список школьных работников и вакантных мест по волостям, 1920 год


5. Косторнянская

1) Корольчук Онуфрий Александрович

2) Пузанова Августа Ивановна

3) Симченко Вера Петровна, с 15.09.

4) Тарасова Татьяна Васильевна

5) Воробьева Ирина, с 1 июня


6. Мальцевская.

1) Мальцев Иван Иванович

2) Жеребилова Татьяна Андреевна, с 1 января


7. Масловская.

1) Гридина Анна Васильевна








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!