СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История первобытнообщинного хозяйства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности. Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ковремени 35 - 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 - 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образования классов до наших дней придется только 4 минуты. Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке - в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены - еще позднее. История зарождения из животных существ человека - и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество - до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени - ни письменных, ни архитектурных - не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей - и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более позднее время, медный или бронзовый и железный век, более благодатная почва для исторического исследования - памятников, в том числе и письменных и архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому цель данной работы - уделить больше внимания самому древнему прошлому человечества, тем более, что последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.  

Просмотр содержимого документа
«История первобытнообщинного хозяйства»

Тематический вечер, посвящённый Дню Героев Отечества

Нестерова Ольга Михайловна, воспитатель;

Милош Дмитрий Вадимович, воспитатель

Федеральное государственное казённое

общеобразовательное учреждение

«Кронштадтский морской кадетский корпус

Министерства обороны Российской Федерации»


Цели:


Актуализация и формирование знаний обучающихся.


Задачи:


Развивать интерес к Отечественной истории.


Развивать кругозор.


Воспитывать у кадет чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.


Вовлечение обучающихся в различные виды положительной деятельности.



День Героев Отечества или День Героев - отмечается 9 декабря, который был восстановлен в соответствии с указом Президента России от 28 февраля 2007 года. До 1917 года в этот день (старый стиль - 26 ноября) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров в честь учреждения в 1769 году ордена Святого Георгия Победоносца императрицей Екатериной II. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Им были награждены выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов.


Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращён ордену в 2000 году. День героев Отечества включён в закон "О днях воинской славы и памятных датах России". Сейчас 9 декабря поздравляют и Героев Советского Союза, и Героев Российской Федерации, и кавалеров Ордена Славы.


День Героев Отечества - праздник, уходящий корнями не только к георгиевским крестам, первым Золотым Звёздам, но и куда-то дальше в исторические глубины - к Александру Невскому, к Пересвету и Ослябе, подвижнически отдавшим свою жизнь за Отечество.


Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При слове «подвиг» сознание признательно высвечивает имена соотечественников, которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать больше других, своим примером продвинуть армии и общество на какой-то новый рубеж, полнее раскрыть возможности человека, силу его духа и воли.


Наше Отечество богато героями. Кому ещё на земле выпали столь суровые испытания? Кто ещё пролил столько крови за свою свободу?



Викторина «Герои Отечества».


1 конкурс. «Героические даты».


1. 1941-1945 г. (Великая Отечественная война);


2. 24 августа 1812 г. (Бородинское сражение);


3. 15 июля 1240 г. (Невская битва);


4. 1612 г. (Второе народное ополчение, изгнание поляков из Москвы).



2 конкурс. «Былинные герои».


Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, сказаний, стихотворений, из книг);

Этот герой просидел на печи 33 года (Илья Муромец);

Этот герой был до того силен, что мог своими руками мять кожи (Никита Кожемяка).

Три богатыря, эпические герои, герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).


3 конкурс. «Пословицы».


- Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы знаете?


«Не родом богатырь славен, а подвигом».


«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».


«Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».


«В русском сердце честь да любовь».


«Смелость силе воевода».


«Кто смел, тот и на коня сел».


«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».


«На Руси не все караси, есть и ерши».


«Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать».


«Бой отвагу любит».


«Волков бояться в лес не ходить».



4 конкурс: «Герои Отечественной войны 1812 года».


Аукцион. Именно он принял решение об оставлении Москвы без боя, сказав: «Мы оставляем Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию» (М.И. Кутузов);

Кто являлся главным «героем» этой войны, в честь которого она и получила название «Отечественная»? (народ);

Этот музей, посвящённый одному из ключевых событий Отечественной войны, имеет необычную форму – в виде круга. Находясь в его центре, создаётся впечатление, что сам находишься на поле брани (Бородинское сражение);

Этот полководец, происходивший из грузинских князей, прославился в годы Отечественной войны. Во время Бородинского сражения он командовал левым флангом и был смертельно ранен осколком (Багратион).


5 конкурс. «Города-герои».


Этот город продержался в блокаде 900 дней и ночей (Ленинград);

Назовите город, который знаменит не только своими пряниками и самоварами, но и героической обороной в 1941 году (Тула);

Крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и сопротивлялась до холодов (Брест);

Город на Волге, где в 1942 году решалась судьба Великой Отечественной войны (Сталинград).


6 конкурс. «Герои Великой Отечественной войны».


Великий полководец, «Маршал Победы», четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». 24 июня 1945 г. Принял Парад Победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне, который состоялся в Москве на Красной площади (Георгий Константинович Жуков);

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, герой Советского Союза (Иван Никитович Кожедуб);

В честь этого маршала Советского союза был назван тяжёлый танк «КВ» (Клим (Климент) Ефремович Ворошилов);

Красноармеец, стрелок-автоматчик, награждён посмертно почётным званием Героя Советского Союза, известен благодаря самопожертвенному подвигу, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Его подвиг широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино и стал в русском языке устойчивым выражением (Матросов Александр Матвеевич).


7 конкурс. «Женщины-герои».


Первая женщина-космонавт, её позывной «Чайка» прозвучал на весь мир 16 июня 1963 г., и до сих пор её имя известно миллионам (Терешкова Валентина Владимировна);

Вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос (Савицкая Светлана Евгеньевна);

Советская лётчица - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (Гризодубова Валентина Степановна).

Партизанка, герой Советского Союза. В октябре 1941 г. ушла добровольцем в партизанский отряд. Попала в плен, где фашисты сперва пытали её, а затем повесили. Первая женщина, удостоенная почётного звания Герой Советского Союза (посмертно) в годы Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне (Зоя Анатольевна Космодемьянская).


8 конкурс. «Награды».


Первая награда новой Российской Федерации, которой удостаиваются «за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига» (Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации);

Этот Орден в годы Великой Отечественной войны могли получить солдаты и офицеры, которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск (Орден Отечественной войны);

Герой советского писателя и поэта Александра Трифоновича Твардовского в поэме «Василий Тёркин» говорил:

Нет, ребята, я – не гордый,


И заглядывая вдаль,


Я скажу: «Не надо орден


Я согласен на … »


- На что же он был согласен? (на медаль);


Какой специальный знак отличия военного ордена был учреждён 13 февраля 1807 года «для поощрения храбрости и мужества» солдат и унтер-офицеров. Этот знак имел четыре степени. (Серебряный Георгиевский крест на Георгиевской ленте).


9 конкурс. «Герои флота».


Про этот корабль в песне поётся:

Дремлет притихший северный город,


Низкое небо над головой.


Что тебе снится крейсер « … »,


В час, когда утро встаёт над Невой?


(Аврора);


Великий русский флотоводец XVIII века, адмирал, прославился в годы русско-турецкой войны. Один из орденов современной России назван в его честь (Фёдор Фёдорович Ушаков);

Великий русский флотоводец XIX века, адмирал, прославился в годы Крымской войны. Разбил турецкий флот в Синопской бухте, командовал обороной Севастополя, герой Севастопольской обороны (Павел Степанович Нахимов);

Про этот русский боевой корабль, русско-японской войны, поётся в песне:

Наверх вы, товарищи. Все по местам


Последний парад наступает


Врагу не сдаётся наш гордый « … »


Пощады никто не желает!


(Крейсер «Варяг).



10 конкурс. Финал.


«Крылатая фраза». Многие из его высказываний стали крылатыми. Вот одно из них: «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Кто автор этих слов? (Александр Васильевич Суворов);


«Герои-неудачники». Эти герои вышли на площадь, чтобы ограничить власть императора и дать права народу, но в результате пятеро из них было повешено, а остальные отправились в Сибирь или Кавказ (Декабристы);


«Братья». Эти два брата были убиты другим старшим братом, получившим прозвище Окаянный, хотя ни в чем не были перед ним виноваты. Позднее они стали первыми князьями, причисленными к лику святых (Борис и Глеб);


«Памятник герою». Этот памятник у стен Кремля знает каждый. Сюда приезжают главы всех международных делегаций, чтобы возложить цветы и отдать дань памяти его подвигу (Памятник неизвестному солдату).



В конце конкурса подсчитываются результаты.


Награждение победителей.



Изречения национального героя России, великого русского полководца Александра Васильевича Суворова:


Служба и дружба — две параллельные линии: не сходятся.


Дисциплина — мать победы.


Праздность — корень всему злу, особливо военному человеку.


И в нижнем звании бывают герои.


Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.


Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец.


Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.


Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится.


За учёного трёх неучёных дают.


Всякий воин должен понимать свой манёвр.


Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.


Негоден тот солдат, что отвечает «Не могу знать».


Сам погибай — товарища выручай.


Кто напуган — наполовину побит.




























Викторина.

I. Вопросы.

1. Когда в России отмечают День Героев Отечества?

а) 23 февраля б) 9 декабря в) 8 марта

2. Как звали императрицу, которая 9 декабря 1769 г учредила новую награду?

а) Екатерина б) Елизавета в) Ольга

3. Как называли великомученика Георгия?

а) Святой б) Великий в) Победоносец

4. От кого Георгий Победоносец спас дочь правителя?

а) от ведьмы б) змея в) соловея-разбойника

5. На какой из монет изображен Георгий Победоносец?

а) 50 коп б) 10 руб в) 1 руб

II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ.

  1. Викинг – воин скандинавов
    тот народ суровых нравов.
    Как его, скажите, детки,
    называли наши предки?
    (Варяг)

  2. 2.  Русский воин в битве смел –
    защитить себя сумел 
    и России рубежи. 
    Как его зовут, скажи? ( Ратник)

  3. Крейсер русской старины, 
    Защищал он честь страны.
    Он в пучине вод остался, 
    но японцам в плен не сдался. ( «Варяг»)

  4. Я – город - герой
    Стою над Невой. ( С – Петербург )

  5. Отчизну она защищает, 
    нам мир и покой охраняет
    В ней – авиация, пехота и бойцы морского флота. ( Армия)

  6. В болоте родился,
    три раза крестился. 
    ( Петербург, Петроград, Ленинград)

  7. Порог Москвы – в Россию двери;
    Тут русские дрались, как звери. ( Смоленск)

  8. Там творили Кольцов и Никитин,
    Строил храмы Митрофан Святитель,
    Помнит город победу и славу,
    как ходили воевать за державу. 
    Там колыбель морского флота,
    Там пушки лил Великий Пётр.
    Город – крепость, щит России,
    его земля - живая сила. ( Воронеж)


«День Конституции»

Форма: игра «Поле Чудес»

Предмет: обществознание

Правила игры:

  1. Участвуют ученики 6 класса

  2. Игра проводится в 3 тура, финал и супер-игра.

  3. Перед каждым туром проводится отборочный тур, в котором выбираются участники туров.

  4. В финал выходят победители 3-х туров.

  5. В турах побеждает игрок, который первым правильно отгадает слово на табло.

Ход игры:

Ведущий:

Мотивация

Китайский философ в IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.

И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

Какой сегодня день прекрасный!

Двенадцатое декабря –

Закона основного праздник,

Что в обиход введен не зря:

Закон любой державе нужен,

Чтоб знать, что можно, что нельзя!

- Добрый день, друзья. Сегодня наша игра посвящена Конституции Российской Федерации. А что такое Конституция? (ответы)



Ведущий: Итак, начинаем увлекательную и познавательную игру. Правила игры: нельзя подсказывать, нельзя выкрикивать с места. Ну а в остальном как в известной игре «Поле Чудес».

- Участники игры будут определяться о время отборочных туров. Кто быстро и правильно ответит на вопросы, тот и войдет в первую тройку игроков. С места не выкрикивайте, кто первым поднимет руку, тот и получает право ответа на вопрос.

И я объявляю первый отборочный тур для участников первого тура.




1-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Назовите символы государства? (герб, флаг, гимн)

  2. С каких слов начинается гимн РФ? (Россия - священная наша держава)

  3. С какого возраста гражданин РФ, согласно Конституции, может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (с 18 лет)

  4. Во сколько лет дети получают паспорт в РФ? (в 14 лет)

В.: Итак, участники первого тура определены. Прошу вас занять свои места возле барабана.

I тур.

Вопрос: Задание для первого тура. Как вам известно, Конституция – это основной закон государства. Современная конституция была принята 12 декабря 1993 г. Этот документ выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. А что в переводе с латинского означает Конституция …

Вы можете назвать слово сразу (но только когда до вас дойдёт ход) или отгадывать по буквам. Итак, крутите барабан.

(устройство)

Ответ: Большой энциклопедический словарь так толкует понятие Конституция:

Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. И в переводе с латинского Конституция – устройство.

В.: И в финал выходит _______________(ФИ). Остальные участники занимают места в зрительном зале и могут вновь попробовать свои силы в отборочном туре и стать участниками 2 тура.

2-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Что в переводе с древнегреческого языка означает «демократия»? (власть народа)

  2. Человек, который любит своё Отечество и ставит интересы Отечества выше личных. (патриот)

  3. Имя всадника, изображённого на гербе РФ? (Георгий Победоносец)

  4. Что означает слово «федерация»? (союз, объединение)

В.: Итак, участники второго тура определены. Прошу вас занять свои места возле барабана.

II тур.

Вопрос: Задание для второго тура.

В ст. 3 Конституции говорится, что единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и … что ещё?

Вы можете назвать слово сразу (но только когда до вас дойдёт ход) или отгадывать по буквам. Итак, крутите барабан.

(референдум)

Ответ: правильно референдум. Это всенародный опрос, выясняющий мнение граждан по какому-то важному вопросу. И Конституция РФ была принята всенародно на референдуме.

В.: И в финал выходит _______________(ФИ). Остальные участники занимают места в зрительном зале и могут вновь попробовать свои силы в отборочном туре и стать участниками 3 тура.

Ученик:

Права, свободы человека —

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.




Мы честь отчизны охраняем,

Мы все едины, мы — народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.




Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

3-й отборочный тур.

Вопрос:

Перечислите обязанности граждан РФ. (соблюдать Конституцию, защищать Отечество, беречь памятники истории и культуры, платить установленные налоги, соблюдать законы)

В.: Итак, участники третьего тура определены. Прошу вас занять свои места возле барабана.

Вопрос: Задание для третьего тура.

Все люди в нашей стране имеют равные права. Вот как об этом сказано в ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и … чего ещё?

Вы можете назвать слово сразу (но только когда до вас дойдёт ход) или отгадывать по буквам. Итак, крутите барабан.

(национальность)

Ответ: национальности. Россия - многонациональное государство, на территории которого проживает более 180 национальностей. И все они имеют равные права и свободы.

В.: И в финал выходит _______________(ФИ). Остальные участники занимают места в зрительном зале.

Финал.

- Парламент — высший представительный и законодательный орган власти. Вспомните, как во Франции в средние века назывался парламент? Верно, Генеральные штаты. В Германии парламент называется бундестаг. А как называется парламент в Российской Федерации?

Вы можете назвать слово сразу (но только когда до вас дойдёт ход) или отгадывать по буквам. Итак, крутите барабан.

Ответ: парламент РФ называется Федеральное Собрание. Согласно Конституции, Федеральное Собрание – это представительный и законодательный орган власти. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В.: Победитель игры _______________(ФИ).

Супер игра.

Правила: три слова. По горизонтали нужно отгадать слово обязательно. Если слова отгадаете по вертикали – дополнительный приз.

Внимание задание для супер игры: Какими правами, согласно Конституции, обладает гражданин РФ? На табло только три права. Я вам разрешаю назвать 6 букв. На размышление – 1 минута. Время пошло. Итак, ваш ответ.

По горизонтали: образование

По вертикали: слева – свобода, справа – жизнь.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!