СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История возникновения выборов в России (от Новгородской феодальной республики до современности)"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации освещается история выборов России от истоков до современности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История возникновения выборов в России (от Новгородской феодальной республики до современности)"»

  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ (от Новгородской феодальной республики до современности)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ (от Новгородской феодальной республики до современности)

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики (XII-XV вв.). В Великом Новгороде сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). В каждом районе имелось территориальное собрание -вече, где принимались  решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения.

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики (XII-XV вв.). В Великом Новгороде сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). В каждом районе имелось территориальное собрание -вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники.

Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию.

Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения.

На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться
  • На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни.
  • Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев
С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства.
  • С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства.
   В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.

В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.

      Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. 

Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. 

На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний – в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось.  Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.

На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний – в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось.  Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.

             На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся вновь уже в XX веке. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся вновь уже в XX веке. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия.

               Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом  выборщик представлял  2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30  тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины,  военнослужащие, кочевые народы.  Полномочия Думы были ограничены.  Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.   Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так,  например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет  существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не  выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом  выборщик представлял  2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30  тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины,  военнослужащие, кочевые народы.  Полномочия Думы были ограничены. Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.   Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так,  например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет  существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не  выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем  одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало  образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания  (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума). Выборы Президента России проводились в  1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года.

12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем  одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало  образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания  (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума). Выборы Президента России проводились в  1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года.

             Положение о прямых выборах Президента  сохранилось и в  Конституции Российской Федерации 1993  года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет. На данный момент срок полномочий президента увеличен до 6 лет.  Очередные выборы Президента России состоятся в 2018 году.

Положение о прямых выборах Президента  сохранилось и в  Конституции Российской Федерации 1993 года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет. На данный момент срок полномочий президента увеличен до 6 лет. Очередные выборы Президента России состоятся в 2018 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!