Историко-культурный стандарт
Предыстория
Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).
Принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновление структуры школьного исторического образования определяются возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.
историко-культурный стандарт включает в себя
- принципиальные оценки ключевых событий прошлого;
- основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий;
- сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Методической основой изучения курса истории в школе согласно Концепции является
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Учебно-методический комплекс
Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:
1) учебник (в т.ч. электронный);
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторические карты;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
5) книгу для чтения
Комплект методических материалов и пособий
для учителя должен включать в себя:
1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт;
2) примерную учебную программу по истории;
3) рабочая программа по предмету;
4) предметные и курсовые методические пособия.
Разделы ИКС и
структура курса истории
6 класс
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
7 класс
Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к
царству
8 класс
Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к
империи
9 класс
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
10 класс
Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914- 1922 гг.
Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11 класс
История России в мировом контексте
(базовый и профильный уровни)
Особенности структуры учебника
- События и процессы всеобщей истории изучаются синхронно с историей России
- Акцентируется внимание на истории российской культуры
- Исключается возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
- Обеспечивается доступность изложения, образность языка.
ВЫВОД
Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.