Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени
академика С.П. Королева»
VI областная научно-практическая конференция
«СамАстро-2024»
Секция: «Авиация и Космонавтика»
Тема работы:
История одного предприятия
АО «РКЦ «Прогресс»
Выполнили
Учащийся
Зотова Евгения Алексеевна
МБОУ Школа № 37
г. о. Самара
Ивлиева Анастасия Викторовна
Самарский филиал Финуниверситета
руководитель: Зотова А.С.
Самара, 2024 г.
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей малой Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников и студентов чувства гордости за свою малую родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Иные символы, увы, стёрлись либо вовсе исчезли в бурном потоке новых времён. Но по-прежнему и мощь научно-технической мысли, и романтика покорения Галактики исходят от двух названий: «ЦСКБ» и «Прогресс». Специалисты наших конструкторских бюро и заводов изготавливают лучшие ракетные двигатели, и это факт признан представителями космической отрасли США и Европы.
Как невозможно представить Самару без великой Волги и былинных Жигулей, так и без пионерского освоения космоса в ХХ веке наш бывший купеческий город уже немыслим. Всего за три года в середине столетия он стремительно ворвался в ряд первых покорителей Вселенной. И, конечно же, первый космонавт Земли Юрий Гагарин для Самары человек свой, близкий, ведь его знаменитое «Поехали!» было бы невозможно без труда ума и рук наших земляков. Две ступени корабля, которые выводили его «Восток» на орбиту Земли, были созданы на самарской Безымянке.
Уже 63 год, как на волжской земле с легкой руки Главного конструктора Сергея Павловича Королева разрабатывают и производят ракеты-носители среднего класса и космические аппараты для космической съемки и проведения научных экспериментов на орбите Земли.
Цель нашей работы: сформировать у учащихся устойчивого интереса к изучению истории малой родины, связанной с освоением космического пространства.
Задача: вооружиться теоретическими знаниями в этой области.
Объект изучения: история покорения космического пространства с упором на краеведенье.
Прогнозируемый результат деятельности: учащиеся будут знать о вкладе сотрудников АО «РКЦ «Прогресс» в освоение космического пространства.
Самару часто называют космической столицей России. Одна из причин — ракетно-космический центр «Прогресс» — всемирно известное предприятие. В этом году АО "РКЦ "Прогресс" отмечает 130-летие со дня своего основания.
Сегодня название Самарского РКЦ “Прогресс” известно каждому. Это одно из ведущих российских предприятий космической промышленности. Именно здесь создают ракеты, которые отправляют космонавтов и грузы к международной космической станции.
Ракеты, сделанные здесь, отправляются на космодромы «Байконур» в Казахстане, «Плесецк» в Архангельской области, «Восточный» на Дальнем Востоке и «Куру» во Французской Гвиане в Южной Америке (связи с политической обстановкой в мире, приостановлено).
Но у каждой компании, у каждого завода есть своя история. Как же начиналась история самарских ракет?
А начиналась она... с велосипедов.
На том месте, где сегодня в Москве, на площади Маяковского, стоит всемирно известный концертный зал им.П.И.Чайковского, в 1894 году располагалась небольшая слесарная мастерская, с которой начинался «Прогресс»... Именно здесь, талантливый инженер Юлий Александрович Меллер открывает завод «Дукс», который изначально занимается ремонтом и производством велосипедов. В каталоге выпускаемой продукции было более десяти различных моделей велосипедов, в том числе спортивные, гоночные, прогулочные, дорожные, дамские, мужские, детские.
Важным клиентом фирмы стала сама императорская семья. Известно, что именно на заводе “Дукс” был собран особенный велосипед для цесаревича Алексея, единственного сына императора Николая II.
А в 1916 году специально разработанные велосипеды “Дукс-боевой” конструкции М.М. Щипанова встали на вооружение Российской Императорской армии и были сформированы специальные самокатные отряды.
Фирма быстро развивалась и в первые годы 20-го столетия «Дукс» расширил ассортимент своей продукции до различных вариантов автомобилей, мотодрезин, аэросаней и мотоциклов. Юлий Меллер, будучи фанатом техники и гонок, сам часто испытывал новейшие машины.
После русско-японской войны предприятие открывает новое направление — авиационное. В 1909 на заводе “Дукс” был построен первый в России самолет по проекту Фарман — Farman IV. В 1910 году был выпущен дирижабль “Кречет”. Возможно, именно тогда завод взял курс на то, чтобы всегда и везде быть первым.
Кстати «Dux» в переводе c латыни означает «вождь» или «ведущий»
К 1917 году предприятие уже являлось одним из крупнейших авиастроительных центров царской России. «Дукс» изготавливал знаменитые самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Сопвич», а также дирижабли «Кречет», «Дукс» и «Ястреб».
Накануне войны Ю.Меллер с сыном уехал по делам завода в Германию и неожиданно для него был интернирован. С большим трудом, спустя полгода, через Швецию отец и сын вернулись в Россию. Работники «Дукса» устроили торжественную встречу любимому директору. Но в Москве, как и во всей России, к немцам стали относиться все подозрительнее, считая их потенциальными врагами и шпионами. Меллеру, как и многим другим, пришлось взять фамилию жены. По паспорту он стал Ю.А.Брежневым.
В 1917 году по решению Временного правительства производство самолетов и велосипедов на «Дуксе» было приостановлено. Завод законсервировали. И если в ноябре 1916 года на нем работало более двух тысяч человек, то меньше чем через год осталось не более 200 рабочих и служащих. Перед самой революцией, в октябре 1917 года Ю.А.Брежнев перевел во Францию свой основной капитал, передал руководство заводом своему брату Ивану и уехал с семьей за рубеж. Дальнейшая судьба его неизвестна.
А Иван Меллер умер в Москве в 1918 году, после чего завод стал бесхозным. 19 февраля 1919 года бывший «Дукс» национализировали и он стал называться Государственным авиационным заводом № 1 (ГАЗ №1). Всего за 1910-1917 годы на «Дуксе» было построено 1750 самолетов 22 типов. Это почти треть всех российских аэропланов, построенных за эти годы.
К началу 1931 года Авиационный завод № 1 имени Осоавиахима был огромным предприятием, включавшим в себя не только самолетостроение, но и велосипедное, колесное, радиаторное, приборостроительное и другие производства. Все это находилось на одной территории и сильно мешало выпуску основной продукции – аэропланов. С мая 1931 года началось перевооружение боевой авиации страны.
На заводе № 1 началась большая реконструкция, рассчитанная на выпуск 5 000 самолетов в год, а также малая (промежуточная) реконструкция, позволявшая строить до 1200 самолетов, а при трехсменной работе - в полтора раза больше. Малая реконструкция предусматривала введение поточной системы производства, изготовление новых стапелей и различных приспособлений. Но строительство самолетов в мире так стремительно развивалось, а снабжение завода, в том числе и моторами так отставало, что производственная программа в 1931 году менялась 4 раза. И выполнена была только по выпуску истребителей И-3 и И-7. Выпуск самолетов Р-5 и И-5 составил лишь 74 процента от планового. На завод была направлена партийная комиссия. Она составила акт, который сохранился и хорошо отражает положение дел не только в передовом авиационном производстве, но, пожалуй, и во всей экономике страны в целом.
А осенью 1941 года начался новый этап в истории развития завода. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он был эвакуирован из Москвы в Куйбышев. Всего 10 дней потребовалось на переезд и уже 8 октября завод вступил в работу на новом месте. Заводчане в невероятно трудных условиях наладили выпуск Миг-3, Ил-10 и штурмовиков Ил-2. Первый из них взлетел в небо в декабре 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны завод внёс значительный вклад в Победу советского народа над фашистской Германией. Всего работниками предприятия было построено и передано армии 11863 штурмовиков Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10 и 3122 самолета МИГ-3. Каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, был изготовлен в цехах завода № 1.
За образцовое выполнение заданий правительства 2 июля 1945 года завод был награжден Орденом Красного Знамени.
В послевоенные годы Авиационный завод №1 освоил производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.
Но не только самолетостроением занимался завод после Великой Отечественной войны. Именно на это период приходится самый большой спрос на ширпотреб. После Великой Отечественной войны, когда не из чего стало есть-пить, а бурный рост рождаемости потребовал массового производства товаров для детей и дома. Уже в первые послевоенные годы завод выпускал параллельно с новейшими истребителями газовые плиты, кастрюли, мягкую мебель, детские коляски и игрушки. А первые мотолодки «Прогресс» вызвали настоящий покупательский ажиотаж. Да они, давно снятые с производства, и сейчас еще пользуются большим спросом у рыбаков.
Новая веха в истории завода началась 2 января 1958, когда года было принято Постановление Совета Министров СССР об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Так завершилась славная самолетостроительная история завода
На самом деле все началось несколько раньше. Сразу после того, как осенью 1957 года В.Я.Литвинова вызвали в Москву прямо из Сочи, где он отдыхал с семьей. Ему сказали, что он должен срочно прибыть на совещание в ЦК КПСС. Там, в присутствии руководства страны и первых лиц минавиапрома он впервые услышал о грядущих переменах на его заводе.
Вскоре после этого Сергей Павлович Королев направил в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова, который организовал сначала конструкторский отдел, а позднее филиал №3 ОКБ-1. Менее чем за год производство было полностью реконструировано.
Дмитрий Ильич Козлов (руководил заводом с 1959 по 2003 год). Он долгое время был едва ли не самым секретным человеком в СССР, хотя все в Куйбышеве знали, что Козлов – «секретный» конструктор ракет и спутников-шпионов. Современное поколение молодёжи слышало про «козловский дом» на проспекте Ленина, который был построен для специалистов «Прогресса». Ну и конечно видели мурал, посвящённый генеральному конструктору.
Но вот кто этот человек, молодёжь чаще всего не знает, а жаль. Исправим этот недостаток.
Дмитрий Козлов — (1919-2009 год) советский и российский конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук. Автор более 150-ти научных трудов и изобретений, посвящённых теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем. Козлов создал в ЦСКБ коллектив, способный решать задачи любой степени сложности. Генеральный конструктор сохранил и развил традиции организаторской работы своего учителя, создателя советского космоса Сергея Королёва. Одним из основных факторов успешной деятельности предприятия он считал подготовку высококвалифицированных кадров. В течение многих лет Дмитрий Ильич возглавлял кафедру «Летательные аппараты» одного из ведущих вузов страны — Самарского государственного аэрокосмического университета. Под научным руководством Дмитрия Козлова выросла плеяда талантливых учёных в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях.
За всё время работы Дмитрия Козлова в «ЦСКБ-Прогресс» было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и порядка одной тысячи космических аппаратов различного назначения.
Первую ракету, собранную на ГАЗ № 1, отправили на полигон Тюра-Там (Байконур) уже в декабре 1958 года. А 17 февраля 1959 года состоялся первый пуск Куйбышевской МБР Р-7. Этот успех подтвердил технические возможности завода и готовность к принятию ракет на вооружение Советской Армии. Именно благодаря ракетам, созданным в Куйбышеве, наша страна получила надежный ядерный щит в тревожные годы «холодной войны».
Успешные пуски первых изготовленных в Куйбышеве ракет укрепили мнение Королева и руководства страны о том, что завод № 1 может стать не только базой для серийного выпуска нового оружия, но и его конструктивного усовершенствования, а возможно и самостоятельной разработки новых видов МБР.
Несомненно, Королев мог сделать ракету-носитель для полета Юрия Гагарина на своем предприятии в Подлипках. Но он все же выбрал куйбышевскую, потому что полностью доверял заводу № 1, который на тот момент имел большое количество успешных запусков боевых ракет Р-7, которые стали базовыми для первых двух ступеней всех будущих космических ракет, или, как их стали называть, ракет-носителей. Завод имел хорошо отлаженное сборочное производство, совершенное технологическое оборудование, отличался высокой производственной дисциплиной и культурой труда, жесткой системой контроля. Все это обеспечивало выпуск продукции с высоким качеством и надежностью. Куйбышевские ракеты были способны нести и ядерный заряд, и аппаратуру для исследования межпланетного пространства. И даже знаменитое выражение Хрущева «Теперь мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски» – это хоть и смешной, но все же заслуженный комплимент отлаженному в Куйбышеве производству надежных ракет-носителей.
О полете Гагарина сейчас хорошо знают все, даже дети. Но нелишне будет напомнить некоторые важные детали, предшествующие этому событию.
5 января 1959 года по инициативе Королева было принято закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты». Согласно постановлению, начался прием заявлений и отбор молодых летчиков в космонавты, хотя про космос им, конечно, ничего не говорили, просто обещали интересную и ответственную работу. Из 3460 кандидатов сначала отобрали 347, подходящих по здоровью, росту и весу. Потом, после ряда испытаний, оставили только 29 самых здоровых. А из них к первым полетам стали готовить лишь пять.
22 мая 1959 года, опять же по инициативе Королева и при полной поддержке Хрущева, который хорошо понимал всю политическую значимость предлагаемого документа, было принято секретное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР « О создании объектов «Восток» для осуществления полета человека в космос и других целей». Главными исполнителями объектов «Восток», т.е. ракет этой группы назывались ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике СССР и Куйбышевский завод № 1, который должен был изготовить два изделия 8К71, одно из которых надо было поставить в сентябре, а другое в октябре 1959 года.
Эскизный проект корабля-спутника «Восток» был разработан в ОКБ-1 в апреле 1960 года. А 4 июня того же года было принято секретное постановление Совмина СССР «О плане освоения космического пространства». В нем оговаривались сроки запуска спутников-разведчиков и пробных спутников для отработки систем жизнеобеспечения человека в космосе.
После нескольких беспилотных запусков ракет 8К71, в том числе и двух неудачных, в августе 1960 года собаки Белка и Стрелка благополучно вернулись из космоса на землю. А в марте 1961 года корабль-спутник с собакой Чернушкой и манекеном человека, внутри которого находились морские свинки, мыши, семена растений, образцы человеческой крови и т.д., тоже благополучно приземлился (между прочим, недалеко от Куйбышева). Это было самое первое лётно-конструкторское испытание модификации космического корабля "Восток", оснащённого бортовыми системами для полёта человека по орбите Земли.
25 марта 1961 года был проведен еще один пробный пуск с запланированным катапультированием манекена. Он тоже прошел удачно. И 29 марта 1961 года Королев подготовил для Государственной комиссии решение о полете человека по околоземной орбите на космическом корабле «Восток». К этому времени Госкомиссия уже знала, что американцы назначили полет своего космонавта на 24 апреля 1961 года. И надо было, во что бы то ни стало их опередить. Комиссия назначила полет советского космонавта на 12 апреля. ЦК КПСС и правительство утвердили эту дату, а вместе с ней и всю программу пилотируемых запусков, в том числе даже полет женщины-космонавта. И 8 апреля 1961 года Государственная комиссия, наконец, приняла решение утвердить для отправки в первый космический полет Юрия Гагарина, а его дублером назначить Германа Титова.
Остальное известно всем. 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут космический корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Этим пуском руководил сам С.П.Королев. От нашего завода за пуском Гагарина наблюдали, и в случае нештатной ситуации на старте были готовы принять любые экстренные меры, две бригады сборщиков. А также директор В.Я.Литвинов, зам. главного инженера Н.Т.Савенков, зам. главного конструктора филиала № 3 ОКБ-1, будущий «Главный пускач» ракет А.М.Солдатенков, специалисты филиала Г.Е.Фомин и М.Ф.Шум. Сразу после известия о благополучном возвращении на Землю Юрия Гагарина, Литвинов с группой Королева улетел в район приземления. А вечером 12 апреля Гагарин на самолете Ил-14 прибыл на наш заводской аэродром, откуда его увезли на дачу обкома КПСС. Там он прошел полное медицинское обследование, ответил на вопросы медиков и конструкторов, а потом отправился на отдых. 14 апреля, перед самым вылетом в Москву, Гагарин по предложению Литвинова побывал в сборочном цехе завода и поблагодарил ракетостроителей за отличный труд.
C 1 января 1962 года ГАЗ № 1 стал именоваться заводом «Прогресс».
С 2014 года оно сменило форму собственности, и известная самарская фирма стала ОАО «РКЦ «Прогресс».
В 2016 году произошла очередная смена формы собственности и теперь завод известен как АО «РКЦ «Прогресс».
С новыми названиями зачастую менялись направления работы, увеличивался кадровый состав, менялись условия труда и быта конструкторов. И тогда, и сегодня здесь создавались уникальные разработки аппаратов, позволяющих получать четкие фотографии земной поверхности, а также собирать данные о плодородии почв различных уголков нашей планеты, о ее метеорологических условиях, надвигающихся ураганах, наводнениях, других опасных катаклизмах. А еще - изучать возможности космической медицины, биологии, материаловедения и многого другого.
Самарские космические конструкторы стали надежными партнерами российских ученых во многих фундаментальных и прикладных исследованиях. Они продолжают плодотворную работу по разным направлениям отечественной науки.
С 2011 года только самарские «Союзы» обеспечивают доставку космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию.
Перед конструкторами ставились новые задачи, связанные со сближением и стыковкой отдельных космических аппаратов и кораблей в большие пилотируемые орбитальные станции, с выходом космонавтов в космос, с переходом из одного корабля в другой, с проведением монтажных и ремонтно-восстановительных работ на внешней поверхности космических аппаратов.
Надежность самарских ракет и возможность их быстрого переоснащения под доставку космических аппаратов различного назначения на нужные орбиты высоко оценены во всем мире.
В расчете на дальнейшие проекты усовершенствования выпускаемых ракет на заводе продолжается обновление и реконструкция производства.
В год 130-летия предприятия будет завершена его глобальная компьютеризация и переход на 3D проектирование. С помощью трехмерного моделирования уже сейчас создаются многие узлы и детали КА. Например, разработка космического аппарата «Обзор-Р» ведется полностью в электронном виде.
Но самой ответственной задачей завода сейчас считается подготовка к работе ракет-носителей, таких как «Союз-5» и космических аппаратов научно-прикладного назначения, аппаратов ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли).
Заключение
Здесь много запретов: нельзя снимать общие и панорамные планы, исследовательское оборудование. Ходить по цехам можно только в сопровождении сотрудника службы безопасности и строго следовать его инструкциям. Обстановка секретности оправдана: на РКЦ «Прогресс» в Самаре производят космические ракеты.
За свою долгую трудовую жизнь АО «РКЦ «Прогресс», бывший авиазавод № 1 имени Сталина, несколько раз менял свое название, а также профиль выпускаемой продукции. Почти всю более чем вековую историю он верно служил авиации, космонавтике и защите своего Отечества. Воспитал не одно поколение талантливых конструкторов, ученых, инженеров. Был кузницей кадров для многих предприятий отечественного аэрокосмического машиностроения. Таким он остается и сейчас
Знаменитые ракеты-носители «Союз» считаются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также большинства отечественных космических аппаратов.
31 марта 2024 года в 12 часов 36 минут по московскому времени с площадки 31 космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2-1б» осуществлен успешный запуск космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» №4. Ракета-носитель т космический аппарат разработаны и изготовлены АО «РКЦ «Прогресс». Это запуск тысячного аппарата собственной разработки.
В центре Самары установлен монумент «Союз». Ракета стоит вертикально, как на старте. Запусков самарских ракет будет еще множество, ведь ракето- и аппаратостроители продолжают работу.
Вся информация и фотографии для данной работы взяты из открытых источников.
Список использованной литературы
1. История ЦСКБ «Прогресс»: как велосипед превратился в ракету : статья // Samara stories. – URL: https://dzen.ru/a/YGoaOnQa3CUd4eMU. – Дата публикации: 06.04.2021.
2. Алпатова, Н. ЦСКБ – Прогресс. Маршрут мирового значения «Самара – Вселенная» / Н. Алпатова // Самара и губерния : областной журнал. – 2010. – № 4. – URL: https://sgubern.ru/articles/4801/6005/ (дата обращения: 15.03.2024).
3. Родина советских ракет: рассказываем историю уникального завода «Прогресс» // Блокнот: новости Самары сегодня : официальный сайт. – URL: https://bloknot-samara.ru/news/rodina-sovetskikh-raket-rasskazyvaem-istoriyu-unik-1630444. – Дата публикации: 31.07.2023.
4. Звездный путь «Прогресса». История авиазавода №1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс» (7) // БезФормата: новости Самары и Самарской области : официальный сайт. – URL: https://samara.bezformata.com/listnews/progressa-istoriya-aviazavoda-1-budushego/32540256/ (дата обращения: 15.03.2024).
5. Шестерикова, М. «У нас все летало без святой воды»: самарские ракетостроители – о прошлом и будущем космической отрасли / М. Шестерикова // Комсомольская правда - Самара : газета. – 2019. – 12 апреля. – URL: https://www.samara.kp.ru/daily/26965/4020444/ (дата обращения: 15.03.2024).
6. Голос космоса. От «Востока» до «Восточного». История российских космических достижений в воспоминаниях старейших конструкторов ЦСКБ «Прогресс» в программе «Радио России» - Самара // ГТРК Самара: выпуски радиопрограмм : сайт. – 2021. – 07 апреля. – URL: https://tvsamara.ru/news/golos-kosmosa-ot-vostoka-do-vostochnogo/ (дата обращения: 15.03.2024).
7. Антяскин, А. ЦСКБ «Прогресс»: как делают ракеты в Самаре :фотоэкскурсия / А. Антяскин // LiveJournal : сайт. – URL: https://aniskin1968.livejournal.com/1698855.html (дата обращения: 15.03.2024).
8. Рубцова, Ю. Филиал РКЦ «Прогресс»: полвека на Байконуре : фоторепортаж / Ю. Рубцова. // LiveJournal : сайт. - URL: https://seleste-rusa.livejournal.com/1116970.htm l (дата обращения: 15.03.2024).
9. Звездный путь «Прогресса». История авиазавода № 1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс». Часть 6 // Миртесен : медиаплатформа. - URL: https://aviatorguru.mirtesen.ru/blog/43993512201/%C2%ABZvezdnyiy-put-%C2%ABProgressa%C2%BB%C2%BB-Istoriya-aviazavoda-%E2%84%961%2C-buduschego-O (дата обращения: 15.03.2024).